Указатель используемой литературы (das Schriftumsverzeichnis)

Помимо книг он указывается также в некоторых журнальных статьях. В отличие от примечаний в нем полностью приводится заглавие. К упомянутым выходным данным добавляются имя ав­тора, подзаголовок, книжная серия и номер тома, а также издательство (непонятно почему игнорируемое многими авторами).

Иногда указатели подразделяют по "источнику" и "литературе" (главным образом, в исторических рабо­тах). Можно составить указатель и для каждой главы. В некоторых случаях рекомендуется хронологическая последовательность по году издания. Наиболее упот­ребительно расположение по алфавиту фамилий авто­ров. Очень объёмные работы содержат систематиче­ский указатель.

Предметный указатель (das Stichwörtverzeichnis).

Мы настоятельно подчёркиваем: ни в одной научной или научно-популярной книге не должен отсутствовать предметный указатель или реестр. Нельзя недооцени­вать их значимость. Поэтому автор обязан приложить особые усилия при их составлении. По качеству этих реестров видно, владеет ли автор своим материалом.

Составление предметного указателя лучше всего делать следующим образом: при корректуре в вёрстке подчёркиваются все слова, которые должны быть вы­несены в предметный указатель. Если составляются несколько реестров (предметный, персональный, то­понимический указатель), то применяются различные цвета для выделения. Подчёркнутые слова выписыва-

ются на маленькие карточки (DIN A7) и классифици­руются по алфавиту. Если одно слово встречается не­сколько раз, то страницы каждый раз фиксируются на карточке; синонимы группируются вокруг одного по­нятия; при тождественном слове приводится отсылка на другое. Подчеркнутые слова при более мелком подразделении требуют особой обработки. Если кар­точки приняли опрятный и читабельный вид, их можно отправлять в наборный цех.

УСТНАЯ РЕЧЬ - DAS REDEN

Речи обучаются. Речь обучает. Это мнение уже су­ществовало в древности. В ораторских школах обуча­лись ораторы (риторы). А сегодня? Во всех крупных городах так называемые школы ораторов предлагают свои услуги. Но насколько можно доверять им?

На деле существуют законы, которых придержива­лись ораторы всех времён, культур и во всех ситуаци­ях. Их можно проанализировать и частично взять на вооружение. Это прежде всего касается техники гово­рения и устной речи. Знание этих основ придаст каж­дому оратору уверенность, которая является необхо­димым условием успешного завершения курса устной речи. Именно этой техникой устной речи можно хо­рошо овладеть в ораторских школах.

К устной речи, однако, относится и известная ме­тодика - риторика, называемая красноречием. Нау­чить ему уже гораздо труднее; это возможно лишь в весьма ограниченных размерах. Прежде всего, здесь может идти речь об внимательном изучении искусства великих ораторов прошлого или также настоящего. Но даже при интенсивном изучении речей обучаю­щемуся не гарантируется, что он станет таким же бле-

стящим оратором. Подражание почти невозможно и выглядит зачастую комически. И несмотря на это, у великих ораторов можно выучиться многому.

В-третьих, оратору, овладевшему техникой и мето­дом, необходимо обладать качеством, которому, к со­жалению, невозможно научиться: быть убеждающей личностью. О всех великих ораторах мировой истории имеются свидетельства, что они обладали просто не­передаваемой силой внушения. В любом случае, они были личностями. На резонный вопрос слушателя ораторской школы, как же становятся личностями, к сожалению, нет ответа. К этому можно стремиться; этого не добьешься силой.

В утешение можно сказать: можно достичь при­личных, ощутимых результатов, овладев необходимой техникой и методикой.

Наши рекомендации