Типы телосложения человека
Возрастные изменения касаются не только строения отдельных органов и систем, но и пропорций тела, т. е. соотношения отдельных размеров тела между собой (рис. 3). Так, в пренатальном периоде усиленно растут верхние отделы тела, после рождения — нижние: высота головы увеличивается после рождения лишь в 2 раза, длина туловища — в 3 раза, рук — в 4 раза, а ног — в 5 раз. У новорожденных длинное и узкое туловище, короткие ноги и большая голова, высота которой составляет '/4 часть длины тела, тогда как у взрослых — '/7. В пубертатном периоде подростки по сравнению со взрослыми имеют более длинные ноги, узкие плечи и короткое туловище. Пропорции туловища, свойственные взрослому организму, устанавливаются лишь после 15—16 лет. Они имеют индивидуальные особенности. Комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей организма, унаследованных и приобретенных под влиянием окружающей среды, определяющих темп онтогенеза и проявляющихся в реак тивности организма, составляет конституцию человека. Морфологическим отражением конституции является его соматотип — телосложение.
Рнс. 3. Изменение пропорций отделов тела человека в постнатальном онтогенезе. |
При всем многообразии индивидуальных особенностей строения тела человека можно выделить определенные соматотипы.
С точки зрения пропорций тела (соотношение его размеров) различают три основных типа телосложения (В. Н. Шевкуненко, А. М. Геселевич, М. В. Черноруцкий):
1) долихоморфный (астеник): высокий рост, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности;
2) брахиморфный (гиперстеник): средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, широкие плечи, короткие нижние конечности;
3) мезоморфный (нормостеник): средний, промежуточный между двумя названными, тип телосложения.
Знание возрастных преобразований в строении тела человека и его индивидуальных особенностей имеет важное значение для более правильного понимания закономерностей построения и функционирования органов и систем человеческого организма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите основные периоды индивидуального развития человека, дайте их характеристики.
2. Какова продолжительность внутриутробного периода развития зародыша человека?
3. Каковы особенности постнатального периода онтогенеза человека?
4. Расскажите о возрастной периодизации постнатального онтогенеза.
5. Охарактеризуйте особенности трех основных типов телосложения.
Лабораторная работа № 2
Тема: Исследование строения кожи и её придатков. Изучение строения и физиологии кожи (по рисункам, схемам и микропрепаратам). Исследование среза (поперечного и продольного) волоса. Исследование строения ногтевой пластины.
Цель: научиться исследовать строение кожи и её придатков.
Оснащение: карточки – задания для лабораторной работы, учебник, анатомический атлас человека, линейки, карандаши.
Ход работы:
1. Изучите рисунок 1 «Строение кожи и её придатков».
2. Выполните схематический рисунок в тетради.
3. Обозначьте цифрами структурные элементы кожи и укажите их в списке:
- эпидермис,
- дерма,
- гиподерма,
- волосяной фолликул,
- устье волосяного фолликула,
- потовая железа,
- отверстия потовых желёз,
- рецепторы,
- гладкая мышца, поднимающая волос,
- волосяная луковица,
- корень волоса,
- стержень волоса,
- кровеносный сосуд,
- сосочек,
- сальные железы,
- подкожная жировая клетчатка.
4. Изучите строение ногтя, сделайте схематический рисунок и обозначьте детали его строения.
5.Ответьте на вопросы:
а) Почему кожа имеет сложное строение?
б) Существует ли взаимосвязь между состоянием кожи и здоровьем человека? В чём она проявляется?
6. Заполните таблицу:
Слой кожи | Структурный элемент кожи | Функции, которые обеспечивает данный элемент |
Эпидермис | Поглощение ультрафиолета | |
Дерма | Терморегуляция | |
Кровеносные сосуды | ||
Рецепторы | ||
Гиподерма | Подкожная жировая клетчатка | |
7. . Сделайте вывод о значении полученных знаний в профессии.
Лабораторная работа №3
Тема: Исследование строения черепа. Изучение строения черепа по слепкам и анатомическим рисункам. Зарисовка черепа (вид спереди, вид сбоку)
Цель: Научиться исследовать строение черепа.
Оснащение: карточки – задания для лабораторной работы, учебник, анатомический атлас человека, линейки, карандаши.
Ход работы:
1. Изучите строение черепа по слепкам и анатомическим рисункам.
2. Обратите внимание:
- на строение костей, основания и мозгового отдела черепа;
- на взаимное расположение костей лицевого отдела и особенности их строения;
- на соединение костей мозгового и лицевого отделов;
- на расположение воздухоносных пазух и их назначение.
3. Зарисуйте череп в двух проекциях (вид спереди, вид сбоку) и обозначьте основные детали строения.
4.Ответьте на вопросы:
а) Почему мастер – парикмахер, художник – модельер должен знать особенности строения черепа?
б) Какие способы коррекции формы черепа можно использовать впрактике работы мастера – парикмахера, художника – модельера?
5. Сделайте вывод о значении полученных знаний в профессии.
АНАТОМИЯ ЧЕРЕПА ЧЕЛОВЕКА
Кости черепа
Череп принято делить на 2 отдела.
1. Мозговой череп.
2. Лицевой череп.
Поверхностно расположенными костями мозгового черепа являются: 1 лобная, 2 теменные, 2 височные и 1 затылочная (рис. 1, 2).
Лицевой череп состоит из двух верхних челюстных костей, двух скуловых и одной непарной нижнечелюстной кости. Большое пластическое значение имеет лобная кость. Ее наиболее крупная часть носит названиечешуи лобной кости. Справа и слева чешуя лобной кости имеет выступы, которые называются лобными буграми. Ниже лобных бугров находятсянадбровные дуги. Под надбровными дугами лобная кость переходит в острый край, граничащий с глазными впадинами, и называется глазничным краем. Между надбровными дугами лобная кость имеет углубление, надпереносие. С наружной стороны на лобной кости имеется скуловой отросток, соединяющийся со скуловой костью, идущие кверху от этого отростка височные линии отделяют переднюю поверхность черепа от его боковой поверхности. Вверху лобная кость соединяется с правой и левой теменными костями, образующими среднюю часть крыши черепа. Эти кости соединяются между собой стреловидным швом. Место соединения теменных костей с лобной костью называется венечным швом. Сзади теменные кости соединяются ламбдовидным швом с затылочной костью. Наибольшая часть затылочной кости – ее чешуя – располагается непосредственно под кожей и составляет задний отдел черепа.
Лобная, теменные и затылочная кости образуют верхний отдел черепа.
Височная кость соединяется сзади с затылочной костью, сверху – с теменной, спереди – с клиновидной и скуловыми костями. Позади ушной раковины прощупывается крупный, заметно выступающий под кожейсосцевидный отросток височной кости. Спереди от наружнослухового прохода можно легко прощупать скуловой отросток височной кости.
Скуловая кость на всем своем протяжении располагается непосредственно под кожей и своим размером в значительной мере обусловливает ширину лица. Эта кость участвует в образовании наружного и нижнего краев и прилегающих к ним участков наружной и нижней стенок глазницы. Височный отросток скуловой кости, соединяясь с идущим к нему навстречу скуловым отростком височной кости, образует скуловую дугу. Эта дуга легко прощупывается под кожей и оказывает существенное влияние на форму лица.
Верхнечелюстная кость. Со скуловой костью соединяется крупная верхнечелюстная кость, она парная, имеет трехгранную форму. Эта самая большая кость лицевого черепа, состоит из тела и 4-х отростков. Своей передней поверхностью тело этой кости обращено вперед и отчасти в наружную сторону. Книзу от тела кости отходит луночковый отросток, на котором располагаются углубления для зубов – зубные луночки, у взрослого человека 8 углублений с каждой стороны. На передней поверхности тела верхнечелюстной кости находится собачья ямка, а у внутреннего края этой поверхности – носовая вырезка, участвующая в образовании грушевидного отверстия носа, которое ведет в носовую полость. Лобный отросток верхней челюстной кости доходит до лобной кости, соединяется спереди с небольшими носовыми костями, которые находятся под кожей и образуют скелет корня носа. Верхняя челюсть участвует в образовании ротовой полости, глазницы и носовой полости.
Нижнечелюстная кость. Большую роль в пластике головы играет крупная непарнаянижнечелюстная кость. Эта кость имеет тело, а также левую и правую ветви. Она хорошо прощупывается. На теле кости спереди выступает подбородочное возвышение, а ниже, справа и слева по подбородочному бугорку. Прощупывая основание нижнечелюстной кости спереди назад, мы доходим до угла этой кости, имеющей большое значение для формы лица. Выше угла нижней челюсти прощупывается задний край ветви нижнечелюстной кости. Эта ветвь имеет 2 отростка: суставной и венечный. Суставной отросток, лежащий сзади, оканчивается головкой, которая соединяется суставом с суставной ямкой височной кости.
Венечный отросток располагается с внутренней стороны скуловой дуги. Он служит для прикрепления височной мышцы
На нижней челюстной кости взрослого человека находится 16 зубных углублений – луночек.
Череп взрослого человека укладывается 8 раз по вертикали в тело. Имеет он и возрастные различия. Череп новорожденного относительно больше, чем у взрослого (в 4 раза), характеризуется меньшим развитием лицевой части.
Рис. 1. Череп в профиль:
1 – затылочная кость; 2 – наружное затылочное возвышение; 3 – височная кость; 4 – сосцевидный отросток височной кости; 5 – наружный слуховой проход; 6 – суставная ямка для сочленения с нижней челюстью; 7 – суставной отросток нижней челюсти; 8 – скуловая дуга; 9 – ветвь нижней челюсти; 10 – угол нижней челюсти; 11 – венечный отросток; 12 – тело нижней челюсти
Рис. 2. Череп в фас:
13 – подбородочное возвышение; 14 – луночковый край; 15 – ячеистый отросток; 16 – верхняя челюсть; 17 – передняя носовая кость; 18 – скуловая кость; 19 – собачья ямка; 20 – глазница; 21 – основная кость; 22 – носовая кость;
23 – надбровная дуга; 24 – височная впадина; 25 – височная линия; 26 – лобный бугор; 27 – теменная кость; 28 – теменной бугор; 29 – надпереносье; 30 – носовая перегородка; 31 – носовое отверстие
Лабораторная работа № 4
Тема: Исследование мышц, влияющих на пластику головы и шеи. Изучение по анатомическим рисункам, слепкам и муляжам расположения мышц шеи и головы, влияющих на форму головы и шеи. Зарисовка групп мышц головы и шеи.
Цель: научиться исследовать расположение мышц головы и шеи.
Оснащение: карточки – задания для лабораторной работы, учебник, анатомический атлас человека, линейки, карандаши.
Ход работы:
1. Изучите по анатомическим рисункам, слепкам и муляжам расположение мышц, влияющих на форму головы и шеи.
2. Зарисуйте группы мышц головы и шеи:
2.1 вид спереди,
2.2 вид сбоку,
2.3 вид сзади.
3. Исследуйте мышцы, влияющие на пластику головы и шеи.
4. Обозначьте на рисунках мышцы, влияющие на пластику головы и шеи.
5. Ответьте на вопросы:
а) Какие группы мышц головы и шеи различают?
б) Какие отличительные особенности есть у жевательных и мимических мышц?
в) Какие особенности поведения, привычки могут способствовать раннему появлению морщин? Почему это происходит?
6. Сделайте вывод о необходимости полученных знаний в профессии.