Указатель используемой литературы (das Schriftumsverzeichnis)
Помимо книг он указывается также в некоторых журнальных статьях. В отличие от примечаний в нем полностью приводится заглавие. К упомянутым выходным данным добавляются имя автора, подзаголовок, книжная серия и номер тома, а также издательство (непонятно почему игнорируемое многими авторами).
Иногда указатели подразделяют по "источнику" и "литературе" (главным образом, в исторических работах). Можно составить указатель и для каждой главы. В некоторых случаях рекомендуется хронологическая последовательность по году издания. Наиболее употребительно расположение по алфавиту фамилий авторов. Очень объёмные работы содержат систематический указатель.
Предметный указатель (das Stichwörtverzeichnis).
Мы настоятельно подчёркиваем: ни в одной научной или научно-популярной книге не должен отсутствовать предметный указатель или реестр. Нельзя недооценивать их значимость. Поэтому автор обязан приложить особые усилия при их составлении. По качеству этих реестров видно, владеет ли автор своим материалом.
Составление предметного указателя лучше всего делать следующим образом: при корректуре в вёрстке подчёркиваются все слова, которые должны быть вынесены в предметный указатель. Если составляются несколько реестров (предметный, персональный, топонимический указатель), то применяются различные цвета для выделения. Подчёркнутые слова выписыва-
ются на маленькие карточки (DIN A7) и классифицируются по алфавиту. Если одно слово встречается несколько раз, то страницы каждый раз фиксируются на карточке; синонимы группируются вокруг одного понятия; при тождественном слове приводится отсылка на другое. Подчеркнутые слова при более мелком подразделении требуют особой обработки. Если карточки приняли опрятный и читабельный вид, их можно отправлять в наборный цех.
УСТНАЯ РЕЧЬ - DAS REDEN
Речи обучаются. Речь обучает. Это мнение уже существовало в древности. В ораторских школах обучались ораторы (риторы). А сегодня? Во всех крупных городах так называемые школы ораторов предлагают свои услуги. Но насколько можно доверять им?
На деле существуют законы, которых придерживались ораторы всех времён, культур и во всех ситуациях. Их можно проанализировать и частично взять на вооружение. Это прежде всего касается техники говорения и устной речи. Знание этих основ придаст каждому оратору уверенность, которая является необходимым условием успешного завершения курса устной речи. Именно этой техникой устной речи можно хорошо овладеть в ораторских школах.
К устной речи, однако, относится и известная методика - риторика, называемая красноречием. Научить ему уже гораздо труднее; это возможно лишь в весьма ограниченных размерах. Прежде всего, здесь может идти речь об внимательном изучении искусства великих ораторов прошлого или также настоящего. Но даже при интенсивном изучении речей обучающемуся не гарантируется, что он станет таким же бле-
стящим оратором. Подражание почти невозможно и выглядит зачастую комически. И несмотря на это, у великих ораторов можно выучиться многому.
В-третьих, оратору, овладевшему техникой и методом, необходимо обладать качеством, которому, к сожалению, невозможно научиться: быть убеждающей личностью. О всех великих ораторах мировой истории имеются свидетельства, что они обладали просто непередаваемой силой внушения. В любом случае, они были личностями. На резонный вопрос слушателя ораторской школы, как же становятся личностями, к сожалению, нет ответа. К этому можно стремиться; этого не добьешься силой.
В утешение можно сказать: можно достичь приличных, ощутимых результатов, овладев необходимой техникой и методикой.