Этапы деятельности человека-оператора 10 страница
К числу внешних факторов относятся условия внешней среды (обитаемости), объективные условия обстановки и организация деятельности оператора. Учет факторов обитаемости, нейтрализация воздействия вредных факторов должны начинаться уже при проектировании системы «человек—машина» и продолжаться в ходе ее эксплуатации. Если невозможно обеспечить нормальные условия для работы оператора, то следует предусмотреть систему профилактических мероприятий по защите человека от вредного воздействия нежелательных факторов внешней среды.
Организационные факторы, к числу которых относятся режимы работы и отдыха операторов, организация групповой деятельности, количество рабочих смен, вопросы взаимозаменяемости операторов и т. д., выделены в отдельную группу, потому что их наиболее полный и всесторонний учет возможен в процессе эксплуатации системы «человек—машина». Рациональная организация деятельности операторов обеспечивает высокую эффективность функционирования систем.
Однако ряд условий не всегда зависит от деятельности организаторов производства. К их числу относятся, например, такие факторы, как степень ответственности оператора за совершаемые действия, работа в необычных условиях, в ночное время и т. п. Эти факторы могут существенно влиять на эффективность работы оператора. Основные методы нейтрализации их вредного действия заключаются в специальной подготовке операторов к работе в необычных условиях.
Учет факторов, которые могут явиться причиной снижения эффективности деятельности оператора, имеет особую актуальность, поскольку позволяет конструктору уже на стадии проектирования систем «человек—машина» предусмотреть систему мероприятий по оптимизации операторской деятельности.
Однако необходимо отметить, что учет рассмотренных факторов при анализе, исследовании и особенно моделировании деятельности оператора затруднен тем обстоятельством, что число этих факторов крайне велико. Некоторые авторы насчитывают порядка двух тысяч таких факторов и считают «задачу учета большого количества факторов» (ЗУБКФ) практически неосуществимой [63, 189]. Поэтому решение данного вопроса связано с его редукцией (упрощением). Проблема редукции в инженерной психологии детально проанализирована В.Ф. Вендой, который анализирует основные виды редукции, а также последствия, к которым они приводят при решении инженерно-психологических задач [17].
Для решения ЗУБКФ применяется ряд подходов. Основной из них связан с выбором нескольких наиболее значимых факторов и отсеиванием несущественных. Наиболее часто эта задача решается на интуитивном уровне, что грозит возможностью потери какого-либо из существенных факторов или, наоборот, учетом действительно не значимого фактора. Последнее, не давая дополнительно существенной информации, приводит лишь к усложнению исследования.
Для избежания этого делается попытка отбора наиболее важных факторов путем применения более строгих правил. Основные из них базируются на применении математической теории планирования эксперимента [ 162, 209]. Интересный подход к отбору факторов предложен В.М. Стариковым [174]. В его основе лежит учет дисперсий анализируемых факторов и коэффициентов их влияния на деятельность оператора. Критерием отбора является выполнение условия
(4.1)
где ki и si — соответственно коэффициент влияния и среднее квадратическое отклонение i-го из r анализируемых факторов; Дф — дисперсия всех факторов; dР — допустимый уровень снижения вероятности выполнения задачи оператором.
Располагая произведениями ki2 si2 по степени их уменьшения и вычислив величину Дф (1–dР) можно определить группу факторов, которые необходимо учесть в исследовании (например, при моделировании деятельности оператора), чтобы обеспечить требуемую достоверность исследований. Численные значения величин ki, si и Дф определяются, исходя из статистических данных исследований в аналогичных СЧМ или в процессе натурных исследований.
Другой подход к ограничению числа учитываемых факторов связан с их группированием. Ю.Г. Фокин, например, вводит понятие сложности операторской деятельности. Она разделяется на несколько видов сложности, каждый из которых характеризуется совокупностью факторов, определенным образом влияющих на результаты деятельности оператора или зависящих от той или иной стороны операторской деятельности. Различаются следующие виды сложности: аппаратурная, которая зависит от конструкции технических средств; оперативная, зависящая от особенностей выполняемых оператором операций; режимная, определяемая режимом работы оператора; временная, обусловленная необходимостью соблюдения требуемых временных соотношений между действиями различных операторов или требованиями выполнения работ в течение заданного времени; обусловливающая появление у оператора субъективных ощущений напряженности в работе, подсознательного напряжения или ускорения операций. Рассмотренные виды сложности количественно оцениваются с помощью соответствующих показателей сложности [184, 186].
Принципиально иной подход предлагает В.Ф.Венда в рамках разрабатываемой им структурно-психологической концепции. Она предполагает не перебор всех независимых внешних факторов, а исследование системообразующих факторов взаимодействия человека с машиной, отражающих структуру деятельности, влияние на нее всей совокупности внешних факторов.
Такие системообразующие факторы получили название психологических факторов сложности (ПФС). Они представляют собой системную свертку многочисленных внешних факторов сложности (ВФС). Выбираемое число ПФС зависит от заданной тесноты связи их с основными показателями деятельности оператора (надежность, напряженность, быстродействие и т. п.). Теснота связи может представляться в виде коэффициента множественной корреляции показателей деятельности и совокупности ПФС. Достоинство такого подхода заключается в том, что ПФС отражают единую связанную систему — деятельность оператора, в отличие от ВФС, которые независимы друг от друга. Отсюда следует, что структура деятельности может быть выражена относительно небольшим числом ПФС [17,18].
Для того чтобы деятельность оператора могла быть осуществлена, она должна быть соответствующим образом обеспечена, а оператор должен быть вооружен необходимыми средствами деятельности. Инженерно-психологическое (эргономическое) обеспечение деятельности представляет совокупность мероприятий, направленных на обеспечение и повышение эффективности системы «человек—машина» путем рационального учета закономерностей трудовой деятельности работающих в ней людей и использования достижений инженерной психологии и связанных с ней наук по обеспечению их труда. Оно включает в себя три составляющих — техническое, медико-биологическое и организационное обеспечение операторской деятельности.
Техническое обеспечение решает вопросы создания рациональной структуры и технических средств СЧМ. Наибольшее число задач этого вида решается в процессе проектирования технических средств и создания их эксплуатационной документации и завершается созданием рабочего места. В процессе решения этих задач необходимо опираться главным образом на исследования и рекомендации инженерной психологии и антропометрии.
Медико-техническое обеспечение связано с созданием и поддержанием рациональной рабочей среды, условий труда операторов. При этом создаются кабины, аппаратные помещения и другие средства, обеспечивающие поддержание необходимых условий труда человека в СЧМ. При решении этих задач наибольшее значение имеют рекомендации гигиены, физиологии труда и обитаемости.
Организационное обеспечение занимается вопросами профессионального отбора и обучения операторов, создания рациональных режимов их труда и отдыха. Этот вид имеет своей целью включение в систему операторов, обладающих нужными для работы профессиональными качествами. Задачи этого типа решаются в процессе эксплуатации СЧМ с использованием рекомендаций психологии труда и педагогики, психофизиологии и гигиены труда, производственной медицины и социальной психологии.
Таким образом, три рассмотренных вида обеспечения деятельности направлены на рациональное создание трех основных частей СЧМ: технических средств, операторов, рабочей среды. Кроме них в качестве вспомогательных можно выделить также научно-методическое и управленческое обеспечение [184].
Результатом обеспечения деятельности оператора является оснащение его необходимыми средствами деятельности. Под ними понимаются материальные, энергетические или информационные образования, с помощью которых реализуется деятельность [216]. Средства деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние средства внутренне присущи человеку; под ними понимаются такие компоненты деятельности человека, как знания, навыки, умения, программы действий, образы, понятия и т. п. К внутренним средствам следует отнести и ту потенциальную энергию, которая заключена в двигательном аппарате человека [53].
К внешним относятся материальные (технические) средства, непосредственно используемые оператором в процессе работы либо обеспечивающие ее выполнение. К ним относятся основные и вспомогательные рабочие средства, средства обеспечения и средства подготовки.
Основные средства непосредственно участвуют в информационном обмене между человеком и машиной. К ним относятся средства отображения информации (дисплеи, различного рода табло, мнемосхемы, экраны, графопостроители и др.) и органы управления (пульты с органами управления, клавиатуры, кнопочные пульты, переключатели, тумблеры, световые карандаши и пр.).
Вспомогательные рабочие средства непосредственно не участвуют в информационном обмене между человеком и машиной, но используются оператором в процессе его деятельности. Это — средства связи и передачи данных (телефонные, телевизионные, телеграфные, видеотелефонные и др. аппараты), средства сигнализации (специальные индикационные и сигнализирующие устройства, зуммеры, звонки и т. п.), конструктивные элементы (шкафы, столы, столешницы, подставки, планшеты и т. д.), вспомогательные устройства (световые указки, настольные лампы и стекла, специальные приспособления и пр.).
Средства обеспечения самим оператором не используются для выполнения деятельности, но способствуют ее выполнению. В их число входят средства жизнеобеспечения, средства контроля и диагностики функционального состояния оператора, средства контроля и оценки результатов его работы. Технические средства подготовки служат для профессионального обучения и тренировок операторов.
Рассмотренные виды внешних средств деятельности играют различную роль и имеют разное значение в деятельности оператора. Однако в любом случае весьма важное значение при их создании и размещении на рабочем месте оператора имеет учет соответствующих инженерно-психологических требований.
Между внешними и внутренними средствами существуют сложные взаимодействия. Внутренние средства при их оптимальной организации могут компенсировать недостатки внешних средств, и, наоборот, многие достоинства внешних средств деятельности могут оказаться неиспользованными при низком уровне организации внутренних средств [216].
4.3. Психические явления в деятельности оператора
Деятельность оператора представляет процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий оператора. Анализ деятельности человека показывает, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В своей деятельности оператор осознает цель своих действий, представляет их ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность отдельных действий, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевое усилие, извлекает из памяти необходимую информацию, наблюдает за ходом деятельности и контролирует ее, переживает успехи и неудачи и т. п.
Таким образом, психика выступает в качестве регулятора деятельности; посредством ее оператор направляет, контролирует и корректирует свою деятельность в соответствии с поставленной целью, предъявляемыми требованиями и условиями. Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Основные формы, проявления психики человека.
Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: познавательные, эмоциональные и волевые. Познавательные процессы дают нам возможность познавать мир и самих себя. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, мышление и др. Эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности. В деятельности оператора они выполняют функции приема, хранения и переработки информации.
Традиционно в психологии отдельные познавательные процессы рассматриваются и изучаются сравнительно независимо друг от друга. Это удобно с чисто методической точки зрения (что будем делать и мы при изложении материала третьего раздела). Однако в реальной человеческой деятельности эти процессы взаимодействуют по разнообразным и сложным схемам, что делает такое расчленение в значительной мере искусственным [128]. Попытки устранения такого несоответствия привели к появлению понятия когнитивного стиля деятельности.
Под когнитивным стилем (от лат. cognitio — познание и греч. stylos — стержень) понимаются устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком. В выделении когнитивных стилей как специфических параметров индивидуальности проявилась характерная для современной психологии тенденция рассматривать переработку информации человеком как системный феномен. Это означает, что в реальной познавательной деятельности участвуют, как правило, не отдельные изолированные процессы, а их совокупность. Их организация в составе единой системы порождает новое качество, которое не может быть охарактеризовано на основе изолированных оценок, например, свойств внимания или особенностей памяти [128].
К настоящему времени выявлено несколько десятков когнитивных стилей. Среди них полезависимость — поленезависимость, ригидность — гибкость, рефлексивность — импульсивность, сложность познавательных структур и др. Одним из важнейших из них является полезависимость — поленезависимость. Зависимым от поля является такой стиль поведения, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой. Независимое от поля поведение проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. В сфере восприятия поленезависимость проявляется в эффективности выделения полезного сигнала из перцептивного фона (восприятие на фоне помех). Она выше у независимых от поля людей. В то же время, уступая поленезависимым субъектам в решении познавательных задач, полезависимые оказываются более эффективными в межличностном общении.
Другая группа познавательных процессов — эмоциональные. Эмоциями называются процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Если познавательные процессы позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру [34].
В соответствии с информационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребностью и прогнозированием вероятности ее удовлетворения на основе врожденного и ранее Приобретенного опыта в соответствии с выражением (2.1). Низкая вероятность удовлетворения потребности делает эмоции отрицательными (страх, горе, гнев и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имеющимся прогнозом придает эмоциям положительную окраску, например, радость, воодушевление, удовольствие и т. п. [165].
Общепсихологическая характеристика эмоций подробно приводится в специальной литературе [34, 175]. С позиций инженерной психологии эмоции можно рассматривать как реакции формирования деятельности, адекватной концептуальной модели, сформировавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оценки собственных и внешних возможностей достижения трудовой цели. Благодаря эмоциям происходит преобразование структуры деятельности: одни ее элементы усиливаются, другие ослабляются. Одним из условий формирования эмоций является оценка оператором своих возможностей и соотнесения их с целями деятельности.
Исходя из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, в любой деятельности человека всегда присутствуют эмоциональные процессы. Во-вторых, в зависимости от адекватности субъективной концептуальной модели реальной ситуации эмоции могут способствовать трудовой деятельности человека или ухудшать ее. Вследствие этого возникает два основных аспекта анализа и изучения эмоций. Один из них связан с задачей использования положительных сторон влияния эмоций, другой — предотвращения или нивелирования нежелательных проявлений эмоций в трудовой деятельности [58].
И, наконец, третьим видом психических процессов являются волевые процессы. Воля понимается как механизм, поддерживающий активность человека, направленную на достижение определенной цели при наличии препятствий. В деятельности оператора воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении ответственного действия, при разрешении конфликтной ситуации. Все эти ситуации требуют волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который 'сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации [175].
Психические свойства личности включают потребности, интерес, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства — наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. В совокупности с рассмотренными психическими процессами они формируют профессионально важные качества (ПВК) человека. Многие из этих свойств личности в той или иной мере были рассмотрены при изложении предшествующего материала. Здесь же мы остановимся преимущественно на таких свойствах как темперамент и характер.
Темперамент (от лат. temperamentum — смесь, соразмерность) — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент представляет тот биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению, развитию его способностей [34]. В инженерной психологии особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе, организации групповой деятельности, раскрытии механизмов надежности человека, организации обучения и тренировок и других случаях.
Физиологической основой темперамента являются свойства нервной системы человека (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность). В соответствии с учением И.П. Павлова выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиник — человек с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. В поведенческом плане — это быстрый, подвижный человек, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро реагирующий на события, легко переживающий неудачи и неприятности. Холерик характеризуется сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы. В поведении — это быстрый, порывистый человек, способный страстно отдаваться делу, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроений, с быстрой истощаемостью реакций. Флегматик — человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Это человек медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и настроениями, слабым внешним выражением психических состояний. Меланхолик обладает слабым, инертным типом нервной системы. Он является легко ранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные события, но вяло реагирующим на окружающее человека.
Для анализа и характеристики свойств личности часто используются также понятия экстраверсии и ин-троверсии (от лат. exstro — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать). Эти понятия введены для обозначения двух противоположных типов личности. Экстраверты характеризуются обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к отчуждению субъекта от самого себя. Экстравертам свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. По типу темперамента их можно отнести к сангвиникам или холерикам. Для интровертов, напротив, характерна фиксация интересов личности на явления собственного внутреннего мира; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. По типу темперамента интроверты являются флегматиками или меланхоликами.
Для более тонкой дифференциации свойств личности американским психологом X. Айзенком введено понятие эмоциональной устойчивости — эмоциональной неустойчивости (нейротизма). Эмоциональная устойчивость характеризует способность человека к сохранению психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной результативности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Чем меньше эмоциональная устойчивость, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Эмоциональная устойчивость во многом зависит от силы нервных процессов. Слабость и неуравновешенность нервных процессов обычно совпадает с низкими показателями эмоциональной устойчивости. Поэтому считается, что эмоционально устойчивыми обычно являются сангвиники и флегматики, эмоционально неустойчивыми — холерики и меланхолики. Связь рассмотренных свойств личности с классическими типами темперамента показана на рис. 4.5 [175].
Рис. 4.5. Связь типов темперамента с экстра- и интроверсией.
Заканчивая рассмотрение вопроса о темпераменте, следует отметить, что нет плохих или хороших темпераментов. Каждый из них наиболее хорошо приспособлен к выполнению той или иной деятельности. Так, экстраверты (сангвиники и холерики) подвижны и импульсивны; поэтому они наиболее эффективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания межличностных контактов. Однако работают они рывками, быстро теряют интерес к своим же предложениям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали. Интроверты (флегматики и меланхолики) сдержаны и уравновешены, они более точно, аккуратно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют [34]. Более подробно эти вопросы излагаются при рассмотрении вопроса о психологических механизмах надежности оператора.
В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля; не предопределяя результативность деятельности. Индивидуальный стиль может способствовать одинаковой результативности лицам с различными типами нервной системы. Так, Е.А. Климов показывает, что ткачихи-многостаночники с инертной и подвижной нервной системой достигают одинаковой производительности за счет разных индивидуальных качеств. Для подвижных (холериков и сангвиников) характерно успешное выполнение трудовых действий в повышенном темпе, высокая скорость движений, частые переходы от станка к станку, малое количество предупредительных работ, большое количество срочных операций в единицу времени. Инертным, наоборот, свойственно большое количество подготовительных и профилактических мероприятий, позволяющие им избежать большей части срочных работ, редкие переходы от станка к станку, работа в спокойствии, равномерном темпе. Как первые, так и вторые, достигали одинаковых производственных результатов, но подвижные — за счет «поворотливости», а инертные — в результате создания условий для спокойной работы [68].
Однако в особых, усложненных условиях деятельности влияние темперамента на эффективность деятельности существенно усиливается, заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными. В связи с этим требуется дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма для того, чтобы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействиями. Эта задача решается путем профессионального отбора.
Рис. 4.6. Структура деятельности человека.
На базе темперамента и в зависимости от уровня развития тех или иных способностей складывается характер. Он определяется как синтез особенностей психических процессов с типологическими способами реагирования, зависящими от восприятия и обучения. Если такие свойства характера, как устойчивость или переключаемость внимания, способность к устойчивому волевому контролю за собственными реакциями теснее связаны с темпераментом, то такие черты, как отношение к работе, дисциплинированность в большей мере обусловлены воспитанием и саморазвитием. Важно подчеркнуть и активность личности. С возрастом развитие личности становится более сознательным, целенаправленным — самоусовершенствованным [34].
И, наконец, еще одним видом психических явлений являются психические состояния. Они представляют целостную характеристику психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В психических состояниях достаточно определенно выражаются индивидуальные особенности личности. Примером психических состояний могут быть: бодрость, апатия, депрессия, эйфория, скука, то или иное настроение и пр.
Для психологии труда и инженерной психологии наибольший интерес представляют психические состояния человека в трудовой деятельности. Они классифицируются по ряду признаков. По признаку длительности различают относительно устойчивые состояния (удовлетворенность или неудовлетворенность трудом, заинтересованность в труде или безразличие к нему и т. п.); временные или ситуативные состояния, возникающие под влиянием неполадок или взаимоотношений с коллегами; состояния, возникающие периодически (скука, сонливость, повышенная или пониженная активность и т. п.). По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния: эмоциональные; волевые (волевые усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояния живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, характеризующие мыслительную активность (задумчивость, озарение, вдохновение) и т. п.
Для инженерной психологии и психологии труда наиболее важна классификация психических состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния на эффективность деятельности. С этой точки зрения различают психическое напряжение и психическую напряженность. Первое соответствует благоприятным условиям труда, когда цель труда достигается при допустимых нервно-психических затратах. При неблагоприятных условиях, крайним проявлением которых являются экстремальные условия, психическое напряжение перерастает в напряженность. Оба эти вида психологических состояний в свою очередь могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность оператора и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях. С этой точки зрения различают интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и другие виды психического напряжения [40].
В инженерной психологии проблема состояний оператора не ограничивается только рассмотренными выше аспектами. Здесь проблема состояний оператора рассматривается как специальный психологический и физиологический аспект проблемы эффективности и, в частности, надежности деятельности оператора. Так или иначе понятие состояния оператора характеризует динамику психических и физиологических процессов, которые вовлекаются в профессиональную деятельность, влияя на ее результативность. Такие состояния называются функциональными, их изучение является одной из важнейших задач инженерной психологии.
4.4. Психологическая характеристика деятельности оператора
Операторская деятельность представляет собой специфический вид трудовой деятельности, возникшей на определенной ступени развития техники и производства в целом. Поэтому прежде чем давать психологическую характеристику операторской деятельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека вообще [93,94].
Трудовая деятельность человека, как и любая другая; исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, а цель — то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности (рис. 4.6).