Свойства внимания и их измерение.
1. Объем внимания – это количество объектов, охватываемых вниманием за короткий промежуток времени. При зрительном восприятии объем внимания определяется количеством объектов, одновременно воспринимаемых и запоминаемых испытуемым. Он определяется посредством тахистоскопической методики, предполагащей использование специального прибора тахистоскопа – механического устройства, которое состоит из экрана, на котором изображены стимулы и шторки, закрывающей экран. С помощью механического устройства шторка на доли секунды поднимается и опускается, открывая и закрывая экран. Объем внимания определяется количеством объектов, которые испытуемый успевает запомнить. Обычно это четыре – шесть объектов.
При слуховом восприятии последовательно предъявляется ряд стимулов (слова или числа). Объем определяется также количеством правильно воспроизведенных чисел и слов.
2. Распределение внимания - это способность человека контролировать одновременное выполнение нескольких действий. Оно осуществляется с помощью корректурной пробы Бурдона. Испытуемому предъявляют лист бумаги, на котором рядами в случайном порядке напечатаны буквы и предлагают выполнять одновременно два действия - зачеркивать определенные буквы заданным способом и считать количество ударов метронома. Через каждую минуту по сигналу экспериментатора испытуемый должен ставить черту в том месте листа, в котором он находится в данный момент. Точность подсчета количества ударов и продуктивность зачеркивания букв является показателем распределения внимания.
3. Интенсивность внимания - это степень сосредоточенности внимания на одном объекте. Чем больше объектов и чем меньше сосредоточенность, тем меньше интенсивность внимания. Максимальная интенсивность наблюдается при концентрации внимания, то есть сосредоточении внимания на одном объекте. Концентрация внимания так же измеряется при помощи корректурной пробы Бурдона. Здесь испытуемый зачеркивает заданные буквы нужным способом и определяется динамика продуктивности работы от начала до конца опыта. Показатели в конце опыта делятся на показатели в начале опыта. Чем ближе к единице полученное отношение, тем выше концентрация внимания.
4. Устойчивость внимания. Определяется длительностью сохранения внимания заданной интенсивности на объекте. Определяется обычно как длительность периодов безошибочной работы при выполнении тестового задания.
5. Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно характеризуется скоростью или временем переключения. Скорость переключения зависит от работоспособности, типа нервной системы, возраста. Ее можно изучить с помощью черно- красной таблицы Шульте-Платонова. Эта таблица представляет собой лист бумаги, на котором в случайном порядке изображены черные и красные числа. Опыт состоит из трех серий. В первой серии испытуемый показывает в возрастающем порядке черные числа и называет их вслух. Фиксируется время Т1. Во второй серии – красные числа в убывающем порядке и фиксируется время Т2. В третьей серии испытуемый попеременно показывает то черные, то красные числа: черные – в возрастающем, красные – в убывающем порядке, и фиксируется время Т3. Время переключения вычисляется по формуле:
Тпер = Т3 – (Т1 + Т2)
6. Колебания внимания – это непроизвольные изменения интенсивности внимания. Они носят циклический характер и считается, что в их основе лежат циклические процессы, происходящие в организме (дыхание, сердцебиение, суточный ритм жизнедеятельности человека). Колебания внимания оцениваются с помощью предъявления двойственных фигур. Испытуемого просят производить карандашом удары по столу каждый раз, когда восприятие фигуры меняется. Количество ударов делится на длительность опыта и тем самым определяется частота колебаний внимания.
7. Отвлечения внимания – это непроизвольный перенос внимания на посторонние объекты. Обычно фиксируется с помощью наблюдения. Определяется количество отвлечений, длительность отвлечений и оценивается удельный вес отвлечений.
8. Помехоустойчивость – это способность противостоять непроизвольным отвлечениям, вызываемых действием различных помех. Оценивается с помощью черно – красной таблицы Шульте-Платонова. Опыт проводится, как и при оценке переключаемости внимания, но деятельность испытуемого оценивается в условиях действия и в условиях отсутствия помех. В качестве помех используется подача через наушники голоса, произносящего двузначные числа в случайном порядке.
Тема 13. Память.
Понятие о памяти.
Память – это фундаментальное свойство материи, которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течение определенного времени.
Различным формам движения материи соответствуют определенные формы памяти. В живой природе благодаря генетической памяти происходит сохранение и передача из поколения в поколение свойств, присущих данному виду (строение тела, инстинкты).
У человека также имеется индивидуальная память, которая представляет собой закрепление, сохранение и воспроизведение индивидом опыта. Опыт – это совокупность накопленных знаний, умений, навыков и привычек.
Виды памяти
Для классификации видов памяти используются разные основания.
I. Подлительности сохранения информации различают три вида памяти.
1. Мгновенная память. В ней информация хранится от долей секунд до нескольких секунд. В этой памяти хранятся следы сенсорных воздействий.
2. Кратковременная память. Информация обычно хранится 15-30 секунд. Эта информация осознается человеком и может быть использована для регуляции поведения деятельности человека. Кратковременная память, обслуживающая текущие действия человека, называется оперативной памятью. В оперативную память поступают два потока информации: 1) информация из внешнего мира как результат восприятия окружающей обстановки, 2) информация, извлекаемая из долговременной памяти, которая позволяет оценить обстановку, принять решение о действиях и выполнить сами действия.
3. Долговременная память. В ней информация хранится годами или всю жизнь. Благодаря ей человек может накапливать опыт. Здесь информация хранится в неосознаваемой форме. Чтобы воспользоваться ею, необходимо извлечь ее из памяти и перевести в оперативную память.
II. По характеру запоминаемогоматериала выделяют четыре вида памяти.
1. Образная память представляет запоминание, сохранение и последующее воспроизведение образов. В зависимости от того, какой анализатор играет главную роль в получении и закреплении информации, различают виды образной памяти (зрительную память, слуховую память, обонятельную память, тактильную память и так далее.
2. Словесно-логическая память представляет собой запоминание и воспроизведение слов, предложений, текстов или логических конструкций. Благодаря ей человек получает львиную долю тех знаний, которые он имеет.
3. Двигательная память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение движений. Она является основой формирования важных для и жизнедеятельности навыков – речи, письма, ходьбы и других.
4. Эмоциональная память состоит в повторном переживании эмоций при воспоминании соответствующих эмоциогенных ситуаций.
III. По наличию или отсутствию мнемической цели различают произвольную память и непроизвольную память. Мнемическая цель может ориентировать субъекта на процесс заучивания (на точность, время), хранения (количество, организация), извлечения. За нею следует мнемическая деятельность, которая требует применения мнемических средств. При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, не состоящего в запоминании, тем не менее что-то запоминается. По Анатолию АлександровичуСмирнову наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания. Мнемическую направленность характеризуют требования к запоминанию – установки: 1) полнота - выборочность, 2) точность - приблизительность, 3) последовательность - свободность, 3) прочность - кратковременность, 4) своевременность воспроизведения).
IV. По наличию средств, приемов с помощью которых осуществляются процессы памяти различают опосредствованную память (указанные средства есть) и неопосредствованную память (указанных средств нет).
Процессы памяти.
1 Запоминание. Это процесс памяти, который заключается в закреплении нового материала в памяти. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит само собой, без специальных действий со стороны человека, т.к. у человека отсутствует цель запомнить. Педагоги пытались использовать непроизвольное запоминание для обучения, т.к. оно не требует усилий и не утомляет. Однако оказалось, что, запоминается не все, а лишь то, что имеет характер цели в деятельности человека, то, что выступает в качестве препятствия, непроизвольное запоминание фрагментарно и несистематично, прочность запоминания низкая.
Произвольное запоминание имеет место, когда человек ставит специальную цель запомнить определенную информацию. Как правило, оно требует определенных усилий со стороны человека и довольно утомительно. Различают несколько способов произвольного запоминания.
1. Механическое запоминание состоит в многократном повторении материала. Это самый непродуктивный способ запоминания. Он состоит в том, что человек многократно повторяет, не вникая в смысл запоминаемого материала.
2. Смысловое запоминание предполагает опору на мышление и понимание запоминаемого материала. В начале производится логический анализ запоминаемого материала и составляется его логическая схема, которая служит основой организации процесса запоминания. Смысловое запоминание в 16-32 раза эффективнее механического.
3. Запоминание с помощью мнемотехнических приемов. Мнемотехнические приемы – специальные приемы, облегчающие запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
2. Сохранение. Процесс сохранения информации в памяти имеет активный характер, т.к. в процессе сохранения происходит дальнейшая переработки информации, она классифицируется, соотносится с другой информацией, хранящейся в памяти, происходит ее более глубокое осмысление. В результате в памяти возникает своего рода семантические поля, внутри каждой из которых находится информация, относящаяся к определенной сфере. Одновременно происходит упрочение следов и определенная часть информации более легко воспроизводится. Другая часть информации подвергается другому процессу памяти – забыванию.
3. Забывание. Это не есть утеря информации из памяти, информация остается в памяти, но она становится все более и более неосознаваемой. Выделяются 3 причины забывания: 1) не использование информации (чем дольше не используется какая-то информация, тем сильнее она забывается), 3) желание человека забыть информацию, 3) вытеснение нежелательной, травмирующей информации в подсознание.
Забывание происходит во времени неравномерно. Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал этот процесс и установил, что забывание во времени происходит неравномерно. Наиболее интенсивное забывание происходит сразу после запоминания. С течением времени темп забывания становится ниже.
Забывание зависит от способа запоминания материала. При механическом запоминании забывание происходит быстрее и глубже, чем при смысловом запоминании.
4. Воспроизведение. Воспроизведение – это процесс памяти, который состоит в актуализации хранящейся в долговременной памяти информации путем ее перевода в оперативную память. Информация, переведенная в оперативную память, становится осознаваемой и может быть использована для регуляции деятельности.
Воспроизведение также может быть непроизвольным и произвольным.
При непроизвольном воспроизведении информация сама всплывает из памяти. Как правило, это происходит по ассоциации. В некоторых случаях непроизводное воспроизведение принимает навязчивый характер, то есть человек не может управлять им. Это может быть обусловлено полученной психической травмой.
Произвольное воспроизведение представляет собой преднамеренное воспроизведение какой-либо информации в связи с потребностью человека в ней для достижения какой-либо цели. Иногда оно превращается в процесс мучительного припоминания.
5.Узнавание. Узнавание – это процесс воспроизведения информации в ходе ее повторного восприятия. Оно проявляется в переживании чувства знакомости воспринимаемого материала, ощущении того, что воспринимаемое уже известно. Узнавание нередко вводит в заблуждение человека, пытающегося проверить качество запоминания материала путем повторного его восприятия.