Обонятельные представления
Пьеро Феруччи – Кем мы можем быть
Содержание
Введение
Глава 1. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
Глава 2. ОТБЛЕСКИ ДАЛЕКОГО МИРА
Глава 3. КАРТЫ
Глава 4. МНОЖЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ
Глава 5. СОВЕРШЕННО НЕИЗМЕРИМОЕ
Глава 6. ВОЛЯ
Глава 7. ТИГРЫ ГНЕВА
Глава 8. ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА
Глава 9. УМ ОСТРЫЙ И ЖИВОЙ
Глава 10. ШКОЛА ЖИЗНИ
Глава 11. ИСТОЧНИКИ ОТКРОВЕНИЯ
Глава 12. ЦВЕТОК ОТКРЫВАЕТСЯ
Глава 13. ЛУЧШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ
Глава 14. ПАТОЛОГИЯ ВЫСОТ
Глава 15. ВАША ЖИЗНЬ, ВАШЕ ТВОРЕНЬЕ
Глава 16. ЧЕМ МЫ ЖИВЫ
Глава 17. ПРЕКРАСНОЕ
Глава 18. СИНТЕЗ
Глава 19. БЕСКОНЕЧНОСТЬ
Глава 20. ТИШИНА
Эпилог
Введение
УВИДЕТЬ ЦЕЛОЕ
Человеку, который много лет искал Истину, сказали пойти в одну пещеру и разыскать там колодец. "Спроси у колодца, что есть Истина, – посоветовали ему, – и он тебе ее откроет".
Найдя колодец, искатель задал ему этот фундаментальный вопрос. Из глубины пришел ответ: "Иди в деревню и там на перекрестке двух дорог ты найдешь то, что ищешь".
Полный надежд и предвкушений, человек побежал в деревню и обнаружил на перекрестке три ничем не примечательные лавки. В одной торговали кусочками металла, в другой какими-то деревяшками, а в третьей – тонкой проволокой. По-видимому, к Истине все это никакого отношения не имело.
Разочарованный искатель вернулся к колодцу, чтобы потребовать объяснений, но услышал только: "Скоро ты это поймешь". Он попробовал возражать, но ответом было лишь эхо его собственных восклицаний. Рассердившись, что его оставили в дураках, – а именно так он тогда подумал, – искатель отправился дальше в поисках Истины. Шли годы, и история с колодцем постепенно забылась, когда одной лунной ночью он услышал звуки ситара. Музыка была прекрасной и исполнялась с великим мастерством и вдохновением.
Глубоко тронутый ею, искатель истины почувствовал, что его влечет к игравшему на ситаре. От смотрел на пальцы, танцующие по струнам, а затем стал рассматривать сам инструмент. И тут он неожиданно воскликнул от радости: ситар был сделан точно из таких металлических и деревянных деталей, какие он видел однажды в трех лавках, не придав им тогда никакого значения.
Наконец он понял, о чем поведал ему колодец: нам уже дано все, что нам нужно; наша задача – собрать это воедино и использовать по назначению. Воспринимая отдельные фрагменты, мы не видим в них никакого смысла. Но как только фрагменты соединяются в одно целое, появляется новая сущность, природа которой осталась бы для нас скрыта, если бы мы ограничились рассмотрением отдельных фрагментов.
Процесс такого синтеза – повсеместное явление как в мире природы, так и в мире людей: клетки объединяются в организм, из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Большой эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы.
Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла.
Обнаружив, что процесс этот протекает естественным образом в каждом человеке, но зачастую бывает заблокирован, Ассаджоли приступил к разработке методов его высвобождения. Первоначально он занимался психоанализом (в начале века Фрейд считал его одним из основных своих последователей в Италии), однако остался недоволен последним и разработал собственную систему, особое направление практической психологии, открытое для всех достижений, сделанных к тому времени в области образования, психотерапии и медицины. От назвал эту систему психосинтезом.
Подход Ассаджоли нацелен не просто на улучшение конкретных показателей (на повышение тонуса, усиление концентрации, углубление релаксации и т.д.) или на лечение в смысле избавления от чего-либо. Он нацелен на пробуждение целостности и формирование новой, более широкой структуры отношений в психике человека. Женщина, прошедшая курс психосинтеза, пишет: "Внутренний процесс психосинтеза навел меня на мысль о калейдоскопе. Когда кусочки цветного стекла встряхивают, они представляют собой лишь беспорядочную кучу. После того, как вы перестали трясти калейдоскоп, они выстраиваются в красивую картинку".
Для содействия таким естественным процессам синтеза используются простые упражнения. Приемы психосинтеза апробировались Ассаджоли и его коллегами в течение последних 70 лет в разных культурах. Психологи пришли к выводу, что эти упражнения особенно эффективны при регулярном выполнении. Как и во всех занятиях, от альпинизма до игры на пианино, от изучения языка до танца, для освоения чего-то нового необходима практика.
Изменения в результате такой практики происходят постепенно. Много лет назад, впервые начав выполнять психосинтетические упражнения, я ожидал немедленного переворота. Но ничего особенного со мной (в отличие от некоторых других), по-видимому, не произошло. Как и большинство новичков, я поначалу не всегда мог выполнять упражнения надлежащим образом. Я отвлекался, застревал на мелочах или начинал суетиться и думать о посторонних вещах. И, только спустя некоторое время, я осознал, что во мне произошли большие изменения. Впоследствии я наблюдал, что то же самое происходит у большинства людей, применяющих эти упражнения. Мы начинаем сознавать преобразования гораздо позже, чем они начинаются.
У такой задержки есть причина: нашему бессознательному нужно время. Вот как говорит об этом Ассаджоли:
Одной из главных функций бессознательного и в то же время одним из важнейших этапов обучения является обработка полученного опыта и усвоение воспринятого и изученного.
Такая обработка, которую можно рассматривать как самое настоящее "созревание психического плода", имеет прямые аналогии с созреванием физического плода. Оба протекают в глубине, скрыто: одно – в материнской утробе, другое – в сокровенных уголках бессознательного, оба представляют собой непроизвольный автономный процесс, но настолько чувствительный и ранимый, что его можно легко сорвать внешними воздействиями; оба достигают своей заключительной высшей точки в кризисе и чуде "рождения", появления новой жизни.
Понятие созревания напоминает, что в процессе психосинтеза мы стимулируем уже присутствующие в нас силы. Эти силы обычно скрыты, но временами мы можем непосредственно наблюдать их работу. Эти силы медленно заживляют нанесенную нам эмоциональную травму; они придают нам неожиданную для нас стойкость в кризисной ситуации; они являют нам внезапное решение проблемы, о которой мы только что думали; они дают нам второе дыхание после периода усталости; производят в нас неожиданные и непроизвольные преобразования. Эффективность психосинтетических упражнений зависит от активации этих скрытых положительных сил.
Пожалуй, основной ловушкой на пути психосинтеза является мнение, будто преобразования вызываются упражнениями как таковыми, а не тем, как выполняются последние.
В качестве примера можно привести следующий случай. Психиатр, работая с аутичным, замкнутым в себе ребенком, долгое время пытался установить с ним контакт, но ребенок не желал покидать стены внутреннего мира. Наконец, однажды психиатр под воздействием интуитивного импульса взял карандаш, бросил его на пол и сказал ребенку: "А теперь подними его и дай мне". Тон его голоса был преисполнен надежды, за которой стояли все ранее предпринятые им неудачные попытки. Атмосфера созрела: ребенок сделал то, о чем его просили, и в этот чудесный момент между ними установился контакт.
Позднее психиатр рассказал на конференции об этом случае своим коллегам. Вскоре многие из них стали бросать карандаши перед аутичными детьми и ждать, пока их поднимут. Конечно, прием этот, который получил название "карандаш", оказался неудачным.
Подобное может произойти и с психосинтетическими упражнениями. Важнейший действующий фактор упражнений – отношение, с которым они выполняются. Мы можем выполнять их внимательно и терпеливо, относясь к ним как к инструменту изменения своей жизни. Мы можем выполнять их и механически или как модные салонные игры, что будет пустой тратой времени. Мы можем получить от них то, что хотим; сами же они нам ничего не дадут.
Вторая серьезная ловушка – нарциссизм, полная поглощенность происходящим внутри себя при утрате какого бы то ни было интереса к другим людям и обществу в целом. Попавшие в эту ловушку забывают, что любые приемы, используемые для содействия личному росту, имеют ценность только в том случае, если влияют на наши отношения с другими людьми, и наоборот, межличностные отношения сами по себе могут быть главным стимулом личного роста. Как говорил Мартин Бубер: "Человек становится "Я" через "Ты"; изолированный индивид неспособен к подлинному росту.
Ощущение собственного величия – еще одна ловушка, в которую нетрудно попасть: кратковременная эйфория первого успеха порождает у нас ожидание немедленного, полного и постоянного результата. Заветное желание жить счастливо готово соблазнить нас, заставив поверить, что мы достигли большего, чем в наших силах. Но добиться значимых результатов на пути самореализации. можно лишь, сохранив реалистичное отношение к нашим человеческим ограничениям. Следует сознавать, как малы мы по сравнению с великим, как много в жизни у нас трудностей, как немощно порой наше тело и как изменчивы чувства, как легко мы поддаемся влиянию, как мало знаем, как часто случай смешивает наши планы, как сложна жизнь человека и как она по сути загадочна.
Это не значит, что мы должны считать указанные факты неодолимым препятствием, напротив, осознание их может стать частью нашего становления и помочь нам глубже постичь всю полноту смысла человеческого бытия.
По этой причине психосинтез ценит беспросветные периоды не меньше, чем ясные и радостные.
Вместо того, чтобы обещать полное исчезновение препятствий, он подчеркивает важность их использования как ступенек к росту.
Он склоняется скорей к сомнению и риску, нежели к гарантированной безопасности и экстазу.
Он предпочитает творческий беспорядок обманчивой ясности заготовленных ответов.
Он напоминает нам о необходимости усилия, равно как и недеяния.
Он признает бесконечное многообразие человеческих существ и посему не обещает никаких стандартных результатов.
Короче говоря, сознавая всю сложность человека и всю запутанность его жизненной ситуации, психосинтез не предлагает никаких универсальных рецептов. И когда от него требовали таких рецептов, Ассаджоли отшучивался: "Вселенная вышла такой сложной не по моей вине".
Все это подводит нас к рассмотрению самой большой и, пожалуй, самой общераспространенной опасности на пути саморазвития: односторонности. Когда мы развиваем какую-то одну свою часть в ущерб остальным, – будет ли это тело, чувства, "духовность" или что-то еще, – часть эта наделяется властью, которая ей не принадлежит по праву. Она может обрести демонические черты и превратить нас в ограниченных или даже фанатичных существ.
Здоровое и уравновешенное развитие человека распространяется во всех направлениях: оно напоминает скорее шар, нежели прямую линию. Именно по этой причине психосинтез пытается учитывать все подлинно важные измерения человеческой жизни, забвение которых лишает ее полноты и смысла:
Выражение воли и проявление самостоятельности;
Оттачивание интеллекта;
Наслаждение красотой;
Развитие воображения;
Пробуждение интуиции;
Постижение любви;
Раскрытие Я и его назначения.
Глава 1
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
С помощью психологических упражнений, приведенных в этой, равно как и в остальных главах книги, мы можем почувствовать, что способны управлять своими психическими процессами. Орудовать материальными предметами для нас уже в порядке вещей; теперь мы можем начать вырабатывать у себя навыки такого же привычного и действенного обхождения с предметами своего внутреннего мира. Основой этого процесса служит развитие нашей способности к сосредоточению.
Если какая-либо физическая или психическая функция человека не используется, она атрофируется. Сохраняются лишь те психические функции, использование которых вошло у нас в привычку, а остальные функции, которые мы не упражняем и не культивируем, постепенно исчезают.
Следующие маленькие упражнения, которые можно выполнять в любое время дня, не занимают много времени и не требуют особых условий.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Закройте глаза и представьте следующее:
· Ручка медленно пишет на бумаге ваше имя.
· Однозначное число. Затем представьте двузначное число, трехзначное и т.д., пока не достигнете числа, состоящего из такого количества цифр, которое вы еще можете видеть. Удерживайте это число перед своим внутренним взором в течение 2 минут.
· Различные цветные фигуры: золотой треугольник, фиолетовый круг, голубая пятиконечная звезда и т.д.
Абстрактные образы, такие как буквы алфавита или числа, могут быть более трудными для визуализации, нежели знакомые вам или привлекательные для вас сложные образы. Может оказаться, например, что вам легче представить людей, которых вы любите, чем голубой треугольник, а любимый пейзаж – легче, чем число 716, написанное на доске мелом. Но по той же причине более простой и эмоционально нейтральный объект часто оказывается особенно эффективным для тренировки воображения.
Не расстраивайтесь, если поначалу вы не сможете выполнить даже такие простые внутренние действия. Это говорит о том, что подобные упражнения будут вам полезны. Попытайтесь какое-то время удерживать в своем сознании простой образ – хотя бы две или три минуты. Возможно, этот образ изменится, или исчезнет, или вы обнаружите, что думаете о чем-то другом. Спокойно и терпеливо возвращайте к нему внимание.
Эти упражнения подготавливают вас к более сложным, описанным в дальнейших главах. Несмотря на их простоту, они представляют собой нечто большее, чем начальную подготовку, и могут быть весьма полезны сами по себе.
ТАКТИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представьте следующее, сосредоточиваясь теперь на ощущениях прикосновения:
· Вы жмете чью-то руку. Почувствуйте ее кожу, температуру, оказываемое ею давление на вашу руку.
· Вы поглаживаете кошку или собаку. Почувствуйте их шерсть.
· Вы держите лимон. Почувствуйте его поверхность.
· Прикосновение к:
· Коре дерева,
· Только что выпавшему снегу,
· Поверхности цветка – очень нежно, чтобы не помять его,
· Песку,
· Струе воды,
· Перышку.
Выполняя эти упражнения впервые, совмещайте вызванные тактильные ощущения со зрительным образом того, к чему вы прикасаетесь, затем представляйте только тактильные ощущения. Воспринимайте предметы только через тактильные ощущения.
С помощью этих упражнений мы можем научиться управлять своим вниманием. Это не так легко, как может показаться, поскольку на нас воздействуют внешние и внутренние отвлекающие раздражители. С помощью этих упражнений мы постепенно поймем, как происходит сосредоточение внимания, сменяющее его обычное рассеянное состояние.
ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представьте, что вы вдыхаете запах:
· Ваших любимых духов,
· Бензина,
· Цветов,
· Травы,
· Чистого горного воздуха в сосновом лесу,
· Дыма костра,
· Океана,
· Мяты,
· Свежеиспеченного хлеба.