Когда решения проблемы нет
Участница: У меня есть вопрос, который мне хотелось задать еще вчера. Предположим, что терапевт не может найти исцеляющее решение проблемы пациента во время расстановки... Как, например, вчера, когда в определенный момент Вы были вынуждены сказать пациенту: «Здесь надо прекратить работу, продолжать нельзя». Что тогда будет? Однажды, в контексте другого случая, Вы сказали, что если у пациента особенно тяжелая судьба, тогда у него возникают особенные энергии, благодаря которым он способен справиться с ней. Можете ли Вы сказать несколько слов и об этом?
Б.Х.: Действительно, одна из самых трудных ситуаций возникает, когда во время работы с разными констелляциями пациента терапевт понимает, что решения проблемы нет или, по крайней мере, в данный момент оно не может быть получено, и ему придется прекратить расстановку и отказаться от исцеляющего результата. Тогда вся энергия неразрешенной проблемы как будто остается с пациентом и в дальнейшем ищет выхода и может привести пациента к удовлетворительному решению. Подобный процесс может продолжаться много лет, и любая попытка других лиц помочь этому пациенту непременно создает дополнительные трудности. Я придерживаюсь того принципа, что проблема пациента ему по силам. Если и существует такой человек, который обладает силой, соответствующей трудности проблемы, то это прежде всего сам пациент! Я часто наблюдал, что когда во время расстановки обнаруживались ужасные и неотвратимые для пациента последствия и терапевт считал, что ему по силам их воспринять, например, что пациент скоро умрет, то у пациента сразу возникало глубокое чувство освобождения. Почему? Потому что ему все уже каким-то образом было известно, он «знал», и терапевт не сказал ему ничего нового. Разница только в том, что до сих пор системная динамика запрещала ему смотреть этой истине в глаза.
Расстановка:
Несчастный случай с сыном в соответствии с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»
Б.Х. (Изабель): Скажи нам коротко, в чем состоит твоя проблема.
Изабель: Одиннадцать лет назад мой сын попал в ужасную автокатастрофу, в результате которой у него отнялись ноги. По-моему, действующая здесь динамика связана с семьей моего мужа, мать которого погибла из-за несчастного случая. Сестра моего мужа тоже пострадала от несчастного случая, но она поправилась и сейчас чувствует себя более или менее хорошо.
Б.Х.: Сколько лет сейчас твоему сыну?
Изабель: Тридцать один год.
Б.Х.: Хорошо. Сделаем расстановку твоей нынешней семьи и позже добавим всех остальных нужных нам лиц из отцовской системы. Сколько у тебя детей?
Изабель: Двое.
Б.Х.: Была ли ты или твой муж в других серьезных отношениях до брака друг с другом?
Изабель: Нет.
Б.Х.: Хорошо. Сначала поставь своего мужа, себя и своих детей. Потом добавь мать твоего мужа.
Рис. 34.1:
М - муж; Ж — жена (Изабель); 1 — первый ребенок, сын, инвалид вслед-стивие несчастного случая; 2 — второй ребенок, сын; +ММ — мать мужа, погибшая при несчастном случае.
Б.Х: Как чувствует себя муж, что для него изменилось после того, как к констелляции добавили его мать?
Муж: У меня подкашиваются ноги, я чувствую себя очень плохо. Это ощущение еще усилилось, когда пришла моя мать.
24 - 3099
Б.Х.: Встань очень близко к ней! Какие у тебя сейчас чувства?
Муж: Более приятные. Чувствую себя более устойчиво. Хотя на этом месте связь с моим семейным полем разрушена.
Б.Х. (к Изабель): Происходили ли какие-то особенные события в семье матери твоего мужа?
Изабель: Муж его матери пропал без вести на фронте.
Б.Х: Его надо тоже добавить к констелляции!
Рис. 34.2:
+ОМ — отец мужа, пропавший без вести на фронте.
Б.Х.: Как чувствует себя старший сын?
Первый ребенок: Я совсем не ощущаю свою мать. А от бабушки как будто исходит угроза.
Б.Х.: Сейчас я тебя снимаю из этого поля сил. (Б.Х. изменяет картину.)
Рис. 34.3
Б.Х: Как сейчас чувствует себя жена?
Жена: Лучше. Прежде я чувствовала себя очень плохо. У меня тогда возникло впечатление, словно мой старший сын сдавливает мне сердце.
Связи между собой и мужем совсем не чувствую. Когда пришла его мать, я заметила, что для меня это представляет угрозу. Сейчас мне кажется, что какая-то неопределенная позитивная энергия течет от меня к моим сыновьям, стоящим напротив. Чувствую себя свободнее. (Она глубоко дышит.)
Б.Х.: Как чувствуют себя сыновья?
Первый ребенок: Лучше.
Второй ребенок: Я тоже. Прежде я чувствовал себя потерянным.
Б.Х.: Как чувствует себя муж?
Муж: Я стою на неправильном месте. Меня тянет к моей жене.
(Он становится рядом с женой и улыбается от удовольствия.)
Рис. 34.4
Б.Х. (к Изабель): Судя по картине, которая возникла в моем уме, я считаю, что твоего мужа тянет к обоим его умершим родителям. Но вместо того, чтобы ему самому последовать за ними, с его сыном произошел несчастный случай. Сын внутренне говорит отцу: «Лучше я, чем ты!». Это внутреннее убеждение перестает действовать с того момента, когда все члены семьи начинают воспринимать умерших и признают их. Тогда и муж может остаться в живых, и сын.
Изабель: Когда их только признают или...
Б.Х.: Когда твой муж признает их присутствие в системе, посмотрит на них без страха и воспримет их открытым сердцем и ясным сознанием. Ты видишь, что он уже начал делать именно это? Это видно. Ты замечаешь, как он уже изменился?
Изабель: Да, вижу.
Б.Х: Вследствие изменений, происшедших у отца, дети уже стали свободными. Тем не менее они должны перейти в область влияния матери, так как семья отца не может обеспечить их безопасность. Понимаешь? Сейчас сама встань на свое место в расстановке.
(К Изабель, вставшей на свое место в расстановке): Сейчас ты должна дать своему мужу обещание, что вы будете вместе ухаживать за вашим сыном. Скажи ему это!
Изабель: Я буду помогать тебе ухаживать за нашим сыном.
24*
Б.Х. (мужу): Тебе сейчас легче принять ее слова?
Муж: Да, мне лучше.
Б.Х. (группе): Он несет самую большую часть ответственности за сына. Его жена может только помочь ему, но не разделить ответственность с ним. Он может принять только ее помощь, так как за то, что сын принял несчастный случай вместо него, ответственность за сына несет только он.
(К Изабель): Ты все поняла?
Изабель: Да, я понимаю, о чем идет речь.
Б.Х.: Тогда проблема разрешена!
(Группе): У вас есть еще вопросы относительно этой расстановки?
Участник, игравший роль сына, пострадавшего от несчастного случая: Что сейчас должен делать член семьи, который принял на себя роль жертвы? Как он должен вести себя по отношению к собственной судьбе? Что ему следует делать?
Б.Х.: Мы еще не затронули этого аспекта переплетений. Действительно, важно сказать несколько дополнительных слов об этой проблеме.
Если бы сын-инвалид Изабель присутствовал сейчас здесь, я попросил бы его сказать отцу: «Дорогой папа, я с удовольствием взял на себя этот долг!», потому что эта фраза отражает фактическую причину происшедшего с ним несчастного случая. Когда жертва ясно понимает эту истину, она словно получает важную для себя силу. Ты понимаешь, о чем я говорю, о каких чувствах идет речь?
Участник, игравший роль сына: Да. Я тоже думаю, что когда сын скажет эту фразу, у него больше не возникнет вопроса о том, почему отец не сам выполнил эту задачу.
Б.Х.: Правильно. Сын примет свою судьбу, зная, что больше невозможно отменить ее. Взгляд в прошлое покажет его подлинную тогдашнюю мотивацию. Это познание окажет на него примиряющее влияние, в результате чего он будет готов принять помощь родителей со спокойной совестью и без злопамятства. Иначе ребенок боялся бы обременять собой родителей. Но на основе позитивных чувств у него развивается уверенность, что он занимает правильное место в контексте семейно-сис-темных взаимоотношений вины и любви.
Участник, игравший роль отца: Мне хочется высказать еще одно замечание относительно конца расстановки. Когда я занял место прямо напротив своего сына-инвалида, то ясно почувствовал, что между нами существует сильная связь и от этой связи исходит огромная энергия.
Б.Х: Это замечание очень важно для Изабель!
Участница: Существует ли какой-либо закон, устанавливающий, кто из детей принимает на себя роль жертвы?
Б.Х.: В большинстве случаев старший ребенок, но не всегда.
Другая участница: Я очень благодарна за то, что мне представилась возможность видеть эту расстановку семьи. Сын, о котором здесь шла речь, был школьным товарищем моего сына, и я могу подтвердить, что происходящее здесь соответствует действительности.
Расстановка: Анорексия как результат внутреннего убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»
Участник: Вы можете сказать несколько слов об анорексии, например, о причинах этой болезни?
Б.Х.: В нашем семинаре участвует пациентка, заболевшая анорексией. Если она ничего не имеет против, мы расставим ее семейную систему. Это позволит нам наблюдать действующую в семье динамику.
(Юлии): Ты согласна?
Юлия: Да, я согласна.
Б.Х. (группе): Она прямо из больницы и потому выглядит уже немного более откормленной.
(Юлии): Тебе не надо ничего рассказывать о своей семье. Просто расставь свою систему происхождения. Кто к ней принадлежит?
Юлия: Мой отец, моя мать, я, мои три сестры и брат. Мне бы хотелось добавить к этой группе и моего бывшего друга, потому что я заболела анорексией после того, как познакомилась с ним.
Б.Х.: Нет, он нам не нужен, только члены твоей семьи. Был ли кто-то из родителей женат или замужем или состоял в близких отношениях с кем-то другим до брака друг с другом?
Юлия: Нет, но у моего отца была другая любовь, женщина, с которой он не состоял в близких отношениях, но которая постоянно присутствовала среди нас как будто на заднем плане.
Б.Х.: Эту женщину надо добавить к расстановке.
Б.Х.: Как чувствует себя отец?
Отец (указывая пальцем на играющую роль своей подруги): Кто это?
Б.Х.: Тайная подруга.
Отец: Когда она пришла, мне стало хорошо.
(Смех в группе.)
Отец: Прежде я все думал, что пришло время для того, чтобы жениться.
Б.Х.: Как чувствует себя мать?
Мать: Очень плохо. Мне совсем не понятно, зачем я здесь, в этой семье.
Б.Х: Как чувствует себя старшая дочь?
Первый ребенок: С одной стороны, я чувствую себя неплохо. Здесь я рядом с отцом. Но, с другой стороны, считаю, что было бы неплохо чувствовать присутствие матери за спиной.
Второй ребенок: Я чувствую себя очень плохо. Я стою между матерью и отцом. Чувствуя мать за спиной, я знаю, что здесь не подходящее для меня место. У меня такое впечатление, будто мною пользуются, как щитом.
Рис. 35.1:
О - отец, М - мать; 1 — первый ребенок; 2 — второй ребенок; 3 — третий ребенок (Юлия); 4 — четвертый ребенок, дочь; 5 — пятый ребенок, дочь; ПО — подруга отца.
Третий ребенок: Мне кажется, что моя задача — помочь матери.
Четвертый ребенок: Мне хочется встать рядом с матерью. Я зла на брата, потому что он стоит прямо перед матерью, и мне неясно, зачем возле меня эта женщина.
Б.Х.: Мы сейчас проведем маленький эксперимент.
(Участнице, играющей роль Юлии): Пожалуйста, выйди из зала и закрой за собой дверь!
(Она покидает зал, захлопнув за собой дверь.)
Рис 35.2 374
Б.Х.: Что изменилось у мужа?
Отец: Я не могу этого выдержать. Эта ситуация невыносима.
Б.Х.: Какая ситуация?
Отец: Ее отсутствие! Ведь она мой ребенок!
Б.Х. (к группе): Вызывающая анорексию динамика — убеждение, выраженное фразой: «Лучше я исчезну, дорогой папа, чем ты!» Если дочь уйдет, отец может остаться с семьей. Почему? Потому что отца тянет к другой женщине. Но так как дочь покидает систему вместо него, он вынужден остаться. Подобное решение проблемы отца, конечно, ужасно, но оно соответствует цели заболевания анорексией. Я ясно объяснил?
Некоторые участники курса: Да, ясно.
Б.Х.: Надо постараться найти более позитивное разрешение этого переплетения. Пригласите дочь войти!
(Б.Х. ставит отца и его подругу далеко от остальных, а мать — напротив детей.)
Рис. 35.3
Б.Х.: Как сейчас чувствует себя жена?
Мать: Чувствую облегчение.
Первый ребенок: Я ошарашена!
Второй ребенок: Мне лучше.
Третий ребенок: Приятно встать плечом к плечу с другими детьми.
Четвертый ребенок: Я чувствую себя более или менее хорошо. Точно еще не знаю, колеблюсь.
Пятый ребенок: Я тоже ошарашена.
Б.Х.: Как чувствует себя отец?
Отец: Я не знаю. Колеблюсь между двумя возможностями. Первая: «Можно ли найти новое начало с подругой?» А вторая: «Может быть, эта любовь только мечта?»
Б.Х.: Красивая мечта!
(Отец утвердительно кивает.)
Подруга отца: На другом месте мне было довольно хорошо. Тогда я могла ясно видеть их всех, и у меня возникло чувство, будто они являются моей семьей. Здесь, рядом с ним, я чувствую себя очень плохо.
Рис. 35.4
Б.Х.: Как все чувствуют себя сейчас?
Мать: Лучше.
Отец: Здравствуйте, мои дети!
Первый ребенок: Я чувствую любовь ко всем.
Второй ребенок: Когда отец встал рядом с другой женщиной, я чувствовал гнев, но сейчас это чувство исчезло.
Третий ребенок: Мне здесь нравится.
Четвертый ребенок: Я согласна с ситуацией.
Пятый ребенок: Я тоже.
Б.Х. (группе): Жена не приняла мужа полностью как своего мужа. Она сознательно выбрала место между ним и остальными. Муж тоже не принял жену полностью как свою жену. В таких случаях один из детей принимает решение исчезнуть вместо отца, чтобы задержать его в системе семьи.
(Юлии): Ты хочешь встать на свое место в расстановке?
Юлия: У меня такое впечатление, что я самое важное лицо в этой семье. Это трудно выдержать.
Б.Х.: Несчастье и смерть легче выдержать, не правда ли?
(Юлия энергично кивает головой в знак согласия.)
Б.Х.: Посмотри на свою мать и скажи ей: «Мама, я останусь в живых!»
Юлия: Мама, я останусь, мама я останусь.
Б.Х.: «Даже если папа нас покинет, я останусь».
Юлия: Даже если папа нас покинет, я останусь.
Б.Х.: Скажи ей это своими словами!
Юлия: Мама, я останусь, даже если папа уйдет.
Б.Х.: Что ты чувствуешь, произнося это?
Юлия: Мне трудно поверить в подобную возможность.
Б.Х.: И как мать принимает все это?
Мать: Мне нравится эта альтернатива. В тот момент, когда она выходила из зала, мне хотелось сопровождать ее.
Отец: Слова, произнесенные моей дочерью, сделали меня свободнее... Я словно освободился от своего чувства вины.
Б.Х. (Юлии): Встань-ка возле матери, очень близко к ней!
Посмотри на нее и скажи: «Мама, я останусь здесь!»
Юлия (твердым голосом): Мама я останусь!
Б.Х.: Хорошо прозвучало, не правда ли?
(Смех в группе.)
Юлия: Стоя на этом месте, я без большого труда могу произнести эту фразу.
Б.Х.: Конечно. Ты помнишь, что я уже вчера, когда мы разговаривали, спросил тебя о том, где, по-твоему, твое место в семейной картине?
Юлия: Да. Сейчас я знаю, что оно рядом с матерью.
Б.Х. (группе): Вопреки многим терапевтическим теориям, дети, страдающие от анорексии, должны жить рядом с матерью, там они в безопасности. Расстановка Юлии — одно из доказательств этой истины. Я надеюсь, что это стало очевидным для всех присутствующих.