Художественная речь или язык художественной литератыры
Формирование литературного языка
Схема разговорного и литературного языков
Основой литературного языка является какой-либо диалект, как правило диалект политического или экономического центра.
Язык постоянно обогащается новыми словами некоторые остаются, некоторые не приживаются
Тредьяковский, Сумароков, Ломоносов -работали над формированием литературного языка.
Во Франции над этим работали Корнель и Буаро
Карамзин продолжает развитие литературного языка, стараясь сблизить его с разговорным языком.
Язык литературного произведения продолжает развиваться, но происходит сознательное нарушение нормы.
Нарушения нормы должны быть мотивированны и оправданы
Изобразительные и выразительные средства языка художественной литературы
Главная функция языка — коммуникативная и вторая — эстетическая функция. Для изображения употребляются нейтральные слова. Автор может описывать объем, цвет, движение. Автором может быть использован звукоподражательный эффект
Выразительность морфологическая (преувеличительные, уменьшительноласкательные суффиксы)
Лексический уровень неологизмы,аказианолизмы (созданные слова, на случай, обычно не задерживаются в языке) архаизмы, варваризмы (заимствованные, все, кроме своих), профессионализмы, деалектизмы (у Белова, Шолохова). Диалект огражден территориально, а жаргон социально.
Синтаксическая выразительность. В русском языке свободный порядок слов, но существует логический порядок слов, который может нарушаться. Сказ имитирует устную речь с помощью инверсии, параллелизм, пропуск слова (эллипсис). Из риторики пришли: антитеза, анафора, повторы.
Ритм — предсказуемость, повторение какого-то элемента. Колонн - через каждые 7-9 слогов нужно делать маленькую паузу и вздыхать. Два способа разделения литературной речи: стихотворной и прозаической. Различаются: речь организованная в виде прозы в строчку, речь организованная в виде стиха в столбик. И та и та ритмична, но ритм прозы значительно сложнее. О ритме прозы заговорили в 20 веке.
Поэтическая речь
Стихи могут обходиться без рифмы. Рифма второстепенный признак стиха. Стих «кривая речь; повернутая назад». Проза от лат. богини Прорзы покровительницы рожениц. Естественная речь.
Стих близок к песне. Литература начинается со стихов. Умение излагать речь столбиком на ранних стадиях развития литературы ценилось как искусность. Проза ориентируется на смысл, а стих на ритм. Поэзия приближается к прозе, когда синтаксические паузы совпадают с ритмическими. Был придуман разностопный ямб, который тоже приближал стих к прозе.
Анжанбеман (перенос слова на другую строку) такой прием наоборот разрывает стихи и прозу.
Ритмическая или ритмизованнаая проза. Проза, в которой мы видим ритм, приближенный к стиху.
Регулярный стих. Изосилабизм (с одинаковым кол-вом слогов с троке + - 1 слог)
Верлибр — свободный стих. Если его записать в строчку, получится проза, а если в столбик, то можно проследить ритм, но почти без рифмы и строгой ритмичности.