Некоторые основные положения 3 страница
Определение души может считаться более возможным, чем определение духа, благодаря тому, что много людей уже почувствовали в то или иное время просветление, раскрытие, вдохновение и красоту, и убедились, что имеется состояние сознания, настолько далекое от обычного, что выносит их в новое состояние бытия и новый уровень знания. Это то, что переживается и проживается, и вызывает такое психическое расширение, какое на протяжении веков испытывали все мистики, и о котором Св. Павел рассказывал, что он был "восхищен до третьего неба" и слышал там такие вещи, которых человеку нельзя пересказать. Когда слышание и видение на этих уровнях вызывают фиксируемое переживание, имеем оккультиста, плюс мистика.
1. Душа, макрокосмическая и микрокосмическая, мировая и человеческая, это та сущность, которая появляется, когда аспект духа и аспект материи соединяются друг с другом.
а. Поэтому душа - не дух и не материя, но связь между ними.
б. Душа - это посредник между двойственностью; это среднее начало, связь между Богом и Его формой.
в. Потому душа - другое название принципа Христа, как в природе, так и в человеке.
2. Душа - это притягивающая сила сотворенной вселенной и (во время функционирования) скрепляет все формы вместе, так что через них может проявиться или выразиться жизнь Бога.
а. Поэтому душа это аспект формообразования и тот притягательный фактор в любой форме вселенной, планеты, царств природы и человека (соединяющего в себе все аспекты), который побуждает форму к бытию, дает ей возможность развиваться и расти таким образом, чтобы служить более подходящим обиталищем внутренней жизни, и который продвигает все Божьи создания вперед по пути эволюции, через все царства природы по направлению к конечной цели, славному завершению.
б. Душа - это сила самой эволюции, - именно ее имел в виду Св. Павел, когда провозгласил: "Христос в вас, упование славы".
3. Душа проявляется по-разному в разных царствах природы, однако функция ее остается той же самой, имеем ли мы дело с атомом субстанции и его способностью сохранять свои свойства, форму и присущую активность, или с формой одного из трех царств природы, сохраняющей свою целостность, обладающей своими характеристиками, ведущей собственную инстинктивную жизнь и продвигающейся как одно целое по направлению к чему-то более высокому и лучшему.
а. Поэтому душа - это то, что придает отличительные свойства и обеспечивает различные проявления формы.
б. Душа воздействует на материю, вынуждая ее принимать конкретные очертания, отвечать на определенные вибрации и создавать те специфические феноменальные формы, которые мы классифицируем в мире физического плана как минеральные, растительные, животные и человеческие, - а для посвященного и некоторые другие формы.
4. Качества, вибрации, окраски и свойства всех царств природы - суть качества души, такие как скрытые силы, ищущие выражения и демонстрирующие свои потенции внутри любой формы. В сумме своей при завершении эволюционного периода они откроют природу божественной жизни и мировой души - той сверхдуши, что раскрывает характер Бога.
а. Поэтому душа, через эти качества и свойства, проявляется как сознательный отклик на материю, поскольку ее качества образованы взаимодействием между парами противоположностей, духом и материей, и их воздействием друг на друга. Это базис сознания.
б. Душа - это сознательный фактор во всех формах, источник того знания, которым обладают все формы, и той отзывчивости к окружающим групповым условиям, которую выказывают формы во всех царствах природы.
в. Поэтому душа должна быть определена как тот выдающийся аспект любой формы (созданной благодаря союзу духа и материи), который чувствует, регистрирует впечатления, притягивает и отвергает, откликается или отказывается от отклика и держит все формы в постоянной вибрационной активности.
г. Душа - это воспринимающая сущность, образованная благодаря союзу Отца-Духа и Матери-Материи. Это то, что в растительном мире, например, вызывает отклик на солнечные лучи и раскрытие бутона; в животном царстве это то, что вызывает любовь к своему хозяину, заставляет охотиться на добычу, и жить инстинктивной жизнью; в человеке это то, что дает ему понятие о своем окружении и своей группе, позволяет ему жить своей жизнью в трех мирах своей нормальной эволюции в качестве наблюдателя, постигающего, актера. Это то, что, в конце концов, позволяет ему обнаружить, что эта его душа двойственна и что часть его отзывается на животную душу, а часть признает свою божественную душу. Большинство людей, впрочем, функционирует в настоящее время ни чисто животным, ни чисто божественным образом, но может рассматриваться как человеческие души.
5. Душа вселенной - для ясности - способна к различениям или, вернее (вследствие ограничений формы, через которую душе приходится функционировать), способна к осознаванию при разных скоростях вибрации и разных стадиях развития. Поэтому природа души во вселенной проявляется в виде некоторых больших состояний осведомленности со многими промежуточными стадиями, главные из которых можно перечислить следующим образом:
а. Сознание или состояние осведомленности самой материи благодаря тому, что Мать-Материя была оплодотворена Отцом-Духом, и, таким образом, жизнь и материя соединились вместе. Этот вид сознания присущ атому, молекуле и клетке, из которых составлены все формы. Они образуют формы солнечной системы, планеты и всего, что находится на планете или внутри нее.
б. Разумное чувствующее сознание, то есть сознание, присущее минеральному и растительному царствам. Это то, что ответственно за качество, очертания и окраску растительных и минеральных форм, а также за их конкретную природу.
в. Животное сознание, душевный отклик всех форм животного царства, ответственный за их различия, виды и природу.
г. Человеческое сознание или самосознание, к которому последовательно устремлено развитие жизни, формы и осознавания в трех остальных царствах природы. Этим термином обозначается индивидуальное сознание человека; на ранних стадиях оно больше животное, чем божественное, из-за преобладания животного тела с его инстинктами и тенденциями. Е. П. Б. определяет человека как "животное плюс Бог". Позднее оно становится более человеческим, не чисто животным и не совершенно божественным, но колеблющимся между двумя стадиями, делая, таким образом, из человеческого царства великое поле битвы между парами противоположностей, между тягой или притяжением к духу и соблазном материи или материнской природы, и между тем, что называется низшим Я, и духовным человеком.
д. Групповое сознание или сознание больших совокупностей, к которым человек приходит благодаря развитию, прежде всего, своего индивидуального сознания, суммы жизней своей, животной, эмоциональной и ментальной природы, плюс искры божественности, зароненной в образуемую ими форму. Затем приходит осознавание своей группы, выделившейся для него из той группы учеников, работающей под руководством какого-либо Учителя, которая представляет для него Иерархию. Иерархию можно определить как совокупность тех сынов человеческих, которые более не центрированы в своем индивидуальном самосознании, но достигли более обширной реализации, реализации групповой жизни планеты. Имеется несколько стадий такой реализации на всем пути от крошечного признания группы испытуемым вплоть до окончательной групповой осведомленности жизни, в Которой существуют все формы, сознания планетного Логоса, того "духа перед престолом", Который проявляется через форму планеты, как человек проявляется через свою форму в человеческом царстве.
Душа, таким образом, может рассматриваться как объединенная чувствительность и относительное осознавание того, что скрыто за формой планеты и солнечной системы. Последние являют собой совокупность всех форм, органических и неорганических, как они различаются материалистом. Душа, хотя и составляющая одно великое целое, ограничена, однако, в своем выражении природой и качеством формы, в которую она заключена, и имеются формы, обладающие высокой мерой отзывчивости и проявления души, также как имеются другие, которые - по причине своей плотности и качества составляющих их атомов, - неспособны к осознанию высших аспектов души или к выражению чего-то большего, чем свои низшие вибрации, тон или цвет. Бесконечно малое признано, бесконечно большое допускается; но есть еще нечто; которое останется неведомым до тех пор, пока сознание человека не станет включающим, равно как и исключающим. Это нечто будет понято, когда осуществится касание второго аспекта и люди поймут природу души. Также необходимо помнить, что, подобно тому, как базовая троичность проявления символически выразилась в человеке в виде его доли энергии (физической энергии), его нервной системы и телесной массы, так и душа может быть познана в виде троичности, высшего соответствия низшей троичности.
Имеется, прежде всего, то, что может быть названо духовной волей, - та доля вселенской воли, которую любая душа способна выразить и которая адекватна цели, побуждающей духовного человека к сотрудничеству в плане и цели той великой жизни, в которой он существует. Имеется также второе качество души, духовная любовь, качество группового сознания, включенности, посредничества, притяжения и единения. Это первостепенное свойство души, ибо лишь душа обладает им как динамическим фактором. Дух или монада - это, в первую очередь, выражение воли наряду с любовью и интеллектом как вторичными началами; природа тела, личность, характеризуется, главным образом, интеллектом; душа же, в основном, обладает качеством любви, проявляющейся также как мудрость, когда интеллект телесной природы соединен с любовью души. Следующая таблица поможет прояснить эту мысль.
Монада | Воля | Цель |
1-й аспект | Воля, обусловливающая участие Монады во вселенской цели. | |
2-й аспект | Любовь, энергия, изливающаяся в душу и делающая ее тем, что она есть. | |
3-й аспект | Интеллект, передающийся через душу и проявляющийся через тело. |
Душа | Любовь | Метод |
1-й аспект | Воля, временно бездействующая, но проявляющаяся через умственный аспект личности и через Кундалини, которая при правильном возбуждении делает возможными окончательные посвящения в сознание Монады. | |
2-й аспект | Любовь, доминирующая сила в жизни души; благодаря ей, этому виду энергии, душа может находиться в связи со всеми душами. Через эмоциональное тело душа может контактировать со всеми животными или дочеловеческими душами; благодаря работе на своем собственном плане - с медитирующими душами всех людей, а благодаря принципу буддхи - со вторым аспектом Монады. | |
3-й аспект | Знание. Этот аспект находится в связи с интеллектом всех клеток в тройственном телесном механизме. |
После тщательного изучения вышесказанного очевидно, каким образом душа служит посредником между монадой и личностью.
Личность, подобно шкатулке, скрывающей драгоценность, скрывает внутри себя ту точку света души, которую мы называем светом в голове. Она находится в мозге и обнаруживается и, позднее, используется лишь после того, как развивается и функционирует высший аспект личности, ум. Тогда достигается союз с душой и душа функционирует через низшую личностную природу.
Душа скрывает внутри себя, как "драгоценность в лотосе", то свойство динамической энергии, которое является проявленным атрибутом монады, волей. Когда душа раскрыла все свои силы и научилась включать в свое сознание все, что подразумевается под "мириадами форм, которые принимает Бытие", тогда, в свою очередь, становится возможным высшее или более включающее состояние, и душевная жизнь сменяется монадической жизнью. Последняя включает в себя свойство знать, любить и участвовать в планах жизни, обладающей силой включать в радиус своего сознания не только совокупность всех жизней и сознаний, входящих в жизнь Логоса нашей планеты, но и все жизни и сознания в пределах нашей солнечной системы. Природу этой информации можно постичь лишь человеку, подошедшему к знанию души. В настоящее время великая нужда в специалистах в области жизни души и в группе мужчин и женщин, которые, идя на большой эксперимент и переход, добавляют свои свидетельства к истине утверждений мистиков и оккультистов всех времен.
в. Тело, Феноменальное Явление.
Немногое стоит сообщать здесь по этому поводу, поскольку телесная природа и аспект формы представляли собой предмет многовекового исследования, мышления и обсуждения мыслящих людей. Многое, к чему они пришли, в основе своей верно. Современный исследователь примет Закон Аналогии в качестве базиса своих предпосылок и признает, что иногда герметическая теория "Что наверху, то и внизу" может пролить много света на нынешние проблемы. Следующие постулаты могут оказаться полезными:
1. Человек по своей телесной природе представляет собой совокупность, единство.
2. Эта совокупность подразделяется на множество частей и организмов.
3. Все же эти многочисленные подразделения функционируют связным образом, и тело является коррелированным целым.
4. Каждая из его частей различается по своей форме и функции, но все они взаимозависимы.
5. Каждая часть и каждый организм, в свою очередь, состоит из молекул, клеток и атомов, - все они скрепляются вместе в форме организма жизнью целого.
6. Совокупность под названием человек разделяется грубо на пять частей, более важных, чем другие, но вместе составляющих тот живой организм, который мы называем человеческим существом.
а. Голова.
б. Верхняя часть туловища, находящаяся выше диафрагмы.
в. Нижняя часть туловища, находящаяся ниже диафрагмы.
г. Руки.
д. Ноги.
7. Эти организмы служат разным целям и от их правильного функционирования и должной регулировки зависит благосостояние целого.
8. Каждый из них имеет свою собственную жизнь, которая представляет собой сумму жизни ее атомной структуры и оживляется также объединенной жизнью целого, руководство которой осуществляется головой посредством интеллектуальной воли или энергии духовного человека.
9. Важными для тела являются три части: голова, верхняя и нижняя части туловища. Человек может функционировать и жить без рук и ног.
10. Каждая из этих трех частей также тройственна с физической стороны, являя аналогию трем частям человеческой природы и девяти частям совершенной монадической жизни. Имеются и другие органы, однако перечисленные имеют большее эзотерическое значение, чем остальные части.
а. В голове имеются:
1. Пять отделений мозга или то, что можно назвать единым организмом мозга.
2. Три железы: каротидная, шишковидная и гипофиз.
3. Два глаза.
б. В верхней части тела имеются:
1. Горло.
2. Легкие.
3. Сердце.
в. В нижней части тела имеются:
1. Селезенка.
2. Желудок.
3. Сексуальные органы.
11. Тело в целом также тройственно:
а. Кожа и костная структура.
б. Система кровообращения.
в. Тройная нервная система.
12. Каждая из этих троичностей соответствует трем частям человеческой природы:
а. Физическая природа: кожа и костная структура составляют аналогию плотного и эфирного тел человека.
б. Душевная природа: кровеносные сосуды и система кровообращения составляют аналогию вездесущей души, которая проникает во все части солнечной системы, также как кровь проникает во все части тела.
в. Духовная природа: нервная система, которая энергетизирует физического человека и действует на него, является соответствием энергии духа.
13. В голове мы имеем аналогию духовного аспекта, руководящей воли, монады, Единого:
а. Мозг с его пятью отделениями составляет аналогию физической формы, которую дух оживотворяет в человеке - той пятеричной совокупности, через посредство которой дух проявляется на физическом плане.
б. Три железы в голове тесно связаны с душой или психической природой (высшей и низшей).
в. Два глаза являются соответствием на физическом плане монады, которая является волей и любовью-мудростью или атма-буддхи, согласно оккультной терминологии.
14. В верхней части тела мы имеем аналогию троичной природы души:
а. Горло, соответствующее третьему творческому аспекту или телесной природе, активному интеллекту души.
б. Сердце, любовь-мудрость души, буддхи или принцип Христа.
в. Легкие, аналогия жизненного дыхания, является соответствием духа.
15. В нижней части туловища мы, опять-таки, имеем тройную систему:
а. Сексуальные органы, творческий аспект, модельер тела.
б. Желудок, как физическое проявление солнечного сплетения, является аналогией душевной природы.
в. Селезенка, приемник энергии и, потому, проявление на физическом плане центра, принимающего эту энергию, является аналогией энергетезирующего духа. Витальное тело является проявлением энергии души и имеет следующую функцию:
1. Оно объединяет и связует в одно целое совокупность всех форм.
2. Оно придает каждой форме свое особое качество благодаря:
а. Типу материи, втянутой в эту конкретную часть паутины жизни.
б. Положению в теле планетарного Логоса, например, любой специфической формы.
в. Конкретному оживотворяемому царству природы.
3. Оно, с чисто физической точки зрения, представляет собой принцип интеграции и связующую силу проявления.
4. Эта паутина жизни есть субъективная аналогия нервной системы, и начинающие изучать эзотерические науки, помня об этом, могут нарисовать себе сеть нервов и нервных сплетений, охватывающую все тело или совокупность всех форм, координируя их, связывая и образуя сущностное единство.
5. Внутри этого единства существует различие, как разные органы человеческого тела взаимосвязаны разветвлениями нервной системы, так внутри тела планетарного Логоса имеются разные царства природы и множественность форм. За объективной вселенной скрыто тонкое чувствительное тело - один организм, не много, одна чувствующая, отзывчивая, связная форма.
6. Эта чувствующая форма не только откликается на окружение, но является передатчиком (от внутренних источников) определенных видов энергий, и можно утверждать, что предметом нашего Трактата является рассмотрение различных видов энергии, передаваемой форме человеческого царства, отзывчивости формы на разные типы силы, воздействия этой силы на человека и его постепенного отклика на силу, эманирующую:
а. От его окружения плюс его собственного внешнего физического тела.
б. С эмоционального плана или на астральную силу.
в. С ментального плана или на мысленные токи.
г. На эгоическую силу, которая регистрируется только человеком, чьим хранителем является четвертое царство природы, и которая вызывает таинственные специфические следствия.
д. На тип энергии, вызывающей коагуляцию идей на физическом плане.
е. На строго духовную энергию или силу с плана монады.
Все эти разные типы силы могут быть зарегистрированы в человеческом царстве. Некоторые из них могут регистрироваться в дочеловеческих царствах, и аппарат витального тела человека сделан таким образом, что, благодаря трем его объективным проявлениям, тройной нервной системе, благодаря семи главным сплетениям, меньшим нервным ганглиям, и многим тысячам нервов весь объективный человек способен отзываться на:
а. Вышеперечисленные типы силы.
б. Энергии, генерируемые и эманируемые из любой части планетарной эфирной паутины жизни.
в. Солнечную паутину жизни.
г. Зодиакальные созвездия, которые обладают реальным воздействием на нашу планету и для изучения которых астрология пока еще не созрела.
д. Некоторые космические силы, Которые, как будет признано позднее, воздействуют и вызывают изменения в нашей солнечной системе и, соответственно, воздействуют на нашу планету и все формы на и внутри нее. Этого мы коснулись в "Трактате о Космическом Огне".
На все их дает отклик планетарная паутина жизни и, когда астрологи найдут оккультным путем и рассмотрят гороскоп планеты, они быстрее подойдут к пониманию зодиакальных и космических влияний.
Анима мунди лежит в основе паутины жизни. Последняя лишь физический символ этой мировой души; она - внешний видимый знак внутренней реальности, коагуляция чувствительной отзывчивой сущности, которая соединяет вместе дух и материю. Эту сущность мы называем Мировой Душой, средним началом с точки зрения планетарной жизни. Когда мы сужаем эту концепцию до человеческого семейства и рассматриваем индивидуального человека, мы называем ее посредничающим началом, ибо душа человечества - не только сущность, связующая дух и материю, и посредничающая между монадой и личностью, но душа человечества обладает уникальной функцией посредничества между тремя высшими и тремя низшими царствами природы. Три высшие царства природы следующие:
1. Духовная Иерархия нашей планеты, природные духи или ангелы, и человеческие духи, стоящие на определенной ступени лестницы эволюции. Высший из них - Санат Кумара, воплощающий принцип планетарного Логоса, а низший - посвященный первой степени вместе с соответствующими сущностями в том, что мы называем ангельским или дэва царством.
2. Иерархия Лучей - определенная группировка семи лучей по отношению к нашей планете.
3. Иерархия Жизней, выделившихся благодаря эволюционному процессу из нашей планетарной эволюции и из четырех других планет, которые воплощают собой цель и план солнечного Логоса по отношению к пяти данным планетам.
Если применить эту концепцию к микрокосму, эго или душа действует воистину как среднее начало, связующее Иерархию Монад с внешними отличающимися друг от друга формами, которые они последовательно используют в процессе:
а. Получения определенного опыта, развивающего требуемые качества.
б. Проработки определенных следствий, порожденных в предыдущей системе.
в. Сотрудничества в плане солнечного Логоса в связи с Его (если можно употребить местоимение по отношению к жизни, которая представляет собой существование и в то же время общую идею) кармой - это часто упускают из виду. Его карма должна быть выработана благодаря методу воплощений и последующему воздействию воплощенной энергии на субстанцию формы. Это символизировано для нас, - если бы мы только могли это осознать, - в отношении солнца к луне. "Солнечный Владыка своим теплом и светом поддерживает незаконную жизнь умирающих Лунных Владык. Это великий обман и Майя Его Присутствия" - так гласит "Древний Комментарий", часто цитируемый мной в предыдущих книгах. Вышеизложенное относится равным образом и к индивидуальной душе. Это среднее начало находится в настоящее время в процессе раскрытия. Низший аспект функционирует. Высший аспект остается непознанным, однако то, что их соединяет (и в то же время открывает природу высшего аспекта), стоит на пороге открытия. Структура, механизм уже готовы и в нужной мере развиты; такие наличествует витальная жизнь, которая может направлять и обусловливать эту машину, и человек в состоянии сейчас интеллектуально использовать и контролировать не только саму машину, но и активный принцип.
Великий символ души в человеке - это его витальное или эфирное тело. Причины этому следующие:
1. Оно является физическим соответствием внутреннего тела света, которое мы называем душевным телом, духовным телом. Оно называется в Библии "золотым сосудом" и характеризуется:
а. Своим световым качеством.
б. Величиной своей вибрации, которая всегда соответствует развитию души.
в. Своей связующей силой, соединяющей каждую часть телесной структуры.
2. Это микрокосмическая "паутина жизни", ибо оно лежит в основе каждой части физической структуры и имеет три назначения:
а. Разносить по всему телу жизненное начало, вызывающую активность энергию. Оно это делает посредством крови, а фокусом ее распределения является сердце. Оно служит переносчиком физической жизненности.
б. Обеспечить душе или человеческому, и все же духовному, человеку связь со своим окружением. Это осуществляется посредством всей нервной системы, а фокусом этой активности является мозг. В нем местонахождение сознательной восприимчивости.
в. В конце концов, благодаря жизни и сознанию, вызывать лучезарную активность или проявление славы, которая превратит каждое человеческое существо в активный центр распределения света и притягательной энергии для других представителей человеческого царства и, через человеческое царство, для дочеловеческих царств. Это часть плана планетарного Логоса, направленного на оживление и обновление вибраций тех форм, которые мы называем дочеловеческими.
3. Этот микрокосмический символ души не только лежит в основе всей физической структуры и, таким образом, является символом анима мунди или мировой души, но и является неделимой, связующей единой сущностью, символизирующей тем самым единство и гомогенность Бога. В нем нет отдельных организмов, это просто тело свободно протекающей силы, причем сила эта представляет собой соединение двух типов энергии в разных количествах: динамической энергии и притягивающей или магнетической энергии. Эти два типа энергии равным образом характеризуют вселенскую душу - силу воли и любви или атма и буддхи.
4. Это связное, единое тело света и энергии представляет собой символ души, поскольку содержит внутри себя семь фокусов, которые интенсифицируют конденсацию, если можно так сказать, обеих соединенных энергий. Они соответствуют семи фокусам солнечной системы, в которых Солнечный Логос через семь Планетарных Логосов фокусирует Свои энергии. Это в дальнейшем будет рассмотрено подробнее. То, что необходимо здесь отметить, это символическая природа эфирного или витального тела, ибо лишь в результате понимания природы описанных энергий и единой природы формы и ее работы можно уловить идею относительно работы души, среднего начала природы.
5. Символизм также выявляется, если вспомнить, что эфирное тело соединяет чисто физическое или плотное тело с абсолютно тонким, астральным или эмоциональным телом. В этом видна связь души человека, объединяющего три мира (соответствующие твердому, жидкому и газообразному аспектам чисто физического тела человека), с высшими планами солнечной системы, соединяющая, таким образом, ментальное с буддхическим и ум - с интуитивными состояниями сознания.
__________________
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Солнечный ангел собирается, не рассеивает свою силу, но в глубокой медитации общается со своим отражением.
Некоторые основные положения
Путь ученика
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Мы начинаем заниматься курсом обучения, основной смысл которого состоит в том, чтобы заставить изучающего взглянуть на себя, на свое высшее Я, которое в большинстве случаев может проявиться только при редких состояниях высокого напряжения эмоций. Когда Я известно, а не просто чувствуется, когда понятие это усвоено как ментально, так и сенситивно, только тогда стремящийся действительно уже готов к посвящению.
Я хотел бы подчеркнуть здесь, что все мои слова основаны на совершенно определенных основных положениях, которые для ясности кратко изложены ниже.
Во-первых, изучающий должен быть искренен в своем начинании и нацелен твердо идти дальше независимо от того, какова будет реакция его низшего Я. Только те, кто ясно различают два аспекта своей природы: реальное Я и иллюзорное Я, могут работать истинно. Это хорошо выражено в "Йога-Сутре" Патанджали:
"Опыт двух пар противоположностей приходит от невозможности душе отличить низшее Я от пуруши (или духа). Существуют объективные формы для использования и набирания опыта духовным человеком. Посредством медитации над этим достигается интуитивное восприятие духовного человека". Книга III, 35.
Сорок восьмая Сутра этой же книги дает нам положение, разъясняющее дальнейшую стадию возможности различения. Такое качество является приобретенной способностью ума смотреть ретроспективно и подкрепляется тщательным вниманием к постоянному пересмотру прожитой жизни.
Во-вторых, действуя таким образом, я предполагаю, что читающие эту книгу, благодаря серьезной и долгой борьбе с разного рода трудностями, сумели развить в себе истинное чувство ценности. Я полагаю также, что они пытаются жить как те, кто знают что-то об истинных ценностях души. Все, что происходит с личностью, не может остановить их или отбросить каким-либо образом назад, ни давление времени и обстоятельств, ни возраст, ни физическая неспособность. Они очень мудро приняли во внимание тот факт, что резкие броски вперед, основанные на чистом энтузиазме, или какие-то очень интенсивные энергетические прогрессы имеют свои минусы. А постоянная, регулярная и настойчивая попытка как раз и будет вести их прямо к цели. Спазматические рывки, броски усилий и временные стрессы могут привести человека к разочарованию и возрастающему чувству собственной несостоятельности. Именно черепаха, а не заяц, приходит к цели первая, хотя оба, в конечном счете, достигают ее.
В-третьих, я полагаю, что те, кто серьезно хотят воспользоваться инструкциями этой книги, готовы к тому, чтобы выполнять простые требования: читать то, что написано, вдумчиво, пытаться организовать собственный ум и привлечь его к медитативной работе.