Про солдата, черта и генеральских дочек 2 страница
Неполноценность скрепляет людей узами родства, дружбы и взаимозависимости. Полноценному человеку другие люди не нужны. (Не зря сюжет «Домашние» находится между сюжетами «Тени» и «Неполноценности»). Даже простой интерес человека к человеку вращается, как правило, вокруг именно неполноценных частей личности. Хорошо работающие части личности подобны как раз тому банку, который нормальному человеку приятно использовать, но совершенно неинтересно изучать.
Банкирша в сказке стремится быть полноценной, и такое человеческое и такое глупое желание приводит ее в довольно страшный мир расписанности, одиночества и пустоты. Когда она заменяет свой живой (и потому несовершенный) позвоночник на железный, то пытается достичь как раз «железной» полноценности. Можно представить себе, с каких чистых тарелок она ела и какая мощная была в банке охрана!
Тем временем ее душа сходит с ума в клетке. Одна часть личности получает развитие и постоянное внимание, а другая прозябает в одиночестве и голоде. И душа, как Господь во многих сюжетах, оказывается на стороне забитых, непопулярных, инфантильных и дурацких сторон личности. Если бы этот парень в зеленой кепке пришел устраиваться на работу в банк, его бы вряд ли даже допустили до собеседования. Но ковер-самолет, друзья, любовь, творчество, состояния, от которых «душа поёт», - всё это у него в кармане. И чем меньше внимания обращает на него банкирша, тем дырявее становится этот карман.
* * *
Сама сказка, кстати, поддерживает сценарий неполноценности - тем, например, что явно не закончена. То, что происходит дальше с банкиршей и ее душой, - тайна, хотя бы даже и во многом понятная волшебнику и читателю. Понятие тайны - еще одно проявление неполноценности в человеческой жизни. Тайна необходима, потому что люди несовершенны, они злоупотребляют открытостью, загрязняют источник, употребляют священное всуе. Там, где проявляется душа, кстати, тайна фигурирует очень часто. Слова «мистика» - как относящееся к глубинным процессам души - и «мистерия» как практика пробуждения и укрепления души - однокоренные со словом «mistery», «тайна». Это неслучайно.
* * *
Сюжет «Препятствия» в комментариях И Цзин наполнен (навязчиво) одним и тем же предсказанием: «Уйдешь - будут препятствия. Придешь - будет хвала». Посмотрите, так очень редко бывает, чтобы комментарий твердил одно и то же: «Уйдешь - будут препятствия. Придешь - вернешься на правый путь»; «Уйдешь - будут препятствия. Придешь - будет связь с близкими людьми»; «Уйдешь - будут препятствия. Придешь - будешь великим». Куда уйдешь и куда придешь? В психологическом смысле ответ кажется несомненным - уйдешь от себя и придешь к себе. Уйти от себя в самом базовом смысле означает выйти во внешний мир и посвятить «себя» достижениям в этом мире. Архетип героя, например, легко делает это. В данном сюжете такой герой будет испытывать максимум препятствий, которые, скорее всего, не дадут ему продвигаться вообще. А прийти к себе - это, например, сесть посреди комнаты и... Нет, вот какой недавно я наблюдал эпизод. Пожилая такая женщина, проводница поезда, ходит по вагону и время от времени разговаривает с собой. Я стою у туалета, жду очереди, а она выходит из своего купе и сама с собой тихо говорит: «Никому ничего не должна. Все мне должны. Пойду пообедаю».
«Все мне должны» - это, кстати, одна из центральных фраз архетипа инвалида - существа изначально неполноценного. Множество людей, подпавших под власть этого архетипа, строят свою
жизнь на мощном привлечении внимания и заботы со стороны других людей. Это, конечно, достает. Коментарий И Цзин к пятой (основной) черте гексаграммы гласит: «Великое препятствие. Друзья придут». Друзья и вправду собираются вокруг наших несовершенств (и наверняка в продолжении сказки они появляются и у банкирши), но не надо этим злоупотреблять. Вероятно, к своей неполноценности стоит относиться именно как к нормальной инвалидности - у кого-то нет слуха, а у кого-то сердца, а вон у него мозгов - в рамках равновесного сюжета нормальной жизни, а не как к проблеме в сюжете героя или к жертве в сюжете трагедии. Неполноценность - тайная дорога к душе. Воздадим ей за это должное уважение и внимание.
* * *
Примерно раз в году со мной случается «поход в социум». Во мне обостряются желания денег, славы и прочих прекрасных и невинных прелестей; и окружающие друзья немало способствуют тому, чтобы пробудить во мне эти «нормальные человеческие» страсти. Обычно в таком расположении духа я еду в Москву. Москва просто создана для того, чтобы делать «серьезные» дела, назначать деловые встречи, подписывать бумаги и т.д. В разные года меня хватает на разное время, в среднем на месяц такой деятельности. Рано или поздно (а по меркам окружающих, конечно, очень рано) я схожу с дистанции. Все «дела» вызывают во мне отвращение, я превращаюсь в занудного жалобщика и обличителя Вавилона; наконец, заболеваю. Тогда я уезжаю из Москвы - чаще это похоже на побег. Я осознаю свою неполноценность - там, где полноценна куча людей и когда-то был вполне полноценен и адекватен я сам. В родных горах я утешаюсь очень быстро. «Поход в социум» становится каким-то далеким кошмаром, странным сновидением. Со сказкой банкирши с ее железным скелетом и панцирем меня роднит Веничка Ерофеев, записавший в поэме «Москва-Петушки» бессмертные строки:
«И вот - я торжественно объявляю: до конца моих дней я не предприму ничего, чтобы повторить мой печальный опыт возвышения. Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы - по плевку. Чтоб по ней подыматься, надо быть жидовскою мор-
дою без страха и упрека, надо быть пидорасом, выкованным из чистой стали с головы до пят. А я - не такой».
Веничка прожил много лет в Москве без прописки в паспорте, он отвечал за свои слова. Я живу где-то, как мне кажется, поближе к Петушкам, хотя тоже без прописки. Что-то заколдованное есть в этом. «Всё так. Всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загородиться человек, чтобы человек был грустен и растерян». Этим чудесным прозрением того же Венички в ситуацию неполноценности мы и закончим свой комментарий.
40. Разрешение
СВЕТЛЯЧОК
(Сказка Вадима Гололобова)
Светлячок был одинок. Этой ночью он летел, не всматриваясь в даль, и думал о возвышенном. Вдруг он увидел огонек, мелькнувший за Деревьями. Светлячок заинтересовался и полетел в ту сторону. «Может быть, это - Она!» - думал Светлячок и летел быстрее. Он подлетел к тому месту, где виднелся огонек, и увидел большую Каплю, в которой он отражался. Светлячок расстроенно сел, опустил крылья и смотрел на Каплю.
- Мы бы летали с Ней всю ночь и радовали бы Зверей своим светом, - сказал Светлячок.
- ...своим светом, - грустно отзывалось Эхо.
- Я бы показал ей самые прекрасные цветы в Лесу, - сказал Светлячок.
- ...в Лесу, - также грустно отзывалось Эхо.
- И мы были бы... - говорил Светлячок.
- ...счастливы, - отозвалось Эхо.
- Да... - согласился Светлячок и понял, что отзывалось совсем не Эхо. Он поднял глаза и за Каплей увидел Ее. Она сидела, опустив крылья, и что-то грустно говорила сама себе.
А после Эхо узнало, что он действительно показал Ей самые красивые цветы в Лесу. И они действительно были счастливы.
Данная гексаграмма описывает ситуацию «разрешения» прежде всего в смысле разрядки напряжения, счастливого прохода через препятствие, освобождения таящейся силы. Это тот момент в сказке про Спящую Красавицу, когда ее целует принц. Энергия течет легко и вольно, колесо дхармы вертится так просто и мило, как шар голубой из старой песенки. Очень хорошие образы рисует Книга Перемен в комментариях к этой гексаграмме: «Будет счастье... Уже заранее предуготовано счастье... На охоте поймаешь трех лисиц... Друг придет и в нем будет правда...»
Ситуация эта не стабильна и не склонна быть долговременной, что подчеркивается тем, что почти все черточки в гексаграмме стоят «не на своих» местах (сплошные на четных позициях, а прерывистые на нечетных, в то время как «гармоничное» их сочетание требует как раз обратного местоположения).
В этой ситуации благоприятно действовать самому; пользуясь какой угодно поддержкой, но действовать. В критический момент, как пишет И Цзин, ты можешь оказаться подобным носильщику, который «едет на другом», то есть ленится, «от дела лытает», и этим ты «сам привлечешь приход разбойников». Чтобы правильно преодолеть кризис, надо дать волю своим природным стремлениям, освободить себя от сковывающих факторов. «Разреши путы на больших пальцах твоих ног»! И тогда ты смело можешь стремиться к высоким целям, уподобившись князю из финального комментария Книги, которому «надо стрелять в ястреба на высокой стене». Это, безусловно, говорит о величии и высоте полагаемых целей. «Когда он попадет в него, то не будет ничего неблагоприятного», как будто это соединение князя и ястреба обеспечит богатство и процветание всему народу.
Так Светлячок стремится к своей единственной цели и находит ее неожиданно сам для себя.
* * *
В русском языке есть и другое значение слова «разрешение», и оно наполнено смыслом, расширяющим наше понимание ситуа-
ции. Получить чье-то разрешение на свою деятельность, то есть соразмерить свою активность с каким-то вышестоящим человеком или принципом, - значит, способствовать успеху в делах. Важно опять-таки прежде всего действовать самому и разрешения добиваться активно, не зацикливаясь на его исключительной важности, но памятуя о его благоприятности.
* * *
Очень часто человек приходит на психотерапию вовсе не ради декларируемых целей какого-нибудь там роста или осознавания, но ради получения от отцовской фигуры того, что можно назвать разрешением. Чаще всего это разрешение на освобождение в самом широком смысле слова - на освобождение от чувства вины, от ненавистной семьи или постылой работы, освобождение «внутреннего ребенка» - играющей и переливающейся «бессмысленной» энергии. Это может быть и разрешение на самоубийство - тоже своеобразное освобождение. Психотерапевт обычно бессознательно «клюет» на подобную удочку и дает или не дает разрешение согласно своим глубинным ценностям и своему «ведущему архетипу» («сын Зевса» легко и хорошо благословит на брак, «сын Диониса» - на разгул и так далее).
- Разреши мне быть свободным!
- Разрешаю.
Несмотря на «детский» и очевидно противоречивый характер такого «разрешения», оно часто оказывается реально рабочим и благоприятным. Конечно, оно не ведет к «большому просветлению», но часто способствует простым и желанным жизненным достижениям. Так молодой мужчина нуждается в одобрении мужчины взрослого и «матерого», чтобы «получить добро» на собственное взросление и самостоятельность.
Убыль
СКАЗКА ПРО ЛИШНИЕ КИЛОГРАММЫ
(Вариации на основе суфийской притчи)
Однажды по пустыне шел тяжело нагруженный худой человек. На спине он нес здоровенный мешок, на шее у него висел ги-
гантский кошель; в каждой руке было по сумке, а к ногам были привязаны металлические ядра. Шел он, конечно, медленно, но довольно размеренно и упорно; видно было, что идет он уже очень давно.
На ночь остановился он в караван-сарае, где разговорился с хозяином. Уже поздно вечером, когда они вместе скурили целый кальян, хозяин его спросил:
- А что вы несете в мешке?
Человек приветливо открыл мешок и показал какие-то желтые старые листы.
- Это письма, которые писал один человек моей матери еще до моего рождения. Она прятала их от меня и от моего отца, но однажды я нашел их и одно или два прочитал. Моя мать поймала меня за этим и строго наказала. А потом она попросила меня хранить эти письма так, чтобы их никогда не увидел мой отец. Это очень важный семейный секрет. Я ношу их с собой, чтобы быть уверенным, что отец до них не доберется, хотя моя мать уже умерла. Это мой сыновний долг.
- Хм, - сказал хозяин, - вот оно что! А где живет отец?
- Он тоже умер.
- Хм!.. Тогда зачем же продолжать носить эти письма?
- Я не думал об этом, - признался человек. - Действительно, получается, не за чем. Может быть, я могу здесь их сжечь?
- Прекрасная идея, - подтвердил хозяин сарая. - Заодно мы с вами согреемся!
И наутро человек продолжил свой путь уже без мешка, хотя и со всем остальным скарбом. Идти ему стало полегче.
На следующий вечер он пристал к каравану купцов, с которыми и заночевал. Ночью, когда они разговорились, купцы начали шутить по поводу его толстого кошелька, висящего на шее.
- Если это деньги, - смеялись они, - то вы очень богатый человек, правда, до первой разбойничьей шайки. Но если это не деньги, то что же это за ценность такая?
- О, это, конечно же, не деньги, - признался человек, - но это получше, чем деньги! Вот, смотрите, - и он вытащил из кошелька исписанные листы бумаги, а также обломки каких-то мелких вещичек. - Это подробный перечень всех случаев в моей жизни, когда я оказывался прав, правее, например, чем мои родители или жена!
- Ого! - говорили купцы, неохотно разглядывая содержимое кошелька. - А зачем это вам?
- О, этот перечень доставляет мне огромное удовольствие. Я нередко читаю его по вечерам. Каждая вещица означает то же самое - все они представляют собой символы тех случаев, когда я несомненно оказывался прав.
Он помолчал, перебирая драгоценные листы и вещи.
- Правда, - признался он, - я все эти случаи давно уже помню наизусть.
- Зачем же вам тогда такой большой кошелек, который того и гляди навлечет на вас разбойников? - изумились купцы.
- Да, - согласился худой человек, - пожалуй, вы правы. Действительно, мне не очень нужен этот кошелек.
И он сжег кошелек со всем содержимым в костре, у которого они сидели.
На следующий день идти ему было легче, хотя он очевидно еще сгибался под тяжестью сумок и с трудом волочил ноги, украшенные железными ядрами.
На следующем привале он рассказал попутчикам, что в одной сумке он несет планы своих родителей на то, кем они хотели стать, но не стали, - и остался без сумки, честно согласившись с остальными, что это не очень полезный груз. А еще через ночь остался без второй сумки, где хранились его собственные планы стать великим военачальником, историком, музыкантом, писателем, советником падишаха, муллой, бродячим торговцем, борцом и птицей Феникс.
Железные ядра, привязанные к его ногам, оказались - в его рассказах еще через несколько дней - напоминанием о том, как попал маме вишневой косточкой в глаз (правое ядро), и о том, как мама его за это стукнула (левое). Он согласился с теми, кому это рассказывал, что вряд ли имеет смысл таскать это с собой по пустыне, и случившийся мастер расковал железные заклепки и освободил его ноги.
Когда на следующий день он впервые отправился в дорогу уже без привычных своих тяжестей, то шел странной походкой -вприпрыжку и делая огромные шаги.
И вот что интересно: вскоре он ощутимо прибавил в весе. Проще говоря, потолстел. Еще и потому, что перестал бродяжить, а осел в каком-то городе на должности судьи. Потому что издалека было видно - это человек честный и умный, каких мало.
Чжуан Цзы повествует о человеке, который, упорно трудясь, за три года изучил колдовское искусство убивать драконов, но за всю оставшуюся жизнь не имел ни одного случая его применить. То же наблюдение я отношу к половине школьной программы, каковой меня пичкали ДЕСЯТЬ ЛЕТ! Сколько мы дряни накапливаем за жизнь - это уму непостижимо.
К счастью, сознание обладает способностью забывать, выкидывать, уничтожать все эти «пять цветов, которые слепят глаз».
* * *
Чем больше я занимаюсь Книгой Перемен, тем больше проникаюсь пониманием того, что человеческие проблемы берут начало в жадности. Не только в примитивной жадности к деньгам и вещам, но в более тонких жадностях к переживаниям, статусам, ценностям и прочим вроде бы совсем эфемерным психологическим процессам. Но вот поди ж ты! Человек привязывается, и отсюда начинается череда его страданий. Кучу страданий можно прекратить одним простейшим образом - выкинуть что-нибудь вроде гордости, или завет давно умершей бабушки проклинать давно умершего дедушку, или чувство правоты, или надежду на будущее.
Но редко кто ведет себя так просто и мудро, как герой этой притчи, хотя все мы нагружены по уши всяким идиотским и гнетущим барахлом.
Наоборот, вокруг гораздо распространеннее сюжеты вроде старой сказки о том, как дед с бабкой поспорили, кому дверь закрывать, и вот уже их дом горит, а они продолжают с удовольствием доказывать друг другу, кто прав.
* * *
В основном комментарии И Цзин к этой гексаграмме говорится: «Что нужно для жертвоприношения? И двух вместо восьми чаш достаточно для жертвоприношения». В этой фразе многое
скрыто. Между прочим, вот что: человек, как правило, накапливает не для себя. Человек копит для своих богов: родительских заветов, общественного мнения, жен и детей. А «нормальным богам» так много не надо, и двух вместо восьми чаш достаточно. Это «голодному дьяволу» (гексаграмма 27) надо много - восемь, а лучше десять, а лучше пятнадцать, восемьдесят.
* * *
Ошо любил говорить: «Я ничего не могу вам дать, могу только отнять. Со мной вы ничего не достигнете, только потеряете». И так далее.
Ом намаха Шива! Почтение Шиве, великому разрушителю всего ненужного и иллюзорного! Мановение его руки освобождает наше сознание, уничтожая наши приобретения.
42. Приумножение
КОЗЛИНЫЕ ШАЛОСТИ
Жили-были козел, коза да их семеро козлят. Вот сидят они как-то вечером дома, и думает козел: что-то у нас скучновато. А скучать он не любил. Вышел козел из дома и оборотился огромным страшным волком. Запел возле крыльца, завыл, а потом вломился в дом. Зарычал, искры из глаз посыпались. Козлят похватал и засунул в мешок, козу трахнул, а потом схватил мешок и побежал по лесам, по полям. Прибежал в какую-то волчью нору, где вокруг кости да черепа, засунул туда мешок и убежал. Забежал на верх горы, страшно завыл, ударился оземь и превратился обратно в козла.
Побежал он тогда искать своих малых детушек. Нашел их в страшной волчьей норе, где вокруг мешка с козлятами уже собрались волки. Козел их рогами и копытами разогнал, распугал, освободил своих козлятушек и вместе с ними побежал домой. Прибежали они к дому, а там коза плачет-убивается. Сколько тут счастья было! Козлята запыхавшиеся маме наперебой рассказывают, как в волчьей норе побывали, как их папа освободил и как они по лесу бежали! И только один самый маленький козленок подошел
к козлу и тихонечко сказал: «Папа, а я видел, что это ты был и волком, и папой!» А козел ему так же тихонечко говорит: «Ну вот и умничка! Я тебе завтра куплю билет на космический корабль, чтобы ты полетал над землей сверху!» Потом они легли спать, козел на радостях трахнул козу и все заснули.
Скажете, такого не бывает?
Ещё как бывает! Сплошь и рядом!
«И умножу я потомство твое, как пески речные» - так говорил Господь Аврааму в Библии, и Авраам радовался. Приумножиться - это ли не счастье! Где был один, становится двое, а потом десять, а потом сто!
Размножение, в сущности, является одним из основных проявлений сюжета «Приумножения» (это соответствует козлиной похоти в сказке). Размножение слепо, как штамповка. Во многих смыслах оно грубо и некрасиво, как и наша сказка. История борьбы с похотью составляет множество страниц человеческой истории, удивительно благородных и замечательно глупых. Эта тупая сила вряд ли сильно отвлекается на борьбу. Она просто есть, была и есть, есть и есть. Это просто приумножение. Во многих - в сущности, главных - смыслах она обладает «внутренней правдой», той самой, о которой постоянно твердит И Цзин, и в комментариях к этой гексаграмме тоже. «Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца людей, - говорит комментарий к пятой, главной, черте, и мудро добавляет: - но не спрашивай их об этом».
* * *
Интересным развитием идеи «приумножения» является множественная личность, два и больше в одном флаконе. Не завтра, а сегодня - размножу себя, как песок морской! И это я, и то я, я и мужчина, я и женщина, и ребенок внутри, и ангел в небеси! Когда психотерапевт учит клиента относиться к явлениям внешнего мира как к собственным проекциям (в чем очень много правды),
он выталкивает его на эту далеко идущую дорогу, где субличностям несть числа, а вот где центр и есть ли он вообще, понять очень трудно. Идеи субличностей, «парциальных личностей», проекций и интроекций, множественных личностей подчинены гексаграмме «приумножения». Они рождают богатые натуры, исключительно разносторонних людей, от которых окружающим «простым людям» становится зябко и даже жутко. Карл Юнг в своей статье «Брак как психологическое взаимоотношение» рассказывает на эту тему интересную сказку (то есть выглядит это, конечно, как солидная научная теория). Я очень ценю эту работу и позволю себе процитировать:
«Говоря о "степени духовного развития", я не имею в виду какую-то особенно богатую или великодушную натуру. Это совсем не так. Под этим я понимаю скорее определенную сложность ума или характера, сравнимую с играющим множеством граней самоцветом в противопоставлении его простой кубической форме. Есть такие многосторонние и в известной мере проблематичные натуры, отягощенные иногда довольно трудно согласующимися наследственными чертами.
Приспособление к таким натурам или же их приспособление к более простым личностям - всегда проблема. Эти люди, обладая определенной склонностью к диссоциации, обычно наделены способностью отделять на длительное время несочетаемые черты характера, тем самым выдавая себя за гораздо более простых людей, чем есть на самом деле; или, может случиться так, что как раз их многосторонность и чрезвычайная гибкость придадут им особое обаяние в глазах других. Их партнеры могут легко затеряться в такой, подобной лабиринту, натуре, находя там столько возможностей обогащения личного опыта, что они целиком поглощают их собственные интересы, иногда не вполне приемлемым образом, поскольку теперь их единственным занятием становится прослеживание в другом человеке всех извивов и изгибов его характера.
На этом пути так много доступного опыта (experience), что он окружает, если не сказать - затопляет, более простую личность. Она поглощается своим более сложным партнером и не способна найти выход из такого положения. Это чуть ли не обычное явление, когда женщина, духовно, полностью умещается в своем муже, а мужчина, эмоционально, полностью помещается в своей жене. Пожалуй, можно было бы охарактеризовать это как проблему "содержимого" ("contained") и "содержащего" ("container"). "Содержимый" ощущает себя живущим полностью в рамках брака. Его отношение (attitude) к брачному партнеру безраздельно: вне брака не существует существенных обязанностей и обязательных интересов. Неприятной стороной этого в других отношениях идеального партнерства является беспокоящая зависимость от личности, которая никогда не будет не то что понята, но даже "осмотрена" во всей ее полноте, и потому не вполне заслуживает доверия».
Вот примерно так строятся отношения козы и козла в нашей сказке. Козел «смотрит на сторону» в силу своей множественности, в «разных комнатах» (по выражению Юнга) его личности живут разные сущности, и коза бессильно «плачет и убивается», теряя надежду на определенность. Что интересно, Юнг видел в этой повседневной и довольно грустной картине зачатки благоприятного развития, которое начинается с развитием серьезного кризиса «середины жизни»:
«Но с наступлением среднего возраста в нем («содержащем») пробуждается более настойчивое стремление к тому единству и неделимости (undividedness), которые особенно необходимы "содержащему" в силу его диссоциированной натуры. В этой фазе обычно и происходят события, доводящие конфликт до конца. "Содержащий" начинает сознавать, что стремится к полноте, ищет "вместимости" и нераздельности, которых ему всегда недоставало. Для "содержимого" это лишь еще одно подтверждение всегда болезненно переживаемой ненадежности "содержащего"; он обнаруживает, что в комнатах, которые вроде бы принадлежали ему, живут и другие, нежеланные гости. Надежда на определенность исчезает, и эта обманутая надежда толкает "содержимого" к самому себе, если, конечно, отчаянными усилиями он не сможет принудить своего партнера сдаться и не преуспеет в вымогании признания,
что его стремление к единству было не более чем детской или болезненной фантазией. Когда эта тактика не приносит успеха, то смирение со своей неудачей может оказаться подлинным благом, заставляя "содержимого" признать, что надежность, которую он отчаянно искал в другом, можно найти в себе самом. Таким образом он обретает себя и открывает в своей простой натуре все те сложности, которые тщетно искал в ней "содержащий".
Если "содержащий" не теряет самообладания перед лицом того, что мы обыкновенно называем "супружеской неверностью", но упорно продолжает верить во внутреннее оправдание своего стремления к единству, ему придется на некоторое время примириться с собственной раздробленностью. Диссоциация исцеляется не путем отщепления, а путем более полной дезинтеграции. Все силы, стремящиеся к единству, всякое здоровое эгоистическое желание будет сопротивляться дезинтеграции, и благодаря этому он осознает возможность внутренней интеграции, которую прежде всегда искал за пределами себя. И тогда "содержащий" обретет вознаграждение в виде "неразделенного Я".
Вот что весьма часто происходит в полдень жизни, и таким способом наша удивительная человеческая природа осуществляет переход из первой половины жизни во вторую. Этот метаморфоз представляет собой переход от состояния, в котором человек является лишь орудием инстинктивной природы, к другому состоянию, где он больше не является чьим-то орудием, но становится самим собой: происходит преобразование природы в культуру, инстинкта - в дух».
Выход
ПЕВИЦА СТРЕКОЗА
(По мотивам сказки Полины Власенко)
Стрекоза с детства была очень послушной девочкой. Конечно, в детстве ее так не звали, это уже потом ей дали сценическое имя, и она его тоже приняла послушно. Она очень хорошо пела -
или, можно сказать, она очень стильно пела, и еще в детстве это заметили ее родители и разные другие взрослые. Стрекозу стали возить на детские конкурсы, где она часто выигрывала. Когда она немного подросла, родители решили сделать из нее настоящую звезду. С ней стали заниматься преподаватели музыки и преподаватели пения. Стрекоза очень послушно делала все, чему ее учили. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, она и вправду стала очень популярной певицей в своем районе. Тут-то ей и сшили знаменитый ярко-зеленый костюм со звездами.
Он был очень облегающим, и в нем поначалу было очень неуютно и жарко. Он был каким-то ужасно непрозрачным и закрытым. Совсем ей поначалу не нравился этот сценический костюм, но Стрекоза была послушной девочкой и послушно одевала этот костюм на сцену. Звездочки кололись, но и к этому она постепенно привыкла. Она пела и танцевала, как ее учили, делала правильные движения и па, красиво улыбалась, заразительно смеялась, грациозно кланялась, и на вечера с ее участием приходило все больше молодежи. Она и вправду стала звездой. Подумать только!
Когда Стрекозе исполнилось двадцать два, она уже была популярной певицей во всей стране. Ее ярко-зеленый костюм со звездочками был знаком, наверное, каждому школьнику. Конечно, его подгоняли ей под рост, но он оставался неизменным, глухим и облегающим. Она привыкла к нему давным-давно, как будто он был ее кожей. Она почти его не снимала, потому что постоянно ездила с концерта на концерт, а возлюбленного у нее не было - ну, не было времени, и родители следили, и контракты запрещали выходить замуж.
И вот однажды Стрекоза давала концерт на каком-то озере, в лесу. Конечно, там соорудили огромную сцену, поставили прожектора, сиденья, всё, как полагается. Она дала свой обычный концерт, правильно двигаясь, правильно улыбаясь, заразительно смеясь, и когда концерт закончился, была уже ночь. После аплодисментов и прочей шумихи Стрекоза пошла прогуляться вдоль озера, пока устроители собирали декорации, сидения и прочее. Озеро было очень красивым, спокойным, и Стрекоза сама не заметила, как отошла куда-то далеко от сцены. А когда она вернулась на место концерта, там уже ничего не было, все машины уехали, всю сцену свернули. Наверное, все решили, что она поехала на чьей-то чужой машине, и в результате Стрекоза осталась одна в лесу. Вот те раз!
Она вначале загрустила, а потом услышала детский плач. Какой-то маленький мальчик шел по дороге, спотыкаясь и плача. Стрекоза подошла к нему и постаралась успокоить. Он тоже потерялся, хотя не с концерта, а просто был с родителями на озере, купался, а потом как-то вот заблудился. Он жил где-то недалеко, хотя плохо понимал, в какой стороне. Ему было холодно и страшно. Стрекоза погладила его по голове и пообещала отвести домой. Малыш немного успокоился, и они вместе пошли по лесной дороге.