Межличностные отношения и социальные роли.

В любом человеческом взаимодействии его участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители социальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Однако, даже играя социальную роль, человек остается уникальным живым существом. Его реакции оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем ему случается вступить в контакт. Участники взаимодействия могут стать друзьями или соперниками, зависимыми или независимыми друг от друга, они могут любить, ненавидеть или обижаться один на другого. То, как каждый реагирует на связанных с ним людей, образует вторую систему прав и обязанностей - систему межличностных отношений.

Конечно, в каждом конкретном случае межличностные отношения в той или иной степени определяются социальной ролью. Но межличностные отношения и социальные роли относительно независимы друг от друга. Это проявляется в том, что сходные межличностные отношения могут быть обнаружены в весьма различных социальных обстоятельствах. Социальные роли, подходящие для учебнойаудитории и для места работы, весьма различны, но в эмоциональных связях, которые устанавливаются у преподавателя с учащимися и у главы фирмы со служащими, много сходного. Глава фирмы может быть влюблен в свою секретаршу, и программист, который также влюблен в нес, может негодовать как соперник. Подобно этому, у преподавателя может быть любимая ученица, к которой он благоволит, и тогда ее близкие подруги будут соперничать с ней, добиваясь его привязанности.

Моральные кодексы, требующие определенного поведения и определенных чувств, различаются от группы к группе, но нарушение таких кодексов случается повсюду. Это также свидетельствует о том, что разного рода межличностные взаимоотношения могут развиваться в любых социально упорядоченных ситуациях. Затруднения возникают в случаях, когда начинают дружить люди, между которыми предполагается значительная социальная дистанция. Проблема становится еще более трудной, когда речь идет о выборе объекта любви. Например, большинство преподавателей состоят в дружеском контакте со своими студентами, но романтических привязанностей почти не возникает. Они, вероятно, развивались бы чаще, если бы во многих учебных заведениях не было бы неписаных законов, запрещающих такие отношения.

9.2. Понятие и структура общения.

Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения. Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. В психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация начинается с общения с близкими ему людьми. Вне общения формирование личности вообще невозможно. В общении с другими ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает идеалы. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих индивидов.

Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

Общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру. В структуре общения выделяют: коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

9.3. Киды и функции общения.

В зависимости от сг .ания выделяют еле дующие виды общения: всрбаль: .„ -невербальное; контактное - дистантное; непосредственное - опосредованное; устное - письменное; диалогическое - монологическое; межличностное - массовое; частное - официальное / деловое; искреннее - манипулятивное.

Кодекс делового общения: I) принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации -«говори не больше и не ме- .-ше. чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества '".формации •• «не ври»; 4) принцип целесообразности- «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела». Функции общения:

V информационная (общение как средство обмена информацией);

V регулятивная (воздействие на все составляющие поведения партнера по общению);

V аффективная (общение как фактор формирования эмоционального состояния; происходит либо сближение эмоциональных- состояний, либо их поляризация).

9.4. Средства общения.

К средствам общения относятся.

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения
в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и
правила их употребления едины для говорящих на данном языке, это и
делает общение возможным при помощи языка. Но объективное
значение слова преломляется для человека через призму его собственной
деятельности и образует уже свой личностный, субъективный смысл,
поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, передаваемая
при помощи голоса. Интонация способна придавать разный смысл
одной и той же фразе (иногда слова «Я тебя люблю» звучат сильнее,
чем «Я тебя очень люблю»).

3. Мимика.

4. Позы, дистанция, взаиморасположение тел общающихся.

5. Взгляды, контакт глаз.

6. Жесты.

Исследования показывают, что «удельный вес» слов (их роль) в установлении взаимопонимания составляет 7%, интонаций - 38%, неречевого взаимодействия - 53%.

9.5. Общение как восприятие людьми друг друга.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то. что называют перцепцией. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируютэмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий мир через призму своего образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Восприятие человека человеком и установление понимания другого осуществляется с помощью следующих процессов: идентификация и рефлексия.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека, заключающийся в попытке поставить себя на его место. Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого - эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - это эмоциональное понимание другого. При эмпатии ситуация другого не «продумывается», а «прочувствуется».

Рефлексия в межличностном познании - это осознание индивидом того, какой воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как он воспринимает тебя.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к различным социально-психологическим эффектам. Более всего исследованы следующие: эффект ореола, эффект новизны, эффект первичности, эффект стереоти пизаци и.

Эффекг ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ранее выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия. Общее благоприятное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия.

С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается более значимой.

Эффект стерсотипизации - отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей. Стереотилизация «сокращает» и упрощает процесс узнавания, процесс познания, при этом существенно искажая реальность.

Вопросы для самоконтроля и повторения

). Чем отличается социальная роль от межличностных отношений'.' 2. Что такое общение?

3. Какие элементы входят и структуру общения?

4. Какие мы знаете виды общения?

5. Для чет людям необходимо общение, какие функции оно выполняет?
6 С помощью каких средств люди осуществляют общение?

7. Какова роль слов, интонаций и неречевого взаимодействияв установлении
взаимопонимания?

8. Какие механизмы межличностного восприятия вам известны?
Охарактеризуйте их

9. Какие эффектывосприятия человека человеком вы знаете?
Охарактеризуйте их.

Наши рекомендации