Сем. „

Сем. № 5. Социальная работа в пенитенциарной системе

  1. Пенитенциарная система. Понятие и виды учреждений.
  2. История социальной работы с заключенными.
  3. Нормативно-правовые аспекты и специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
  4. Теории реабилитации лиц, находящихся в местах лишения свободы в местах лишения свободы. Анализ осужденных как объектов социальной работы.
  5. Формы поддержания социально-полезных связей в пенитенциарной системе.
  6. Социальная терапия в местах лишения свободы.
  7. Социальная работа с бывшими заключенными и осужденными.
  8. Социальная работа с несовершеннолетними осужденными.
  9. Социальная работа с женщинами-осужденными.
  10. Социальная работа с семьями осужденных.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему реформирование отечественной пенитенциарной системы превратилось в ост­рейшую общенациональную проблему РФ?
  2. От каких недостатков и пороков необходимо избавиться в процессе реформирования отечественной пенитенциарной системы?
  3. Охарактеризуйте современную систему пенитенциарных учреждений РФ.
  4. Покажите, какие теоретические основы, лежат в основе деятельности социального работ­ника в отечественной пенитенциарной системе?
  5. Как Вы считаете, можно ли радиопередачу «Калина красная» (радиостанция «Маяк») отнести к одному из проявлений социальной работы в пенитенциарной системе? Обоснуйте свое мнение.
  6. В настоящее время условия проживания заключенных в местах лишения свободы заметно изменились (например: наличие телефона, компьютера, доступа к Интернету и др.). Как Вы думаете, следствием чего является данная ситуация и какие ее последствия можно увидеть уже сегодня?

Литература:

Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Холостова Е.И. Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2001.

Холостова Е.И. Социальная работа. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

Сем. № 6. Социальная работа с инвалидами

  1. Инвалиды как социальная группа. Теоретические подходы.
  2. Формы и виды инвалидности.
  3. История развития социальной работы с инвалидами как клиентами.
  4. Трудовая адаптация инвалидов. Формы, сложности в реализации.
  5. Специфика работы с отдельными группами инвалидов.
    • Дети-инвалиды
    • Ветераны-инвалиды
    • Инвалиды с патологией зрения
    • Инвалиды с патологией слуха
    • Инвалиды с патологией ОДА

Вопросы для обсуждения.

  1. Какими качествами должен обладать социальный работник для работы с инвалидами?
  2. В чем особенности адаптации детей-инвалидов?
  3. Какие формы трудоустройства инвалидов вы знаете. Какова роль органов занятости в деле трудоустройства инвалидов
  4. Перечислите виды учебных заведений для инвалидов
  5. Перечислите виды домов-интернатов для инвалидов.

Темы для докладов. (обязательно для выступлений на семинаре. 5 мин)

  1. Болезнь и инвалидность как психологическая проблема. «Внутренняя картина болезни».
  2. Дискриминация инвалидов. Социально-психологические последствия для человека и общества.
  3. Роль СМИ в формировании социальной среды для адаптации инвалидов в общество.
  4. «Безбаръерная среда»
  5. Параолимпийские игры
  6. Особенности психики инвалидов войны, террористических актов, катастроф.
  7. Социально-психологические особенности детей инвалидов с детства.
  8. Социально-психологические особенности инвалидов.
  9. Общение детей - инвалидов как фактор успешной социализации.
  10. Специфика коммуникативных способностей инвалидов. Этика общения с инвалидами.
  11. Проблема восприятия обществом инвалидов и ее влияние на психику человека с ограниченными возможностями.

Литература.

  1. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Технологии социальной работы. Учебное пособие под редакцией Е.И.Холостовой М., Инфра, 2003.
  3. Савинов А.Н Организация работы органов социальной защиты. Учебное пособие для студентов средне-профессионального образования. М., Издательский центр «Академия», 2004.

Наши рекомендации