Речевые клише для научного текста, для написания эмпирической части
Примечание – курсивом обозначены примеры формулировок.
В соответствии с эмпирической задачей были получены данные об уровне (коммуникативности). Разброс результатов (например, изучения ценностных ориентаций предпринимателей) представлен широким спектром (vs диапазоном). Согласно эмпирическим данным во всей выборке (N=75) обнаружены лица с высокой выраженностью показателей качества жизни – 10 %…
Анализ эмпирических данных показал, что… Мы (vs определили) выявили… (например, содержание социальных представлений о безопасности). Психологическая диагностика респондентов дала следующие результаты… Было установлено…
Среднее значение показателя толерантности по выборке (vs группе лиц) составило… Уровень (например, субъективного благополучия) варьирует в выборке от… и до…
Следует отметить, что… Следует подчеркнуть, что…
Представляется интересным… Можно отметить тот факт, что…
Важно обратить внимание на то, что… Эта группа испытуемых характеризуется… Отмечаются следующие тенденции в (в динамике изменения финансовых установок молодежи)…
Про взаимосвязь между переменными (про корреляцию)
Проверка распределения на нормальность по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова показала, что оно для всех переменных, достоверно отличается от нормального (р от 0,000 до 0,004) поэтому применены непараметрические критерии.
Вследствие (vs в результате) корреляционного анализа переменных было установлено… Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена показали, что существует тесная взаимосвязь между А и Б.
Подтвердилась гипотеза о наличии взаимосвязи между А и Б. Об этом говорит величина коэффициента корреляции и уровень значимости (r=0,3 при р< 0,01).
Взаимосвязь между А и Б носит (умеренный) характер. Наблюдается (имеет место) сильная взаимосвязь между А и Б.
Наиболее значимая корреляция была выявлена между А и Б.
А и Б коррелируют на высоком уровне значимости 0,01.
Про различия
Существуют достоверные (vs статистически значимые) различия в А между двумя группами испытуемых.
Выявлены (vs обнаружены, установлены) статистически достоверные различия в социально-психологических особенностях А между респондентами с различным уровнем выраженности Б – низким, средним и высоким.
С помощью статистического критерия (Крускала-Уоллеса, Манна-Уитни, Стьюдента) выявлены статистически достоверные различия в выраженности финансовых установок у лиц. Об этом говорит уровень значимости 0,000.
Различия, отражающие выраженность у молодежи толерантности до и после тренинга, статистически доказаны с помощью критерия Вилкоксона.
Интерпретация данных
Полученные данные можно интерпретировать следующим образом.
Эту закономерность можно объяснить следующим образом (vs, опираясь на теорию социальной идентичности), опираясь на положения (концепцию позитивного психического здоровья) гуманистической и экзистенциальной психологии.
Интерпретировать эти данные можно с позиции социального конструкционизма. …Исходя из теории самодетерминации, это явление можно объяснить, обращаясь к теории когнитивного диссонанса …
Что касается …, то это можно проинтерпретировать, ссылаясь на (vs с позиции, vs согласно функциональному подходу к религии) принцип субъектности …
В целом результаты исследования объяснимы тем, что…Этот факт можно объяснить тем, что… На наш взгляд… Это связано с тем, что…
Вероятно (vs возможно) это обусловлено (vs детерминировано)…
Можно предположить… Закономерно предположить… Правомерно предположить… Можно допустить, что…
Можно предложить следующую версию объяснения этого феномена…
…, но этот вариант носит гипотетический характер.
Опираясь на научные воззрения в области …, мы можем содержательно интерпретировать результаты…
ПЛАН ДОКЛАДА ДЛЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Название работы – тема. Актуальность.
Явления, которые изучаете, дать понятия – что это такое. Показать проблему – границу между известным и неизученным. Все это кратко.
Новизна. Что есть в Вашем исследовании, чего не было ранее. (Это может быть малоизученное психическое явление, это могут быть результаты, полученные на социальной группе, ранее не изучаемой.)
Программа исследования (научный аппарат: цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы).
Ваши результаты: (излагаются согласно поставленным задачам), подтвердились ли гипотезы, насколько достигнута цель. Почему получены такие данные, Ваши варианты интерпретации. Результаты – это самый большой раздел.
Практическая значимость, перспектива исследования (что еще не изучено). Благодарность за внимание.
Раздаточный материал может включать: определения основных понятий, программу исследования, основные результаты в графическом исполнении (таблицы, графики, диаграммы).
Помните о регламенте: 7 – 12 минут (курсовая), 12 – 15 (дипломная).
_____________________________________________________________
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2006.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. СПб,, 2003.
Залесская С.Н. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ. Тверь, 2003.
Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. М., 2007.
Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб., 2001.
Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб., 2007.
Меняется социальный контекст, следовательно, у людей меняется восприятие, интерпретация реальности, меняется поведение. Появляются новые способы коммуникации, субкультуры, профессии и т. д. И возникают новые исследования. И пока буду происходить общественные изменения, у исследователей в области социальной психологии всегда будет работа. Успехов!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец оформления титульного листа дипломной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии
Специальность 030301 «Психология»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА