Как манипулируют нерешительными
Слабыми легче всего манипулировать, сгущая краски.
Кардинал де Реи, великий манипулятор, служил помощником у герцога Орлеанского, который был болезненно нерешителен. Кардиналу приходилось постоянно бороться, чтобы убедить герцога в необходимости какого-либо шага. Тот колебался, просчитывал варианты, тянул до последнего, доводя приближенных до исступления.
Но Реи нашел к герцогу подход: он описывал ему всевозможные опасности, преувеличивая их, сколько возможно, доводя до того, что герцогу виделись зияющие пропасти на всех путях, кроме одного, к которому и толкал его кардинал.
На слабых воздействуют страхом. В конце концов, тревога, ужас подвигает их на действия. Наоборот, попробуйте обратиться к их разуму - и они всегда найдут способ увильнуть.
Тенденциозная подача вариантов
Это было излюбленным методом Генри Киссинджера. Будучи госсекретарем при президенте Ричарде Никсоне, Киссинджер считал себя более информированным, нежели его босс, и верил, что в большинстве случаев он сам принимал более верное решение. Однако, попытайся он самостоятельно определять государственную политику, это обидело бы и рассердило президента, известного своей нерешительностью.
Поэтому Киссинджер предлагал ему на выбор три-четыре варианта действий для каждой ситуации, причем представлял их таким образом, что вариант предпочтительный для него всегда казался явно лучшим решением вопроса по сравнению с другими. Раз за разом Никсон попадался на наживку, не подозревая, что Киссинджер манипулирует им. Это излюбленный способ игры на нерешительности тех, кто считает себя «хозяином положения».
ПРЯМАЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ
Иногда полезно прикинуться дурачком .
Клавдий (10 г. до н. э. - 54 г. н. э.), до того как стал императором Рима, а также французский принц, ставший впоследствии Людовиком XVIII, использовали этот прием, чтобы вышестоящие не заподозрили их в притязании на трон. В юности они изображали дурачков, и другие претенденты на трон оставили их в покое. Когда же пришло время нанести удар и решительно действовать, они застали окружающих врасплох.
Как однажды избирали Папу Римского
По сложившейся традиции выборы Первосвященника происходят на конклаве кардиналов. Закрывшись в соборе и не общаясь с внешним миром, они должны из своего числа избрать Папу.
Один из таких конклавов длился уже месяц, проведено было множество тайных голосований, но ни одна кандидатура не набирала необходимого количества голосов. Священники безумно устали, тем более многие были в почтенном возрасте, заточение и отсутствие свежего воздуха плохо сказы вались на их слабом здоровье. Одному из них стало совсем плохо и он слабел час от часу. Чтобы получить передышку, измученные кардиналы решили избрать умирающего: ведь он долго не протянет. После этого выйти на волю, отдохнуть, наметить заранее новую кандидатуру. А потом уже собраться для решающего голосования.
Так и поступили. Избрали Папу и разъехались в ожидании нового конклава. Однако время шло, а Папа и не думал умирать. Посетившие его нашли Первосвященника в полном здравии, которое он объяснил вмешательством Всевышнего. А скончался он лишь через два десятка лет. Так что и не все избравшие его дожили до нового конклава. Как уже догадался читатель, новоизбранный просто провел ловкую манипуляцию. Мишенью воздействия на членов конклава было их желание передышки.
Крокодиловы слезы Ришелье
Его карьера началась с изящной манипуляции. Получив необходимое духовное образование, он прибыл в Ватикан, чтобы в числе других молодых людей получить от Папы Римского сан священника. При этом Ришелье весьма рисковал: до возраста, при котором это возможно, ему не хватало двух лет.
Но честолюбивый и уверенный в себе юноша не хотел ждать долгих два года. И он рискнул, предварительно просчитав ситуацию. Он разузнал, что Папа очень любит эту процедуру и обычно прочувствованно напутствует новоиспеченных священнослужителей.
И лишь только Папа объявил его священником, Ришелье бросился к нему в ноги со словами:
- Ваше Святейшество, отпустите мне мой грех!
- В чем ты провинился, сын мой?
- Ваше Святейшество, я приписал себе два года возраста.
- Ты далеко пойдешь... Опускаю тебе этот грех! - сказал с улыбкой Первосвященник после небольшой паузы.
Мишенью воздействия юный манипулятор избрал желание Папы не омрачать церемонию, доставляющую ему гамму положительный эмоций, т. е. в конечном счете желание удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в положительных эмоциях. Учел Ришелье и фоновый фактор - торжественную атмосферу церемонии, которую понтифик очень любил, и ее предназначение, несовместимое с вынесением наказаний. По-видимому, побуждением к данному действию послужило и то, что Первосвященник получил возможность подать пример отпущения грехов, коим отныне наделялись новоявленные священники.