Любить или воспитывать? 17 страница
Интересно, кем работала в музыкальной школе ее подруга? Гардеробщицей? Бухгалтером?
– Вы расстроились? У вас были надежды на его карьеру, амбиции?
– Нет, что вы! Мы радовались: наконец-то наш сын стал взрослым, занялся хорошим делом, нам больше не нужно его тормошить, подгонять… Потом он самостоятельно снял квартиру. Я спросила: на какие деньги (сами понимаете, какая в музыкальной школе зарплата)? Он ответил: нашел частные уроки, они позволяют оплачивать. А потом подруга (та самая, которая его устроила, – директор музыкальной школы) сказала мне: ты знаешь, что твой сын давно уволился? Он просил тебе не говорить, дескать, сам скажет, но поскольку ты молчишь, я решила, что должна поставить тебя в известность…
Я рассказала мужу. Муж сказал: спрашивать бесполезно, он все равно нам соврет. И сейчас стыдно вспомнить: мы, пожилые уже люди, следили за взрослым сыном, прячась за водосточные трубы… Он жил с женщиной, их называют бизнес-вумен, немного старше его, в ее квартире и, как мы вскоре поняли, целиком на ее деньги. Нигде не работал…
– Вы объяснились с сыном?
– Не то слово. Объяснение длилось почти двое суток. Он кричал, что ненавидит музыку, мы кричали, что мужчина должен работать… После этого он пытался покончить жизнь самоубийством. Три раза, почти подряд…
– Где?
– Везде. Очень демонстративно, всем напоказ. Однако нас он, как всегда, победил. Мы сказали: делай что хочешь. Но бизнес-вумен все это показалось уже как-то слишком, и она его выгнала. Он сказал: «Добились своего?!» – лег на диван перед телевизором и вставал только поесть или попить.
– Боже мой! И что же вы сделали? Обратились к врачу? К психотерапевту?
– Мы дали ему паспорт и диплом, выгнали его на улицу и сказали: вернешься, когда устроишься на работу. Он устроился в тот же день – в мебельный магазин в квартале от нашего дома. Мальчик из нашей семьи, с консерваторским образованием – продавец-консультант! Но мы были рады и этому. Тем более что именно там через три месяца он встретил Риту…
– Простите, а кем вы с мужем работали? – не удержалась я.
– Я ушла на пенсию городским методистом по преподаванию истории искусств в средних школах. А муж работал в Смольном – заместитель руководителя комитета по печати.
Ап! – я проглотила все свои представления о том, как должны выглядеть преподаватели и методисты истории искусств.
– Мужу вся эта история с сыном стоила жизни. Он умер от инфаркта. А сына Рита спасла. Она очень хорошая девочка. Работает продавщицей цветов в том же торговом центре, любит мужа, сына и свою работу. Но – девять классов и аграрное училище в Кингисеппе. Я волнуюсь за Федю, он очень похож на отца, но более замкнутый. Как бы с ним…
– Надеюсь, никаких музыкальных школ?
– Никаких!
– И мелочной опеки?
– Ни разу. Да Рита к этому и не склонна – она ведь с детства самостоятельная. Я было пыталась, но она (не глядите, что тихая), когда надо, легко меня окорачивает.
– Что ж, давайте сюда Риту и Федю.
Простенькое тестирование для Феди, вроде теппинг-теста и прочего того же уровня, подтверждает: слабый, истощаемый тип нервной системы. Реакция на фрустрацию – убегание вплоть до стенки, потом бросок с закрытыми глазами.
– Какие отношения у Феди с отцом?
– Хорошие. Они много разговаривают, вместе смотрят телевизор, играют в компьютере.
– Тенденция, вектор у всего происходящего с Федей есть?
– Да, с годами он все-таки спокойнее делается. И договориться легче, и объяснить. Я у Риты учусь…
Вот это да! Я-то всегда думала, что бабушек переучивать поздно, и исходя из этого работала! Моя ошибка.
А она все поняла, все проанализировала и теперь охапками кидает солому туда, где развитие внука может (ей это известно лучше, чем кому бы то ни было) споткнуться.
Я даже не стала спрашивать, зачем она ко мне пришла. Понятно и так: выговориться, рассказать, посмотреть со стороны на результаты многолетнего анализа.
– Я дам вам для Феди упражнения на развитие умственной работоспособности и тренировку концентрации внимания, – сказала я Рите. – Будете каждый день понемножку их выполнять. И еще что-нибудь типа кружка «Веселые старты», где командные игры, эстафеты и тому подобное, – для физического развития и чтобы был смысл преодолевать трудности. Еще хорошо бы закаливание…
– Мама, вы записываете? – строго обратилась Рита к бабушке и объяснила мне: – Сама я пишу как курица лапой, и ошибки… Но мы все сделаем! Я-то в смены работаю, у нас круглосуточный магазин, так отцу скажу, он будет его в кружок водить…
Они поблагодарили, попрощались. Стали переобуваться (у меня в кабинете сменная обувь). Рита подала почти неуловимый знак, и Федя, присев, застегнул молнии на бабушкиных сапогах.
Я стояла в коридоре, смотрела им вслед и думала: никогда не поздно. Никогда. Надо только решиться быть честным с собой.
Присоединяйтесь к нам!
Официальный сайт: www.samokatbook.ru
Facebook: facebook.com/samokatbook
Вконтакте: vk.com/samokatbook
Twitter: twitter.com/samokatbook
Instagram: instagram.com/samokatbook
LiveJournal: samokat-library.livejournal.ru
ООО «Издательский дом «Самокат»
101000, Москва, а/я 487
Тел.: +7 495 506 17 38
Тел./факс: +7 495 953 59 72
Сведения об издании
Литературно-художественное электронное издание
Серия «Самокат для родителей»
В соответствии с Федеральным законом № 436 от 29 декабря 2010 года маркируется знаком 16+
Фотография на обложке Надежды Артемьевой
Литературный редактор Инна Розова
Корректор Софья Кобринская
Технический редактор Леонид Шиловский
Выпускающий редактор Евгения Новикова
Директор издательства Ирина Балахонова
© Мурашова Е. В., текст, 2012
© Оформление, издание на русском языке. ООО «Издательский дом «Самокат», 2014