Формирование атмосферы доверия.
Упражнение «Зеркало».
Цели: развитие сензитивности, формирование атмосферы доверия.
Реквизит: нет.
Характер работы: в парах.
Группа делится на две одинаковые подгруппы и, стоя, образуют два круга – один внутри другого; участники стоят лицом друг к другу. В роли ведущих выступают участники из внешнего круга; они начинают совершать медленные движения всем телом – руками, ногами, головой, торсом. Их пары из внутреннего круга зеркально отображают эти движения как можно более точно и полно. Например: если ведущий вытягивает свою правую руку, то ведомый вытягивает левую. Через 5 минут участники упражнения меняются ролями.
При выполнении упражнения не надо ни о чем задумываться, тело должно двигаться само, сознание переживает опыт следования за другим.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цели:
· усиление сплоченности группы;
· развитие управленческих способностей;
· приобретение навыка ориентации при отсутствии видимости.
Реквизит: нет.
Характер работы: в парах.
Группа разбивается на пары. В каждой паре есть ведомый («слепой») и ведущий («поводырь»). Ведомый завязывает себе глаза. После этого ведущие вместе быстро меняют местонахождение мебели (стульев, столиков и т.п.), находящейся в комнате. После этого ведущие возвращаются к своим ведомым. Задача ведущих состоит в том, чтобы познакомить своих ведомых с особенностями видоизмененного пространства комнаты. Причем, объявляется запрет на любые звуки, прежде всего на речевое общение. Ведомый становится позади ведущего, положив правую руку на левое плечо ведущего.
Паре необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, избегая препятствий и столкновений с другими парами. После успешного прохождения участники меняются ролями и повторяют задание. После успешного прохождения обоими участниками 1-го этапа усложняется окружающая обстановка – ставятся стулья, на которые необходимо забраться, рисуется на полу или составляется из предметов мебели условный лабиринт. Участники могут не только перелезать через нагромождения из стульев, но и передвигаться по столам, подоконникам. Задание остается тем же. Игра ведется либо на время, либо на выполнение задачи.
При наличии времени можно повести еще 1 этап игры – завязать глаза всем участникам. В этом случае обстановка должна быть относительно безопасной или не меняться с последнего этапа.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями. У игры два условных уровня эффектов. Первый связан с отработкой навыков достижения взаимопонимания между партнерами. Здесь при обсуждении полезно обращать внимание на личный опыт каждого, как успешного, так и неудачного контакта с партнером.
Второй слой эффектов связан с личностными переживаниями зависимости и ответственности. Кто-то из участников с трудом переживает ситуацию зависимости от другого человека, кто-то наоборот, позицию ведущего, ответственного за ведомого, в том числе за его здоровье (чтобы не упал, не повредил ногу и т.п.).
Также можно обсудить ощущения в роли ведомых с позиции ориентации в пространстве «на ощупь».
Рисунок состояния.
Цели: проработка негативных реакций, отслеживание динамики состояния в течение дня.
Реквизит: несколько комплектов цветных карандашей, краски (акварель), кисти, баночки с водой, бумага.
Характер работы: индивидуальный с последующим групповым обсуждением.
Обязательно проводится в случае если при первом выполнении рисунка ведущим принято решение не прорабатывать состояние, а собрать рисунки. В противном случае может и не проводиться.
Упражнение проводится так же, как и в первый раз, далее рисунок начала дня и этот сравниваются между собой. Обсуждается состояние участников, его изменение, причины изменения (или неизменности) состояния.
День второй.
Цели:
· выявление и проработка «проблемных» зон взаимодействия;
· формирование навыков эффективного взаимодействия.
Тренинговое действие и его направленность | Время | Как это сделать | Примечание |
1. Приветствие. | 5-10 мин | Упражнение «Приятное пожелание на день». | |
2. Разминка. Тренировка психических процессов | 1ч | Упражнение «Лабиринт». | |
3. Игра «Взаимодейст-вие». | 30мин | Каждый участник говорит на круг высказывания на заданные темы, касающиеся взаимодействия в системе начальник-подчиненный | Приветствуется использование реальных рабочих ситуаций. Желательна видеосъемка. |
Перерыв. | 15мин | ||
4. Обсуждение результатов игры. | 55мин | Просмотр видео, обсуждение результатов игры, выработка правил конструктивной критики и взаимодействия с подчиненными. | Правила необходимо потом напечатать и раздать участникам в качестве памятки. |
5. Подведение итогов. | 15-20 мин | Тренер просит каждого участника ответить на вопрос: «Что было самым важным для меня в течение дня?». | |
Итого: | ≈3,5ч |
Приветствие.
Упражнение «Приятное пожелание на день».
Цели:
· развитие сензитивности,
· усиление сплоченности,
· выявление барьеров общения.
Реквизит: мяч (для модификации 1), видео (для модификации 2).
Характер работы: групповой.
Все участники садятся в круг.
Инструкция:«Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».
При обсуждении выполнения упражнения можно пойти либо коротким путем, задав вопрос: «Как вы себя чувствуете?», либо более длинным, поставив вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?» При обсуждении может быть выдвинута идея, важная в тренинге партнерского общения, сотрудничества, ведения деловых переговоров, о том, что дискомфорт возникает в том случае, когда обращение к человеку не соответствует его потребностям, интересам.
Если во время выполнения упражнения тренер замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить группу именно о них. Вопрос может звучать так: «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?» Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе упражнения; с другой стороны, ответы на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить его за счет мнений других участников. Осознание своего опыта в данном случае – это осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.
Модификация 1
Участники садятся в круг. У тренера в руках мяч.
Инструкция:«Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
Модификация 2
Участники садятся в круг. Видеоаппаратура подготовлена к съемке.
Инструкция:«Начнем нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелания группе на сегодняшний день».
Все пожелания записываются на видеопленку. Затем участникам предлагается сесть так, чтобы им было удобно смотреть видеозапись. Просмотр видеозаписи создает сильный позитивный эмоциональный фон в группе. Это связано со взаимной индукцией позитивных впечатлений от пожеланий, которые при просмотре воспринимаются особенно остро (каждый ждет своего появления на экране и затем сравнивает себя с остальными).