Лекция 7 ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ С. ГРОФА и АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СТИХИИ. СИНТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

Здравствуйте, дамы и господа!

Сегодня у нас завершающая лекция нашего годового цикла. Я надеюсь, что интегральное ощущение от него к вам еще придет. Я ставил себе задачу введения моих слушателей в курс современных представлений о том, что такое психология. Введение оказалось длинным. Я не могу сказать, что я рассказал все, что планировал; я рассказал гораздо больше, но несколько другое. Однако меня вела некоторая логика; стала ли она вам понятной и куда она вас привела — судить уже вам. Сегодня я расскажу вам про пионерские исследования Станислава Грофа и, в заключение нашего курса, трехуровневую модель личности и ее астрологическое наполнение — синтетическую астрологию.

Один из самых знаменитых психиатров и психологов нашего времени Станислав Гроф начинал свою работу в психиатрии в конце 50-х годов в Чехословакии. Учился он в Праге и там же в Пражском институте психиатрии начал свою деятельность, посвященную воздействию на человека ЛСД-25. В наше время это довольно широко распространенный наркотик, который в наркоманической среде называют просто «кислота». Это вещество было синтезировано шведским химиком Альбертом Хофманом в 1938 году. Спустя пять лет чисто случайно обнаружив его очень высокие психоактивные качества, Хофман, а затем и многие другие исследователи начали его изучение в аспекте влияния на человеческое сознание. Как выяснилось, ЛСД в пять тысяч раз активнее мескалина и в сто пятьдесят тысяч раз активнее открытого позднее псилоцибина. (Мескалин — кто читал «Учение дона Хуана» Кастанеды, те, конечно, знакомы с этим словом — это психоактивное вещество, которое есть в некоторых галлюциногенных грибах, и в отечественном мухоморе оно, по-моему, тоже имеется.) Таким образом, цивилизованная, атеистическая и позитивистская западная цивилизация получила прямой и эффективный вход в то, что называется шаманскими практиками — хотя, конечно, последние существенно шире, чем просто использование психоактивных веществ.

Психоактивное вещество — это средство, которое позволяет человеку изменить состояние сознания. Вопрос о том, что такое измененное состояние сознания, и насколько химические вещества могут предсказуемым или непредсказуемым образом состояние сознания менять, в наше время практически, я считаю, не исследован, и думаю, что в следующем столетии он будет исследоваться достаточно интенсивно. Почему эти состояния важны? Например, все творческие состояния отличаются тем, что, попадая в них, человек отходит от такой традиционной, социально обусловленной точки зрения на мир и привычной для самого себя точки зрения, и так или иначе попадает в пространство, которое ему не вполне знакомо, плохо им управляемо (или вообще неуправляемо) и во многом для него неожиданно (узнаете описание Поглощающего мира?). Кто-то может входить в нужное ему состояние без применения каких бы то ни было специальных химических или иных средств, а кому-то нужна специальная медитация, кому-то нужно энергично подышать, а кому-то необходимо погрузиться в очень неприятную для себя стрессовую ситуацию. И эти состояния сознания, которые в наше время объединяются под несколько неопределенным термином «измененные», для психотерапевта и для психолога-исследователя оказываются очень интересными и нередко гораздо более продуктивными для обучения человека и для его любых трансформаций, нежели обычное состояние сознания.

Например, очень многие практикующие психотерапевты говорят, что клиента нужно несколько сбить с толку. Нужно изменить его привычный взгляд на себя и на мир, и если сделать этого не получается, то инициировать процесс интенсивных изменений, как правило, тоже не удается. И вот было найдено вещество, официальное название которого звучит как «диэтиламид d-лизергиновой кислоты», которое с легкостью меняло состояние сознания почти любого человека, будучи употреблено даже в чрезвычайно малых дозах, начиная с 10 микрограммов, то есть с одной стотысячной доли грамма. Поскольку это было нечто совершенно новое, то препятствий на пути обширных экспериментов тогда практически не было, и Станислав Гроф, молодой чешский психиатр, с энтузиазмом начал свои эксперименты, которые продолжались более двадцати лет, сначала в Чехословакии, а затем в США. Станислав Гроф живет сейчас в Америке, но регулярно приезжает в Россию и проводит обучающие семинары. Правда, с тех пор использование кислоты ЛСД запретили, потому что обнаружились сильные негативные последствия ее использования, но свой вклад в изучение глубин человеческой психики она внесла, хотя появившихся при этом вопросов оказалось гораздо больше, нежели ответов.

Итак, С. Гроф в течение многих лет сначала в Чехословакии, а затем в Америке исследовал ЛСД, причем он занимался не только пограничными (невротическими) состояниями, но и психозами, в том числе и острыми — то есть он занимался тем, что называется большой психиатрией. И во многих случаях его лечение приводило к очень сильным эффектам. Больному не только становилось лучше, то есть он вылечивался целиком или частично. Еще и сам по себе процесс излечения сопровождался необыкновенными эффектами, которые проливали свет и на психику обычных, здоровых людей.

Например, состояния, в которых оказывается поэт или музыкант, когда он творит то, что в последствии будет названо великими произведениями искусства, иногда очень экзотичны. Они часто неожиданны даже для самого творца, и они хотя, конечно, в меньшей степени, в момент восприятия произведения искусства приходят к читателям, зрителям, слушателям. И почему-то (не вполне ясно, почему) эти состояния чрезвычайно привлекательны для некоторых людей. Они могут выстаивать длинные очереди в музеи, чтобы посмотреть на какую-то картину или учить наизусть или повторять внутри себя несколько стихотворных строк, которые по своему прямому смыслу, если смотреть холодными, чисто ментальными глазами, ничего особенного собой не представляют. Но, тем не менее, в них скрыто нечто, что изменяет человеку состояние сознания и приближает его к истинной природе: может быть, не до такой степени, чтобы у него после этого жизнь вся перевернулась, но его внутреннее «я» становится для человека более ясным и ощутимым. При этом иногда решаются иррациональные для обычного сознания человека проблемы, очень важные для психики в целом.

Гроф провел много времени со своими пациентами, которые принимали ЛСД и рассказывали ему о своих переживаниях. Он сгруппировал этот опыт по нескольким типам, и я о них сегодня расскажу. Я опишу те переживания в сеансах ЛСД-терапии, которые Гроф отнес к перинатальным переживаниям, то есть переживаниям, относящимся по времени к процессу рождения человека и периоду беременности. Эти переживания Гроф подразделил на четыре основные группы, описав четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ), как он их назвал, которые, как вы сами увидите, очень четко соотносятся с астрологическими стихиями. И это для меня признак того, что группировка была произведена правильно. Как вы понимаете, за двадцать лет исследований материал собрался большой, и группировать его можно было по-разному. Но мое глубокое убеждение заключается в том, что все базисные психологические переживания относятся к тем или иным высшим архетипам, и ими классифицируются (сортируются) и управляются — и вы сможете сами увидеть, какие архетипы управляют грофовскими матрицами. Как конкретно можно использовать открытия Грофа — это другая тема, которой я сейчас касаться не хочу, но я убежден в том, что его исследования имеют очень большое, принципиально мировоззренческое значение.

В книге «Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД» (Москва, «МТМ», 1994) С. Гроф пишет: «Физические симптомы действия ЛСД можно понять в терминах стимулирования вегетативных двигательных и чувствительных нервов». И далее он описывает состояние человека, принявшего дозу кислоты: «Характерно ускорение сердцебиения, увеличение кровяного давления, затемнение поля зрения, выделение густой слюны, озноб, посинение рук и ног, подъем волос на теле». (Короче говоря, подсознание говорит — не хочу! Туда не ходи!) «К парасимпатическому действию относится замедление пульса, снижение кровяного давления, повышенное слюноотделение, слезоточивость, диарея (понос), тошнота и рвота». Если говорить на целительском языке, то это симптомы очень интенсивного очищения, которое включает организм. Вообще, когда у человека сильно меняется точка сборки, когда он, благодаря внешним или внутренним обстоятельствам, попадает в сильно измененное состояние сознания, то его организм чувствует, что сейчас будет происходить что-то очень ответственное и опасное — и реагирует подобными симптомами. Все это надо знать любому психологу. Почему я вам читаю описания Грофа буквально? Если вы начинаете всерьез взаимодействовать с вашим клиентом, все это может произойти с ним, и вы должны понимать, что вы на него действуете примерно как ЛСД. И в этом случае будьте осторожны!

«Нередки симптомы более общего порядка: чувство недомогания, ощущение простуды, утомления, перемежающегося жара, озноб, увеличение мускульного напряжения, разнообразный тремор (дрожь), судороги или сложные скручивающие движения».

Я по своему опыту могу сказать, что все это — симптомы того, что организм старается расслабиться и сбрасывает напряжение с эфирного тела. И дальше начинаются эффекты, свойственные существенным изменениям состояния сознания. Это в первую очередь изменение восприятия. «Возникают визуальные феномены, например, вспышки света. В зрительном поле возникают различные геометрические фигуры, окружающие предметы трансформируются до сложных образов. Ощущения запаха и вкуса тормозятся, но в кульминационные периоды сеанса, в завершающий период решения проблемы, они резко обостряются. Возникают характерные сложные и причудливые представления о теле, искажается восприятие времени и пространства. Время может полностью остановиться, так что прошлое, настоящее и будущее будут переживаться одновременно». Это все, между прочим, — характерные симптомы глубоких гипнотических состояний. Психотерапевты иногда целенаправленно вводят своих пациентов в эти состояния. Разница заключается в том, что кислота ЛСД не наделена целенаправленным терапевтическим сознанием, и поэтому куда вас поведет ее гипноз, предсказать заранее нельзя.

И здесь я хочу сделать одно замечание. Когда читаешь книги Грофа, особенно посвященные его жизни в Чехословакии, где он проводил свои эксперименты, то приятно поражает его уровень заботы о пациентах. Все они находились под неусыпным и очень дружелюбным вниманием обслуживающего персонала: за ними постоянно смотрели, за ними преданно ухаживали, когда они входили в совсем тяжелые состояния. Заботу такого уровня мало где можно встретить. И у меня такое впечатление, что огромный терапевтический эффект, который наблюдался в экспериментах Грофа, в первую очередь связан с обстановкой любви и заботы, которыми были окружены его пациенты. Когда «кислота» стала запросто продаваться в аптеках и использоваться как наркотик, а о заботе и внимании уже никто не думал, то и психологические эффекты пошли уже гораздо более негативные. И хотя в описаниях Грофа негативных эффектов тоже хватает, я об этом буду сегодня рассказывать, но все-таки они в итоге завершались выходом человека из тяжелого состояния и его безусловным психиатрическим, психологическим, а зачастую и нравственным прогрессом.

«Эмоциональные изменения. Это эйфория, чувство мира, безмятежности, раскованности. Для психически больных характерна отрицательная гамма — тревога, паника, глубокий страх смерти, мысль о самоубийстве, чувство неполноценности на грани муки и чувства вины».

Я хочу сказать по этому поводу, что, по моим наблюдениям, это — совершенно нормальное состояние человека, когда у него включаются сильный энергетический поток и когда он чувствует, что он, скажем так, открывает новую страницу своей жизни — и берет на себя новые обязательства, по поводу которых он не уверен, справится ли он с ними или нет.

«Изменения в сознании имеют довольно специфическую природу. Здесь не бывает сонливости, ступора, комы, дезориентации в отношении идентичности личности (если сказать попросту, то человек не забывает, кто он есть), места или времени сеанса. Но сознание обнаруживает признаки характерной качественной трансформации, подобно тому, как это происходит во сне».

То есть реальность кажется не такой, какова она обычно, она кажется в той или иной степени сказочной. Может быть, вы вспомните сказки Андерсена. Опускается вечер, на тихих лапах приходит ночь, люди засыпают, и оживает стул и начинает разговаривать с диваном, появляются гномы и Снежная Королева... — очень похоже на то, что описывает Гроф.

«Переживание искусства часто углубляется, а его восприятие расширяется. Возникают религиозно-мистические переживания смерти и рождения, единения со Вселенной и Богом, столкновение с демоническими явлениями. Переживание прошлых воплощений очень похоже на сакральные описания в религиях мира и тайных мистических и эзотерических текстах».

«Визуальный аспект: возникают пост-образы». (Этот эффект заключается в том, что когда человек смотрит на объект, а потом закрывает глаза, он его долго еще видит с закрытыми веками.) «При открытых глазах цвета, как правило, очень яркие, проникающие и взрывчатые. Цветовой контраст усиливается и углубляется. Контуры объектов размазаны. Многие говорили, что их восприятие приблизилось к восприятию таких художников, как Сера и Ван Гог».

«Изменения в акустическом восприятии: гиперсенситивность к звукам. Субъекты воспринимают шумы из окружающей среды, которые не отмечаются при обычных обстоятельствах или являются подпороговыми. Возникают акустические иллюзии — вытекающая вода, шум электроприборов могут обманчиво трансформироваться в прекрасную музыку. Кроме того, возникают эффекты синестезии — то есть человек может видеть музыку или ощущать вкус цвета». Это же самое, кстати говоря, бывает и в гипнотических состояниях, это отмечается многими гипнотерапевтами. «Иногда изменения незначительны, но окружающее эмоционально воспринимается как невыразимо прекрасное, чувственное, привлекательное или комическое, часто обладающее магическими или сказочными качествами. Музыка резонирует в различных частях тела и включает мощные эмоции. Многим кажется, что они на сеансе слушают музыку впервые в своей жизни».

По-видимому, все эти умения, в принципе свойственные человеку, актуализируются, когда он глубоко концентрируется на той или иной части или аспекте мира. Рассуждения по поводу того, что слова и даже отдельные буквы имеют определенный цвет, можно встретить у писателя В. Набокова, у которого было очень сильное чувство языка. По-видимому, многие музыканты не только слышат звуки, но и каким-то образом переживают их в других сенсорных модальностях, например, могут их как бы потрогать или увидеть (какие-то звуки кажутся липкими, другие — шершавыми, какие-то — темно-коричневыми, а иные — ярко-синими). И поэтому можно предположить, что подобные переживания сопровождают выход человека в состояние, которое для него было бы естественным, если бы он умел в нем собой управлять.

Психодинамические переживания.Психодинамика — это психологический термин, который обычно означает ссылку на концепцию психоанализа З. Фрейда. Здесь, в частности, Гроф имеет в виду, что определенные сюжеты жизни человека обусловлены его детскими переживаниями. «Если бы психодинамические переживания были единственным видом переживаний, наблюдавшимся в приемах ЛСД, то наблюдения можно было бы рассматривать как лабораторное доказательство основных предпосылок Фрейда. Психосексуальная динамика и фундаментальные конфликты человеческой психики, так, как они описаны у Фрейда, проявляются с необычайной ясностью и жизненностью даже в сеансах наивных новичков, никогда не подвергавшихся анализу и не читавших психоаналитических книг».

Системы конденсированного опыта.И дальше Гроф дает описание очень важного для практической психологии объекта, который он называет системой конденсированного опыта (СКО). Я не слышал, чтобы кто-то с этим начинал всерьез работать в отрыве от практики с ЛСД, хотя, по видимому, само по себе открытие СКО проливает существенный свет на то, как человеческие проблемы располагаются в подсознании.

Как СКО можно распутывать и лучше ли это делать лобовыми методами или косвенными — это другой вопрос, но мимо этой темы, если действительно приходится решать человеческие проблемы, не пройдешь; аналог СКО на физическом теле — это мышечные гипертонусы — головная боль всех массажистов.

«СКО может быть определена как особая констелляция (собрание) воспоминаний, состоящих из конденсированного (сгущенного, обобщенного) опыта и связанных с ним фантазий различных периодов жизни индивида. Воспоминания, принадлежащие к отдельной СКО, имеют похожие основные темы или содержат подобные элементы, связанные с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Наиболее глубокие слои из этой системы представлены живыми и красочными воспоминаниями из младенческого и детского периода. Более поверхностные слои СКО включают память из более позднего периода, вплоть до болезненной ситуации. Каждая СКО имеет основную тему (ядро СКО), проникающую через все ее слои и представляющую собой как бы их общий знаменатель. До того, как субъект может подойти и оживить травмирующие воспоминания раннего детства, обычно он должен встать лицом к лицу перед многими ситуациями более позднего периода жизни и проработать те из них, где наблюдается та же или похожие темы, или включены такие же основные элементы. Все эти травматические ситуации связаны с эмоциями одного и того же качества и идентичными защитными механизмами».

В этом отрывке нужно понять довольно сложную вещь — а именно, значение слова «проработка». Во время психолитического лечения (так Гроф называл сессии приема пациентом различных доз ЛСД) пациент проходит очень сложный трансформационный процесс, включающий и перестройку подсознания, и перемены в картине мира и своего собственного образа «я». В основе его видимой проблемы лежит ядро СКО, или первичная травма, которая становится для человека областью гиперсенситивности, то есть сверхчувствительности. И все дальнейшие травматические или даже просто напряженные ситуации, которые хоть немного похожи на первичную травму, к ней как бы приклеиваются снаружи, и возникает СКО — нечто вроде капустного кочана, собирающего на себе все новые и новые слои переживаний, которые как бы поддерживают исходное травматическое переживание, но к нему не сводятся, а являются своего рода его вариациями и развитием. В психике в результате образуется рана, которая у кого-то со временем грубо рубцуется, а у кого-то постоянно кровоточит и мешает жить.

Что же такое проработка в понимании Грофа? Проработка — это не просто воспоминание, может быть, даже сущностное, бывшей травмы. Это особый процесс, включающий еще и дополнительное привлечение ресурсов психики актуального пациента (то есть не его образа в прошлом, а той личности, которая сейчас проходит терапию). Содержание и цель этого процесса заключаются в том, что пациент переосмысливает прошлую травматическую ситуацию как для себя необходимую и положительную, или, по крайней мере, находит психические ресурсы, которые позволяют ему сделать ее для себя приемлемой. При этом не заживавшая годами рана превращается в подобие синяка, который еще некоторое время болит, но постепенно рассасывается. Вот это и есть проработка по Грофу, и она чаще всего происходит силами сознания пациента на основе опыта, полученного в сеансах психолитической терапии (то есть психотерапии, идущей с помощью ЛСД — термин Грофа), но при существенном участии и поддержке психиатра, который ведет его через эту терапию (я бы ее назвал не терапией, а хирургией — так было бы, на мой взгляд, точнее).

«У некоторых людей органы тела играют особую роль. По некоторым причинам эти органы накапливают напряжение, возникающее в организме в ответ на ряд травматических ситуаций, соответствующих СКО. И в курсе психолитической терапии происходит обратный процесс — последовательное снятие напряжения различного происхождения с этих пораженных органов. Чаще всего это мускулы, сердечно-сосудистая, кишечная и мочеполовая система». Интересно, что при целительстве, где терапия идет как бы с другой стороны, то есть со стороны физического тела, часто наблюдаются обратные эффекты. Занимаясь массажными практиками с людьми более или менее интегрированными и уже имеющими практику работы с собой, я нередко сталкивался с тем, что когда напряжение с той или иной части физического тела начинает уходить, к пациенту достаточно сильно и эмоционально приходят негативные воспоминания, которые начинают разматываться, подобно СКО, и обнаруживается цепочка, ведущая к его центру, то есть к исходному критическому эмоциональному переживанию, и человек получает возможность как бы ее размотать. Если он это делает, то и физическое лечение увенчивается успехом. Если нет, то эффект, как правило, незначителен или существенно меньше, чем, чувствуется, он мог бы быть.

«Наиболее важной частью СКО является ядро переживания. Это первое переживание особого вида, зарегистрированное мозгом и заложившее фундамент данной СКО. Она представляет собой прототип для записи последующих событий подобного рода в памяти. Почему именно данное событие имело столь яркое травматическое действие на ребенка, не ясно. Не всегда это отдельное острое событие. Патогенные взаимодействия с одним из членов семейства, например, длящиеся в течение месяцев и лет, могут, непрерывно регистрируясь в памяти, суммироваться в конденсированном виде и образовывать патологический фокус, сравнимый с фокусом макротравмы. Ядро переживания представляет в этом случае всю тотальность подобных событий».

Заметьте: здесь происходит подсознательное обобщение, то есть переход от Локального архетипа к Глобальному. Человек получал каждый день небольшие, но существенные травмы, он их получал, получал, и однажды они все собрались вместе, подсознание произвело работу обобщения, и у человека возник патологический фокус.

«Под влиянием ядра возникает матрица памяти, на которую более поздние похожие переживания записываются в тесной связи с первоначальными событиями. А затем человек развивает устойчивые психические ожидания общего опасения в отношении определенных ситуаций, то есть его поведение будет определяться модальностью, продиктованной природой соответствующего ядра переживания СКО, что вызывает соответствующую реакцию в социальном окружении».

Я не знаю, понимаете ли вы, о чем тут идет речь (обратите, однако внимание, на термин «модальность»). Гроф имеет в виду эффект, хорошо знакомый всех психологам-практикам: у человека не только возникает характерная болезненность в связи с определенными ситуациями, но и он начинает своим поведением их вокруг себя формировать. Он априорно ожидает от окружающей среды негативных проявлений в знакомом ему стиле (модальности), и эти ожидания вызывают соответствующую реакцию среды, то есть он получает именно то, чего ожидает.

Как же приближение к СКО проявляется в сеансах ЛСД? Это вам тоже нужно знать, по той простой причине, что, если вы (безотносительно к ЛСД) начинаете приближаться к травмирующей человека проблеме или области, то у него возникают похожие эффекты (хотя может быть, не столь яркие), и вы можете понять, что становится «горячо».

«Первые признаки приближения СКО в сеансе психолитической терапии: образы становятся бессвязными, спутанными, фрагментарными. Пациент часто сравнивает их с потоком или водоворотом, а также называет такие ощущения сенсорной кашей, каруселью или просто хаосом. В этой аморфной смеси можно различить фрагменты человеческих тел, тел животных, ландшафтов, предметы мебели, детские игрушки и предметы повседневной жизни. В целом это похоже на бредовое состояние или горячечный кошмар. Позже некоторые из этих объектов можно ретроспективно идентифицировать как элементы первичных травматических воспоминаний детства, а остальные — как символические и метафорические ассоциации на эту тему. Сильные переживания кажутся вызванными незначащими предметами, такими, как кувшин, кресло, коврик, вышивка. Они вызывают паническую тревогу, агрессивный взрыв, сексуальное возбуждение, глубочайшую депрессию, отвращение, тяжелую тошноту, рвоту. Затем выясняется причина такого рода реакций».

У любого невротика, и даже у любого человека возникают подобные состояния, может быть, не такие острые, когда он приходит в состояние сознания, как бы управляемое СКО. Что, собственно говоря, происходит? Исходное тяжелое, травматическое состояние как бы проецируется психикой на всю внешнюю реальность (и на физическое тело — отсюда судороги, тошнота, головокружения и т. д.), то есть внешняя реальность как бы гипнотизируется общим негативным состоянием человека. С точки зрения окружающих, человек демонстрирует ненормальную, патологическую, больную логику, но с точки зрения исходной травматической реальности (то есть ядра СКО), она более чем понятна. Проблема, таким образом, заключается не в том, что человек неадекватен, а в том, что его точка сборки (способ восприятия) находится не там, где ему сейчас по его ситуации стоило бы находиться — но человек этого не осознает.

И вот еще одно замечание Грофа, необычайно важное с точки зрения психотерапии. «Всякий раз, когда травматическое событие включает межперсональную ситуацию, человек, переживая ее под влиянием ЛСД, по-видимому, должен пройти и испытать ощущения всех задействованных в ней персонажей. Так, в случае, если основная тема представляет собой агрессивное нападение на него, он должен пережить как роль жертвы, включая все эмоциональные и физические чувства, так и роль агрессора. Если данному лицу пришлось быть наблюдателем такой сцены, он должен пережить все три роли».

Здесь принцип единства мира и принцип интеграции личности, о которых я вам в свое время рассказывал, проявлен более чем откровенно. И в этих текстах Грофа я вижу глубокие ключи к тому, какой должна быть эффективная психотерапия. Например, если человек подвергся какому-то агрессивному нападению и его агрессор получил извращенное удовольствие от акта насилия, то для того, чтобы этот сюжет полностью психологически исчерпать, мало того, что вы поможете человеку справиться с его негативными воспоминаниями об этом инциденте. Ему нужно еще войти в роль агрессора и полностью пережить его состояние, его радости и негативы во время акта насилия — и только после этого происходит настоящая интеграция, по поводу которой Гроф несколько абстрактно замечает, что «завершающий период имеет форму высокоположительного, свободного от напряжения переживания», — видимо, имеется в виду, что пациент входит в эйфорическое состояние и в нем некоторое время находится.

Что же происходит, когда все отрицательные СКО распадаются и интегрируются психикой психолитического пациента? Начинается самое интересное: происходят эффекты, изучение и классификация которых и принесли Станиславу Грофу мировое имя, хотя и то, что я вам уже рассказал — совсем не мало. «Период времени, необходимый для завершения различных СКО, колеблется в широких пределах. Но рано или поздно элементы индивидуального бессознательного имеют тенденцию исчезать из переживаний, и каждый индивидуум, прошедший психолитическую терапию, вступает в область перинатальных и трансперсональных феноменов».

Наши рекомендации