Г рвя 3 Формы u сооержйнце групповой психологической поааержки
— торжество и праздник — переживание ситуации успеха, : ,-т признания со стороны окружающих.
Говоря о метафорах, можно выделить две основные груп Пы. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки скорее развивающего, чем терапевтического характера, способствующие решению ими возрастных задач развития, приобретению гуманистической жизненной философии. Помимо разрешения трудных ситуаций и содействия развитию подростков, систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, у подростка формируется «механизм самопомощи» — «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка преодолеешь трудности».
Помимо терапевтических сказок-метафор, весьма продуктивно использовать для обсуждения с подростками притчи. Они, как достаточно неопределенный стимульный материал, позволяют выйти на проблемные области.
Задания но формирование «эмоииональноп грамотности»
Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Необходимость данных умений можно понять, обратив-, шись к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылке психосоматических расстройств. Сегодня алекситимия по> нимается в первую очередь как неумение человека выразить и описать в словах свои внутренние переживания, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, недО'
статочность воображения, ригидность. Приведем примеры упражнений из этой группы
«Закончи предложение».Подростки бросают друг другу мяч и называют те или иные чувства, каждый раз начиная со слов: «Я имею право на... (страх, радость, гнев...) и т.д.»
«Подросток рассердился».Подростки делятся на две команды. Каждая получает по одной картинке неопределенного содержания (можно использовать стимульный материал ТАТ). Командам нужно придумать рассказ о подростке, который очень сильно на кого-то рассердился или обиделся.
«Копилка эмоциональных реакций».Учащимся предлагается вспомнить любые провоцирующие фразы (типа «Выйди вон!», «Ты — дурак бестолковый!») и указать всевозможные ответные реакции: крик, слезы, смех и т.д. Таким образом набирается «копилка» эмоциональных реакций.
Когнитивные методы
Эти методы основываются на утверждении, что причиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения. Когнитивные психотерапевты полагают, что наиболее важным является освобождение от абсолютистского мышления, содержащего убеждение о том, что люди и весь мир должны принадлежать индивиду или же, наоборот, сам индивид должен полностью принадлежать окружающим.
«Подростки не понимают... Родители не понимают...»Ве-Дущий бросает подросткам поочередно то синий, то красный мячик. Те, кому попадает в руки синий мячик, заканчивают предложение «Подростки не понимают, что родители...». Те, кому попадает красный — «Родители не понимают, что под-Ростки...».
В результате обсуждения игры делается вывод, что не-ходимо искать точки понимания в семье, учиться договариваться.
Тропик |
«а к своему Я