На социальное взаимодействие
Поведение человека в окружающей среде таково, что он не должен взвешивать каждое свое действие. Сама организация среды и ее символическое значение являются гарантией того, что человек поступит так, а не иначе. Могут быть и сложные варианты, результаты которых противоположны ожидаемым, но случается это редко. Вряд ли может быть такая невероятная ситуация, когда из крана водопровода пойдет газ. А с нами может произойти такой случай, когда нам не удастся вовремя приехать на работу городским транспортом ввиду того, что мы не выполнили какие-то предписанные правила поведения. В основе социального взаимодействия лежит взаимная связь, но и она подвергается воздействию социальных отношений. Каждый ребенок очень быстро и твердо усваивает, что по шоссе автомашины ездят по правой стороне, а сам он должен держаться левой стороны, если здесь нет тротуара. И водители надеются, что пешеходы будут поступать именно так. С объективной, математизированной точки зрения это так. и, должно быть, но это правило не все соблюдают, потому иногда и происходят трагические случаи.
Большая часть- общественных норм имеет весьма сложный характер, они не похожи на четко изложенные дорожные правила. Нормы являются невидимым руководством,, передаваемым из поколения в поколение посредством культурного наследия и воспитания. Эти" нормы влияют на наше поведение и мышление, на позиции, занимаемые нами в определенных ситуациях, которые, как правило, связаны с определенной средой. Но, поскольку среду мы чаще всего- используем наряду с другими представителями Homo sapiens, в нормах закреплены правила поведения в обществе по отношению к другим людям. Нормы усваиваются легко, поскольку каждый из нас становится членом соответствующей группы, начиная с семьи, потом класса в школе, группы молодых людей, членов спортивных клубов и кончая рабочим коллективом. Нормы также определяются той ролью, которую они играют в данных группах, а группы очень часто ограничены средой, в которой они существуют и действуют.
В семье, в этой основной ячейке общества, ее члены очень часто находятся в тесном контакте. До сих пор никто точно не установил границу, отделяющую контакты между членами семьи от обычной дистанции между чужими людьми в обществе. Да в этом и нет необходимости, так как все мы это очень хорошо знаем и чувствуем, исходим из этого в своем поведении. Социолог Г. Гарфинкель провел опыты, в которых студенты сознательно нарушали дистанцию между людьми в общественных местах. Для студентов эти опыты были столь же сложны, как в том случае, когда они симулировали обморочное состояние в метро. Особенно трудно было тем студентам, которые нарушали пространственную норму, в частности когда приближали свое лицо к лицу совершенно незнакомого человека.
При определенных условиях, когда пространственные нормы нарушены, допустимое расстояние изменяется, но неловкости при этом не возникает. Например,
возбужденные болельщики после победного гола могут обниматься в последнюю минуту встречи, даже не зная друг друга. Танец двух незнакомых партнеров также представляет собой ситуацию, наполненную символами призывов и отказов, демонстрацию искусства сватовства. Пьяный человек перешагнет нормы поведения довольно легко, так как алкоголь ослабляет его самоконтроль. В этом случае неудобство испытывает тот, кто не нарушил норму, кто считает соблюдение ее обязательным.
Нормы поведения зависят не только от самих людей, но и от структуры среды. Они детерминированы также культурной традицией: например, привычка мужчин французов и русских целовать друг друга при встрече у представителей германских народов отсутствует. Рассказ о «психологии стула» в начале нашей книги показывает, как физические свойства среды влияют на взаимодействия людей. Можно сделать вывод, что дистанции во взаимодействиях между людьми являются наряду с жестами, мимикой и языком основными чертами социальных связей и на них решающим образом влияет конкретная ситуация и структура среды.
В центре нашего внимания находятся нормы поведения человека в пространстве, выработанные в процессе культурного и исторического развития, так как именно они закреплены в пространственной организации окружающей среды и в определенной степени ее структурируют. Если в среде, например в кабинете, нет соответствующего служащего, а мы его ждем, то для нас членение пространства имеет обязательный характер. Если мы сядем (и сядем ли вообще), то непременно на самый незаметный, рядовой стул, и ни в коем случае не на стул заведующего отделом кадров, если мы у него в кабинете. Таковы обязательные нормы, четко определенные «границами» среды.
В этой связи большой интерес представляет такая уже упоминавшаяся психологическая особенность человека, как стабильность поведения в определенной среде; несмотря на то что каждый из нас наделен индивидуальными чертами, структура среды обязывает нас только к такому, а не к иному поведению. Давление среды вызывает своеобразное состояние, которое проявляется в более сильном, чем наша индивидуальность, мотивационном заряде. В общественных меблированных помещениях у большинства людей проявляется тенденция не только к ограничению своего поведения, но и к неприкосновенности пространственного распределения объектов. Люди руководствуются неписаным законом по отношению к вещам, которые им не принадлежат,— чужое не трогать! В результате стулья, скамейки и столы остаются на прежних местах даже в тех случаях, когда с точки зрения общения между людьми они размещены неудачно и создают неудобства. Часто в ресторанах можно увидеть надпись: «Перестановка стульев запрещается!» Нелюбезный официант скорее разделит семью и посадит ее за двумя столами, чем допустит, чтобы она сидела за одним столом с дополнительно приставленными стульями.
Поведение человека в окружающей его среде находится под управлением двух мощных сил. Первой являются правила культуры поведения, регулирующие позицию человека в пространстве (например, расстояние между людьми). Второй силой являются культурные символы, указывающие на то особое место, которое может быть занято в данной среде. Сама организация среды определяет интимность или формальность отношений: принятие пищи, беседу или размышление.
Личность и физическая организация пространства. Создание человеком вокруг себя минимального неприкосновенного пространства влияет на его восприятие социальной ситуации, определяемой данной средой. Потребность в таком пространстве имеет как биологические, так и психологические характеристики и закреплена в чертах поведения, определяемых культурным наследием. Кроме того, она отличается значительным экологическим зарядом: если действия человека должны вести к определенным целям, то среда должна быть соответствующим образом организована, в противном случае мы неизбежно приспосабливаем среду для этих целей.
Социолог Г. Зиммель уже в начале XX в. предложил понятие личное пространство. В конце 60-х годов начали применять термин личная дистанция, который ввел швейцарский исследователь Хедигер. Он изучал поведение людей в различных средах: в лекционном
зале, в парках, в ресторанах — вплоть до пространственного взаимодействия в личной жизни. Первоначально под этим понятием подразумевалась дистанция, которую сохраняют разные виды животных в целях защиты и безопасности. Речь идет о некотором защитном пространстве, о котором хорошо знают люди, работающие с животными: это — в сущности безопасное расстояние, на которое животное подпускает к себе человека, не проявляя ни защитного, ни нападающего действия. Понятие дистанции, взятое из этологи-ческих исследований и включенное в определение отношений между людьми, представляет метафорическую аналогию поведения животных и действий человека.
Сохранение личной дистанции у человека не является способом сохранения индивида. Этого простого понятия недостаточно для объяснения комплекса пространственных маневров Homo sapiens. Но личное пространство человек действительно защищает, и вовсе не по причине атавистического воспоминания о своем животном прошлом. Это пространство имеет психологическое значение, ибо предназначено для сохранения индивидуальности человека. Всем известно чувство дискомфорта в результате временной «потери» индивидуальности в давке у входа на стадион перед началом важного футбольного матча. Личная дистанция необходима еще и для того, чтобы человек познавал вещи вокруг себя, мог ими пользоваться, выполнять целый ряд действий, ориентироваться в пространстве и, наконец, воспринимать других людей как отдельных личностей.
С антропологической точки зрения личное пространство мы можем определить как «малую охранную зону, ячейку личного пространства, которой мы отделяем себя от других». Развитие человека свидетельствует о том, что в ходе развития цивилизации в процессе познания происходит доминирование зрения, видения. Зрение выхватывает максимум информации из пространства и обладает прекрасным контрольным потенциалом. По этой причине возрастает значение личного пространства, так как для того, чтобы человек получал из среды информацию с помощью зрения, ему необходима определенная дистанция, чтобы он мог сфокусировать зрение.
Существует несколько сфер, ограниченных куль-аша индивидуальность, мотивационном заряде. В общественных меблированных помещениях у большинства людей проявляется тенденция не только к ограничению своего поведения, но и к неприкосновенности пространственного распределения объектов. Люди руководствуются неписаным законом по отношению к вещам, которые им не принадлежат,— чужое не трогать! В результате стулья, скамейки и столы остаются на прежних местах даже в тех случаях, когда с точки зрения общения между людьми они размещены неудачно и создают неудобства. Часто в ресторанах можно увидеть надпись: «Перестановка стульев запрещается!» Нелюбезный официант скорее разделит семью и посадит ее за двумя столами, чем допустит, чтобы она сидела за одним столом с дополнительно приставленными стульями.
Поведение человека в окружающей его среде находится под управлением двух мощных сил. Первой являются правила культуры поведения, регулирующие позицию человека в пространстве (например, расстояние между людьми). Второй силой являются культурные символы, указывающие на то особое место, которое может быть занято в данной среде. Сама организация среды определяет интимность или формальность отношений: принятие пищи, беседу или размышление.
Личность и физическая организация пространства. Создание человеком вокруг себя минимального неприкосновенного пространства влияет на его восприятие социальной ситуации, определяемой данной средой. Потребность в таком пространстве имеет как биологические, так и психологические характеристики и закреплена в чертах поведения, определяемых культурным наследием. Кроме того, она отличается значительным экологическим зарядом: если действия человека должны вести к определенным целям, то среда должна быть соответствующим образом организована, в противном случае мы неизбежно приспосабливаем среду для этих целей.
Социолог Г. Зиммель уже в начале XX в. предложил понятие личное пространство. В конце 60-х годов начали применять термин личная дистанция, который ввел швейцарский исследователь Хедигер. Он изучал поведение людей в различных средах: в лекционном
зале, в парках, в ресторанах — вплоть до пространственного взаимодействия в личной жизни. Первоначально под этим понятием подразумевалась дистанция, которую сохраняют разные виды животных в целях защиты и безопасности. Речь идет о некотором защитном пространстве, о котором хорошо знают люди, работающие с животными: это — в сущности безопасное расстояние, на которое животное подпускает к себе человека, не проявляя ни защитного, ни нападающего действия. Понятие дистанции, взятое из этологи-ческих исследований и включенное в определение отношений между людьми, представляет метафорическую аналогию поведения животных и действий человека.
Сохранение личной дистанции у человека не является способом сохранения индивида. Этого простого понятия недостаточно для объяснения комплекса пространственных маневров Homo sapiens. Но личное пространство человек действительно защищает, и вовсе не по причине атавистического воспоминания о своем животном прошлом. Это пространство имеет психологическое значение, ибо предназначено для сохранения индивидуальности человека. Всем известно чувство дискомфорта в результате временной «потери» индивидуальности в давке у входа на стадион перед началом важного футбольного матча. Личная дистанция необходима еще и для того, чтобы человек познавал вещи вокруг себя, мог ими пользоваться, выполнять целый ряд действий, ориентироваться в пространстве и, наконец, воспринимать других людей как отдельных личностей.
С антропологической точки зрения личное пространство мы можем определить как «малую охранную зону, ячейку личного пространства, которой мы отделяем себя от других». Развитие человека свидетельствует о том, что в ходе развития цивилизации в процессе познания происходит доминирование зрения, видения. Зрение выхватывает максимум информации из пространства и обладает прекрасным контрольным потенциалом. По этой причине возрастает значение личного пространства, так как для того, чтобы человек получал из среды информацию с помощью зрения, ему необходима определенная дистанция, чтобы он мог сфокусировать зрение.
Существует несколько сфер, ограниченных культурной и социальной дистанциями. Границы этих сфер каждый индивид строго соблюдает в своем поведении. При этом данное организованное пространство имеет центробежные и центростремительные параметры. Обратим внимание на то, как человек в своем индивидуальном пространственном существовании структурирует мир: от центра, который представляет он сам-, расходятся пространства различной значимости и, естественно, по-разному оцениваемые социальные отношения. В направлении от центра ценность пространства убывает, и наоборот. Личные параметры включают следующие- дистанции;
1) интимные (от эротических фантазий к любовным играм и отдыху посредством сна);
2) персональную, (это и есть защитная зона);
3) социальную, включающую персональные отношения и принадлежность к малым формальным и неформальным группам;
4) общественную, охватывающую обширный спектр индивидуальной активности и персональных и коллективных взаимодействий в пространстве, которое человек разделяет с друзьями.
Упомянутые параметры существенны и в экологическом поведении человека. Мы всегда уделяем большое внимание созданию и упорядочению среды, непосредственно нас окружающей, которую считаем пространством исключительно своих интересов.
Не следует это представлять таким образом, что речь идет о строго определенных границах. Разметка этих границ зависит от индивидуальных различий и определяется также структурой среды: поездка в переполненном автобусе или прогулка по многолюдной улице особой радости не вызывает. Тем не менее встречаются и такие люди, которые мечтают о выступлении перед публикой, в мечтах же разрабатывают планы, как бы они все сделали правильно и всюду навели порядок. О стремлении сохранить дистанцию можно судить, например, по поведению пассажиров в метро. Если в вагоне мало народа и многие сиденья свободны, то пассажиры садятся таким образом, чтобы между ними оставалось достаточно свободного места, которое представляет собой персональную дистанцию. Если совершенно незнакомый мужчина в пустом вагоне садится очень близко к одиноко сидящей даме, то вызывает у нее неприятное чувство. Сов-
сем иная ситуация возникает в переполненном вагоне. Здесь не остается ничего иного, как мириться с присутствием нескольких человек на одном квадратном метре площади. Но это человек может выдержать иногда и длительное время. Он пользуется механизмом общественного регулирования поведения в переполненном пространстве.
Люди не только защищают свои личные пространства, но и соблюдают неприкосновенность пространства других лиц, за исключением актов насилия. Пространственные нормы нарушаются только с молчаливого согласия другой стороны. В переполненном лифте личные дистанции почти исчезают, но люди с этим фактом мирятся, объясняя тесноту любимым термином «клаустрофобия». Люди подсознательно устанавливают свое личное пространство в общественных помещениях с помощью символических и специальных жестов, движения глаз, иногда слова. Такие коммуникационные средства, как, например, поворот головы в сторону, а также стремление не смотреть на очень близко стоящего пассажира, действуют как разделяющие пограничные столбы.
Человек обладает широкой шкалой физической и символической техники для сохранения необходимого расстояния от других лиц, если он не желает делить с ними интимный круг. Если вы захотите сами испытать на каком-то незнакомом вам человеке автоматическое действие дистанционных процессов, то вы установите, что вместе с сокращением дистанции между личностями зрение и визуальные сигналы теряют свое значение, их заменяет словесный аппарат и манипуляции телом и, наконец, в кризисной ситуации — бегство или нападение.
Мы подчеркиваем, что даже если эти реакции имеют глубокие биологические корни, их нельзя отождествлять с поведением животных в пространстве, ибо у них это поведение генетически закодировано. Животные четко соблюдают использование определенной территории строго определенным числом особей.
Поведение человека в ограниченном пространстве определяется понятием «проксемика». Оно закреплено наследственно, передается соответствующими символами и проявляется в виде различных норм в разных обществах по-разному. На изменение сохраняемых дистанций влияют такие факторы, как возраст, пол, общественное положение человека, культурный уровень и характер деятельности. Например, у большинства детей значительно меньше проблем в контактах с чужими людьми, чем у взрослых. Важную роль играет профессиональный статус. Если врач соблюдает профессиональную этику, он без особых моральных проблем может касаться интимных частей человеческого тела. Но достаточно его неосторожного движения, и взаимное соглашение будет разрушено. Врач подвергает себя опасности, ибо некоторые истеричные пациенты могут обвинить его в нечестных намерениях, хотя такое обвинение может быть всего лишь их скрытым желанием.
Примером сужения личных дистанций может быть также поведение людей на вечере, на котором общее веселье сближает и совсем незнакомых людей; между ними могут возникнуть даже близкие физические контакты. Рассказывая группе детей какие-нибудь «страшные истории» в вечерние часы, мы можем заметить, что радиус круга слушателей становится все меньше, а группа — теснее. Следовательно, подвижность личных дистанций определяется рядом важных факторов: характеристикой физической среды (формой стола, расположением мебели), характеристикой индивидов (возрастом, полом), сложившейся эмоциональной атмосферой, характером индивидуальных отношений (сотрудничеством, дружбой, отсутствием симпатии) и характером других участвующих (склонностью к лидерству или подчиненности).
В случаях нежелательного проникновения кого-либо в личное пространство можно выделить общие черты поведения людей, подвергающихся «нападению». Сначала любой индивид старается изменить свое действие таким образом, чтобы сохранить дистанцию. Бегство, как правило, является последней альтернативой. В случаях, когда общее пространство не позволяет даже минимально отдалиться, люди создают символические дистанции хотя бы тем, что отворачивают голову или отводят глаза. Варианты защитной техники у человека могут иметь значительно больше форм, чем можно наблюдать у животных.
Психология пространства и небольшие группы. Люди — не автоматы и не вычислительные машины, строго выполняющие предписанные пространствен-
ные координаты. Они также не являются вечными узниками ячеек личного пространства. Мы уже указывали, что отношения между человеком и средой понимаем как открытую систему взаимодействий, которые закреплены не только в пространственном, но и в социальном отношении и могут подвергаться изменениям. И здесь действует диалектическое отношение: изменения в персональных контактах могут вызвать изменения в организации пространства, и наоборот. Приведем достаточно банальный пример. Каждый, кто когда-нибудь участвовал в организации собрания, знает, как важна роль пространственной организации среды, в которой будет происходить собрание. Важны также физические характеристики среды — температура помещения, качество освещения, эргономические параметры столов и стульев, предназначенных для длительного или непродолжительного заседания. В настоящее время, когда мы уделяем собраниям достаточно много рабочего времени, эти вопросы приобретают особое значение.
В группах, где нет строгих правил поведения, последовательность отдельных выступлений зависит от того, кто где сидит. Длительные наблюдения и некоторые эксперименты показали, что в небольших группах, образующих круг или иную закрытую форму, вероятнее всего, после предыдущего оратора выступит тот, кто сидит напротив, а не рядом с ним. Это объясняется тем, что люди, сидящие друг против друга, физически и экспрессивно больше взаимосвязаны, чем сидящие рядом. Факт этот общеизвестный, и если вы его не заметили, то понаблюдайте за последовательностью выступающих на неформальных встречах, например при праздновании дня рождения. Таким образом, пространственное рассредоточение индивидов влияет на такую, казалось бы, непространственную деятельность, как последовательность выступлений.
Важное влияние на характер межчеловеческих отношений оказывает форма стола. Круглые столы создают атмосферу равноценности, в то время как при других формах всегда четко зафиксирована позиция главного члена группы, сидящего во главе стола. О столах, как и о стульях, можно было бы говорить очень много, но мы предоставим читателям возможность пофантазировать самим. Английский психолог Генри Осмонд различает два вида пространства, два вида окружающей среды в зависимости от того, развивают они или подавляют социальные отношения. С одной стороны, это — социопетальные, центростремительные, пространства, с другой — социофугальные, центробежные. Мы хотим подчеркнуть, что окружающая среда оказывает на межчеловеческие отношения подавляющее или возбуждающее воздействие. Социофугальная среда — это пространство, структура и физическое устройство которого вместе с социальными параметрами, привнесенными в нее традицией и культурой, противодействует развитию межчеловеческих отношений, отделяет людей, создает между ними барьеры. Социопеталь-ное же пространство побуждает к взаимодействию, к установлению контактов. Устройство сидений в автобусе социофугально, кроме соседних мест. У старых типов автобусов сиденья над задней осью были устроены таким образом, что побуждали к межчеловеческим отношениям, например к игре в карты. Приемная у зубного врача не является социопетальным пространством, но и здесь можно поговорить с рядом сидящим, хоть тема разговора будет однонаправленной.
Окружающую среду в целом практически можно классифицировать соответственно упомянутым полюсам, но при этом нельзя забывать, что оба полюса образуют границы широкого спектра постепенных переходов. Короче говоря, существуют пространства, в которых люди ищут друг друга и которые побуждают к установлению партнерских отношений, и, наоборот, есть такие пространства, которые подавляют межчеловеческие отношения. В то же время социопетальные пространства не гарантируют сами по себе возникновения дружбы и положительных межчеловеческих отношений. Структура пространства позволяет устанавливать такие контакты, но не предопределяет их характер наперед. На замкнутого по характеру человека такая среда может оказывать обратное влияние.
Разделение пространств окружающей среды на социофугальные и социопетальные может помогать при определении вида и характера пространства, но каждое пространство является ареной встреч, которые только после длительного взаимного изучения могут
привести к дружеским или враждебным отношениям. Известно, что близкие контакты людей не всегда приводят к развитию между ними тесных взаимоотношений.
Кое-кому может показаться, что эти рассуждения не имеют ничего общего с экологией в ее современном понимании. Но если окружающую среду толковать, й широком смысле слова, то наши рассуждения имеют важное значение, например при создании адекватного рабочего пространства в учреждениях. Производительность труда зависит не только от способностей работников и физических свойств пространства— соответствующего освещения, звукоизоляции помещения,— но и от того, как среда влияет на психику людей,, которые вынуждены проводить в таком помещении не менее восьми часов ежедневно. В тесном помещении, где работает несколько человек, люди часто стремятся присутствовать по очереди, ибо только так структура помещения обеспечивает последовательнее выполнение изолированных действий. Из этого следует, что их производительность снижается не только из-за действительного, но и из-за потенциального присутствия других людей. А если в тесном, неподходящем, перенасыщенном людьми рабочем помещении все будут находиться одновременно, то только с боль» шим усилием каждый из присутствующих сможет сосредоточиться на выполнении своего задания. Та* кая среда не только не побуждает к деятельности, но иногда и блокирует ее. Поскольку работа должна быть выполнена, люди работают, но не получают удовлетворения.