Процедура защиты курсовой работы. Требования к структуре и содержанию курсовой работы
Курс
Требования к структуре и содержанию курсовой работы
Курсовая работа – вид научно-исследовательской работы, выполняемой студентом самостоятельно в течение учебного года под руководством преподавателя по актуальной научной теме (проблеме).
Курсовая работа студента 2 курса направлена на исследование основных теоретических понятий, категорий, терминов, составляющих смысловое ядро выбранной темы, отдельные аспекты которой студент будет углублённо разрабатывать на 3 и 4 курсах и в рамках дипломной работы на 5 курсе.
Структура курсовой работы (20 – 25 страниц).
Титульный лист
Содержание (с указанием страниц)
Введение
Глоссарий
§ 1. Основные понятия
1.1. Название
1.2. Название
1.3. Название
§ 2. Вспомогательные понятия
2.1. Название
2.2. Название
2.3. Название
2.4. Название
2.5. Название
Заключение
Список использованной литературы
Структура Введения (2 - 3 страницы).
1. Обоснование выбора темы (проблемы): не менее 3 аргументов, подтверждающих её актуальность.
2. Краткий обзор (характеристика) теоретических источников по выбранной теме (проблеме).
3. Цель курсовой работы.
4. Задачи, вытекающие из поставленной цели и способствующие её достижению.
5. Краткое описание структуры курсовой работы.
Структура и содержание Глоссария (10 – 15 страниц).
Глоссарий (от лат. словарь) – перечень научных понятий, категорий, терминов по выбранной теме, их определений, значений, толкований.
Глоссарий должен состоять из двух параграфов: в первый параграф должны быть включены основные, базовые понятия, категории, термины по выбранной теме, во второй – вспомогательные. Каждое базовое научное понятие должно содержать не менее 5 – 6 разных определений, взятых из исследованной научной литературы (словарей, монографий, учебников, учебных пособий, научных статей), в том числе из смежных областей знаний, с обязательной ссылкой на источник (см. Требования к оформлению сносок и ссылок).
Определения каждого научного понятия должны быть проанализированы: выделены их общие (интегральные) и различительные (дифференциальные) признаки, акцентированные тем или иным исследователем или рядом исследователей, т.е. установлены сходства и отличия в толковании одного и того же понятия разными учёными.
Анализ каждого научного понятия должен завершаться аргументированным выводом, отражающим исследовательскую позицию студента:
1) об узком/широком, общенаучном/специализированном, аналогичном (сходном, синонимичном)/противоположном толковании термина тем или иным исследователем или рядом исследователей;
2) об учтённости/неучтённости в проанализированных определениях всех аспектов рассматриваемого явления, процесса, факта, предмета, области, сферы деятельности и т.п.;
3) об основаниях предпочтения студентом той или иной формулировки научного понятия для дальнейшей работы над выбранной темой;
4) при необходимости – об основаниях выработки собственного научного определения того или иного термина для дальнейшего исследования выбранной темы (проблемы).
Структура Заключения (2 - 3 страницы).
В Заключении должны быть представлены основные результаты проведенного студентом анализа:
1) выводы по каждому проанализированному базовому понятию (термину, категории);
2) общие выводы по проанализированным вспомогательным понятиям;
3) план работы на следующий учебный год (3 – 5 пунктов).
Список использованной литературыдолжен насчитывать не менее 20 источников по выбранной теме (монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи из специализированных журналов), составленных в алфавитном порядке и оформленных в соответствии с последними требованиями ГОСТа (см. Требования к оформлению курсовых и дипломных работ).
Процедура защиты курсовой работы
К защите допускаются только студенты, предъявившие комиссии напечатанную курсовую работу, оформленную в соответствии с вышеперечисленными требованиями, с визой научного руководителя о допуске к защите.
1. Защитное слово студента (в течение 3 минут) должно состоять из 3 основных частей:
1) обоснование выбора темы (не менее 3 аргументов, подтверждающих её актуальность), цель и задачи работы, перечень проанализированных базовых понятий с указанием основных исследователей (эта часть защитного слова синонимична содержанию Введения);
2) основные результаты работы: выводы по каждому проанализированному базовому понятию (эта часть защитного слова синонимична содержанию Заключения);
3) план работы на следующий учебный год (3 – 5 пунктов).
Защитное слово может сопровождаться презентацией:
1 слайд – тема работы, ФИО автора, ФИО научного руководителя;
2 слайд – обоснование выбора темы;
3 слайд – цель и задачи работы;
4 слайд – результаты анализа 1 базового понятия;
5 слайд – результаты анализа 2 базового понятия;
6 слайд – результаты анализа 3 базового понятия;
7 слайд – план работы на следующий учебный год.
2. Вопросно-ответная часть защиты (в течение 5 минут) включает вопросы студенту со стороны членов комиссии и присутствующих и ответы студента на заданные ему вопросы. В зависимости от качества защитного слова студент должен быть психологически и интеллектуально готов к тому, что на любом этапе защитного слова его выступление может быть прервано вопросами. В этом случае студент должен продемонстрировать коммуникативную компетентность и владение исследованным материалом: вовремя перегруппировать, перестроить материал для адекватного ответа на поставленный вопрос.
3. Комментарий научного руководителя о процессе работы студента над курсовой работой (в течение 1 минуты).
4. Обсуждение результатов защиты на закрытом заседании комиссии после прохождения процедуры защиты всеми студентами (в течение 10 – 15 минут).
5. Объявление оценок, комментарийзаведующего кафедрой (в течение 10 – 15 минут).
Повторная защита. Студенты, не явившиеся на защиту и не прошедшие её, т.е. получившие оценку «неудовлетворительно», имеют право пройти повторную защиту в конце сессии и/или в начале следующего семестра – в сентябре.
Курс