Экспериментальная психология
Практикум
Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой
Редактор Г. Г. Есакова
Корректор А. А. Баринова
Художник Д. А. Сенчагов
Компьютерная верстка О. С. Коротковой
Подписано к печати 16.05.2002. Формат 60х901/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Таймc.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 24.
Тираж 5000 экз. Заказ № 6187.
ЗАО Издательство «Аспект Пресс»
111398 Москва, ул. Плеханова, д. 23, корп. 3.
E–mail: [email protected]
www.aspectpress.ru
Тел. 309–11–66, 309–36–00
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных
диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
143200 г. Можайск, ул. Мира, 93.
Содержание
Предисловие. 2
Часть I Предметный практикум: лабораторные работы по изучению психических процессов и свойств. 4
Раздел 1 Ощущения. 4
§1 Задание 1. Измерение абсолютной слуховой чувствительности человека (снятие кривой слышимости) 4
Раздел 2 Восприятие. 9
§ 2 Задание 2. Метод кратковременных экспозиций и объем восприятия. 9
Раздел 3 Внимание. 17
§ 3 Задание 3. Исследование закономерностей распределения внимания. 17
§ 4 Задание 4. Исследование процесса переключения внимания. 21
Раздел 4 Память. 24
§ 5 Общие методические указания к Заданиям 5–8. 24
§ 6 Задание 5. Исследование кратковременной памяти. 28
§ 7 Задание 6. Исследование процесса заучивания. 35
§8 Задание 7. Исследование процессов воспроизведения и узнавания. 36
§9 Задание 8. Исследование опосредствованного запоминания. 38
Раздел 5 Мышление. 40
§10 Задание 9. Использование методики «рассуждения вслух» для анализа процесса решения задач. 40
§ 11 Задание 10. Предотвращение автоматизации умственной деятельности при решении однотипных задач. 44
§ 12 Задание 11. Исследование процессов творческого мышления. 48
§ 13 Изучение мышления с помощью методики образования искусственных понятий. 51
§ 14 Задание 12. Использование теории информации в модифицированном варианте методики образования искусственных понятий. 57
Раздел 6 Личность. 63
§ 15 Введение к заданиям 13–14. 63
§ 16 Задание 13. Методика «Уровень притязаний». 64
§ 17 Задание 14. Методика исследования процесса «пресыщения. 72
§ 18 Задание 15. Методики толкования: тест Роршаха. 73
Часть II Исследовательский практикум: наблюдение и эксперимент. 78
Раздел 1 Метод наблюдения. 78
§19 Задание 1. Диагностика реактивности студентов путем полевого включенного наблюдения1 78
§ 20 Задание 2. «Поведенческий портрет» по данным наблюдения. 86
§ 21 Задание 3. Наблюдение за поведением ребенка в ситуации морального конфликта. 91
§ 22 Задание 4. Метод наблюдения процесса § 22 взаимодействия людей в дискуссии (методика Р. Бейлза) 99
§23 Наблюдение и эксперимент. 107
Раздел 2 Экспериментальный метод. 108
§24Задание 5. Влияние распределения внимания на продуктивность деятельности. 108
§ 25 Задание 6. Влияние способа слухового восприятия на продуктивность воспроизведения. 112
§ 26 Задание 7. Влияние семантических признаков на избирательность восприятия речевых сообщений. 117
§ 27 Задание 8. Константность восприятия величины. Зависимость от условий наблюдения и установки наблюдателя. 120
§ 28 Задание 9. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации. 124
§ 29 Задание 10. Принятие решений в зависимости от целевого контекста. 131
§ 30 Задание 11. Влияние ограничений условий на образование искусственных понятий. 137
Раздел 3 Типы эмпирических исследований, примыкающие к экспериментальному методу. 140
§ 31 Задание 12. Использование методики измерения «импульсивности–рефлексивности» (в контексте проблемы «Индивидуальные особенности учения») 140
§ 32 Компьютеризованный психологический эксперимент. 154
§ 33 Задание 13. Специфика патопсихологического эксперимента как метода «анализ единичного случая». 163
Часть III Функциональные пробы. 180
§ 34Задание 1. Исследование работоспособности с помощью таблицы Е. Крепелина. 180
§ 35 Задание 2. Исследование концентрации и устойчивости внимания. 181
§ 36 Задание 3. Методика установления объема внимания. 182
§ 37 Задание 4. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова) 183
§ 38 Задание 5. Методика изучения устойчивости внимания. 184
§ 39 Задание 6. Методика «узнавание фигур». 188
§ 40 Задание 7. Выделение закономерностей (методика Б. И. Пинского) 189
§ 41 Задание 8. Методика шифровки цифровых символов. 190
§ 42 Задание 9. Заполнение пропущенных слов в тексте. 192
§ 43 Задание 10. Методика «ответные ассоциации». 193
§ 44 Задание 11. Методика «простые аналогии». 194
§ 45 Задание 12. Методика «сравнение понятий». 196
Часть IV Методики опроса в психологических исследованиях. 198
§ 46 Метод опроса. 198
§ 47 Опрос как этап, включенный в психологическое исследование при использовании разных методических схем.. 205
Часть V Приложение. 216
§ 48 Как оформлять дипломные работы по психологии. 216
§ 49 Об эксперименте в школе К. Левина. 226
ЛИТЕРАТУРА.. 230