Текущий контроль успеваемости

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет «Психологии образования»

Кафедра «Возрастной психологии»

ПРОГРАММА

Курса

«Психологическая диагностика»

1. Автор и составитель программы: канд. психол. н., доцент, Логинова Г.П.

Рецензент: доктор психол. н., профессор Лубовский Д.В.

Общее количество часов по дисциплине: 210 (по учебному плану).

Длительность курса: 54 часа для очной формы, 32 часа для очно-заочной и 12 для заочной формы обучения.

Количество часов в неделю: - 3 часа.

Место курса в учебном плане.

Курс является обязательным и рассчитан на студентов третьего семестра обучения. Базовыми для данного курса являются следующие дисциплины: общая психология, дифференциальная, экспериментальная, возрастная и медицинская психология. Количество учащихся на семинарских занятиях не должно превышать 30 человек. Необходимо иметь средства для размножения психодиагностических методик и других учебных материалов. До начала курса студенты должны иметь основательные знания по базовым дисциплинам особенно это касается возрастной психологии.

В процессе обучения студенты смогут:

1. Усвоить систему основных понятий психодиагностики, ознакомится с теорией и практикой психодиагностических исследований.

2. Приобрести ориентировку в структуре психодиагностики, как особой психологической дисциплины, связывающей психологическую теорию и практику.

3. Сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик.

4. Приобрести умения оценивать качество психодиагностических методик.

5. Сложить представление об основных тенденциях развития психодиагностики на современном этапе.

6. Ознакомится с наиболее известными методами психодиагностики, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.

7. Усвоить этические нормы, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста психодиагноста.

8. Сделать шаг в развитии гуманистического отношения к испытуемым при проведении обследования и предъявлении результатов.

Аннотация курса.

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.).

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор ит.д.)

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии - практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.


Наименование и номера тем. Количество часов по очной форме Количество часов по очно – заочной форме. Количество часов по заочной форме.
Всего Лекц Сем М- Класс   Сам Всего Лекц Сем М- Класс   Сам Всего Лекц Сем М- Класс Сам  
                                     
Раздел I. Введение в психодиагностику.  
Тема 1.2. Психодиагностика как наука.               0,5      
Раздел II. Малоформализованные методы.
Тема 2.1. Общая характеристика малоформализованных методов.              
Тема 2.2. Опросники.             0,5      
Тема 2.3. Многофакторные опросники личности.                 0,5        
Тема 2.4. Измерение отдельных проявлений и параметров личности.                  
Раздел III. Высокоформализованные методы
Тема 3.1. Тесты как метод психодиагностики имеющий широкое применение.           0,5 0,5    
Тема 3.2. Тесты интеллекта.           0,5 0,5    
Тема 3.3. Методы стандартизации и первичной статистической обработки материалов диагностических исследований             0,5      
Раздел IV. Система возрастной диагностики умственного развития.
Тема 4.1. Диагностика готовности детей к школе.         10,5 0,5                
Тема 4.2. Диагностика умственного развития младшего школьника и младшего подростка.         0,5 0,5              
Тема 4.3. Диагностика умственного развития в старшем подростковом возрасте.         0,5 0,5            
Раздел V. Проблема диагностики креативности, творческого мышления и способностей.
Тема 5.1. Диагностика способностей.                        
Раздел VI. Характеристика психофизиологических методов.
Тема 6.1. Понятие о индивидуально – типологических особенностях и их роли в протеканиии психических процессов.           0,5 0,5 0,5    
Тема 6.2. Бланковые методики диагностики основных свойств нервной системы.           0,5 0,5    
Тема 6.3. Возможности опросников в диагностике индивидуально-типологических особенностей.         5,5 0,5                
Раздел VII. Возможности проективных методов в личностной психодиагностике.
Тема 7.1 История возникновения проективных методов, их общая характеристика.         0,5 0,5    
Раздел VIII. Основные тенденции в развитии психодиагностики.
Тема 8.1. Основные тенденции в развитии психодиагностики.                        
Раздел IX. Этика в психодиагностике.
Тема 9.1. Этические аспекты психодиагностики. .                    
             

Текущий контроль успеваемости.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме контрольных работ и тестов достижения по дисциплине.

Содержание курса.

Раздел 1. Введение в психодиагностику.

Тема 1.1. Психодиагностика- наука, разрабатывающая методы измерения индивидуальных особенностей. Области практического применения психодиагностических знаний: выявление качественных характеристик воспитания и обучения; использование в консультационной работе практического психолога.

Вопросы и задания самостоятельной работы:

1. Что изучает психологическая диагностика?

2. Как она связана с другими областями психологии и с практикой?

3. Каковы основные области практического использования психо­диагностики?

4. С какими целями психодиагностика используется в школе?

5. Каковы особенности применения психодиагностики в профотбо­ре и профконсультации?

6. В чем специфика психодиагностического обследования в меди­ко-психологической консультации?

Основная литература:8, 9, 12, 15, 23, 24, 26

Дополнительная литература: 5, 6, 7.

Тема 1.2. Психодиагностика как наука.История возникновения психодиагностики, этапы ее развития за рубежом. Создание психологической диагностики в отечественной психологии. Классификация основных методов психодиагнстики в зависимости от цели их применения.

Вопросы и задания самостоятельной работы:

1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные?

2. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психо­диагностики?

3. Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?

4. Сравните между собой тесты, опросники и проективные методы и перечислите отличительные черты каждого из этих методов.

Основная литература: 8, 9, 12, 14, 15, 23, 24, 26

Дополнительная литература: 5, 6, 7.

Наши рекомендации