Выбор поведения организации
Характеристика организации | Тип управления | |
оперативный | стратегический | |
Основное назначение | Максимизация прибыли | Максимизация прибыли с учетом интересов социума |
Основной способ достижения целей | Оптимизация использования внутренних ресурсов | Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением |
Важность фактора времени | Не самый важный фактор в конкуренции | Важнейший фактор в конкурентной борьбе |
Краткосрочная оценка эффективности | Прибыльность | Точность предвидения изменений во внутренней среде и время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров и услуг |
Отношение к персоналу | Работники — один из ресурсов организации | Работники — важнейший ресурс организации |
Главным критерием при выборе типа управления организацией должно быть осуществление эффективной деятельности с одновременным планированием будущего. Зрелость организации проявляется в том, что главное внимание уделяется эффективности инноваций и стабильности, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацелено на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение ее устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, создавать временные целевые структурные единицы для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т.п. Концепция жизненного цикла демонстрирует характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка:
• ужесточение конкуренции вследствие снижения спроса и усложнение ее формы;
• увеличение конкурентной способности поставщиков;
• повышение роли цены и качества в конкурентной борьбе;
• возрастание сложности управления приростом производственных мощностей;
• усложнение процесса создания товарных инноваций;
• снижение прибыльности.
Стадии жизненного цикла организации можно представить и более детально (табл. 17.2). Рассмотрим эти стадии [58, с. 81—82].
«Детство».Это сложный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число небольших организаций терпит неудачу по причине некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий — в течение пяти лет своего существования.
Главная задача — достижение быстрого успеха, его цели — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы сохранить темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.
«Отрочество».Во время этого периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация не находится на должном уровне. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управ-* ление и контроль [58, с. 81].
Главная задача — кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства, укрепление и захват части рынка [64, с. 28].
«Ранняя зрелость».Отличительные признаки этого периода — экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития.
Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.
«Расцвет сил».Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала — более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.
«Полная зрелость».Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Симптомы слабости слишком очевидны, однако нередко игнорируются руководством.
«Старение».Этот этап не наступил бы, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, громоздкая система контроля, закрытость для новых идей — все это создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она* вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.
Таблица 17.2