Стиль педагогического общения преподавателя и студентов.
Лекция-дискуссия
ТЕМА:«Профессиональная подготовка преподавателя психологии»
ЦЕЛИ:
Обучающие:
- Знакомство с личностными качествами, функциями и деятельностью преподавателя психологии
- Формирование у студентов представления о комплексной подготовке преподавателя психологии
Развивающие:
- Развитие навыков рефлексивности
- Развитие творческого мышления
ПЛАН:
- Характеристика личностных качеств преподавателя психологии
- Функции преподавателя психологии
- Становление компетентности преподавателя психологии
ЭТАПЫ ЛЕКЦИИ:
I. Вводная часть.
Приветствие аудитории (Здравствуйте, сегодня мы с Вами начинаем разбирать очень важную и интересную тему в становлении вашей будущей профессии)
*Попробуйте, пожалуйста, ответить на такой вопрос: К Вам пришел новый преподаватель-на что бы Вы в первую очередь обратили внимание? (Ответы)
*Как Вы считаете, что нужно для успешного преподавания? (Ответы)
II. Основная часть.
*Что же такое личностные качества? (Ответы)
*Давайте каждый выскажется, что должны включать в себя личностные качества? (Ответы)
Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. (В.А. Ганзен)
Качества личности – это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству (М.Н. Щербаков)
*Подчеркните главные слова в определении.
А какие же основные личностные качества выделяют для преподавателя психологии? (Ответы)
ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА.
В высших учебных заведениях, особенно на психологических факультетах ценится научная компетентность преподавателя и его знание предмета. Преподавательские должности должны рассматриваться как научно-педагогические. Снижение научного уровня преподавания-серьезная проблема высшего психологического образования.
*Скажите пожалуйста, в какой ситуации преподавателю психологии труднее справиться с изучаемым предметом: дефицит психологических знаний или дефицит педагогических умений? (Ответы)
ИНТЕЛЛЕКТ.
Интеллектуальные качества имеют огромное значение не только для ученого, но и для преподавателя. Очень примечательно высказывание В.Н. Дружинина: “Нет успешного психолога без высокого интеллекта”. Чтобы понятно объяснять учебный материал студентам, преподаватель прежде всего должен сам ясно понимать его. Справедлива крылатая истина:” Кто ясно мыслит-тот ясно излагает”.
АРТИСТИЗМ И ОРАТОРСКИЕ УМЕНИЯ.
Ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли (С.И. Гессен)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ.
Готовность преподавателя реагировать в однотипной педагогической ситуации. Выделяют 2 типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная
*Как Вы думаете, по каким признакам можно судить о наличии той или иной установки? (Ответы)
ДОБРОТА И УВАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТУДЕНТАМ.
Оптимальный тип отношения преподавателя к студентам: “Максимум требований к личности и максимум уважения к ней”.
Уважение проявляется:
-дается право выбора
-дается право высказаться
-мнение ценится
ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К КРИТИКЕ СО СТОРОНЫ СТУДЕНТОВ.
Корректное поведение преподавателя может заключаться в том, что он должен дать несогласному с ним студенту возможность хотя бы кратко обозначить свою точку зрения. Дискуссия-совершенно естественный и взаимно полезный процесс.
ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ.
Нельзя смешивать деловые(учебные) и личные отношения.
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ.
*авторитарный стиль
*демократический стиль
*либеральный стиль
*Как выглядит каждый стиль общения, продемонстрируйте (Ответы)
*Какой наиболее приемлем для Вас стиль общения и почему? (Ответы)
*На основании приведенных личностных качеств, постройте свою пирамиду(иерархию) по значимости (Ответы)
Если же рассматривать функции преподавателя, то это несомненно:
1) обучающая | 3) организаторская |
2) развивающая (воспитательная) | 4) исследовательская |
*Приведите пожалуйста на примере как это выглядит (Ответы)
Очень часто, в большинстве случаев, начало преподавательской деятельности связано с проблемой адаптации, а именно:
От роли | К роли |
Подчиненного | Руководителя |
Реагирующего | Инициатора |
Слушателя | Говорящего |
Ведомого | Лидера |
Низкой ответственности | Высокой ответственности |
Члена группы | Лидера группы |
Мотивируемого | Мотиватора |
Отвечающего | Спрашивающего |
Оцениваемого | Оценивающего |
Учащегося | Обучающего |
*Как Вы считаете, от какой роли тяжелее отойти, а от какой проще? (Ответы)
В связи с этим, переходный период может быть связан с рядом “страхов. Но перед этим я бы хотела предложить Вам выйти к аудитории и представить, будто Вы начинаете свою преподавательскую деятельность. Вам дали группу студентов, познакомьтесь, пожалуйста, с ними и решите какой Вы предмет будете преподавать.
*Какой страх Вы испытали перед аудиторией и испытали ли Вы его вообще? (Ответы)
Рассмотрим 5 распространенных страхов и подумаем, как можно их побороть: