Текущий контроль успеваемости
Департамент образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет
Факультет «Психологии образования»
Кафедра «Возрастной психологии»
ПРОГРАММА
Курса
«Психологическая диагностика»
1. Автор и составитель программы: канд. психол. н., доцент, Логинова Г.П.
Рецензент: доктор психол. н., профессор Лубовский Д.В.
Общее количество часов по дисциплине: 210 (по учебному плану).
Длительность курса: 54 часа для очной формы, 32 часа для очно-заочной и 12 для заочной формы обучения.
Количество часов в неделю: - 3 часа.
Место курса в учебном плане.
Курс является обязательным и рассчитан на студентов третьего семестра обучения. Базовыми для данного курса являются следующие дисциплины: общая психология, дифференциальная, экспериментальная, возрастная и медицинская психология. Количество учащихся на семинарских занятиях не должно превышать 30 человек. Необходимо иметь средства для размножения психодиагностических методик и других учебных материалов. До начала курса студенты должны иметь основательные знания по базовым дисциплинам особенно это касается возрастной психологии.
В процессе обучения студенты смогут:
1. Усвоить систему основных понятий психодиагностики, ознакомится с теорией и практикой психодиагностических исследований.
2. Приобрести ориентировку в структуре психодиагностики, как особой психологической дисциплины, связывающей психологическую теорию и практику.
3. Сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик.
4. Приобрести умения оценивать качество психодиагностических методик.
5. Сложить представление об основных тенденциях развития психодиагностики на современном этапе.
6. Ознакомится с наиболее известными методами психодиагностики, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.
7. Усвоить этические нормы, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста психодиагноста.
8. Сделать шаг в развитии гуманистического отношения к испытуемым при проведении обследования и предъявлении результатов.
Аннотация курса.
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.).
К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор ит.д.)
В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии - практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.
Наименование и номера тем. | Количество часов по очной форме | Количество часов по очно – заочной форме. | Количество часов по заочной форме. | |||||||||||||||
Всего | Лекц | Сем | М- Класс | Сам | Всего | Лекц | Сем | М- Класс | Сам | Всего | Лекц | Сем | М- Класс | Сам | ||||
Раздел I. Введение в психодиагностику. | ||||||||||||||||||
Тема 1.2. Психодиагностика как наука. | 0,5 | |||||||||||||||||
Раздел II. Малоформализованные методы. | ||||||||||||||||||
Тема 2.1. Общая характеристика малоформализованных методов. | ||||||||||||||||||
Тема 2.2. Опросники. | 0,5 | |||||||||||||||||
Тема 2.3. Многофакторные опросники личности. | 0,5 | |||||||||||||||||
Тема 2.4. Измерение отдельных проявлений и параметров личности. | ||||||||||||||||||
Раздел III. Высокоформализованные методы | ||||||||||||||||||
Тема 3.1. Тесты как метод психодиагностики имеющий широкое применение. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Тема 3.2. Тесты интеллекта. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Тема 3.3. Методы стандартизации и первичной статистической обработки материалов диагностических исследований | 0,5 | |||||||||||||||||
Раздел IV. Система возрастной диагностики умственного развития. | ||||||||||||||||||
Тема 4.1. Диагностика готовности детей к школе. | 10,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Тема 4.2. Диагностика умственного развития младшего школьника и младшего подростка. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Тема 4.3. Диагностика умственного развития в старшем подростковом возрасте. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Раздел V. Проблема диагностики креативности, творческого мышления и способностей. | ||||||||||||||||||
Тема 5.1. Диагностика способностей. | ||||||||||||||||||
Раздел VI. Характеристика психофизиологических методов. | ||||||||||||||||||
Тема 6.1. Понятие о индивидуально – типологических особенностях и их роли в протеканиии психических процессов. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||||||||
Тема 6.2. Бланковые методики диагностики основных свойств нервной системы. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Тема 6.3. Возможности опросников в диагностике индивидуально-типологических особенностей. | 5,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Раздел VII. Возможности проективных методов в личностной психодиагностике. | ||||||||||||||||||
Тема 7.1 История возникновения проективных методов, их общая характеристика. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||
Раздел VIII. Основные тенденции в развитии психодиагностики. | ||||||||||||||||||
Тема 8.1. Основные тенденции в развитии психодиагностики. | ||||||||||||||||||
Раздел IX. Этика в психодиагностике. | ||||||||||||||||||
Тема 9.1. Этические аспекты психодиагностики. . | ||||||||||||||||||
Текущий контроль успеваемости.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме контрольных работ и тестов достижения по дисциплине.
Содержание курса.
Раздел 1. Введение в психодиагностику.
Тема 1.1. Психодиагностика- наука, разрабатывающая методы измерения индивидуальных особенностей. Области практического применения психодиагностических знаний: выявление качественных характеристик воспитания и обучения; использование в консультационной работе практического психолога.
Вопросы и задания самостоятельной работы:
1. Что изучает психологическая диагностика?
2. Как она связана с другими областями психологии и с практикой?
3. Каковы основные области практического использования психодиагностики?
4. С какими целями психодиагностика используется в школе?
5. Каковы особенности применения психодиагностики в профотборе и профконсультации?
6. В чем специфика психодиагностического обследования в медико-психологической консультации?
Основная литература:8, 9, 12, 15, 23, 24, 26
Дополнительная литература: 5, 6, 7.
Тема 1.2. Психодиагностика как наука.История возникновения психодиагностики, этапы ее развития за рубежом. Создание психологической диагностики в отечественной психологии. Классификация основных методов психодиагнстики в зависимости от цели их применения.
Вопросы и задания самостоятельной работы:
1. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные?
2. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?
3. Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?
4. Сравните между собой тесты, опросники и проективные методы и перечислите отличительные черты каждого из этих методов.
Основная литература: 8, 9, 12, 14, 15, 23, 24, 26
Дополнительная литература: 5, 6, 7.