Проблемы, порождаемые теорией Келли
Модель «человека-исследователя», которую предложил Келли, в настоящее время нередко описывается как «когнитивная» теория, поскольку она включает рациональную оценку других людей, объектов и опыта по определенным параметрам, значимым для человека, хотя сам Келли совсем не был удовлетворен такой характеристикой своей теории. Подразумевается, что люди, в общем, отличаются высоким самосознанием, рациональны и в процессе жизни стремятся усовершенствовать свое понимание как можно большего числа аспектов феноменологического мира (т.е. мира, воспринимаемого ими через свой уникальный набор конструктов), пытаясь расширить собственные системы конструктов таким образом, чтобы те могли обеспечить лучшие предсказания все большего и большего числа событий. Как будет показано в главе 12, основные проблемы с этой теорией возникают при передаче точного значения конструктов одного человека другим людям. Большой смелостью со стороны психотерапевта было бы утверждать, что можно охарактеризовать внутренний мир другой личности через ее систему конструктов, тонкие нюансы значений которых могут ускользать от наблюдения.
Далеко не ясно также, насколько эффективно данная методика может быть использована для оценки личности в прикладных целях. Например, если какая-либо компания хочет нанять продавцов, то общительность является одним из очевидных требований: компании нужен продавец, который будет активно общаться с потенциальными покупателями. Однако вряд ли будет возможно понять феноменальный (личный) мир каждого соискателя, используя технические приемы, описанные в главе 12, и на этой основе установить, как та или иная личность себя рассматривает. Во-первых, нет никаких гарантий, что самоотчеты будут валидны. Если кто-то считает себя «разговорчивым» (в противоположность «молчаливому»), это не дает никакой гарантии, что он (или она) действительно разговорчив сверх меры. Я могу припомнить несколько довольно скучных людей, которые твердо убеждены в том, что они имеют первоклассное чувство юмора!
Во-вторых, вполне возможно, что некоторые люди просто не будут использовать конструкты типа: «разговорчивый — молчаливый», «интроверт — экстраверт? или «шумный — застенчивый», поэтому они могут просто не замечать таких различий в окружающих. Если бы подобные конструкты просто отсутствовали в индивидуальном репертуаре конструктов, то невозможно было бы установить, как люди оценивают себя по этим параметрам. Однако само по себе отрицание некоторыми индивидуумами того, что подобные конструкты помогают им предугадывать поведение других (а это и является истинной причиной непродуктивности их системы конструктов в выделении таких различий между людьми), не означает, что данные характеристики отсутствуют на самом деле. Это может, например, просто означать, что человек, пытаясь оценить экстраверсию, при интерпретации сделал крайне ошибочные выводы, именно поэтому он не считает данный конструкт полезным.
Все это говорит о том, что теория позволяет делать множество интересных предсказаний. Особенно впечатляющими являются те из них, которые связывают эмоции с определенными чертами системы конструктов. Дело в том, что теория пытается определить эмоции скорее в понятиях внутреннего мира индивидуумов (в терминах способов, которые они используют, правильно или ошибочно интерпретируя некоторые важные аспекты своего окружения), нежели в понятиях, характеризующих то, что в действительности происходит с людьми.
Несколько интересных исследований было посвящено структуре систем конструктов. «Когнитивная сложность» — термин, который был введен Бьери (Bieri, 1966) для обозначения уровня сложности, доступного человеку, усваивающему комплексный многомерный взгляд на других вместо использования всего нескольких конструктов. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что когнитивная сложность не обнаруживает тесной связи с общим интеллектом; это крайне неожиданный факт, нуждающийся в дальнейшем изучении. Я также несколько озабочен тем, что, возможно, в некоторых случаях на измерение когнитивной сложности влияет точность, с которой испытуемые могут использовать свои системы конструктов. К этой проблеме мы вернемся в главе 12 при обсуждении надежности использования конструктов.
Существует также несколько интересных областей, которые не охвачены теорией Келли. Нет полноценной теории личностного развития, за исключением убеждения, что все мы стремимся развивать и расширять свои системы конструктов. Как, когда и почему мы учимся интерпретировать — остается тайной. Кому-то может также показаться, что все это выглядит довольно механистично: классификация индивидуумов и бесстрастное принятие логических решений по поводу их возможного поведения (с эмоциями, внезапно появляющимися в качестве этакого побочного продукта) не похожи на живой человеческий подход, хотя само по себе это едва ли может служить весомым объективным аргументом против теории. Однако, имея в виду, что личный опыт играет столь важную роль в этой теории, мне всегда казалось слегка странным, что мы редко воспринимаем себя, осознанно используя конструкты. При встрече с человеком, которого я не знаю, мне не приходит в голову извлечь из глубин моего сознания список конструктов и произвести оценку личности незнакомца по каждому пункту.
Для того чтобы оценить эту теорию, нам совершенно необходимы обстоятельные эмпирические исследования в первую очередь того, каким образом обычные люди приходят к выводу, что их системы конструктов не срабатывают, и как они затем их пересматривают. Другими словами, нам необходимо проверить, действительно ли система конструктов используется и перестраивается так, как это предполагал Келли.