Стиль педагогического общения преподавателя и студентов.

Лекция-дискуссия

ТЕМА:«Профессиональная подготовка преподавателя психологии»

ЦЕЛИ:

Обучающие:

  • Знакомство с личностными качествами, функциями и деятельностью преподавателя психологии
  • Формирование у студентов представления о комплексной подготовке преподавателя психологии

Развивающие:

  • Развитие навыков рефлексивности
  • Развитие творческого мышления

ПЛАН:

  1. Характеристика личностных качеств преподавателя психологии
  2. Функции преподавателя психологии
  3. Становление компетентности преподавателя психологии

ЭТАПЫ ЛЕКЦИИ:

I. Вводная часть.

Приветствие аудитории (Здравствуйте, сегодня мы с Вами начинаем разбирать очень важную и интересную тему в становлении вашей будущей профессии)

*Попробуйте, пожалуйста, ответить на такой вопрос: К Вам пришел новый преподаватель-на что бы Вы в первую очередь обратили внимание? (Ответы)

*Как Вы считаете, что нужно для успешного преподавания? (Ответы)

II. Основная часть.

*Что же такое личностные качества? (Ответы)

*Давайте каждый выскажется, что должны включать в себя личностные качества? (Ответы)

Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. (В.А. Ганзен)

Качества личности – это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству (М.Н. Щербаков)

*Подчеркните главные слова в определении.

А какие же основные личностные качества выделяют для преподавателя психологии? (Ответы)

ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА.

В высших учебных заведениях, особенно на психологических факультетах ценится научная компетентность преподавателя и его знание предмета. Преподавательские должности должны рассматриваться как научно-педагогические. Снижение научного уровня преподавания-серьезная проблема высшего психологического образования.

*Скажите пожалуйста, в какой ситуации преподавателю психологии труднее справиться с изучаемым предметом: дефицит психологических знаний или дефицит педагогических умений? (Ответы)

ИНТЕЛЛЕКТ.

Интеллектуальные качества имеют огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Очень примечательно высказывание В.Н. Дружинина: “Нет успешного психолога без высокого интеллекта”. Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель прежде всего должен сам ясно понимать его. Справедлива крылатая истина:” Кто ясно мыслит-тот ясно излагает”.

АРТИСТИЗМ И ОРАТОРСКИЕ УМЕНИЯ.

Ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли (С.И. Гессен)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ.

Готовность преподавателя реагировать в однотипной педагогической ситуации. Выделяют 2 типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная

*Как Вы думаете, по каким признакам можно судить о наличии той или иной установки? (Ответы)

ДОБРОТА И УВАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТУДЕНТАМ.

Оптимальный тип отношения преподавателя к студентам: “Максимум требований к личности и максимум уважения к ней”.

Уважение проявляется:

-дается право выбора

-дается право высказаться

-мнение ценится

ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К КРИТИКЕ СО СТОРОНЫ СТУДЕНТОВ.

Корректное поведение преподавателя может заключаться в том, что он должен дать несогласному с ним студенту возможность хотя бы кратко обозначить свою точку зрения. Дискуссия-совершенно естественный и взаимно полезный процесс.

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ.

Нельзя смешивать деловые(учебные) и личные отношения.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ.

*авторитарный стиль

*демократический стиль

*либеральный стиль

*Как выглядит каждый стиль общения, продемонстрируйте (Ответы)

*Какой наиболее приемлем для Вас стиль общения и почему? (Ответы)

*На основании приведенных личностных качеств, постройте свою пирамиду(иерархию) по значимости (Ответы)

Если же рассматривать функции преподавателя, то это несомненно:

1) обучающая 3) организаторская
2) развивающая (воспитательная) 4) исследовательская

*Приведите пожалуйста на примере как это выглядит (Ответы)

Очень часто, в большинстве случаев, начало преподавательской деятельности связано с проблемой адаптации, а именно:

От роли К роли
Подчиненного Руководителя
Реагирующего Инициатора
Слушателя Говорящего
Ведомого Лидера
Низкой ответственности Высокой ответственности
Члена группы Лидера группы
Мотивируемого Мотиватора
Отвечающего Спрашивающего
Оцениваемого Оценивающего
Учащегося Обучающего

*Как Вы считаете, от какой роли тяжелее отойти, а от какой проще? (Ответы)

В связи с этим, переходный период может быть связан с рядом “страхов. Но перед этим я бы хотела предложить Вам выйти к аудитории и представить, будто Вы начинаете свою преподавательскую деятельность. Вам дали группу студентов, познакомьтесь, пожалуйста, с ними и решите какой Вы предмет будете преподавать.

*Какой страх Вы испытали перед аудиторией и испытали ли Вы его вообще? (Ответы)

Рассмотрим 5 распространенных страхов и подумаем, как можно их побороть:

Наши рекомендации