Методические рекомендации (материалы) для преподавателей
Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер и читаются по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. Лекционный материал отражает основные вопросы дисциплины и позволяет выполнить тестовые задания.
Практические занятия проводятся в учебных группах по наиболее узловым и сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса, привития им практических навыков производства отдельных видов судебных экспертиз. Занятия проходят в учебных группах по всем темам курса. На них отрабатывается умение правильно отобрать необходимые объекты, составить перечень вопросов для производства конкретной экспертизы, проведение юридического анализа и оценки экспертного заключения.
Деловые игры должны помочь студентам уяснить содержание судебной экспертизы, судебно-экспертной деятельности, способы разрешения проблемных ситуаций, приобрести первичные навыки по производству конкретных экспертиз, составления экспертного заключения по уголовным, административным делам и т.д.
Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала – проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету, а также при необходимости перед семинарами, практическими занятиями и деловыми играми.
К проведению занятий наряду с профессорско-преподавательским составом привлекаются известные ученые-юристы и крупные специалисты – работники судебно-экспертных учреждений, правоохранительных и иных органов.
Текущий контроль полученных студентами знаний включает:
• индивидуальные (а в отдельных случаях и групповые) собеседования;
• тестирование;
• контрольные письменные работы;
• выполнение программных заданий, в том числе и на базе компьютерной техники.
Итоговым контролем является экзамен после прохождения всего курса, цель которого – проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в повседневной работе судебных экспертов.
Основная форма изучения дисциплины – самостоятельная работа студентов с использованием рекомендованной литературы и нормативных источников, методических указаний и консультаций на протяжении всего периода изучения курса.
В ходе преподавания применяется комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных ситуаций, использование компьютерных программ.
Практические занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок в ходе судебно-экспертной деятельности. Успешному их проведению способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов. Необходимо, в первую очередь, ознакомиться с заданием к практическому занятию, определить примерный объем работы по подготовке к нему, выделить вопросы, упражнения и задачи, ответить на которые или решить их без предварительной подготовки не представляется возможным, а также ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Этот перечень может быть дополнен преподавателем, из него могут быть исключены отдельные источники с учетом изменений в законодательстве, принятия новых правовых актов и выхода в свет новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует, однако, иметь в виду, что в библиотеке вуза могут отсутствовать отдельные рекомендуемые источники.
При ответе на вопросы и решении задач следует ориентировать студентов внимательно читать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы в его защиту, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.
При сомнении в правильности ответов можно давать возможность посоветоваться с другими учащимися или обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе студентов или по инициативе преподавателя могут проводиться групповые консультации. При подготовке к занятиям можно пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства можно использовать и на занятиях для лучшего, закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссии не исключают стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, решения Пленума Верховного Суда РФ, решения судов по конкретным вопросам, литературные источники.
За устные и письменные ответы студентам выставляются оценки по пятибалльной системе.
Обсуждение каждого вопроса, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии, и высказывает свою точку зрения, отмечая положительные и отрицательные моменты.