Теоретические и методические основы 3 страница
Начнем с события 1. Отметьте событие—средство № 1. Подумайте, для чего это событие состоялось в вашей жизни. Конечно, иногда этот вопрос не имеет смысла, однако в большинстве случаев он целиком оправдан. Можете ли вы, например, согласиться с утверждением "одной из целей события 1 было событие 2" или, другими словами, "первое событие состоялось для того, чтобы могло состояться второе''?
Отвечать можно лишь "да" или "нет". Если ваш ответ "да", то на пересечении столбика № 1 ряда "События—Средства" и строки № 2 ряда "События—Цели" поставьте "1", если "нет" — поставьте "О".
Перейдите к ответу на вопрос: "Первое событие состоялось для того, чтобы могло состояться третье?" Аналогично анализируются отношения события 1 с событиями 4, 5, .... 15.
По окончании целевого анализа события 1 перейдите к анализу события 2. Таким же образом проанализируйте события 3, 4, ..., 14».
Пятый шаг — подсчет значимости событий.«Вычислите значимость каждого отдельного события. Например, для вычисления значимости события №12 следует просуммировать показатели в строке № 12 и прибавить к ним сумму показателей столбика № 12.
Результаты можно свести к таблице».
Событие | Значимость |
После завершения подсчета значимости каждого из перечисленных событий необходимо обсудить наиболее важные события в жизни участников Программы:
«Мы установили наиболее значимые события нашей профессиональной жизни. Какие это события? Расскажите об одном из них. Когда оно случилось? При каких обстоятельствах? К чему оно привело? Что было его причиной?»
Шестой шаг— поиск среди членов группы близких людей(Фо-пель К., 2000). Этот шаг не является частью каузометрии, но необходим для запуска группового процесса и перехода к наиболее интересующему нас седьмому шагу.
«События нашей жизни часто обусловлены людьми, с которыми мы сталкиваемся: нашими друзьями и врагами, родственниками, случайными встречными... Упражнение, которое мы сейчас выполним, поможет нам установить более реалистичный и доверительный контакт друг с другом, а также глубже проанализировать влияние наших близких людей.
Подумайте на протяжении 3 минут, есть ли среди членов группы кто-то, кто напоминает вам значимых для вас людей: родителей, братьев, сестер, друзей. Проверьте каждого члена группы, в том числе и меня (ведущего).
Теперь запишите в таблице, кто кого напоминает, а также отметьте причину такой похожести».
Группа | Значимые люди | Причина похожести |
«Теперь поделитесь своими выводами. Что вы ощущали, когда вас сравнивали с кем-то близким? Как вы реагировали, когда на вас переносились положительные чувства? А отрицательные?»
Седьмой шаг — поиск значимых людей.«Как видите, мы окружены значимыми для нас людьми всегда, и даже здесь. Наверное, именно потому они и являются для нас значимыми, что через призму их образов мы воспринимаем мир, а также узнаем их самих сквозь призму наших ценностей.
Давайте еще немного подумаем об этих людях. Многих из них вы уже вспомнили. Но не всех. Возвратитесь к списку значимых событий своей жизни. Расположите их в следующей таблице в порядке снижения значимости. Напишите напротив каждого из них имена людей, которые принимали участие в этом событии или повлияли на него (прямо или косвенно)».
Значимость | Событие | Включенные люди |
На этом этапе работа с каузометрией завершена. Мы получили то, к чему стремились, — список людей, значимых для участников Программы. Причем, что особо важно, значимых в профессиональной сфере, и значимых не субъективно, а объективно. Почему объективно? Потому что мерилом значимости у нас служит степень влияния этих людей на жизненный путь. Что может быть объективнее?
Зачем нам это было нужно? Теперь мы можем использовать этих значимых лиц как элементы репертуарной решетки Дж. Келли (см. следующий параграф). Идея использования каузометрии как средства поиска элементов для репертуарных решеток принадлежит А. Л. Музыке(МузикаА.Л., 1995).
Репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли
Репертуарные решетки Дж. Келли — второй метод, без которого сложно представить Программу. Мы не будем детально описывать правила работы с репертуарными решетками, как и всю теорию личностных конструктов. Если читатель не знаком с этим методом — рекомендуем обратиться к книге Ф. Франселла и Д. Баннистер «Новый метод исследования личности».
Самое важное в нашей последующей работе — помнить, что элементами решеток обязательнодолжны быть значимые в профессиональной сфере люди (а их мы выявили с помощью каузометрии).
«Мы исследовали собственную жизнь, а также людей, которые в этой жизни на нас влияли. Перейдем к изучению наших личных кон-
структов — параметров, с помощью которых мы воспринимаем и оцениваем мир. Вы получите сейчас бланки... Прежде всего, в поле "Значимые люди" впишите 10 людей, соответствующих событиям с максимальной значимостью. Для этого нужно использовать предыдущую таблицу значимостей.
Теперь мы будем сравнивать этих людей в группах по три человека. В каждой строке таблицы — по одной тройке людей. Посмотрите внимательно на первую тройку и подумайте, какие два человека из этой тройки наиболее похожи между собой и вместе с тем отличаются от третьего? Отметьте в закрашенных клеточках этих двух похожих людей, а в поле "Похожесть" напишите черту, по которой эти два человека могут быть объединены. В поле "Отличие" — напишите черту, которая отличает третьего человека от двух остальных.
Это не должна быть черта, подобная цвету глаз или полу. Также не должно быть таких слов, как, например, "характер", — следует указать, какая именно это черта характера».
Участникам не обязательно заполнять все строки таблицы. Однако они должны дойти до момента, когда новые качества просто не выделяются. Обычно это 15—20 строчек. Чем больше строчек заполнил участник Программы, тем выше его когнитивная сложность и тем эффективнее будет его работа.
После заполнения репертуарной решетки можно сделать небольшую игровую паузу, проанализировать в группе процесс работы, обсудить выявленные конструкты. Потом следует перейти к следующей таблице — оценочной решетке. Если у тренера есть опыт работы, то всю необходимую информацию он может получить уже из предыдущей решетки. Однако использование оценочной решетки будет полезно и самим участникам Программы, и тренеру, если возникнет необходимость провести факторный или кластерный анализ системы личностных конструктов.
«Теперь посмотрите на следующую таблицу. Перенесите в нее значимых людей из предыдущей анкеты. Внимательно просмотрите эту анкету и подумайте над каждым из выделенных качеств: "Насколько оно важно?" Те качества, которые вы считаете важными для вас лично и для людей вообще, перенесите во вторую анкету в поле "Качества".
А теперь оцените всех значимых лиц по каждому качеству (шкала может быть 10-балльной)».
После работы с оценочной решеткой участники могут проанализировать систему собственных конструктов.
«Посмотрите на свою оценочную решетку. Если вы сложите все числа в столбиках, то получите балльную оценку значимости окружающих вас людей. Подсчитав сумму баллов в строках, можно узнать
ЗНАЧИМЫЕ ЛЮДИ | ||||||||||||
6 | 7 | 9 | № | Похожесть | Отличие | |||||||
г 2 | ||||||||||||
№ | Качество | ||||||||||
6 | |||||||||||
распределение этих конструктов по значимости. Наиболее значимые конструкты будут иметь наибольший балл».
Однако такая обработка может наскучить участникам, поэтому возможны два варианта:
1. Участники вводят данные напрямую через компьютерные тер
миналы, а помощник тренера проводит весь необходимый
математический анализ и выдает тренеру результат.
2. Помощники тренера вводят данные с бланков в компьютер и
обрабатывают их во время перерыва, например на обед или
кофе-брейк.
Терапия фиксированных ролей Дж. Келли
В нашей Программе использована теория личностных конструктов Дж. Келли, и потому методологически правильнее и логичнее нам представляется строить работу на методе терапии фиксированных ролей этого же автора. Детальная процедура использования этого метода в Программе описана в ее содержании. Мы же немного представим здесь процедуру самой терапии, как ее видел Дж. Келли.
Терапия Дж. Келли интересна тем, что не только позволяет использовать в работе чисто психологические методы развития, но и дает возможность апробировать в реальной жизни под руководством психолога новые стратегии и способы деятельности, которые в случае их успешности могут быть трансформированы в ценности. Это свойство метода чрезвычайно важно, поскольку открывает возможности его использования в тренингах.
Метод фиксированных ролей представляет собой процедуру, состоящую из нескольких этапов (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002):
1.Создание очерка самохарактеристики.Клиента просят написать
на себя характеристику в третьем лице. На основе анализа очерка
можно обнаружить большое количество конструктов, стратегий дея
тельности и ценностей исследуемого. Это дает возможность обнару
жить непродуктивные стратегии и ценности.
2.Разработка очерка фиксированной роли.На основе анализа са
мохарактеристики психологом разрабатывается описание несуще
ствующей личности, которая наделена более продуктивными стра
тегиями деятельности, ценностями и конструктами. Однако это не
попытка изменить исследуемого, а побудить его к самостоятельному
поиску, расширению видения своих возможностей, пересмотра сво
его жизненного опыта с критических позиций.
3.Проверка усвоения.После того как очерк фиксированной роли
создан, его обсуждают вместе с клиентом, чтобы тот имел возмож-
ность глубже понять цель работы и внести определенные коррективы.
4. Реальная деятельность. По завершении проверки усвоения очерка, согласования проблемных моментов и подтверждения готовности клиента продолжать работу ему предлагается сыграть, воплотить в жизни роль из очерка (обычно на протяжении двух недель). Исследуемый должен по крайней мере трижды в день прочитывать очерк, стараясь вести себя, думать и говорить как человек, описанный в нем. В этот промежуток времени психолог и клиент часто встречаются, обсуждают возможные проблемы. Допустимо ролевое проигрывание сложных ситуаций.
В результате такой работы у клиента спустя некоторое время происходят изменения в стратегиях деятельности и системе ценностей. Исследователи Д. Фейдимен и Р. Фрейджер приводят ряд правил, которые желательно выполнять при написании очерка фиксированной роли: