Методы словесного гипнотизирования и внушение в состоянии гипнотического сна.

Как говорилось выше, гипнотизирует веб, что раньше совпадало с сонным состоянием. С помощью слова можно вызвать и внушить ощущения и представления подобных состояний, предложив пациенту представить, например, состояние усталости, разбитости и т. п.

Гипнотизируемый станет вашим союзником, если вы предварительно скажите ему о том, что успех зависит от него: от того, как он расслабится; от того, хватит ли у него силы воли, чтобы удалить из головы посторонние мысли; от того, будет ли духовное содействие с его стороны. Нужно подчеркнуть тот факт, что чем выше интеллект гипнотизируемого, тем ему это легче удается. Еще яснее это видно из того факта, что именно из-за отсутствия интеллекта опыты над животными заканчиваются, как правило, неудачен.

Формула внушения должна быть строго индивидуальной, как и вообще сама форма гипноза. Прежде всего она должна быть понятна и коротка, произносить ее необходимо всегда отчетливо. Формула внушения должна быть реальной, так как испытуемый не сможет представить то, что никогда не видел и не ощущал. А.П.Слободяник рекомендует произносить слова с некоторыми паузами, как это иногда делается при команде. Но только нужно иметь в виду, что командовать это далеко не то же самое, что внушать. Не нужно резко приказывать, но нельзя и просто произносить. Нужно именно внушать.

Голос не должен быть пронзительным, и в то же время он не должен быть замогильным. Как те, так и другие звуки одинаково не нравятся.

Самое главное – говорить кратко, просто и убедительно.

Гипнотизер должен говорить вежливо и мягко, звук речи должен быть такой интенсивности и с такой интонацией, чтобы каждое слово «проникало в душу» (А.П.Слободяник, 1982 г.). При словесном внушении вся энергия должна быть сосредоточена именно на слове.

И.В.Стрельчук замечает, что громкость внушения должна изменяться в зависимости от гипнотической фазы.

В парадоксальной фазе более эффективно внушение, производимое тихим голосом или шепотом.

Гипнотическая формула должна производить впечатление несомненности реализации, звучать категорически и спокойно, в дальнейшем темп речи должен ускоряться, но не значительно, с целью выключения или запутывания мыслительных процессов.

При внушении формула должна строиться по принципу «словно», «как будто бы» или же прямо с этих слов: «Вас словно охватывает чувство покоя. В голове возникает легкий туман. Создается впечатление, что посторонние шумы, звуки, шорохи отходят все дальше и дальше и все меньше доходят до вашего сознания».

Что касается интонации, то, как мы уже знаем, любой суггестивный вопрос, если он будет поставлен очень робким, неуверенным голосом, обязательно утратит свое суггестивное значение. И, наоборот, если субъекту поставить даже самый безобидный вопрос, но задать его настойчивым тоном и сопроводить строгим взглядом, можно получить любой желательный ответ. С другой стороны, для истерических особ не подходит обычное монотонное внушение, оно их будет только раздражать, и эффекта не получится. При гипнотизации таких субъектов подходит императивный тон.

Но все же, каким способом наиболее успешно можно ввести пациента в более или менее глубокое гипнотическое состояние?

И.В.Стрельчук дает такой ответ на этот вопрос:

1. Гипнотический сон быстрее и лучше всего на ступает в результате первичного воздействия через ту сигнальную систему, которая более тормозима у данного пациента.

2. У большинства пациентов, у которых вторая сигнальная система повышенно тормозима (прежде всего при истерии), гипнотический сон легко достигается в результате словесного воздействия, то есть первичного воздействия на вторую сигнальную систему. Применение к этим пациентам монотонных звуковых, световых раздражителей (первичное воздействие на первую сигнальную систему) иногда даже противодействует развитию у них гипнотических фаз сна.

3. У больных психастенией и навязчивым неврозом, у которых более тормозима первая сигнальная система, а во второй часто имеются явления застойного возбуждения, гипнотическое состояние быстрее и легче достигается посредством воздействия на первую сигнальную систему монотонными, ритмичными звуковыми, световыми и кожными, особенно тепловыми, раздражителями.

4. У пациентов без резкого преобладания какой-либо одной из корковых сигнальных систем, приблизительно с одинаковой тормознмостью обеих сигнальных систем, гипнотическое состояние лучше всего достигается посредством воздействия на обе корковые системы, то есть посредством сочетания внушения и применения зрительных, кожных или слуховых раздражителей.

Следует отметить, что у больных сосудистыми поражениями головного мозга отмечается снижение внимания до повышенной его истощаемости. У больных с НПНМК внимание снижается по гиперстеническому типу, с ПНМК – по астеническому типу. У постинсультных больных наиболее выражено снижение способности к переключению внимания. С нарастанием сосудистой недостаточности головного мозга происходит снижение внушаемости, и гипнабельности в частности.

Практика показала, что с успехом можно применять следующую форму гипнотизации. Усадив человека в кресло или уложив на кровать, медленно, но уверенно начинают произносить формулу.

Фаза гипнотизации: «Итак, вы будете слушать меня и выполнять все, что я вам буду говорить. Ложитесь поудобнее. Примите положение, в котором вы обычно отдыхаете. Вот так! Располагайтесь удобнее, не торопитесь и не волнуйтесь.

Когда вы заняли удобное положение, отрегулируйте дыхание. Сделайте несколько глубоких вдохов и спокойных, плавных выдохов.

Выдох медленный, спокойный, плавный. Старайтесь думать только о покое.

Находясь в удобном положении, полностью расслабьтесь. Голова словно вдавилась в спинку кресла. Вы хорошо ощущаете положение вашего тела, но в то же время все больше усиливается расслабление.

Раскатывайте успокоение и расслабление по телу, как свернутое покрывало. От головы до ног. При этом мысленно приговаривайте: „Я расслабляюсь и успокаиваюсь“.

Постарайтесь ни о чем не думать. Ничего страшного с вами не случится. Сейчас я проведу с вами сеанс приятного отдыха. Успех его будет зависеть от вас, от вашего желания и внутреннего состояния, от вашей готовности выполнять мои наставления. Ни о чем не думайте! Ничего не бойтесь, не сопротивляйтесь внушению и моей доброй воле!

Дышите свободно и ровно, абсолютно расслабьте себя, ни о чем не думайте!

Гипнотический сон имеет ту же природу, что и естественный сон, но отличается от него тем, что во время отдыха вы постоянно будете слышать мой голос, он не будет вас раздражать. Он будет доноситься откуда-то издалека. Это значит, что мои слова, воспринимаемые вами в состоянии торможения коры головного мозга, окажут сильное воздействие на ваше заболевание.

Я не сомневаюсь, что вы с доверием подчинитесь моему влиянию, так как это принесет вам пользу. Вы находитесь в полутемной тихой комнате, где ничто вас не раздражает и не волнует. Вы приняли уже удобное положение. Для еще большего спокойствия закройте глаза. Удобная поза, закрытые глаза располагают к отдыху.

Теперь вас уже ничто не раздражает. Вы хорошо и отчетливо слышите только мой голос. Вы хорошо понимаете все, что я вам говорю, и продолжаете слушать мои внушения.

Глаза закрыты, но вы не спите! Сознание совершенно ясное! Нет дремоты, вы все время слышите меня и ясно понимаете, о чем я говорю. Вы только ощущаете скованность. Вы находитесь в таком состоянии, когда ваша нервная система очень восприимчива к внушению, подчиняется моей воле, моим приказаниям!

Скованность охватывает все ваше тело. Вы без сопротивления слушаете мои слова, мои внушения. Внушения уже действуют на вас, проникают внутрь вас, становятся частью вашего сознания, ваших убеждений, желаний, поступков и действий. Ничего кроме моих слов! Они оказывают на вас успокаивающее и лечебное действие. Только лечебное! Мои слова сильнее всех других слов! Нет никакого сопротивления! Все мышцы вашего тела все больше начинают расслабляться.

Вы словно развалились в этом кресле. Во то нервная система приходит в состояние полного покоя. Вас ничто не тревожит, не беспокоит и не волнует. Вы совершенно успокоились. Дыхание ровное, спокойное.

Вы не слышите никаких шумов, звуков, они словно уходят от вас вдаль, далеко, далеко. Вы без всякого напряжения слышите только мой голос, приносящий вам успокоение. Сейчас вас ничто не волнует, вы ощущаете полный душевный покой. Ни о чем не думайте. Ничего не бойтесь, не сопротивляйтесь внушению, моей доброй воле. Дышите свободно и ровно, абсолютно расслабилась каждая мышца. Дышите свободно и ровно, абсолютно расслабилась каждая мышца.

Ваше тело постепенно начинает тяжелеть. Появляется усталость. Ваши заботы, тревоги, неприятные ощущения незаметно рассеиваются и исчезают. Их уже нет вовсе. Тяжелеют руки, ноги. Приятно тяжелеет голова. Ноги тяжелые-тяжелые. Стопы и кисти тяжелые, словно налились свинцом.

Чувство усталости усиливается. Появляется дремота, сонливость. Мысли путаются, плывут, в голове легкий туман. Ваши веки совсем отяжелели, дремотное состояние все усиливается. Появляется ощущение, что всякое движение для вас затруднительно. Не хочется ни двигаться ни шевелиться.

Постоянный шум не производит на вас никакого впечатления. Ваши руки, ноги, голова становятся все тяжелее. Сердце работает спокойно, ритмично. Вы дышите свободно и глубоко. Вам хочется дремать.

Дремотное состояние усиливается, нарастает, проникает в голову, проникает в мозг. Вы постепенно погружаетесь в здоровый сон.

Сейчас все ваше тело, ваша нервная система, каждая клеточка набирается сил. Сонливость одолевает вас больше и больше.

Хочется спать! Вас безудержно клонит ко сну. Вы засыпаете! Вы с каждой минутой засыпаете все глубже и глубже. Засыпаете!

Погружаетесь в сон все глубже и глубже. Засыпаете крепче.

Спите! Спите спокойно! Вас ничто не тревожит, не беспокоит. Ваш покой тщательно оберегается и охраняется.

Вам сейчас приятно и хорошо. Мой голос звучит глуше и глуше, как будто доносится издалека, но очень ясно для вас.

Действует на вас словно исцеляюще! Спите спокойно! Вас никто не тревожит, вы уже спите глубоко и спокойно. Вы слышите только мой голос. Спите! Спите!» (протяжно и спокойно).

Сделайте паузу в 20 секунд и продолжайте: «Вы крепко спите, ровно дышите, отдыхаете. Вы ни о чем не думаете. Вы испытываете чувство успокоения. Вы давно уже погрузились в дремоту, дремота переходит в сон, и вы окончательно засыпаете» (протяжно).

Примерное внушение (произносится благожелательным тоном): «Вы продвигаетесь по пути к хорошему самочувствию, быстрому выздоровлению. С каждым нашим сеансом вы освобождаетесь от забот и тревог.

Вы все меньше обращаете внимания на неприятные ощущения, которые вас беспокоят и тревожат. В настоящее время вас ничто не волнует, не тревожит и не заботит. Вам удивительно спокойно, приятно и хорошо. Вы освобождаетесь от отрицательных качеств вашего характера. Все неприятное уходит в прошлое и забывается. Создается впечатление, что с сердца упала тяжесть, вам удивительно свободно и хорошо.

С каждым днем нормализуется сон, он становится продолжительным и глубоким. Вы засыпаете быстро и спокойно, а проснувшись, чувствуете себя отдохнувшим. Великие мыслители Руссо и Кант учили, что настойчивая мысль о выздоровлении – это уже наполовину выздоровление. Ваш лечащий врач поможет вам укрепить себя духовно и физически, укрепить вашу ослабевшую волю, стремление стать здоровым, нормальным человеком, чтобы вы смогли нормально жить и плодотворно трудиться. Вы постепенно проникаетесь добрыми, хорошими мыслями, вы верите в успех лечения. Вы опять ощущаете радость, которую приносит вам семья, нормальные отношения с родными, близкими и товарищами.

Вы снова сможете воспринимать красоту природы, искусства, испытывать радость творчества. Ведь до сих пор вы не воспринимали и не ощущали всего этого из-за своей болезни, которая занимала все ваши мысли, все ваше сознание. Вся эта богатая, переливающаяся красками жизнь перед вами, она в ваших руках! Идите смело в эту жизнь и сметайте со своего пути все, что мешает вам идти вперед!».

Подкрепление сна:

«Сейчас вы находитесь в гипнотическом сне: отдыхаете, отдыхает все ваше тело, ваш мозг. Этот отдых принесет успокоение и облегчение.

Вас ничто не тревожит и не отвлекает. Все мышцы расслабились, отяжелели. Нервная система также расслабилась. Вам приятно и легко. Вы ни о чем не думаете. Вы крепко спите, но ясно слышите мой голос, который успокаивает вас, вселяет бодрость и веру в полное излечение. Вы слышите мой голос, не напрягая внимания.

Мои слова как бы вливаются в ваш мозг и становятся частью вашего сознания. Вы впитываете мои слова, чтобы никогда их не забыть, чтобы в будущем стать совершенно другим, изменить свое поведение и отношение к своему недугу и стать здоровым. Вы мирно отдыхаете, ровно и плавно дышите. Ваши глаза крепко закрыты. Вы испытываете чувство приятной истомы и расслабления.

Ваш мозг и тело находятся в глубоком отдыхе-сне. Спите! Спите! Засыпайте, еще глубже, еще глубже, еще глубже, еще крепче!».

Следует пауза, которую можно заполнить формулой внушения (протяжно).

Внушение сна:

«Свободное и глубокое дыхание наполняет вашу грудь. Сердце бьется спокойно, ритмично. Вы спите (протяжно). Этот сон освежит вас и укрепит вашу волю. Спите спокойно. Ваш сон никто и ничто не потревожит. Вы будете значительно сильнее и бодрее после этого она. Дышите ровно, спокойно и глубоко. Засыпайте все глубже и глубже. Вам сейчас приятно, вам хорошо. Спите спокойно (протяжно и спокойно).

Лечебные внушения оказывают на вас благоприятное действие. После этого сна у вас сильная воля, сильный дух, характер тверже, чем раньше. Ночной сон крепкий, спокойный, без сновидений. Настроение ровное, спокойное, вы работоспособны и деятельны».

Следует пауза, которую можно заполнить формулой внушения: «Сейчас я буду медленно считать до пяти, и с каждым счетом вы будете засыпать еще крепче и глубже. Через час крепкого сна я вас разбужу, а сейчас спите, отдыхайте, набирайтесь сил для борьбы с вашей болезнью.

Раз. Ваши веки тяжелые. В голове нет никаких мыслей. Каждая мышца расслаблена. Вы хорошо и мирно отдыхаете.

Два. Отдайтесь сну целиком и полностью. Тело становится все тяжелее и тяжелее, руки тяжелые, ноги тяжелые. Ни о чем не хочется думать.

Три. Вы не можете пошевелить ни одной мышцей своего тела. Не хочется ни двигаться, ни шевелиться, ни думать.

Четыре. Приятная теплота разливается по всему oтелу, вы засыпаете все крепче и крепче.

Пять. Вы спите. Мой голос становится все тише, все глуше. Спите спокойно, этот сон для вас целебный. Ваша воля и нервная система после этого сна будут значительно крепче и сильнее. Сейчас вы ровно дышите, ритмично бьется ваше сердце, вы погружаетесь все глубже в лечебный сон, лечебный отдых.

Спите, засыпайте все глубже и глубже! (протяжно). Вас никто не тревожит, а после часа крепкого сна вы проснетесь с хорошим самочувствием, в прекрасном настроении и не будете испытывать неприятных ощущений. А сейчас вы отдыхаете».

Сделайте паузу в 20 секунд.

Фаза дегнпнотизации или выведение из гипнотического состояния: «Продолжайте отдыхать. Отдыхайте (спокойно)».

Следует небольшая пауза.

«За это время вы хорошо отдохнули, поспали. Лечебные внушения остались с вами и после пробуждения окажут на вас свое воздействие. В этом вы убедитесь сами.

Вам легко и спокойно. Вы сделали еще один шаг на пути к своей цели – быть здоровым. А теперь вы будете просыпаться. Я буду считать от пяти до одного, и с каждым счетом тяжесть и сонливость будут исчезать, в голове будет проясняться. На счет „один“ вы проснетесь в хорошем настроении и самочувствии.

Пять. Веки становятся легкими, все тело освобождается от тяжести, вялости. Из головы исчезает туман.

Четыре. В голове проясняется, свежеет, тело наливается энергией.

Три. Вы просыпаетесь, просыпаетесь все больше, все лучше ощущаете все свое тело.

Два. Еще больше просыпаетесь, в голове ясно и свежо. Голова становится светлой, как кристалл, ясной, как горная вода. Вы уже можете подвигать и руками, и ногами.

Один. Вы проснулись. Откройте глаза. Сеанс окончен».

Следует сказать, что некоторые авторы (Л.Левен-фельд) рекомендуют не пользоваться словом «сон» или «спать», чтобы избегать его ожидания со стороны пациента, а говорить о состоянии, подобному сну.

Люди могут по-разному выходить из транса. Приведем еще один способ:

«Наш сеанс подходит к концу, и вы можете начать самостоятельно выходить из транса. Возможно, вам захочется слегка пошевелиться, или же вы просто откроете глаза или начнете дышать по-другому. Но я знаю, что вам может очень понравится открытый вами способ выхода из транса, вы можете пользоваться им. А сейчас самостоятельно выходите из состояния транса».

Итак, методика погружения в гипнотический сон известна, но текст внушения можно расширить или сузить, особенно при проведении первого сеанса. По-втопный сеанс потребует уже меньше времени, так как пациенты засыпают значительно быстрее.

Слова лечебных внушений должны меняться в зависимости от цели.

Обычно при проведении гипнотизации стремятся изменить поведение гипнотизируемого и навязать ему как-нибудь другую форму поведения. Ему предлагают сесть удобно и свободно в кресле, зафиксировать на каком-нибудь предмете взгляд пли закрыть глаза, ощутить полное расслабление, вспомнить приятные ситуации своей жизни или, воображая усталость после физической работы или ходьбы пешком, постепенно расслабиться, что неизменно приводит к состоянию транса. Затем с помощью словесного внушения сузить сознание и привести субъекта по ранее описанным методикам в состояние гипноза.

Обычно высокообразованные люди проявляют интерес к гипнозу. Но некоторые из них высказывают нежелание подвергнуться гипнозу (или не верят в него), а на самом деле, в подсознании, очень этого хотят. В этом случае можно применить «метод путаницы». Испытуемому делается ряд внушений, противоречивых, взаимоисключающих, отличающихся по форме и требующих от субъекта постоянного переключения внимания. Когда пациенту делают, например, внушение поднять руку, то при этом его выразительно просят поднять правую руку и не двигать левой. Когда врач-гипнолог, повторяя внушения, просит поднять левую Руку и не шевелить правой, то гипнотизируемый приходит к мысли, что гипнотизер не следит за тем, что говорит. Когда пациент окончательно убеждается, что врач путает, и, сам того не подозревая, вступает с ним в желаемое сотрудничество. Можно и вовсе сбить его с толку, требуя от него, чтобы он одновременно не двигал руками, одну поднял, а другую опустил вниз. После этого можно вернуться к первоначальному требованию.

Движимый желанием сотрудничать с врачом-гипнологом, который явно не следит за своей речью, пациент старается разобраться в хаосе путаных требований и приходит в такое замешлтрльство, что рад любому предложению, лишь бы выбраться из этой утомительной и запутанной ситуации. При этом все внушения в виде приказов надо отдавать быстро, решительно и уверенно, не позволяя гипнотизируемому опомниться и навести хоть какой-нибудь порядок.

В лучшем случае он может пытаться приспособиться к этой неразберихе и признать, что в этом потоке нелепостей есть какой-то смысл.

Прием Р.Брэга.

Гипнотизируемый в положении лежа. Ему предлагается закрыть глаза и расслабиться, при этом дается следующая установка: «Я буду громко считать и усыплю вас под этот счет. По мере того, как я буду считать, вы должны попеременно открывать и закрывать глаза. Как только я скажу „раз“ – вы на секунду откроете глаза и взглянете на меня, а потом снова закроете, и так поступаете при каждом счете».

Гипнотизер начинает медленно считать, глядя на гипнотизируемого так, чтобы, открывая глаза, они встречались друг с другом взглядом.

Интервал между цифрами о секунд. Просчитав от 1 до 20, начинайте первую серию из двадцати цифр с интервалом 15 секунд. Как правило, засыпание происходит уже во второй серии. Заметив, что открывание глаз происходит с трудом, начинайте проводить типовые внушения для установления раппорта: «Теперь ваши глаза должны закрыться. Вы не можете держать их открытыми. Они закрываются – и вы будете спокойно спать, слыша при этом мой голос. Закройте глаза. Вы теперь не можете их открыть. Попробуйте. Вы спите и слышите мой голос. Вы подчиняетесь моим приказам».

Метод можно несколько видоизменить. В состоянии расслабления субъекту предлагают сделать три глубоких вдоха и три медленных выдоха, после чего направить внимание на нормализацию своего дыхания, которое при фиксации на нем все равно не нормализуется.

Подается команда: «А сейчас сделайте свое дыхание плавным и неторопливым. Постарайтесь дышать ровно и спокойно».

Чем больше будет врач-гипнолог обращать внимание пациента на его дыхание, тем более неритмичным оно становится. И после кратковременной паузы вы делаете еще одно заявление: «А теперь обратите внимание на свою правую руку. Чем дольше ваш мысленный взор скользит по правой руке, тем больше вы ощущаете тяжесть в вашей руке. Тяжесть как будто усиливается, нарастает».

После этого врач-гипнолог повторяет упражнения со вдохом и выдохом и просит фиксировать мысленный взгляд на левой руке.

В состоянии транса гипнотизируемого можно без конца путать и так до тех пор, пока не станет ясно, что человек готов выполнить любое требование, лишь бы прекратилась эта путаница.

В этой ситуации можно использовать противопоставление ощущений в теле или сосредоточение на их изменении. Например, чем тяжелее становится одна из рук, тем легче становится другая; чем сильнее вы стараетесь запомнить, тем меньше вам удается вспомнить; чем сильнее вы сомневаетесь, тем более глубокий транс в конце концов возникает; чем сильнее напряжены мышцы в начале сеанса, тем более расслаблены они будут к его окончанию.

Гипнотизер может подкрепить речь следующими словами: «Каждый человек способен испытывать ощущения, и вы можете испытывать ощущения в разных частях своего тела, у вас могут возникнуть ощущения в руках. Я не знаю, в области правой руки пли левой руки у вас появится новое ощущение.

Ваша правая или левая рука станет легче, а может быть, тяжелее. Но я знаю, что вы можете обнаружить появление новых телесных ощущений».

Рассказывая о методах словесного гипнотизирования, необходимо остановиться на методе Эриксона. У испытуемого вызываются ощущения соучастия, интерес к эксперимрнтальной стороне дела и идеомоторной реакции. Чтобы помочь пациенту войти в состояние транса, врач-гипнолог должен овладеть его вниманием и направить это внимание внутрь, побуждая к внутреннему поиску и добиваясь гипнотического отклика.

Этот гипнотический отклик, который, с одной стороны, связан с внутренними потребностями пациента, а с другой – обусловлен целенаправленной волей врача-гипнолога, исходит из «обширного хранилища знаний», накопленных пациентом в течение жизни.

Психотерапевтическое внушение, направленное на достижение такого отклика, может быть выражено косвенным образом, будучи вкрапленным в обычный разговор или интересный рассказ.

Врач-гипнолог должен чутко следить за появлением всех трудноуловимых изменений в поведении пациента, которые свидетельствовали бы о его готовности к восприятию внушений. К ним относятся расслабленное и отрешенное выражение лица, остановившийся взгляд, отсутствие моргания и почти полная неподвижность. Обнаружив эти признаки, врач вправе полагать, что пациент впал в легкий транс.

После этого можно либо начинать внушение, либо сказать что-нибудь вроде: «Вот и все. Этого довольно», – предполагая, что пациент теперь сам будет работать над содержанием своего подсознания.

Рассказы Эриксона часто следуют архетипам, содержащимся в сказках, библейских преданиях и народных мифах. Так же, как в мифах, в них часто присутствует мотив поиска (И.В.Васильев, М.Ш.Магомед-Эмпнов, 1991). И хотя этот поиск на пути к поставленной Эриксоном цели может быть не столь возвышенно-героичен, как поиски Золотого руна, он не уступает им по внутреннему драматизму, а его успешное завершение рождает подобные чувства (В.К.Вилюнас, 1990).

Приведем записанную Шерток технику, основанную на поднимании и опускании руки: «Я хочу, чтобы вы почувствовали себя удобно на стуле и чтобы полностью расслабились. Теперь, когда вы сели, положите ваши обе руки плашмя на бедра. Вот именно так. Если вы будете следить за вашими руками, то заметите, что сможете внимательно наблюдать за ними. Единственное, что вы должны сделать – это сесть на стул и расслабиться. Вы заметите, что во время вашей релаксации возникают некоторые явления.

Они всегда происходили в то время, когда вы расслаблялись, но вы их прежде так хорошо не знали. Я вам о них сообщу. Я хочу, чтобы вы сосредоточили ваше внимание на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы почувствуете в ваших руках, каковы бы они ни были. Возможно, вы почувствуете напряжение. Возможно, вы ощутите ладонью вашей руки материю ваших брюк или тепло руки на бедре. Я хочу, чтобы вы наблюдали за испытываемыми вами ощущениями. Может быть, вы почувствуете нечто вроде зуда.

Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу, чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на вашу руку, и вы заметите, что она спокойна и остается все в том же положении. В ней уже есть движение, но пока еще не заметно. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз с вашей руки. Ваше внимание может отвлечься от вашей руки, но оно все время будет возвращаться к руке, и вы все время не отводите взгляда от руки, и спрашивайте себя, когда же движения, которые в ней возникают, станут видимыми».

Внимание пациента зафиксировано на его руке. Ему любопытно узнать, что произойдет. Пациент, заметив то или иное ощущение, будет рассматривать его, как продукт собственного опыта. Именно этого гипнотизер должен добиться. Пациента заставляют ассоциировать свои ощущения со словами гипнотизера. Позднее эти слова начнут вызывать сенсорные или моторные реакции. Так, если в одном из пальцев появляется легкое движение или вздрагивание (оно обязательно появится, так как длительное время человек неподвижно сидеть не может), гипнотизер, заметив это, сообщает, что это движение усиливается. И продолжает: «Интересно будет випеть, который из ваших пальцев начнет двигаться первым. Может быть, это будет большой палец или указательный, или безымянный, или мизинец. Вы не знаете точно, когда н на какой руке. Смотрите все время внимательно. Но вы заметите сперва легкое вздрагивание, может быть, правой руки. Смотрите, мизинец вздрагивает и шевелится. В начале движения вы заметите интересную вещь. Пространство, имеющееся между пальцами, расширяется очень медленно, и вы заметите, что пространство между ними расширяется все больше н больше. Они будут расходиться медленно. Пальцы расходятся все больше и больше, именно вот так».

Это пример прямого внушения, на которое пациент реагирует. Гипнотизер продолжает говорить: «Вскоре пальцы поднимутся, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше (указательный палец пациента слегка поднимается).

Заметьте, как поднимается указательный палец. В то же время другие пальцы хотят последовать за ним, вот они поднимаются медленно (другие пальцы начинают подниматься). В то время как пальцы поднимаются, у вас появляется ощущение мягкости в кисти руки, ощущение легкости, тем более, что пальцы поднимаются медленно, как будто это перо, как будто это шар поднимается, поднимается в воздух, в воздух, поднимается все выше и выше, все выше и выше (кисть руки начинает подниматься). Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть, вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного выше, еще выше, еще выше, еще выше, еще, еще, еще (рука поднялась около 10 см над бедром, и пациент пристально на нее смотрит).

Смотрите все время на кисть вашей руки, на всю руку, которая поднимается, и в это время вы почувствуете, как ваши глаза становятся сонливыми и усталыми. В то время, как ваша рука продолжает подниматься, вы чувствуете себя усталыми, расслабленными, н вам очень захочется спать. Ваши веки делаются тяжелыми и, возможно вашим векам захочется закрыться. И в то время, как ваша рука будет подниматься все выше и выше, вы захотите больше и больше спать, н вы захотите испытывать чувство покоя и расслабления, закрыв глаза и засыпая».

Если пациент подчиняется внушению, это используется, чтобы подкрепить следующее внимание. Например, когда его рука поднимается, ему внушают, что он заснет именно потому, что его рука поднимается: «Ваша рука поднимается еще, еще, и вы становитесь совсем сонным. Ваши веки делаются тяжелыми, ваше дыхание становится медленным и правильным. Дышите глубоко – вдыхайте и выдыхайте (пациент держит вытянутую руку перед собой, его глаза моргают, дыхание правильное и глубокое). В то время, как вы смотрите на кисть вашей руки и руку и чувствуете себя все более и более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начнет изменяться. Рука начинает сгибаться, и кисть руки все больше и больше приближается к вашему лицу, еще, еще и пока она поднимается, вы медленно, но верно, впадаете в глубокий сон, в котором вы глубоко расслабляетесь настолько, насколько вам хочется. Рука продолжает подниматься выше, еще выше, пока не достигнет вашего лица, и вы будете хотеть спать все больше и больше, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука не достигнет вашего лица. Когда ваша рука дойдет до вашего лица, вы будете спать, глубоко спать».

Теперь пациенту предоставляют возможность регулировать режим, следуя которому, он будет засыпать. Поднимание кисти и постепенное засыпание взаимно усиливаются. После того, как пациент закроет глаза, он войдет в транс, в создании которого он участвовал.

«Теперь ваша рука меняет направление. Она поднимается, она поднимается к вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вы хотите спать все больше и больше (кисть руки пациента приближается к лицу, его веки моргают быстрее). Ваши глаза становятся тяжелыми, и кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете себя очень усталым и сонным. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда кисть вашей руки достигнет лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать сильную сонливость.

Вы будете чувствовать все большую сонливость, все большую сонливость, вы очень хотите спать, почувствуете сильную усталость, ваши веки тяжелы, как свинец, а ваша рука поднимается, поднимается прямо к вашему лицу, и когда она достигнет лица, вы будете спать (кисть пациента доходит до лица, и его глаза закрываются). Спите, спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на релаксации, на состоянии релаксации без напряжения. Думайте только о том, чтобы спать, глубоко спать».

При описании методики смешанного гипнотизирования следует сказать, что в современной литературе по гипнозу большая часть уделяется технике гипнотизации, где словесное внушение почти всегда подкрепляется воздействиями на тот или иной анализатор.

Стеклянные шарики, установленные на определенном расстоянии от глаз, метрономы и другие приборы очень часто являются главными элементами в приемах гипнотизирования. В действительности же значение прежде всего должно придаваться интрапсихическому поведению гипнотизируемого, а не его отношению к внешним факторам. В лучшем случае прибор – только вспомогательное средство, и от него следует отказаться в первый же удобный момент. С помощью прибора можно начать гипноз, но не развить его. Гипнотизер всегда должен помнить о биосоциальной модели человека.

Если долго и сосредоточенно смотреть на блестящий предмет, то это может вызвать усталость и сон, но ни то, ни другое по существу не нужно для того, чтобы впасть в гипнотическое состояние. В подтверждение приведем следующий пример. Один гипнотизер погружал в состояние транса группу людей тем, что систематически заставлял их сосредоточенно смотреть на стеклянный шарик, установленный на определенном расстоянии от человека и чуть выше уровня глаз. В результате попытки загипнотизировать их без помощи стеклянного шарика возникали трудности, а в некоторых случаях гипнотизация оказывалась тщетной. При работе с каждым из них в отдельности обнаружилось, что если предложить им, чтобы они лишь вообразили, будто смотрят нa стеклянный шарик, то они впадали в транс гораздо быстрее, и состояние транса было более глубоким.

Когда «реальный шарик вновь ввели в методике гипнотизации, субъекты погружались в состояние транса гораздо медленнее, и он был менее глубоким. При этом обнаруживалась большая зависимость этого состояния от внешних факторов.

Таким образом, можно заметить, что воображение (фантазия) облегчает погружение в гипнотический сон.

Пациенты, которым проводилось подкрепление внушения преимущественным воздействием на звуковой анализатор, указывали, что „воображаемый метроном стучит то быстрее, то медленнее, то громче, то тише, и когда я начинаю погружаться в транс, я просто подчиняюсь этому ритму. Настоящий же метроном ужасно однотонен, он постоянно возвращает меня в реальность, вместо того, чтобы погружать в транс“.

Воображаемый метроном все время меняется и всегда приспосабливается к тому, в каком ритме я „думаю и чувствую“, а к настоящему метроному я должен „приспосабливаться сам“.

Мы помним, что признаками транса являются внутренняя направленность внимания, замедление дыхания, неподвижность, расслабление мышц лица, отсутствие моргательных движений и др. (см. приложение).

Одним из способов наведения транса является разъяснение ситуации, где состояние транса может возникнуть естественно.

В каких же естественных условиях можно наблюдать эти признаки?

1. Длительные поездки на автомобилях и в поездах.

2. Мечтание, вспоминание приятных ситуаций из своей жизни (можно даже эротические сценки).

3. Фантазирование (состояние влюбленности).

4. Массаж.

5. Молитва в церкви (музыка или душевная песня).

6. Прослушивание скучной лекции.

7. Чтение хорошей книги.

8. Длительное стояние в очереди.

9. Стрижка в парикмахерской с укладкой волос (расчесывание волос на голове).

10. Принятие горячей ванны (состояние после бани).

11. Катание на качелях (прыжок с парашютом или с вышки, ощущение парения или невесомости).

12. Полет в самолете с проваливанием в „воздушные ямы“.

13. Усталость после физической работы или длительной ходьбы пешком.

Само собой разумеется, что такие методы должны предусматривать готовность человека принять и осуществить ту форму поведения (активную или пассивную), которую ему предлагают или навязывают со стороны. Если пациент отвергает навязываемое ему со стороны поведение пли противится ему, надо попробовать другой метод, более ему подходящий и приятный, или утомить его настойчивыми действиями и добиться от него, пусть неохотного, но молчаливого согласия сотрудничать. Иногда для этого приходится отложить сеанс гипноза на один, два дня. Но в этом случае имеется большой риск, что все эти действия окажут нежелательный эффект на пациента и вызовут у него сомнение относительно того, является ли вообще гипноз подходящим для него методом лечения.

Встречаются пациенты, нечувствительные к обычным методам гипнотизации, но поддающиеся гипнозу. Чаще всего они встречаются в психотерапевтической практике. Это те пациенты, которые ни за что не согласятся слушать других, если не будут считаться сначала с их собственным поведением и сопротивлением. Физическое их состояние, беспокойство, повышенный интерес, озабоченность или поглощенность собственным здоровьем не позволяют им активно или пассивно сотрудничать с врачом.

Врач, естественно, испытывает трудности в изменении их поведения. В таких случаях к пациенту применяют метод, который можно назвать „методом овладения поведением“. По сути он является не чем иным, как перевернутым обычным методом гипнотизирования. Обычно индуцирование транса обусловлено тем, что пациент в той или иной форме должен принять волю врача и сотрудничать с ним. Метод овладения поведением построен по-иному: здесь врач должен в начале принять поведение пациента, каким бы оно ни было, и, исходя из него, вступать с ним в сотрудничество, как бы это, на первый взгляд, ни расходилось с лечебным правилом (при этом необходимо исключить психическое заболевание).

Для иллюстрации этого метода ниже в подробностях приводится один клинический случай.

Пациентка, обратившись за помощью к психотерапевту, с ходу заявила: „Три года лечения ни к чему не привели. Год меня лечили гипнотерапией, но я только зря потеряла время. Меня так ни разу и не усыпили, хотя я старалась. И никакого улучшения. Меня направили к вам, хотя я не вижу никакого толка. Скорее всего, опять ничего не выйдет. Я просто не представляю себе, как меня могут загипнотизировать. Я даже не знаю, что такое гипноз“.

Эти замечания, ее словоохотливость были положены в основу индуцированного транса.

Врач (В): Вы действительно не можете понять, что такое гипноз?

Пациент (П): Нет, не могу, а что это такое?

В: Да, что это?

П: Психологическое состояние, я полагаю.

В: Психологическое состояние, вы полагаете, а что еще?

П: Я не знаю.

В: Вы действительно не знаете?

П: Нет, не знаю.

В: Вы не знаете, но предполагаете, думаете.

П: Думаю, что…

В: Да, что вы думаете, ощущаете? (Пауза).

П: Не знаю.

В: О чем вы можете спросить себя?

П: Вы хорошо спите?

В: Нет, бываю усталым, расслабленным, сонным.

П: Очень устала.

В: Очень устала и расслаблена, что еще?

П: Я озадачена.

В: Вы озадачены, вы удивлены, вы думаете, вы чувствуете, что вы чувствуете?

П: Мои глаза.

В: Да, ваши глаза, что с ними?

П: Они затуманиваются.

В: Затуманиваются, закрываются (пауза).

П: Они закрываются.

В: Закрываются, дышите глубже (пауза).

П: Устала и расслаблена, что еще? (пауза).

В: Спать, устала, расслаблена, спать, дышите глубоко (пауза). Что еще?

П: Мне легко.

В: Легко, удобно и интересно (пауза). Интересно, да, интересно, все более и более интересно (пауза). Глаза закрыты, дыхание глубокое, расслабленное и удобно… очень удобно, что еще? (пауза).

П: Не знаю.

В: Вы действительно не знаете, но сон все глубже и глубже (пауза).

П: Мне трудно говорить, я устала, хочу спать.

В: Можете слово, другое.

П: Не знаю (с большим трудом).

В: Дыхание у вас глубокое, вы действительно ничего не знаете, просто погружаетесь, засыпаете, засыпаете. Все крепче, ни о чем не заботясь. Все удается без усилий. Вы погружаетесь в сон все глубже и глубже, ваше подсознание открывается вам все больше и больше.

С этого момента врач может с ней работать и обеспечить гипнотическое состояние.

Как правило, долго повторяется определенным набор мыслей, а он весьма различен в зависимости от личности больного. Иногда этот метод оказывает очень быстрое действие. Беспокойные, тревожные больные очень быстро успокаиваются, убеждаясь, что они в безопасности, ничто им не грозит, с ними ничего не делается, и ничего им не навязывают. Они могут контролировать каждый шаг врача, и это дает им чувство уверенности. Поэтому они охотно вступают в контакт с врачом, а этого было бы трудно добиться, если бы они чувствовали, что им насильно навязывают чуждое им поведение.

Общий принцип описанного выше метода может быть положен в основу другого отдельного метода. Применяют его в тех случаях, когда пациент, проявивший себя как хороший гипнотик, начинает, по тем или иным причинам, не поддаваться гипнозу, несмотря на все его старания. Пациенту предлагают вслух вспомнить подробно, последовательно и с самого начала все этапы успешного погружения в гипноз на прошлых сеансах. Когда он начинает вспоминать вслух, врач повторяет за ним сказанное и задает вопросы.

Испытуемый, сосредоточившись на этом задании, восстанавливает в себе скрытые состояния транса, и, как правило, впадает в него снова, общение с врачом осуществляется через раппорт.

В заключение хочется сказать, что каким бы опытным и одаренным ни был врач или гипнотизер, он обязан при гипнотизации считаться с личностью гипнотизируемого, учитывать его интересы, понимать и признавать особенности его бессознательных действий.

Гипнотизер, а не пациент, должен приспосабливаться к гипнотической ситуации.

СК-2

СК-2 – это одно из трех нормальных состояний человека (бодрое состояние, сон и СК), отличительной особенностью которого является повышенная управляемость сознанием, организмом и поведением человека, СК-2 является более глубоким состоянием по сравнению с СК-1 и отличается наличием синхронной активной работы обоих полушарий мозга, с зоной раппорта или без. Раппорт образуется только в том случае, если человек входит в СК-2 с помощью СК-специалиста (гипнотизера), а в любом другом случае раппорта нет, и мозг работает в автономном режиме. СК-2 характеризуется наличием включенного механизма резервных способностей мозга и организма человека, и прежде всего – это наличие активного воображения по всем органам чувств, повсем рецепторам СК-2 по своим психофизиологическим характеристикам сходно с состоянием, которое в Древней Индии называли „вторая ступень самадхи“. Да и вообще. СК-1 – это и есть самадхи.

Наука СК начинается с того, на чем заканчиваются достижения древнеиндийской психосистемы „раджа-йога“, то есть с самадхи.

Древние ученые всегда пытались исследовать само самадхи и пойти дальше раджа – йоги. Но царившие в те времена общефилософские и мировоззренческие взгляды на природу человека были религиозными, поэтому и исследование венца раджа-йоги „самадхи“ привело к мистике и религии, где кажущиеся субъекту феномены восприятия стали выдаваться за реальные природные явления и процессы.

Тем не менее уже тогда в самадхи выделяли от 3 до 7 ступеней, отличающихся друг от друга глубиной и психофизиологией. И все же религиозно-мистическая акцентуация самых великих йогов не позволила им избавиться в своих исследованиях возможностей человеческого духа от романтизма, субъективизма и религиозной догматической концептуальной ограниченности. Думаю, именно поэтому СК-2 не смогли открыть Будда, Патанджали, Иисус, Бэкон, Чайтанья, Рамакришна, Вивекананда, Гхош и другие гениальные йоги, им помешало религиозное мировоззрение и трудности отказа от авторитета „традиции“ (это называется „отказаться от современной им научной парадигмы“).

Однако индийцы были очень близки к осмыслению и открытию СК, так как многие великие йоги высказывались за то, чтобы найти способ включения, выключенных в глубокой концентрации, индивидуальных свойств личности и активного сознания, именно поэтому самадхи пытались исследовать и классифицировать, выделив в нем принципиально отдельно состояние глубокого транса (самадхи) с активно включенным и работающим сознанием. Некоторые предлагали вообще разделить весь процесс самадхи на две ступени – с пассивным сознанием и активным сознанием, или, как тогда говорили, с отключенным „Я“ и включенным „Я“, причем имелось в виду, что при включенном „Я“ у йога, находящегося в глубоком трансе (самадхи), вновь возникает сознательная способность к анализу и оценке происходящего с ним.

А некоторые великие йоги, как, например, Чайтанья и Иисус, вообще не верили в возможность совмещения глубокого транса и активно работающего сознания, поэтому сделали ставку на замену транса экстатической эмоцией и таким образом сохраняли активность сознания, а обосновывали свой подход тем, что, мол, такой метод проще и доступнее широким массам простых людей. А Чайтанья и другие еще придумали постулат, что, мол, сейчас другая „юга“, то есть наш звездный комплекс проходит в своем космическом вращательном движении такой пространственно-временной отрезок, когда никакие другие методы воздействия на человека, кроме экстатической любви, не действуют.

Так или иначе, но восточные цивилизации все же дошли до самадхи, а это тоже немало и даже удивительно, если учесть уровень развития науки тех времен. И только теперь, на базе самых последних достижений науки нашего времени (информационной теории, психологии, физиологии, физики, астрономии, биологии и др. русские ученые смогли исследовать еще более глубокие, чем самадхи, изменения состояний сознания и физиологии человека. Тем самым человечество приступило к практическому освоению всего потенциала резервных возможностей человека на базе СК-2. Основным психотехническим методом получения СК-2 из СК-1 является так называемый „посттрансовый эффект“. То есть, вначале получают СК-1, затем кодированием на условный раздражитель вызывают психофизиологию СК-2.

Вначале тренирующийся самостоятельно входит в активное СК-1 и добивается состояния слегка повышенной управляемости. Затем самостоятельно резко снижает общий мышечный тонус и переходит в пассивное СК-1. Далее с помощью преподавателя (СК-спе-циалиста) вызывают ощущение тяжести и тепла в правой кисти и дальнейшей иррадиации этого ощущения на все тело. По достижению занимающимся состояния комфортности, покоя и сонливости преподаватель полностью переподчиняет кодированием (жестким внушением) управление только на себя. Далее следует углубление „рабочего фона“ СК-1 вербальным методом счета до „7“, при этом внушается „полное подчинение“ и „непреодолимая сонливость“.

Достигнув сонливости и счета „6“, далее говорится: „Итак, вы полностью мне подчиняетесь! С этой минуты вы видите и слышите только то, что я вам говорю! Вы во всем мне полностью подчиняетесь и ваш организм легко выполняет все мои команды! Сейчас я назову условный сигнал – цифру 7, и тогда вы не просыпаясь, повторяю: не просыпаясь, медленно откроете глаза и сможете, не просыпаясь, со мной разговаривать и видеть именно то, что я вам буду называть!.. Итак, семь! Плавно открываются ваши глаза, а вы спите и подчиняетесь мне!“

Далее СК-спецналист проверяет тестом на визуализацию качество СК-2 и в том случае, если СК-2 не возникло, то следует возвратить занимающегося в СК-1 и повторить углубление пассивного СК-1 до более глубокого уровня, с проверкой тестами „ригидность“ и „каталепсия“. Если повторное углубление пассивного СК-1 не привело к феноменам „ригидности“, то следует вывести занимающегося из СК и прекратить попытки быстрого, разового достижения СК-2, так как исходная СК-восприимчивость для этого недостаточна. Поэтому следует провести с занимающимся 10 и более, вернее, сколько понадобится, индивидуальных пассивных спе-цыальных 2–4 часовых СК-сеансов на повышение исходной СК-восприимчивости, пока тестами не будет установлена истинная готовность к СК-2.

Получение еще более глубоких состояний – СК-3, СК-4, СК-5 и глубже связано с дальнейшей синхронизацией работы глубинных структур левого и правого полушарий мозга и управлением процессом расщепления личности и созданием личностной конструкции на принципиально новых информационно-энергетических основах, позволяющих ее удерживать в режиме автономного существования.

Наши исследования в настоящее время позволяют получить СК-2 на первом же сеансе у 3–5 % населения, СК-3 – у 2–3 %, СК-4 – у 11 %, СК-5 и выше получить на одном сеансе пока не удается, более того, их получение связано с длительным использованием очень сложной фармакологической обработки мозга и применением спецапоротуры. При этом изменяют конструкцию, принципы и условия функционирования мозга.

Эти исследования носят закрытый характер и выполняются в Киеве. Испытательным полигоном служат адепты одной крупной молодежной религиозной организации. Я видел лично этих новых людей и могу, как специалист, отметить, что это не „зомби“, это действительно новый естественный способ или тип жизни разумного человека. Да и руководитель исследовательской группы – Ю.Кривоногов произвел на меня очень положительное впечатление, несколько смущает только религиозно-мистическая окраска этих экспериментов и тот факт, что лучшая ученица Ю.Кривоногова неожиданно объяви тп себя „живым воплощением Бога“.

Вызывают вопросы и некоторые странности поведения членов этой экспериментальной научно-религиозной лаборатории, прежде всего, их неуважительное, почти презрительное, отношение к обычным людям и полная социальная апатия. Практика показала, что наш тип цивилизации, созданный усилиями многих поколений, совершенно этим адептам не подходит. Поэтому, если эксперименты с глубокими СК выйдут за пределы лаборатории Кривоногова и его адептов-сотрудников, то человечеству придется пережить катастрофу.

Думаю, что все люди современного нам общества будут „новыми“ людьми трансмутированы или… трудно даже предположить, что они сделают с человечеством, ведь мы вызываем у них серьезное раздражение и ничего больше, а наша цивилизация абсолютно никакой ценностью для них не является. Поэтому вполне возможно повторение истории с неандертальцами, когда появившиеся кроманьонцы повсеместно вытеснили цивилизацию неандертальцев, а затем загадочно исчезли и сами неандертальцы, да так исчезли, что в короткое время по всей планете ни одного не осталось, и следов почти никаких не осталось…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медицинский центр Кандыбы находится в России, в городе Санкт-Петербурге, ул. Малая Морская, д. 9, кв. 34.

Телефон: (812) 219-11-98. Почтовый индекс: 191065. Метро: „Невский проспект“.

Центр занимается преподаванием и обучением СК и гипноза.

На обучение принимаются все желающие, независимо от личных способностей, образования, возраста, политических воззрений и т. д.

Желающие получают диплом ЮНЕСКО, с печатью ЮНЕСКО.

Диплом действует во всех странах-членах ООН (181 страна). Преподавание ведет – В.М.Кандыба и другие крупнейшие ученые мира.

На курсах можно приобрести учебно-методическую литературу по СК и гипнозу. Можно получить личную консультацию и помощь у В.М.Кандыбы по любому вопросу или проблеме. После окончания курсов можно вступить во Всемирную ассоциацию народной медицины при ЮНЕСКО, получить официальный членский билет ЮНЕСКО. Курсы проводятся раз в месяц, ежемесячно.

Преподаватель – Виктор Михайлович Кандыба, готов выехать в любой город и провести обучение на месте. Для этого необходимо собрать не менее 20 человек желающих, а если будет желающих много, более 500 человек, то стоимость обучения будет уменьшена в 10 раз.

Для приглашения В.М.Кандыбы необходимо позвонить в центр по телефону: (812) 219-11-98 и договориться о деталях. В.М.Кандыба никому не отказывает, всем оказывает, в это трудное время, посильную помощь.

Ждем Ваших предложений по тел. (812) 219-11-98.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации