Сказка про два лаптя одного хозяина 6 страница

* * *

В психотерапии этому сюжету соответствует чрезвычайно распространенная ситуация, когда неофит, испытав благотворное влияние каких-нибудь практик, сразу же очень энергично начина­ет использовать эти практики, занимаясь психотерапией своих близких. Прежде всего и чаще всего - своих родителей. Бессозна­тельно считая свою психику частью психики родителей (то, что называется «слиянием»), человек вполне логично стремится ис­править «основы». Увы, эти попытки чаще всего обречены на не­удачу - и из-за консервативности старшего поколения, и из-за того, что родители бессознательно понимают, что дело тут нечис­то, не для них старается ребеночек, но для себя. В сущности, он пытается перенести внутренний конфликт на чужую территорию (поскольку территория психики папы и мамы для взрослого ре­бенка - все-таки чужая) и, как правило, терпит неудачу, и обыч­но так посмотришь со стороны - и слава Богу. Как и в нашей сказ­ке, неофиту следует уйти из системы (правильно пройдя преды­дущую ситуацию «последования», то есть вдохновляясь чьим-то примером), и только тогда заниматься исправлением «порчи», но уже исключительно с самим собой.

* * *

Чудесно заканчивается комментарий И Цзин к этой гекса­грамме - тем более чудесно, что такое указание уникально в этом, как ни крути, феодально-политизированном тексте: «Не служи ни царю, ни князю. Возвеличишь и прославишь свое дело».

Для исправления испорченного отцом никакая «отцовская» фигура не поможет - ни царь, ни князь, ни «князь мира сего» в

виде безликого -«демократического» социума. Давайте напьемся словами А.С. Пушкина, который понимал эту тему исключитель­но сильно (и чье дело возвеличилось и прославилось):

Иные, лучшие мне дороги права,

Иная, лучшая потребна мне свобода.

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Бог с ними! Никому

Отчета не давать,

Себе лишь самому

Служить и угождать;

Для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи!

Вот счастье, вот права...

19. Приход

ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК ХЭЛЛОУИН

Жила-была прекрасная девушка с зелеными волосами, самая красивая девушка в нашем городе. Звали ее Сой. Была она сиро­той и жила в своем собственном маленьком домике. И хотя за ней ухаживала куча парней, она весело и мягко всех их отсылала на улицу и встречалась с парнями только на гулянках.

А гулянки у нас в городе всегда были знатные. И с песнями, и с музыкой, и с танцами, и с мансами, и ночь напролет...

То есть так было раньше - до того, как наш город завоевал дракон. Очень трудно было бы сказать, когда точно это произош­ло. Как-то незаметно так получилось, что дракон получил место городского судьи, потом мэра, потом почетного и единственного президента. А потом он ввел такие порядки, что всем стало не до гулянок. Парней отправили в армию, девушки работали в две сме­ны до полной усталости. Какая-то народная полиция ходила по улицам ночи напролет и забирала в участок случайных прохожих.

Я ж говорю, все произошло как-то очень незаметно. И толь­ко когда полиция разогнала первомайское гуляние - потому что

собрались без разрешения господина президента - стало ясно, что дело плохо, что город завоеван и сам собой уже не освободится. Но никто из горожан не стал устраивать восстание и сражаться с драконом. Каждому было страшно.

* * *

Сой гуляла по лесу на городской окраине, когда возле нее остановилась огромная машина господина президента. Была осень, уже довольно поздняя осень, листья уже лежали золотыми кучами под ногами. Дракон вышел из машины и подозвал Сой к себе. Она подошла. Они о чем-то поговорили, дракон позвал ее покататься, она отказалась, он уехал, а потом поздно вечером к Сой явились члены городского совета, чтобы донести до нее реше­ние господина президента взять Сой в жены. Ее желания никто и не спрашивал. К ее дому приставили двух гвардейцев, которые смотрели за каждым ее шагом и не пускали к ней никаких гостей. Свадьба должна была состояться через неделю, сразу после праз­дника Всех Мертвых.

Дракон, я уверен, отменил бы этот праздник, если бы посмел. А может, как раз праздник мертвых был ему мил и близок. В этот день все жители города накрывали столы, открывали двери и окна в свои дома и ждали в гости духов своих предков, мертвых с го­родского кладбища. В этот день духи мертвых могли приходить куда угодно и делать что хотели - это был их день. В конце дня все жители провожали духов обратно на кладбище, оплетали его веревками и ленточками, чтобы духи спокойно обитали там до следующего года и не тревожили покой живых.

Итак, наступил день мертвых. Сой сидела за своим столом одна. Уже давно прошли по центральной улице толпы мертвых по своим домам, время было за полдень. Сой была сиротой, и у нее не было родственников, похороненных на местном кладбище. Раньше в этот день к ней никто не приходил. Она сидела у накры­того стола (так было положено) и чуть не плакала от мыслей о драконе. Тупые гвардейцы стояли у открытых дверей.

И вдруг Сой увидела одинокую старушку, бредущую по ули­це. Сой помахала ей рукой через открытое окно, и старушка на­правилась к ней. Поскольку она была духом, гвардейцы не смог­ли помешать ей зайти в дом.

Сой радостно встретила одинокую старушку, пригласила ее за стол, накормила. А старушка, спокойно поев, сказала ей:

- Знаю я, какая у тебя печаль. Трудно тебе помочь, но я по­пробую. Вот, возьми травы, которая выросла на моей могиле. Сва­ри ее в молоке. И когда поведут тебя в церковь венчаться, выпей это варево. Авось да поможет тебе!

Старушка ушла, а Сой припрятала траву и стала горевать дальше.

* * *

Через три дня была назначена свадьба. Рано утром в тот день Сой сварила траву в молоке, и когда явился за ней почетный эс­корт, быстро отвар выпила (ах, как невкусно!). Дальше она все ви­дела словно разрозненные кадры: шикарная надраенная машина, улица, главная площадь перед городской церковью. Народ, толпя­щийся по бокам площади. Президент, медленно выходящий из своей машины, в таком черно-белом костюме. Двери в церковь, еще закрытые, два блестящих медных кольца на них, как ручки. Эти кольца делал когда-то Ион, дружок Сой по гулянкам. В одном кольце Сой увидела свое отражение, а в другом - отражение мор­ды дракона.

И тут она захохотала! Ужасно смешные были в кольцах от­ражения ее лица, распухшего от слез, и напыщенной морды пре­зидента. Но когда она перевела взгляд от колец обратно на пло­щадь, стало еще смешнее. Лицо ее жениха в реальности было ухо­хотательным, лица его охраны - ухохотительными, морда его ав­томобиля - осмехуительной! Сой хохотала и хохотала. Ей даже показалось, что она слегка взлетела над землей, чтобы полюбо­ваться всем этим сверху. Постепенно стала хохотать вся площадь. Невеста тыкала пальцем в жениха и не могла остановиться. От серьезных лиц окружения президента становилось еще смешнее. Площадь затряслась и заходила ходуном.

Вот тут-то произошло второе чудо, хотя любой сведущий в политике вам подтвердит, что так оно и бывает. Президент-дракон растолкал хохочущую охрану, бросился к своему автомобилю, рванул с места и уехал в совершенно неизвестном направлении. Больше он никогда не появлялся в нашем городе. Сой через пару лет вышла замуж за того самого Иона, который кольца на церков­ных дверях мастерил. А День Мертвых у нас стали отмечать очень


сказка про два лаптя одного хозяина 6 страница - student2.ru

весело. Раньше как-то жались, делали торжественные и печальные лица. А теперь в этот день размалевывают смешные маски и хохо­чут. И что интересно - мертвые не в обиде, им нравится.

Эта ситуация, которую И Цзин называет «Посещение», свя­зана с приходом неких сил из одного мира в другой. То есть пре­суппозируется существование двух различных миров, которые обычно не смешиваются, и краткий, но значимый эпизод «прихо­да», когда граница между ними оказывается проходимой и кем-то преодолевается. В сказке таких «посещений» два - вначале ста­рушка из мира мертвых посещает девушку Сой, а потом сама Сой обращается к неведомым силам неизвестного растения. В «нарко­манском» мире «приходом» как раз и называют время, когда рас­тение или вещество начинает действовать; эта та же самая идея, тот же сюжет. В большинстве культур, использующих растения, сильно действующие на психику, это делается как раз с целью об­щения с «другим» миром, миром мертвых.

Зачем нужно такое общение с потусторонними силами, во многом ясно из предыдущей гексаграммы - «исправления порчи». «Земной», обыденный человеческий мир склонен портить сам се­бя. Люди постоянно воюют друг с другом и загрязняют природу. Придумав институт дисциплины и власти, они быстро искажают его и создают ад друг для друга, то есть «порчу». Дракон-прези­дент из сказки вполне хорошо показывает такую порчу взбесив­шейся отцовской власти. Чтобы исправить ее, недостаточно прос­то сбежать, как герой сказки в предыдущей ситуации - побег хо­рош для начала, но не дает полного разрешения. Обращение к не­здешним силам, к силам, для которых земная власть и земная порча - ерунда, - вот что может привести к разрешению ситуации.

Иван побеждает дракона почти всегда со сверхъестественной помощью - магического меча, волшебного помощника и тому по­добного. Посещение - это сюжет обращения за этой самой сверхъестественной помощью, поход к Бабе Яге и прочим чудес­ным тварям.

* * *

В самой гексаграмме виден образ спрятанных под землею сил (верхняя триграмма - земля). Можно посмотреть на гексаграмму и так, что внутренняя радостность (основное качество нижней триграммы, водоема) взрывает внешнюю тьму (тройное Инь вер­хней триграммы).

* * *

Когда-то я возвращался из похода по Нью Мексико в «род­ной» университет Колорадо, где одинокая жизнь и обучение ней­робиологии были мне отвратительны, но как изменить положение, я не знал. Можно сказать, что неделю в Нью Мексико я медити­ровал, что же можно сделать, но так ничего и не придумал. Я си­дел на автобусной станции города Денвер и ждал своего автобуса. И вдруг передо мной предстало странное видение. Автобусная станция - увидел я - была как бы первым этажом большого зда­ния, а над ней был второй этаж. Нижний этаж был грязным и за­полненным в основном неграми, а по второму ходили прекрасные люди в белых одеждах. Я смотрел и смотрел на них, а в голове крутилась потрясающая фраза: «Я могу и не заниматься биологи­ей!» Тогда и долгое время потом я не думал о значении этого ви­дения, меня просто вела потрясающая его сила. Это сейчас мне понятно, что биология ассоциировалась у меня с «грязной» рабо­той, к которой я был прикован как негр, а явилась мне возмож­ность новой жизни, «чистой» и возвышенной. Через год на этом месте уже явно располагались занятия психологией - воистину возвышенных для меня занятий. Учебу в Колорадо и занятия био­логией вообще я совсем скоро бросил.

Вот такой был приход - как и в сказке, двойной: вначале я поехал на поиски неизвестно чего в какое-то полное никуда, а по­том «тот мир» посетил меня.

* * *

Связанная с этим сюжетом практика развита у индейцев юго-западных пустынь США (зулу, хопи) - куда я, собственно, и ехал в описанном выше путешествии, да не доехал. Хотя бы один раз в жизни, обычно в начале своего взрослого пути, член племени дол-

жен отправиться за видением (лучше, мне кажется, с ударением на первом слоге). Пока еще неизвестно, что этот молодой человек со­бой представляет и может представлять, лучше положиться на ду­хов и неземные силы, чтобы они показали, на что он может быть способен. После довольно долгого поста и полутабуированной жизни (воздержание, неучастие в общих праздниках и т.п.) инде­ец отправляется в пустыню. Иногда его отводит туда взрослый родственник, чаще дядя. Не просто в пустыню, но в глухую, дикую ее часть. Там он находит «место силы», если вообще способен что-то найти, а потом садится - в любом выбранном месте - и начи­нает ждать. Теперь он совсем не ест и почти не пьет. Он ждет, ког­да явятся духи и что-то ему покажут. От этого «что-то» зависит многое в его жизни. Что бы ни случилось в конце концов, - это и есть знак и видение. Его может хватить солнечный удар; он может сойти с ума от страха; к нему может прийти пустынный лев и про­демонстрировать свою покорность. Это крайние варианты прояв­ления людей, либо ни на что не годных, либо будущего вождя или «шамана». Обычно, наверное, происходит что-то среднее. Прихо­дят ли духи предков, или животные, или путник с водой, - нужно просто всё принять, всё запомнить и возвращаться с видением, которое потом обсуждается и понимается совместно с тем же стар­шим родственником и/или «шаманом». Соответственно видению к человеку отнесется потом его племя. Эта практика в США кра­сиво называется Vision Quest, что-то вроде «поиски видения».

20. Осознавание

Наши рекомендации