Психологические эффекты дельфинотерапии

Автор: О. Р. Арнольд, Е. Л. Бутова

C) 2001 г.

О. Р. Арнольд * , Е. Л. Бутова **

* Кандидат психол. наук, консультант. Институт развития личности, Москва,

** Врач, МП "Утришский дельфинарий", Москва

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИИ 1

Дельфинотерапия - сравнительно новое направление нетрадиционной медицины и психотерапии; особенно ценные результаты она дает при работе с детьми, больными ДЦП, синдромом Дауна, детским аутизмом. Дается обзор работ по дельфинотерапии за рубежом и информация о результатах, полученных авторами в "Утришском дельфинарии" Москвы.

Ключевые слова : дельфинотерапия, психотерапия и психокоррекция, цветовой тест Люшера.

Дельфины издавна привлекали особое внимание людей. Во всех дошедших до нас преданиях это очень дружелюбные и грациозные существа. Древнегреческая легенда повествует о чудесном спасении певца Ориона, сброшенного пиратами с корабля в море и подхваченного дельфинами, доставившими его на берег. В конце прошлого века стало известно про Пелорус-Джека - дельфина, взявшего на себя роль лоцмана в узком извилистом проливе возле берегов Новой Зеландии и многое лет служившего людям. Еще античные авторы писали о дельфинах, которые проникались дружескими чувствами к детям и катали их на спине. Периодически и сейчас у берегов морских курортов появляются дельфины, вступающие в игру с плавающими людьми, что немедленно становится сенсацией. Кажется, что дельфины - очень романтичные создания; так, во всяком случае, они воспринимаются обыденным сознанием. Неудивительно, что им приписывают магические способности.

Интерес к этим умным и необычным существам вызывал у людей желание общаться с ними как можно ближе. Так возникла дельфинотерапия - отрасль нетрадиционной медицины, когда исцеляющее влияние на пациента оказывает взаимодействие "человек-дельфин".

Пионером дельфинотерапии считается доктор Дэвид Натансон (D. Nathanson), психолог по образованию, который начал заниматься ею в 1978 г. в океанариуме "Мир океана" во Флориде. По его наблюдениям, дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше осваивали различные навыки, взаимодействуя с дельфинами. По мнению доктора Натансона, ключ к обучению детей умственно отсталых, физически неспособных сосредоточиться на чем-то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. В случае, когда "функцию учителя" выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие появлялась возможность общения с этим животным.

Данное направление исследований и лечебных процедур доктор Натансон назвал "дельфинье-гуманистической терапией" (Dolphin human therapy). Сейчас стандартное время работы с детьми, страдающими отклонениями в развитии - 5 дней; каждый терапевтический сеанс длится 40 минут. Первый сеанс - подготовительный; на нем детей только готовят ко взаимодействию с дельфинами и разрешают касаться их лишь с помоста; в последующие дни обязательной частью процедуры становится общение с дельфинами в воде. Необходимо отметить, что большую роль в этой терапии играет взаимодействие психолога с родителями ребенка - как в подготовительный период, так и в ходе самого курса. Кроме того, родители участвуют в групповых сеансах.

В другой работе, проведенной также во Флориде исследователями Д. Хоагленд и У. Шенноном (D. Hoaglend, W. Shannon), родители и дети 3-9 лет плавали вместе с дельфинами. Всего было 4 сеанса: очень интересным оказалось поведение не детей, а их родителей. Если на первом сеансе в бассейне с дельфинами родители особенно интенсивно контролировали своих детей, то на последующих - они больше играли с детьми, а в конце цикла уже все вместе общались с дельфинами. Таким образом, в присутствии "третьих лиц" в бассейне - дельфинов - быстрыми темпа-

1 В статье использованы материалы I (1995 г.) и II (1996 г.) Международных симпозиумов по дельфинотерапии, состоявшихся в Канкуне (Мексика).

стр. 98

ми устанавливались понимание и контакты между родителями и больными детьми.

Достигнутые результаты сохранялись впоследствии и в домашних условиях и были столь ощутимы, что родители стремились снова возобновить сеансы дельфинотерапии. Выяснилось, что оптимальные условия, при которых возможны наилучшие результаты, - не менее трех сеансов совместного плавания. Кроме общения с дельфинами, и взрослые, и дети регулярно занимаются с психологами. Когда пара ребенок-родитель в течение двух недель проходит курс дельфинотерапии, они оба пользуются исключительным вниманием психологов, тренеров и других специалистов и плавают в окружении двух-трех дельфинов, т.е. с ними постоянно ведется работа на нескольких уровнях.

Интересна и необычна - а для нас и попросту экзотична - так называемая "кранио-сакральная терапия" (cranio-sacral therapy) с использованием дельфинов (Russell A. Bourne). Ближайшие эквиваленты кранио-сакральной терапии - мануальная терапия, соединенная с массажем, интегрально- телесная терапия. Эти работы велись в теплых водах Мексиканского залива, в лагуне, отгороженной от океана невысокой оградой, где уже долгое время в условиях относительной свободы живет популяция афалин. Тяжелые инвалиды, к которым применяли данный метод реабилитации, страдали болевым синдромом, церебральным параличом, аутизмом, различными поражениями головного и спинного мозга, раком, посттравматическим стрессом.

Сеанс кранио-сакральной терапии с участием дельфинов проходит так. Пациент плавает, поддерживаемый каким- нибудь плавсредством типа детской надувной игрушки, оставляющим открытой значительную поверхность его тела. Им занимаются три терапевта, стоящие по пояс в воде. Вокруг них плавают специально обученные дельфины, касаясь как пациента, так и тех, кто им занимается. При этом проявляются характеры животных: одни из них только выполняют указания тренера, другие же импровизируют. Например, один из дельфинов научился подплывать под согнутой локтевой сустав женщины, страдающей квадриплегией и потому лишенной возможности схватиться за его спиной плавник, и в таком положении катал ее по вольеру. Кроме исключительных условий обращения с пациентом при такой терапии, существенную роль в ее успехе играет и то, что с ним работают очень долго - за двое суток он проводит в таком приятном состоянии тела и духа не менее шести часов.

Исцеляет не только плавание с дельфинами, но и просто общение с ними и другими водными животными. Так, например, разработанная в одном из океанариумов Флориды программа "полного круга" под руководством Марианны Клингель (М. Klingel) предполагает участие детей с различными отклонениями в спасении и реабилитации разных морских животных: дельфинов, черепах, каланов и даже рыб. Очень важно при этом, что дети не просто играют с животными, но и заботятся о них: кормят их, выхаживают осиротевших детенышей и травмированных зверей. Участие в такой деятельности положительно влияет на развитие речи, уверенности в себе и на настроение. Психологи видят здесь один из методов исправления подростков с антисоциальным поведением; общение с дельфинами помогает юным правонарушителям научиться строить отношения уже не в дельфиньем, а в человеческом обществе.

Но особо интересные и многообещающие результаты, как выяснилось, получаются в тех случаях, когда дельфины не содержатся в неволе, а свободны и добровольно контактируют с людьми. Такие условия, например, созданы на Дельфиньем рифе в Израиле, где в Красном море живет семейство черноморских афалин; они свободно могут уходить из большого отгороженного вольера (площадью 10 000 кв. м) в открытое море, но всегда возвращаются обратно. Когда люди входят в вольер, чтобы поплавать с ними, дельфины почти всегда сами охотно вступают в контакт (работы С. Донио, Д. Уолгроча / S. Donio, D. Wolgroch).

Итак, какие же заболевания можно лечить дельфинотерапией? Как уже указывалось: синдром Дауна, детский аутизм, поражения головного и спинного мозга; кроме того, депрессия, синдром хронической усталости (астенический синдром), мышечная астения, нервная анорексия, посттравматический синдром, задержка умственного развития, рак.

Альтернативную программу лечения рака методом дельфинотерапии разработал в 1988 доктор Стивен Джозеф (S. Jozsef), нейробиолог и психиатр. Столкнувшись впервые с дельфинами, он осознал близость того, чем занимался - биологической обратной связью - с дельфинотерапией. Через его программу прошло множество больных, но сам он скончался от рака в возрасте сорока лет... Электроэнцефалографические данные, полученные в ходе дельфинотерапии (измерения проводились до сеанса и сразу после него), можно свести к следующим: ритмы мозга значительно замедляются, снижается доминирующая ЭЭГ- частота, возникает альфа-ритм и тета-ритм, а также происходит синхронизация электрической активности обоих полушарий (данные Дэвида Коула / D.M. Cole). Это может свидетельствовать о снижении общего уровня возбуждения центральной нервной системы и оптимизации работы мозга. Психоиммунологические исследования пока-

стр. 99

зали, что замедленным ритмам ЭЭГ и синхронизации активности обоих полушарий соответствует продуцирование эндорфинов - гормонов, ответственных за хорошее настроение и самочувствие. Это может объяснить тот факт, что общение с дельфинами уменьшает боли у больных раком (гипотеза С. Берча / S. Birch). Но, как известно, любые сильные положительные эмоции и действенная психотерапия всегда приводят к появлению эндорфинов в головном мозге.

То, что дельфинотерапию можно рассматривать как неклассическую разновидность психотерапии, подтверждается и данными, полученными группой исследователей в Севастополе под руководством Людмилы Лукиной. Если после курса дельфинотерапии у детей, страдавших неврозом, улучшение происходило в 60% случаев, то у больных детским церебральным параличом и другими органическими заболеваниями - в 25-30%. То есть, как и любая психотерапия, дельфинотерапия действует положительно в основном на неврозы и невротические компоненты соматических (телесных) болезней. Конечно, можно считать, что дельфины влияют на пациентов экстрасенсорно, как целители с мощным биоэнергетическим полем, но для этого у нас нет и не может быть достоверных данных. Есть и другая точка зрения - чисто механистическая; в этом случае дельфин рассматривается только как источник ультразвуковых сигналов, которые действует на биологически активные точки пациента, и таким образом его влияние на организм сводится к физиотерапии. В будущем, убежден сторонник этой гипотезы доктор Ф. Холмс Этуотер (F. Holmes Atwater), каждый человек сможет иметь на своем домашнем компьютере виртуального дельфина- терапевта.

На наш взгляд, в этом случае содержание дельфинотерапии абсолютно выхолощено, и в первую очередь потому, что настоящий дельфин - это живое существо, а не бездушная модель. Почему же дельфинотерапия так действенна? В чем ее отличие от других направлений зоотерапии, например, от положительного эффекта общения с собственной собакой или кошкой? Рассмотрим некоторые возможные варианты ответа на этот вопрос.

Дельфин, в отличие от домашних животных, окружен романтическим ореолом, как мы уже указывали в начале этой статьи; ему приписывают магические и даже сверхъестественные свойства. От встречи с ним, от непосредственного контакта уже заранее ожидают какого-то необычайного целительного эффекта. Если дети еще слишком малы, чтобы это понимать, им передается ожидание родителей. Вообще эффект любой психотерапии во многом зависит от того, на что настроен, чего ожидает пациент; вера в чудодейственное средство, в чародея-доктора, в волшебное исцеление давно используется в медицине.

Надо отметить, что в случаях явного эффекта дельфинотерапии мы встречаемся с ситуацией, когда с пациентом и его окружением работает целая команда специалистов, и общение с дельфинами - только вершина айсберга. При кранио-сакральной терапии в воде результат комплексного воздействия мануальной терапии, массажа и общения с дельфинами усиливается еще одним обстоятельством - пациент неподвижно лежит на поверхности теплой воды в состоянии полного расслабления. Эта почти абсолютная мышечная релаксация должна вносить немалый вклад в общий ход лечения. В случаях, когда пациенты активно двигаются в воде, плавая с дельфинами, расслабление все равно имеет значение т.к. тренеры объясняют участникам, что дельфины боятся резких движений и потому надо стараться двигаться как можно более плавно. Дельфины действительно легко вступают в контакт с человеком, они дружелюбны и общительны - во всяком случае, для дельфинотерапии отбирают именно таких животных, без малейших признаков агрессии по отношению к человеку. Общение с дельфином, телесный контакт с ним - очень важный фактор, особенно для детей с нарушенными отношениями с родителями и другими детьми. Часто задержки развития и отклоняющееся поведение ребенка объясняется недостатком материнской ласки, телесного контакта с ней; взаимодействие с теплокровным дружелюбным существом во многом восполняет дефицит такого телесного общения. Наконец, предполагается и игровое поведение с дельфином в воде. А, как известно, игровая психотерапия - один из основных способов восстановления психических функций, особенно у детей. Все приведенные аспекты взаимодействия больных людей и дельфинов свидетельствуют о том, что, если отбросить спорные моменты и преувеличения, дельфинотерапия - мощное средство психотерапии и психокоррекции.

Появилась дельфинотерапия и в России, однако пока еще имеются некоторые сложности технического характера. Практически всюду, где активно развивается дельфинотерапия, в ней участвуют в основном тихоокеанские афалины, обитающие в теплых водах. Но в наших дельфинариях содержатся атлантические афалины из черноморской популяции, и самая комфортная для них температура воды - 16-18 градусов по Цельсию. Естественно, люди в такой холодной воде комфортно себя не чувствуют, а плавание в гидрокостюмах затрудняет не только телесные контакты с дельфинами, но и движения непривычных к ним людей - не говоря уже о том, что для маленьких детей это просто невозможно. Выход один - переводить дельфинов на время работы в другой бассейн с теплой и чистой водой (о последнем не

стр. 100

следует забывать, особенно при работе с детьми). Хорошо, чтобы этот бассейн был неглубоким или с ложным дном; в противном случае придется надевать на пациентов спасательные жилеты, а детям, не умеющим как следует держаться на воде, глубокий бассейн создает опасность.

Дельфины, работающие с больными, тоже должны отвечать определенным требованиям. Кроме общительности и дружелюбия, они не должны проявлять никакой агрессивности по отношению к человеку - не секрет ведь, что некоторые дельфины выражают свое недовольство теми, кто с ними работает, толкая их, несильно ударяя хвостом или рострумом и даже покусывая. Такие формы поведения абсолютно недопустимы у "медицинских" дельфинов. Судя по нашим наблюдениям, многие даже взрослые здоровые люди, плавая с дельфинами в первый раз, их опасаются, и агрессивный выпад со стороны животного может не только свести на нет положительный эффект лечения, но и нанести пациенту дополнительную психическую травму. Психотерапия с использованием дельфинов обязана быть комплексной; при проведении дельфинотерапии желательна совместная работа с пациентом врача, психолога и тренера.

Основные показания для дельфинотерапии - это неврозы и те психосоматические заболевания, в генезе которых большую роль играет нервный компонент. Кроме того, дельфинотерапия может быть очень полезна тем, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата. И, конечно, несомненна роль дельфинотерапии в психокоррекции детей и подростков с отклоняющимся поведением и дефектами развития - это основной контингент пациентов, которым дельфинотерапия наиболее показана.

Мы работали с детьми в возрасте от трех до пятнадцати лет, страдающими различными заболеваниями. Основной нашей целью была разработка методики занятий в специально оборудованном бассейне в присутствии обученных и подготовленных дельфинов. Характер методики занятий определялся тяжестью основного заболевания ребенка. Лечебный курс состоял из трех этапов: I - подготовительный. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, сбор анамнеза, проведение психологических тестов. II - основной. Включал в себя непосредственный контакт с четырьмя животными, плававшими в бассейне, в то время как дети находились на бортике. В эксперименте участвовали три афалины и одна белуха. Все дельфины давно живут в неволе, хорошо дрессированы и очень дружелюбно относятся к людям. В зависимости от своих физических и психических возможностей, наши пациенты играли с дельфинами в мяч (в "футбол" и "волейбол"), гладили их руками и ногами, обнимали их, когда животные по приказу тренера выскакивали на помост. В промежутках между непосредственными контактами с животными дети выполняли физические упражнения, направленные на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, а также занимались рисованием и лепкой, общались с детским психологом. До сеанса и непосредственно после него пациенты раскладывали цветные карточки теста Люшера.

Первые несколько занятий были индивидуальными, а затем составлялись в пары с учетом личностной совместимости. Если говорить об общем стиле работы с детьми, то основным мы старались сделать игровой метод, подбирая игры таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач. Игра - одна из основных составляющих психического развития ребенка, а дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играли друг с другом много и охотно. III этап - заключительный. Сравнивались выводы специалистов, длительно наблюдающих наших пациентов до и после дельфинотерапии. Всего в дельфинотерапии принимало участие 32 ребенка, из них 10 страдали ДЦП, 10 - синдромом детского аутизма, 3-е задержкой психомоторного развития, 6 детей с олигофренией I и II степени различного генеза, 2 ребенка с сенсорными нарушениями, 1-е бронхиальной астмой психосоматического происхождения.

Субъективно, по отчетам родителей, отмечены значительные улучшения: дети стали более контактными и общительными, у них повысился фон настроения, они лучше справлялись с различными задачами повседневной жизни. Один ребенок, страдавший анорексией, стал нормально есть.

По заключениям специалистов, наблюдались следующие эффекты. При органическом поражении ЦНС был снят психологический барьер в общении. Уменьшились страхи. Ушла агрессия к посторонним людям. Улучшилась ориентация в пространстве, координация движений. Повысился эмоциональный тонус. Значительно улучшились возможности концентрации внимания. Проявились творческие способности, например, появился интерес к рисованию. Появились градации в различении эмоций.

У пациентов, страдающих синдромом детского аутизма, улучшилась зрительная координация, движения рук и ног стали более точными и скоординированными. Улучшилась ориентация в пространстве. Один из наших пациентов научился отслеживать движущийся предмет на протяжении свыше 25 метров. Ушел страх воды, дети стали спокойно мыться в ванне.

стр. 101

У детей, страдавших ДЦП, значительно улучшилась моторика. Так, один из пациентов научился удерживать, а затем и направленно бросать мяч в воду.

По результатам цветового теста Люшера можно сделать следующие выводы. Почти у всех испытуемых прослеживалась тенденция к повышению уровня телесного комфорта. В ряде отдельных случаев, однако, ощущение физического благополучия резко падало, что может свидетельствовать об усталости. Кроме того, в ходе сеанса снижалось возбуждение, дети успокаивались.

По результатам электроэнцефалографического обследования положительной динамики не отмечалось. У двух детей с сенсорными нарушениями (тугоухость) улучшения по основному заболеванию не наблюдалось.

Наша работа показала, что дельфинотерапия - действенный метод реабилитации детей с тяжелыми органическими заболеваниями центральной нервной системы, который приводит к значительному повышению функциональных возможностей больного ребенка и улучшению его адаптации в обществе. К сожалению, наши технические возможности были ограничены, но предварительные результаты говорят о том, что дельфинотерапия в полном объеме, с погружением детей в воду и играми с дельфинами в водной среде, может привести к значительно более стойкому и выраженному эффекту, поэтому надо продолжать работу в этом направлении.

Наши рекомендации