Psychology of old age: peculiarities of personality development in latest adulthood 6 страница
Брангье: Со сменой диагоналей.
Пиаже: Да, левая рука и правая нога, правая рука и левая нога. Так, перед ежегодным симпозиумом, когда выдающиеся гости приехали для обсуждения годовой работы, у сотрудницы, проводившей это исследование, появилась превосходная идея: она просила, чтобы наши гости попробовали эксперимент на себе. И она добилась того, что они стали ходить на всех четырех конечностях.
Брангье: В зале симпозиума?
Пиаже: Нет, нет, так, чтобы другие не видели их, каждый индивидуально. Она попросила, чтобы они передвигались на четвереньках и описали движения, которые совершали. Результаты были удивительны. Физики и психологи дали точные описания - они были на третьей стадии. Но логики и математики описали второй уровень, который не совсем абсурден; логически самый простой, но это не тот способ, которым они ходили. Другими словами, у них не было никакого осознания движений, они воссоздали их концептуально. Осознание - точное осмысление в большинстве
стр. 129
случаев, но оно может давать искажения, подобные этому.
Брангье: Как Вы объясняете различие между этими двумя группами?
Пиаже: Психологи и физики приучены к взгляду вовне себя, к фактам, в то время как математики восстанавливают модель, которая кажется им самой простой и наиболее логичной.
Брангье: И они ошибаются.
Пиаже: В этом случае они ошибались. Это демонстрирует отсутствие осознания действий, фактически совершающихся. Наш результат на теоретическом уровне состоит в том, что осознание далеко от того, чтобы быть простым лучом света подобно прожектору, просто позволяющему нам увидеть то, что не могло быть замечено раньше, без преобразования.
Брангье: Позволяет человеку увидеть то, что один сделал.
Пиаже: Да, правильно. Фактически осознание - это концептуальное воссоздание совершенного действия.
Брангье: Да, но это не та же самая вещь?
Пиаже: Средств воссоздания намного больше.
Брангье: В каком смысле?
Пиаже: Есть осознание связей, есть обобщение и т.д.
Брангье: Отношение между различными этапами действия...
Пиаже: Вот именно. Другими словами, действие имеет направленность на цель, и оно удовлетворяется, когда цель достигнута. Это больше, чем то, что называют успехом. Принимая во внимание, что осознание также включает в себя понимание: вы знаете, как вы добились успеха. Моя книга об осознании была слишком длинной - что часто случается со мной - поэтому вторую я озаглавил Succeeding and Understanding, но это - тот же самый предмет. Осознание - интерпретация и объяснение действия. В действии непосредственно понимание сосредоточено на цели, а не на механизмах, которые позволили достигнуть этой цели.
Брангье: А то, что Вы называете "рефлексия", может быть здесь использовано? Я имею ввиду, она подготавливает что-либо, или она только удовлетворяется результатами?
Пиаже: Конечно, она может производить новые действия, потому что человек открывает новые возможности, когда понимает то, что он сделал. И тогда она как объяснительная модель становится началом ряда других осмыслений.
Брангье: Желание повторить ту же самую вещь, или повторить его по-новому, и так далее.
Пиаже: Да, правильно, но теперь с гораздо большей областью обобщения.
Продолжение следует
стр. 130
О XXVII МЕЖДУНАРОДНОМ КОНГРЕССЕ ПСИХОЛОГОВ
Автор: Д. В. Ушаков
В 2000 г. в Стокгольме состоялся XXVII Международный конгресс по психологии, собравший около 6000 психологов из разных стран мира. Прогресс в использовании точных, красивых и дорогостоящих методов явился одной из наиболее заметных черт конгресса. Большая доля обсуждаемых на нем исследований была выполнена с применением техник, позволяющих создавать динамическое трехмерное изображение активации различных зон мозга в процессе его работы (brain imaging). Английскому термину brain imaging пока что не найден адекватный эквивалент в русском языке, поэтому для обозначения этого семейства техник мы будем пользоваться аббревиатурой БИ. Основной метод БИ на сегодняшний день - магнитно-резонансная томография, хотя в тех же целях может использоваться магнитоэнцефалография и даже определенные методы обработки традиционной энцефалограммы.
БИ, примененный в сочетании с решением испытуемым различных когнитивных задач, позволяет выявить локализацию когнитивных функций в мозгу, а также уточнить психологические модели их организации. Например, в психологии уже несколько десятилетий дискутируется проблема единства или двойственности памяти: одни исследователи полагают, что долговременная и кратковременная память образуют две раздельные системы; но есть и противоположная точка зрения - здесь речь идет просто о различных стадиях существования единого следа памяти. БИ добавляет аргументов сторонникам первой точки зрения. Оказывается, при удержании только что запомненной информации активны одни части мозга, а при извлечении из памяти того, что давно известно - другие. Об этом, в частности, шла речь в докладе Л. Ниберга (Швеция) на секции под председательством Б.М. Величковского (Россия).
Из докладов, представленных на конгрессе стало очевидно, что, несмотря на высокую стоимость аппаратуры, технику БИ чрезвычайно широко применяют передовые лаборатории мира. Она используется не только в сфере таких относительно простых функций, как, например, память, но и при исследовании значительно более сложных феноменов вплоть до социальных ког-ниций. Ссылки на исследования, проведенные с помощью этой техники, присутствовали во многих докладах, а работа некоторых секций была специально посвящена этой проблеме.
Следует отметить, что в отечественной науке были осуществлены важные разработки, предвестники БИ. Например, академик М.Н. Ливанов использовал феномен синхронизации электроэнцефалограммы для установления активных областей мозга. Проводилось также соотнесение активных областей, выявленных по методике Ливанова, с решением когнитивных задач (например, с речевыми пробами в работе Т.Н. Ушаковой, Н.Е. Свидерской, Л.А. Шустовой в конце 70-х гг.). Отличие работ, выполненных в последнее время, заключается в применении несравненно более развитой техники, которая увеличивает их производительность и точность результатов. БИ дает надежду на возникновение качественно нового этапа понимания взаимосвязи психических функций с мозговым субстратом. Соотнесение неинвазивных методов регистрации деятельности мозга типа Б И с чисто физиологическими исследованиями на уровне нейронов обещает привести к более ясному пониманию целостного функционирования различных уровней психофизиологической организации человека.
Во многих материалах конгресса отмечено существенное развитие математических методов и связанной в ними структуры психологического эксперимента. Наиболее характерной тенденцией последнего времени стало распространение конфирматорного факторного анализа и его усложненного варианта, называемого линейно-структурным моделированием (structural equation modeling). M. Брунер (Германия) провел анализ количества статей в ведущих психологических журналах за разные годы, в которых сообщается о применении последнего метода. С 1988 г., когда линейно-структурное моделирование (ЛСМ) стало использоваться на персональных компьютерах, с появлением предназначенного для него программного обеспечения (Lisrel и т.д.) идет непрерывное увеличение этих работ.
Одним из существенных преимуществ ЛСМ можно считать возможность установления отношений между латентными, т.е. не измеряемыми непосредственно, переменными. Поясним это одним примером из работы, доложенной на конгрессе и посвященной проблеме связи объема мозга с интеллектом. Эта проблема известна очень давно, однако до недавнего времени никакие реальные результаты получить не удавалось. В исследовании П. Дири (Шотландия) использовались техники измерения объема мозга при по-
стр. 131
мощи сканирования, а также целый ряд интеллектуальных тестов. ЛСМ позволяет создать модель, включающую две латентных переменных, одна из которых выражает объемные характеристики мозга и связана с установленным путем сканирования объемов трех долей мозга (лобной, теменно- височной и затылочной), а другая - с показателями тестов интеллекта. В рамках этой модели порядка 20% дисперсии интеллектуальных показателей может быть объяснено за счет объема мозга. Приведенный пример - один из наиболее простых. Вообще же ЛСМ позволяет строить и значительно более сложные модели, включающие многоуровневые отношения между переменными. Оно широко используется для предсказания на базе тестовых показателей достижений человека в какой-либо области обучения или профессиональной деятельности; в психогенетических исследованиях, где учитывается вклад наследственности и различных аспектов среды в развитие интеллекта и формирования особенностей личности, а также во многих других случаях.
В то же время ЛСМ не свободно и от проблем, которые обсуждались на нескольких симпозиумах, специально посвященных статистическим методам. ЛСМ предполагает создание априорной модели, которая затем проверяется на предмет соответствия фактам. Достаточно слабым местом по- прежнему остаются способы оценки соответствия модели экспериментальным данным. Следует отметить, что в российской психологии некоторые ученые высказывают критические замечания по поводу широты применения ЛСМ (С.Б. Малых). Активно развиваются и используются и другие методы математической статистики: частотно- конфигуративный и иерархический регрессионный анализ, нетрадиционная теория тестов, анализ кривых роста и т.д.
На конгрессе целая серия симпозиумов была посвящена обсуждению статистических методов ("Анализ кривых роста, линейно-структурное моделирование", "Модели анализа данных", "Проблемы соответствия, выводы и статистические методы в психологии", "Проблемы методологии", "Айтемриспонс теория", "Прогресс в психометрии", "Применение индивидуальных шкал к специфическим выборкам").
Совершенствование статистических методов влечет за собой трансформацию структуры психологического эксперимента и возможность усложнения верифицируемых психологических моделей. Благодаря новым методам становится возможным включать в эксперимент большее количество переменных, причем таких, которые связаны между собой не непосредственно, а лишь через ненаблюдаемые, латентные конструкты.
Наряду с количественными методами продолжают развиваться качественные, которым среди стран Запада особое внимание уделяется в Великобритании. Хотя лидеры этого направления (Дж. Поттер, Дж. Шоттер и др.) не приехали на конгресс, их влияние ощущалось, поскольку на проводившихся выставках издательств демонстрировалась целая серия их книг.
Из отмеченных выше тенденций к широкому применению сложной техники анализа работающего мозга и математических методов можно сделать важный вывод. Если раньше психология была достаточно индивидуальной наукой, где единицу исследовательской активности составляли небольшие группы, то теперь на первый план выходят более крупные коллективы. Одному человеку оказывается уже не под силу быть специалистом по когнитивной психологии, БИ и ориентироваться в тонкостях математического моделирования. В настоящее время когнитивный психолог часто вступает во взаимодействие с группой специалистов по Б И и приносит свои результаты профессионалам по статистической обработке. Нередко возникает необходимость и во взаимодействии с другими смежниками, например, в области патологии или образования, а также программистами для создания экспериментального материала. Так, А. Кармилофф-Смит (Великобритания) назвала в качестве участников доложенного ей исследования 28 человек.
Произошедшее развитие методической базы науки ощущалось на конгрессе более, чем теоретические достижения. Однако заметна некоторая переориентация в сторону еще большего отхода от "твердых" форм когнитивизма. Метафора человека как машины по переработке информации постепенно уступает место моделям, учитывающим другую сторону психики, в первую очередь, связанную с эмоциями. Один из приглашенных лекторов, И. Форгас (Австралия), назвал свой доклад "Чувства и мышление" (Feeling and thinking), что достаточно точно отражает тенденцию к пониманию человеческого познания как включающего эмоции в качестве необходимого компонента.
Неправильным, однако, было бы представление о том, что на конгрессе доминировали математизированные исследования, выполненные с опорой на биологические факты. Спектр подходов был очень широк и достойное место в нем заняли собственно гуманитарные подходы. Так, например, состоялся симпозиум, посвященный психологии как постмодернистской гуманитарной дисциплине. Большое внимание было уделено проблемам психологии культуры.
Происходит расширение проблематики. Например, в области психологии памяти целые симпозиумы были посвящены таким достаточно нетрадиционным темам, как проспективная память
стр. 132
(т.е. память на намерения), или коллаборативная память (совместное воспоминание).
Особо следует остановиться на географической представленности участников. Условно можно проанализировать позиции различных стран с точки зрения наличия у них традиций в теоретической области и восприимчивости к новым методическим тенденциям. Наибольшее представительство на конгрессе, в том числе среди руководителей симпозиумов, имели США, что в общем неудивительно, учитывая количество психологов в этой стране и средства, выделяемые там на поддержку психологии. Хорошо были представлены "хозяева поля" - шведы - и психологи Великобритании. Этому соответствовало и то обстоятельство, что фактически единственным рабочим языком конгресса оказался английский. Все эти страны, как и ряд других, несколько слабее представленных (Нидерланды, Германия, Канада и т.д.), имеют общую прочную позитивистскую научную традицию и находятся в курсе последних методических достижений. Психология в ряде других развитых стран - Франции, Швейцарии или Испании - часто несколько отличается по своим подходам, но также имеет высокий уровень как в теоретических традициях, так и в восприятии новых методов. Представителей этих стран на конгрессе было значительно меньше, чем психологов из стран первой группы. Французский язык, исходно заявленный как второй рабочий, таковым на практике не стал, и симпозиумы шли без перевода.
Примечательно, что на конгрессе активно действовали Япония и Китай. Конечно, психология в этих странах не имеет того теоретического фундамента, как в Европе или Северной Америке. Однако современные методы распространились там весьма бурно.
По-иному выступали страны бывшего СССР и Восточной Европы, которые обладают большими теоретическими традициями, но находятся в сложном финансовом положении и не могут позволить себе роскошь проведения исследований с применением дорогостоящего оборудования. Тем не менее, Россия была представлена весьма достойно, в том числе четырьмя симпозиумами (руководители - А.В. Брушлинский, В.А. Барабанщиков, Б.М. Величковский, А.Б. Леонова, А.И. Подольский). На этих симпозиумах были доложены и обсуждены отечественные разработки, в особенности субъективный подход.
В целом прошедший конгресс создает впечатление о психологии как о респектабельной науке, благополучно развивающейся и смотрящей в будущее с надеждой на новые достижения.
Д. В. Ушаков, кандидат психологических наук, Москва
стр. 133
I МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ОДАРЕННОСТЬ: РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ"
Автор: И. В. Калиш, Д. Б. Богоявленская
Конференции, симпозиумы, съезды являются обычной формой работы научного сообщества, но прошедшую в октябре 2000 г. в Самаре I Международную конференцию, посвященную обсуждению разработанной в рамках президентской программы "Одаренные дети" отечественной "Рабочей концепции одаренности", отличает строго определенная функциональная роль. Она явилась необходимым в данный момент компонентом в структуре, проводимой координационным советом Минобразования России работы по внедрению Концепции в практику образования, поскольку реализация теоретических идей требует непосредственного контакта с теми, кто должен проводить их в жизнь. Конференция привлекла не только ученых разных стран, практических психологов, но и директоров школ, руководителей органов управления образованием, учителей и педагогов дополнительного образования из 34 городов и сел России.
Первым участников конференции приветствовал мэр Самары Г.С. Лиманский, выразивший удовлетворение тем, что присутствует на столь большом собрании, и что Самара в последние годы становится одним из ведущих центров просвещения.
В приветственном выступлении зам. министра образования РФ академика РАО, научного редактора Концепции В.Д. Шадрикова был дан анализ тех причин и обстоятельств, которые обусловили необходимость разработки отечественной концепции одаренности, конкретной истории ее возникновения, как коллективного мнения ведущих ученых в этой сложной проблематике. Причем (и это отмечалось всеми выступающими), значение рабочей концепции одаренности не ограничивается лишь сферой задач обучения одаренных детей. В Концепции указаны пути развития, роста творческого потенциала всех детей. Равно значимо и то, что, по мнению Шадрикова, одаренность проявляется как следствие духовности человека, его нравственно-эмоционального строя; подход к исследованию одаренности, не ограниченный лишь академической ее стороной, позволяет увидеть многие другие детерминанты, определяющие творческие успехи человека. Шадриков также отметил, что в проблеме одаренности гораздо больше еще неизвестного и даже непоставленного, чем разрешенного, поэтому он высказал пожелание, чтобы присутствующие более детально познакомились с рабочей концепцией одаренности, которая отражает современные подходы к пониманию этого явления и постарались обменяться взглядами на проблему одаренности в более широком контексте.
Шадриков подчеркнул, что проведение данной конференции - последовательное проявление гражданской направленности ее организаторов и передал приветствие министра образования РФ В.М. Филиппова ее участникам, в котором в частности говорилось: "Сегодня для России остается актуальной и приобретает еще большую силу проблема раскрытия и развития одаренности подрастающего поколения. Это важно прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и таланта ребенка значимо не только для него самого, но для общества в целом. Именно талантливые дети обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической и социальной сферах. Это положение осознается во всем мире. Любая страна, озабоченная своим будущим понимает, что если в современном обществе не будет людей, которые творчески мыслят, умеют ставить и решать новые задачи, прогрессивное развитие такой страны невозможно. Наше государство уделяет должное внимание этой проблеме.
В этой связи следует особо отметить почин ученых, поддержанный Министерством образования РФ, которые пошли навстречу практике и провели большую интенсивную работу, чтобы обеспечить высокую эффективность деятельности педагогов, уберечь их от "нежелательных ошибок".
Сердечные поздравления с пожеланием творческой работы участникам конференции от зам. министра образования РФ, председателя координационного совета "Одаренные дети" Е.Е. Чепурных, передала ответственный координатор президентской программы "Одаренные дети", главный специалист Минобразования России, канд. пед. наук И.В. Калиш.
В сердечном приветствии Высокопреосвещеннейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского, участникам конференции "с таким удивительном названием" высказано пожелание, чтобы "дар, талант, данный каждому ребенку, ... гармонично развивался на благо науки и с целью
стр. 134
скорейшего возрождения и обустройства Российского государства".
Общее оживление тысячного зала оперного театра, где проходило открытие и пленарное заседание, вызвало приветствие президента РПО академика Е.Л. Климова, которое отразило искреннюю тревогу мудрого психолога о возможных издержках любых модных кампаний и призыв к неформальному научному и широко государственному решению проблемы. В открытии конференции приняли также участие представители "принимающей стороны" - ректоры самарских университетов М.В. Наянова и И.В. Вершинин.
Непосредственно за приветствиями в адрес конференции был заслушан основной пленарный доклад "Цели и задачи Рабочей концепции одаренности", прочитанный инициатором и фактическим руководителем разработки данной Концепции, соруководителем конференции Д.Б. Богоявленской.
В качестве первой и основной цели разработки Концепции докладчиком указывается создание единой теоретически обоснованной исходной базы для работы практика. В соответствии с этой целью ставились задачи определения понятия одаренности, выделение ее видов и анализ методов идентификации. В докладе было дано определение одаренности как системного, развивающегося на протяжении жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, что позволяет преодолеть житейское представление об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.
Впервые виды одаренности выделены не на уровне здравого смысла. В концепции обоснованы критерии их выделения и систематизации. Таких критериев пять. Основной из них - вид деятельности. А остальные (степень сформированности, форма и широта проявления, особенности возрастного развития) определяют ее особенные, в данный момент характерные, для индивида формы. При этом, выделение потенциальной и скрытой одаренности вызваны гуманистической направленностью данной работы, в основе которой лежит стремление привлечь внимание учителя ко всем детям. Особый акцент в докладе был сделан на отсутствии в данной систематизации творческой одаренности, выделенной на основе концепции Дж. Гилфорда как самостоятельного вида. Это отражает результат анализа проблемы в другой, отечественной процессуально- деятельностной парадигме. Отрицание творческой одаренности как самостоятельного вида одаренности не является чисто теоретическим и связано непосредственно с проблемой ее идентификации.
Поэтому одной из задач Концепции и просветительных задач доклада является обоснование невалидности широко распространенных в практике тестов Торренса, направленных на диагностику креативности (дивергентности). Популярность этих тестов объясняется легкостью их проведения и убедительностью такого критерия оценки, как оригинальность. Однако, как отметила докладчик, никто не осознает, что исходное значение этого слова синонимично подлинности (оригинал - не копия), результату собственного труда (не по памяти или образцу). В то время как тест Торренса, предполагая статистическую обработку, аппелирует просто к малым вероятностям, а включение в инструкцию прямого требования большего числа оригинальных ответов стимулирует возможность применения формальных и обходных путей получения требуемого результата. Поэтому высокие результаты по тестам нельзя однозначно интерпретировать как проявление творческой одаренности (как считают их авторы), а требуется системный анализ для выявления как минимум одной из трех реальных причин: нарушения селективного процесса, действия защитных механизмов, возможности продуктивного процесса.
После перерыва были заслушаны пленарные доклады И.В. Калиш о реализации федеральной целевой программы "Одаренные дети" и ее перспективах (было отмечено, что "Рабочая концепция одаренности является теоретической основой программы; Н.А. Чураковой (Самара) о построении организационной структуры, способствующей развитию одаренности; М.А. Холодной (Москва) о принципах и путях выявления одаренных детей; В.И. Тютюнника (Н.-Новгород) на тему "Развитие одаренности и ведущая деятельность"; Г.В. Акопова (Самара) об этнической и ментальной специфике одаренности; В.И. Панова (Москва) о научно-практических направлениях работ по проблеме одаренности; С.А. Пиявского (Самара) на тему "Одаренность и информационное общество. Проблемы и методы работы с одаренными" и Д.5. Барановского (Принстон, США) о концепции креативности Эд. де Боно.
Первый день работы конференции закончился внешне традиционно - концертом. Однако, концерт, который был дан учащимися Университета Наяновой (его студентами являются и первоклассники), поразивший всех присутствующих ярким творчеством большого числа детей, их вкусом, мастерством, одухотворенностью, стал прологом к дальнейшей работе в мастер-классах данного университета. Сложившееся впечатление, что "все дети здесь талантливы" еще более усилилось и получило свое объяснение при наблюдении работы педагога с классом. Все еще раз убедились в том, что учитель-творец - это необходимое условие проявления и развития твор-
стр. 135
ческих способностей детей. Достаточно сказать, что засл. деятель искусств В.П. Навротская, ведущая уроки музыки, является главным хормейстером оперного театра, лауреатом I Международной хоровой олимпиады 2000 г. (Австрия). Поэтому неудивительно, что ученики четвертого класса, читая с листа новую для них партитуру оперы "Князь Игорь", не только пропевают мелодию, но постигая художественный образ каждого фрагмента, обосновывают дирижерский жест, выходят на глубокие теоретические обобщения, раскрывая замысел композитора. Тот же синтез знаний, умелое использование синтаксиса для раскрытия художественного замысла поэта дает шестиклассникам доц. Самарского государственного университета И.И. Коган - их учитель литературы. А режиссер Н.К. Постолъная - театр-студия "С нуля" - сделала артистами первоклассников.
На конференции работало шесть секций.
1. "Методологические проблемы одаренности" - руководители Акопов, Тютюнник. На этой секции были подняты вопросы, связанные с понятием "одаренность".
2. "Формы работы" - рук. Калиш, Панов (Москва), Т.Н. Клюева, Наянова (Самара). В работе секции приняло участие 72 чел. Л.Х. Жанпуева (Нальчик) рассказала об опыте использования форм и методов обучения и развития одаренных детей, накопленный в школе-лицее при Кабардино- Балкарском университете. В. Д. Максимова с соавт. (Оренбург) в своем сообщении "Роль учреждений дополнительного образования в развитии одаренных детей" представили уникальный опыт интеграции различных социальных учреждений (образовательных, издательских и т.п.) сельского района в единую образовательную среду развивающего типа. А.И. Бондаренко (Самара) продемонстрировал наглядные примеры в создании творческой образовательной среды как необходимого условия и средства личностного развития учащихся.
3. "Принципы и методы выявления одаренности" - рук. Холодная, Ю.Д. Бабаева (Москва), Н.А. Чуракова, В.Ф. Сопов (Самара). На секции было заслушано 14 докладов. Прежде всего докладчики отмечали крайне низкую экологическую валидность традиционных психометрических методов диагностики одаренности: В.Е. Кадочкина, О.А. Хашина (Самара), Холодная и др. В докладе Бабаевой было отмечено, что ошибки при выявлении одаренных детей часто связаны с многочисленными мифами об одаренности. Эта важная тема была продолжена и в выступлениях П. Егоровой, А. Деревянко (Москва).
В сообщениях педагогов-практиков подчеркивалось, что традиционные формы обучения и критерии оценки успешности учебной деятельности детей со специальными видами одаренности не соответствуют специфике их способностей, а также задаче их развития: Н.В. Салихова (Самара), И.В. Николаева (Самара), И.В. Сергеева (Энгельс), О.Д. Наумова (Самара), А. Павлов (Москва), И. Науменко, М. Никифорова (Москва) и др.
4. "Современные технологии в работе с одаренными" - рук. Пиявский (Самара), Войскунский (Москва), Барановский (США). В работе секции приняли участие психологи вместе со специалистами в области новых технологий. Обсуждение развернулось по докладам А.Е. Войскунского "Роль новых технологий в обучении одаренных детей"; В.М. Еськова, П.Ю. Степаненко (Сургут) "Система поддержки интеллектуальной элиты в отдельном социуме и ее математическая модель"; С.Г. Комаровского (Самара) "Элитарная подготовка технических специалистов"; С.А. Пиявского "Стратегия оптимального управления развитием интеллектуальной одаренности в информационном обществе". Отмечалось, что часто рассматриваемые в популярной литературе и в публикациях специалистов по психическому здоровью количественные показатели психологической зависимости, возможного аутизма и т.п. основываются на самоотчетах испытуемых или на показаниях их близких. Подобные данные могут считаться лишь вспомогательными характеристиками и должны быть дополнены психологическими показателями. Был поднят вопрос о позитивных последствиях применения детьми и подростками информационных технологий (наряду с негативными, которые обсуждаются чаще). Данный вопрос является малоизученным, хотя заслуживает тщательного анализа. В целом было признано, что увлечение информационными технологиями является амбивалентным относительно основных задач психического развития. Более того, актуальной задачей представляется инкорпорирование информационных технологий в школьные и внешкольные программы обучения и развития одаренных детей и подростков. Такая постановка проблемы актуальна и для высшей школы.