Psychology of old age: peculiarities of personality development in latest adulthood 7 страница
5. В рамках конференции была организована молодежная секция, в которой приняли участие студенты Университета Наяновой и МГУ.
6. Традиционной для тематики одаренности была и секция "Духовность и творческая одаренность" - рук. Е.В. Шестун, О.М. Буранок (Самара), Н.М. Мухамеджанова (Оренбург), Богоявленская.
Включение в программу такой тематики связано с самой дискуссионностью вопроса об этом виде одаренности. Оргкомитет должен был обеспечить возможность выражения альтернативных мнений. Связь данных понятий закономерна: именно духовность человека, его "нравственно-
стр. 136
эмоциональный строй", по мнению ряда авторов Концепции, объясняет ту феноменологию, которую принято называть "творческой одаренностью". Острая дискуссия принесла удовлетворение ее участникам. Она развернулась по нескольким направлениям. Ее начал декан философского ф- та СМУ П.Ю. Сысоев. Он поставил вопрос: возможно ли творчество вне нравственности? Одна точка зрения: творчество может быть безнравственно, аполитично, антирелигиозно. Другая, восходящая к А.А. Ухтомскому: общая правильность нравственного - волевого состояния души - правда мысли; к И.А. Ильину: "культурно-творящий человек есть духовный человек". В этом плане интересно определение, который дал протоиерей Е. Шестун: "Одаренность - открытие человеком в себе духовной жизни и способность творчески, т.е. самостоятельно и выразительно проявить свой внутренний мир". Приятно было слышать от священнослужителя признание, что образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. В настоящее же время одаренность оценивается, по его мнению, по внешним показателям. Поскольку систему работы с одаренными детьми определяет социальный заказ, то одаренность как особое предназначение человека в этом мире, как его способность к духовному творчеству низвелась до профессиональной подготовки.
В связи с основной проблемой возникла дискуссия по определению понятия "талант". Ильин определял талант как "дар легко и быстро, ярко выражать все, что проносится через внутренний мир человека". Таким образом, талант определяет не то, что человек делает, а как он это делает. Если к этой способности добавляется техническое мастерство, опыт и умения, талант завораживает сам по себе, заслоняя проявляемое содержание, считает Шестун. Он как бы развивал мысль Ильина: "Талант нуждается не только в школе, в умении и технике для того, чтобы не быть бессильным и неряшливым в вопросах эстетической материи. Ему необходим еще духовный опыт, творческое вынашивание, чтобы не создавать пустую красивость или соблазнительную яркость. Без этого талант - то же, что природа без духа". Поэтому Шестун утверждал, что талант принуждает к проявлениям даже тогда, когда ему нечего сказать, когда он оторван от "таинственных родников духа", ... пуст и беспочвенен. В такие моменты он начинает жить случайным, заимствованным. Такой талант - не духовная личность и не творческий характер, а какая-то пропускная способность, медиум своих страстей, своей эпохи, своей толпы, а иногда и просто своей житейской карьеры. Это опасно как для таланта, так и самого человека, так как такая талантливость может отучить людей от вкуса и воли к настоящим проявлениям духа. Многие люди живут вне духовного опыта, поэтому склонны одаренность сводить только к таланту. "Талант, лишенный Божьего огня, есть лишь соблазн" - говорил Ильин. Опыт многих показывает, что духовную жизнь в человеке нельзя пробудить через развитие его психофизиологических функций. По мнению Шестуна, нельзя прийти к духовному росту через развитие интеллекта, воли или чувства, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии. Богоявленская выразила сомнение, будет ли завораживать форма без глубинного содержания, и можно ли отождествлять талант с высокой способностью овладения деятельностью. В конечном счете, участники обсуждения, вкладывая свой смысл в понятие "духовность" (религиозное, атеистическое) пришли к согласию, что подлинное творчество и одаренность с необходимостью предполагают высокую духовность человека. Напомним слова Б.М. Теплова о том, что выдающимся музыкантом может быть лишь духовно богатая личность.
Несмотря на внешне обычную структуру конференции (открытие, пленарные доклады, симпозиумы, круглый стол, закрытие), она проходила достаточно своеобразно, что отвечало задачам внедрения идей Концепции и позволила выявить точки зрения, наиболее существенные вопросы, точки согласия и неприятия каких-либо положений Концепции. Руководители симпозиумов в отчетах перечисляли проблемы, по которым далее возникали дискуссии на круглом столе "Перспективы и направления развития и внедрения Рабочей концепции одаренности". Интенсивная работа позволила присутствующим уяснить предлагаемую в Концепции позицию и прийти к общему согласию по основным дефинициям.
Был рассеян миф о крайней прагматичности практиков: по просьбе практических психологов в последний день работы конференции проф. Богоявленская прочла трехчасовую лекцию о своем видении существующих методов исследования и концепций одаренности.
По итогам конференции ее участниками была принята резолюция, которая обсуждалась также на "круглом столе".
Резолюция международной конференции "Одаренность: рабочая концепция" (2-5 октября 2000 г., Самара)
1. Конференция считает необходимым одобрить рабочую концепцию одаренности и издать ее массовым тиражом.
2. Конференция рекомендует авторскому коллективу при развитии Концепции уделить особое внимание следующим вопросам:
стр. 137
* Созданию структуры для реализации Концепции;
* Проведению психолого-медико-педагогической экспертизы образовательных программ и дидактического материала по работе с детьми, имеющими признаки одаренности;
* Усилению внимания в образовательных программах физическому и речевому развитию ребенка;
* Оказанию финансовой поддержки тех программ, которые обеспечивают работу с одаренными детьми;
* Созданию системы поддержки и развития одаренности (система стипендий, грантов для творческих, ярких детей, и для тех, кто с ними работает).
3. С целью интеграции научных исследований, интенсификации деятельности практических работников по работе с одаренными детьми, организовать ассоциацию "Творчества и одаренности". По просьбе участников конференции ее возглавит Д.Б. Богоявленская.
4. Просить РАО, Министерство образования РФ и управление образования Самарской области о создании на базе Самарского региона федеральной экспериментальной площадки по работе с одаренными детьми.
5. По итогам конференции издать сборник материалов (научные редакторы Д.Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков; редколлегия - оргкомитет конференции; ответственный за выпуск О.М. Буранок, - Самарский ГПУ.
И.В. Калиш, канд. пед. наук, главный науч. сотр. УДО МО РФ, куратор программы "Одаренные дети",
Д.Б. Богоявленская, доктор психол. наук, проф., член координационного Совета программы "Одаренные дети", член Президиума РПО.
стр. 138
ХРОНИКА
Автор:
Летом 2000 г. в Казани прошла конференция Российского психологического общества, организованная при финансовой поддержке РГНФ. Технический университет им. А.Н. Туполева, отвечающий за проведение конференции, собрал доклады почти 500 ученых России и стран ближнего зарубежья. Конференция явилась и смотром сил психологов из Татарстана, на что указывалось в приветствии президента М.Ш. Шаймиева.
Состоялись два пленарных заседания, работа продолжилась на семи секциях. Выступающие подчеркивали правомерность формулы "психология созидания", которая стала лозунгом конференции и конкретизировалась в основных докладах. Было отмечено, что именно в Казани В.М. Бехтерев создал первую в России лабораторию экспериментальной психологии, здесь же начинали свою работу А.Р. Лурия, И.М. Бурдянский, B.C. Мерлин, В.А. Просецкий и Е.А. Климов, которому было присвоено звание "Заслуженный деятель науки Татарстана".
В ключевых докладах рассматривались такие проблемы, как взаимоотношение смысла и результата работы психолога (президент РПО Е.А. Климов ); объективные и субъективные составляющие радикальных социальных преобразований в России (академик РАО Г.М. Андреева); механизмы психосемантического подхода к изучению созидательной активности человека (член-корр. РАН В.Ф. Петренко ); системные механизмы концепции одаренности (проф. Д.Б. Богоявленская ); успешность деятельности интегральной индивидуальности (член-корр. РАО Б.А. Вяткин ); потенциал созидающей личности (проф. Л.М. Попов ). Был поставлен вопрос о подготовке квалифицированных психологов, призванных разрешать конфликтные ситуации на Северном Кавказе (доклад проф. П.Н. Ермакова ). Обсуждались возможности практического использования "Активациометро", созданного проф. Ю.А. Цагарелли.
Конференция продемонстрировала необходимость более углубленной разработки научно-практических проблем, способствующих полному выявлению созидательного потенциала психологии.
Р.В. Габдреев, докт. психол. наук, Казань