Черников Виктор ( Топоръ) – Хранитель знаний 2 страница
От этих первых богов родились все другие боги, сделали они землю, покрыли ее лесами, засеяли зерном, создали на ней различную живность. Даждьбог и его жена Жива основали на земле род человеческий. Старый мир весь преобразился: зазеленели под Солнцем рощи и леса, ожили хлеба, налились добротным зерном ржаные и пшеничные колосья, и счастливые люди пели песни и возносили хвалу Роду. А с вершины Дуба-Стародуба взирал, удивляясь, сам Творец всего сущего Род-Сокол. Созерцая голубое Небо над цветущей Землей, он, улыбаясь, сказал: «Это и есть Новый Мир».
По славянским мифам, в отличие от библейских, люди — дети богов — всегда жили на земле, временами прося у своих отцов-покровителей защиты и помощи. И были среди них особые — любимцы богов кудесники-волхвы, которым творцы понемногу открывали занавес к познанию смысла Бытия, Жизни и Смерти, наделяя их тайными мистическими знаниями, способностью помогать своим соплеменникам. Волхвы влияли на судьбу племен, к их советам прислушивались вожди, князья и воеводы.
Когда на славянские земли пришло христианство, оно еще на протяжении почти десяти столетий мирно сосуществовало с язычеством, пока по воле князя Владимира в 988 году не стало государственной религией Киевской Руси. Принимая христианство из политических и др. соображений, но не желая полностью потерять свою Веру в другой религии, лучшие, древнейшие роды Руси, посылали самых обученных и способных сынов в монастыри для обучения, с последующим объединением двух религий в Славянское православие. Оно вобрало в себя языческие обряды и календарные праздники, ставшие неотъемлемой частью психодуховной культуры славянских народов. В течение 80 лет все греческие священники были заменены славянами. Православные священники в часы бедствий оставляли сан, брали в руки оружие и шли в битву во главе казацкого войска или в его рядах. С другой стороны, некоторые казацкие воеводы после победоносных походов, оставляя Сечь, становились монахами.
Божьи зерна
Поскольку Спас видит и слышит намного больше, чем обычный человек, то ученики характерника в первую очередь овладевали умением познавать окружающий мир в полной его гамме. Происходило это благодаря умению видеть не только физическое тело человека, животного или растения, а и их внутреннюю суть.
Механизм передачи от учителя к ученикам свойства расширенного видения и энергетического воздействия объяснить довольно непросто, так как это явление до сих пор не исследовано.
В основе понятия «Спас» лежит традиционное народное понимание энергетического строения организма человека как Божьего стебля или солнечного цветка.
«Человек — это Божий стебель, на котором растут Божьи зерна числом до девяти. В теле человека живет «серебряный человек», который прозрачной серебристой линией на половину ногтя мизинца выходит из тела».
Исходя их развития современной науки, это можно трактовать следующим образом: физическое тело состоит из внутренних органов и систем, каждый из которых имеет свою память, сознание и ум. Как раз они (память, сознание и ум) и выражены энергиями, которые и видит человек в легком состоянии Спаса как серебристое сияние энергетических копий внутренних органов. При этом ясно прослеживаются патологические изменения этих органов, чужеродные тела в них и прочее.
Человек — «Боже стебло» — оберегается от внешнего влияния защитными пластами энергетической «коры». Дед говорил:
«Стебель укрывают два пласта коры, прозрачной, как пар на пашне или утренний туман над речкой. Первый пласт отходит на два-четыре пальца от тела и зовут его Даж. Второй пласт коры находится на расстоянии полторы-две ладони от тела и зовут ее Малка. Для того чтобы Малка хорошо прикрывала Дажа, Сияние и тело ребенка надо крестить».
По эзотерической терминологии можно считать, что Даж — это эфирный двойник. Можно вообразить, что Малка укрывает, будто скафандр, физический организм, Сияние и Дажа. Таким образом, в объединении этих четырех частей человек выступает как единый организм. Крещение грудного ребенка, с точки зрения Спаса, символизирует определение его принадлежности к мощным силам, которые оберегают и защищают новорожденный организм, т. е. к эгрегору.
Представление украинцев о Человеке — Божьем растении — совпадает с верованиями друидов, которые отождествляли человека с деревом и считали, что детский организм имеет вид стебля, в пору полового созревания он становится ветвистым и начинает формировать «крону».
«С этим рождается ребенок, с этим он и живет до 12–15 лет. После 12–15 лет «серебряный человек» выпускает из себя шипы, которые выходят зимой на два-три шага впереди и четыре назад от тела. На эти шипы или ветви садятся всадники-спутники: сперва Сак, потом Вол, Калэн, Хор, Тар, Швак. Откуда они берутся, никто не знает. Может, Бог посылает, может, с умерших родственников перелетают, а может, от глупых людей ушли.
Это заучивалось в нашей семье из рода в род, и я это передаю почти дословно. Информация, которая дошла из глубины столетий, и есть ключевой основой Спаса.
Солнечный цветок
Базовая система человеческого энергетического организма, известная как аура, получила отражение на старинных иконах. Многие иконописцы обладали видением и, не совсем понимая, что они видят, выписывали на ликах иконы крылья, нимбы и др. Наиболее реалистичная (в понимании Спаса) икона — «Спас Нерукотворный». Это как бы вид базовой системы человека сверху. Управляется эта система физическим и «эфирным» мозгом, который можно назвать земным разумом. В нем концентрируется земная память, земное сознание, земной ум и земное воображение, обеспечивающие жизнеспособность нашей личности, нашего Я. Земной разум отстаивает интересы «базовой» системы и предохраняет человека от создания «сверхсистемы» управления, включающей в себя мощные энергетические подсистемы. В Спасе говорят, что Душа человека спит.
По представлению наших предков «сверхсистема» управления состоит, в свою очередь, из шести подсистем-сфер, которые окружают базовый организм. Три сферы управляют левым полушарием мозга, три — правой. Это подсистемы: Сак, Вол, Хор, Кален, Тар, Швак.
Сак и Вол можно отнести к «средним» энергиям. Хор и две последующие — это сверхэнергии, а последняя, десятая, энергетическая сущность — это Швак. Сильнее этой силы только земной разум и родовой ангел, который так и называется — Род. В верованиях древлян он олицетворяет собой Солнце.
«Человек — это солнечный цветок, ромашка или подсолнух, который расцветает под солнечными лучами». Так определяли наши предки связь и зависимость энергетики человека от Солнца, ее увеличения или уменьшения от поры года.
Зимой энергетика человека представляет собой «бутон» солнечного цветка и имеет вид луковицы, стилизацию которой можно увидеть на маковке каждой церкви. Площадь «бутона» около 30–35 квадратных метров, высота — 2,5–3 метра. Летом «цветок» раскрывается навстречу солнцу и тогда площадь его космического организма занимает уже 200–250 квадратных метров при высоте 5,5–6 метров.
Издавна изучается в народе влияние на организм человека, животных и живой природы Луны и Солнца, а кроме того, влияние этих светил в их взаимодействии. Хорошо известно из исторических источников, что затмение Солнца было одной из главных примет, имевших влияние даже на значительные исторические события (вспомните «Слово о полку Игоревом»). Влияние Луны на организм человека и всего живого изучался настолько досконально, что является одним из важнейших моментов в народной медицине. Фаза Луны учитывается целителями в процессе лечения, при сборе лекарственных трав и изготовлении из них снадобий. Сравнение же человека с солнечным цветком не было случайным или надуманным, поскольку для Спаса не трудно наблюдать, как в теплую пору года возрастает биополе человека и превращается в цветок с шестью разноцветными лепестками. Об этом шестилепестковом цветке еще в детстве мне рассказывал дед.
На божьем коромысле — добро и зло
Стремительный XXI век вынуждает нас, землян, от разговоров и дискуссий о все ухудшающейся экологии перейти к реальным программам по спасению планеты. Назрела необходимость защищать нашу Землю от результатов неразумного хозяйствования на ней того самого Человека разумного. Ведь самая разумная деятельность человека в любом случае наносит вред живой природе, особенно дикой. Это понимали и наши предки, которым удавалось жить в гармонии с окружающими их лесами, реками и морями. При этом не последнюю роль играл сознательный и подсознательный страх перед природой, понимание того, что в финале перед Богом придется отвечать не только за совершенные физические действия, но и концентрированные мысли, которые способны проявиться на физическом плане.
«Надо прожить жизнь так, чтобы на Божьем коромысле, когда ты станешь перед Богом в судный день, добрые дела перевешивали злые. Только знай, что если ты станешь перед Богом и будет у тебя одно только добро, то его тебе засчитают в зло, потому что нельзя сделать добра, не сделав зла. Добро лишь на волосинку должно перевешивать зло.
Дед объяснял эти слова по-своему:
«Вот смотри, дом строят, сваи забивают. Добро это или зло? Люди будут жить, свадьбы будут играть, детей рожать и воспитывать будут. Это добро. А сколько червей погибает от каждого удара? Ведь зло? Так чего ж больше — добра или зла? Для человека это добро. Ты — человек. Вот и выбирай: строить или не строить? Жить или не жить? Нет абсолютного добра, как нет света без тьмы. Степень добра определяет твоя совесть. У каждого своя правда. Всегда поступай по совести. По совести и определяй, чего ты сделал в жизни больше, добра или зла, смотри, чтобы добра было больше, и помни: добро невозможно купить, его можно только самому сделать. Зло можно купить или украсть, добро ж можно только сделать. Даже когда ты нищему подаешь нечестно заработанные деньги, это добром не является. Это страх перед Божьим коромыслом заставляет тебя это делать».
Я долго размышлял над проблемой добра и зла и пришел к выводу, что наши предки, наверное, имели основание говорить, что нас, людей, на этапе земного развития сунули в «глину» физического тела лишь для того, чтобы мы развили в себе такие простые качества, как Совесть и Любовь. Не случайно во многих религиях и философских учениях подчеркивается то, что на современном языке можно определить понятием «экология души».
Понимание энергетического строения организма человека приводит к понятию информационно-энергетической оболочки планеты, на что, в той или иной мере, человек влияет не только физическими действиями. От животных и других объектов природы он отличается главным: способностью мыслить, в результате — образовывать мыслеформы и силой энергетического или энергоинформационного влияния в большей или меньшей степени действовать на окружающую среду. Вот за эти мыслеформы, за эти конкретные концентрированные мысли человек, с точки зрения Спаса, и несет ответственность перед Природой — Богом. За остальную мыслительную деятельность, такую как переработка полученной информации, выбор оптимального варианта и другие мыслительные процессы, ответственности нет. Мы часто говорим «Вольный казак». Понятие вольности в Спасе — это не вседозволенность, а воля выбора и мера ответственности за свои поступки. Человек волен выбирать свой путь, что выберет, то и получит, за то и будет отвечать.
Купола на соборах
На основании анализа и осмысления родовых знаний мы попытались составить цифровую систему, в которой бы четко определялось место человека во всеобщей природной гармонии. В результате пришли к парадоксальному выводу о том, что число 13 отнюдь не является «несчастливым», «чертовой дюжиной», а наоборот, символизирует Бога.
Система эта проста и, на мой взгляд, понятна каждому.
(1 + 1 + 1 + 1 + 1)
Тело Кремень Сияние Даж Малка
(«с этим человек рождается»)
+
(1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1)
Сак Вол Кален Хор Тар Швак
(вершники, «всадники»)
+
Два лунных = 13
Таким образом, получается 13 составных систем человека мыслящего — Человека космического. Человек создан по Образу и Подобию Божьему.
Такую же числовую символику имеет и христианство, утверждающее идеологическую систему: Христос и его двенадцать апостолов, которая, как мы видим, полностью совпадала с существующей в течение тысячелетий системой старинных славянских богов. Возможно, Иисус Христос ассоциировался у наших предков с образом Бога Сокола Рода, а двенадцать апостолов — с двенадцатью компонентами космического человеческого организма, так хорошо изученного волхвами на берегах священного для каждого славянина Борисфена (Днепра). Исходя из этого, можно сделать вывод, что приход христианства в племена Киевской Руси был не случаен; древние боги в период слияния и преобразования религий потеряли свои имена и получили новые.
Тринадцать куполов славянской святыни Софии Киевской тоже ведь символизируют Бога — Иисуса Христа и его двенадцать апостолов. Потому-то и сохранились до наших времен в первозданной целости и красе, олицетворяя Человека разумного как высшее достижение Природы в создании мыслящей материи. Кстати, в Тюмени есть тринадцатикупольный храм СПАСА.
Видение
Прямое видение — это видение энергополей человека, животных, растений, минералов, и др. физическими глазами. Когда мы смотрим как бы от себя, направляя свой взгляд вовне, как бы нападая, давя.
Обратное видение — это видение энергополей окружающего нас мира и объектов в нём, когда мы как бы втягиваем объект взглядом в себя. Даже не сам объект, а его энергетику. Этим способом видения часто пользуются женщины, когда хотят привлечь к себе внимание мужчины. Голова слегка наклонена, взгляд украдкой, исподлобья и притягивающий зовущий «Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоняя».
В любом из этих случаев возможно переключение глаз, зрительного нерва, на 10–16 режимов. В зависимости от выполняемой работы: от видения внешней оболочки до видения внутреннего строения предмета, органа, клетки.
При прямом видении очень хорошо просматривается эмоциональное состояние человека, животных и растений. Эмоции в энергетическом плане имеют цветовую окраску. Например: желание как таковое — жёлтый цвет, желание научить чему-нибудь — салатовый и т. д. Так что прямое видение может быть использовано, как детектор лжи. И если на физическом уровне можно спрятать свои чувства и эмоции, то на энергетическом спрятать их практически невозможно.
Меня учили смотреть эмоции сначала на насекомых, птицах, животных, а бабушка (она была травница) — на растениях. Пчела, когда летит за мёдом, золотисто-жёлтого цвета, а когда летит с мёдом — голубого. Кошка, которая принесла котёнку мышку и обучает его охотиться, светится зелёным. Растения во время дождя и комнатные растения во время полива на энергетическом плане принимают синий цвет. Бабушка говорила, что растения в этот момент набирают энергию и могут непроизвольно взять её и у ребёнка, и у больного или старого человека. Поэтому нам не разрешали выходить на двор сразу после дождя. К 8-10 годам ребёнок уже может удерживать энергетику при себе. Весной, как только начинается движение соков в стволе дерева, видны два энергетических слоя на коре. Они прозрачны, как уплотнённый воздух. Набухшие почки смотрятся в розово-малиновом цвете. На расстоянии 20–30 метров от дерева крона светится сполохами этого цвета. Перед распусканием цветков, на закате, видны вспышки от ярко синего до фиолетового цветов. Особенно красиво и хорошо видно на сирени. Энергетическую окраску так же хорошо видно на одуванчике. В солнечную погоду одуванчик светится сине-голубым цветом и это видно даже человеку, не обладающему прямым видением.
Необходимо взять чистый, не линованный, лист белой бумаги, свернуть его в кулёк и поместить в середину кулька свеже-сорванный на солнечном месте цветок одуванчика на длинном стебле. Цветок не должен касаться стенок кулька. Если смотреть между цветком и бумагой, то сразу же становится видно голубой ореол вокруг цветка. Светится как фонарик.
Наиболее мощно растения светятся с 20 июня, а на 7 июля приходится пик яркости. Сейчас, к сожалению, почти не осталось лугов. В середине лета это необычайно красивое зрелище. Луг сияет всеми цветами радуги. Не только от физического цвета, но и от энергетических окрасок. В это время хорошо видна степень вегетативного развития растений. Весенние уже созрели и отмирают, летние — в полной красе, а осенние только начинают просыпаться. Используя прямое видение, собирают травы, коренья, плоды. Цветочные рынки в этом плане представляют собой страшное зрелище. Повсеместно присутствует коричнево-серый цвет увядания и чёрный — смерти растений. Хотя цветы на физическом уровне красивые и кажутся свежими, сорванный цветок через 6–8 часов умирает энергетически.
Бабушка запрещала мне с сестрой без нужды срывать цветы и растения. Если и срывали, то договариваясь с растением, объясняя ему необходимость своих действий. Обычно всегда получали разрешение. Этому я научил и своих детей и учу внуков.
В 2001 году, работая в Москве, я на Вербное воскресение со своими учениками ездил в Троицко-Сергеевскую лавру. Снег уже растаял, и только между храмом Прасковьи Пятницы и стеной лавры осталась снежная поляна диаметром метров 30–35. Её пересекала тропа. Я попросил ребят остановиться, а сам перешёл на другой конец поляны. Хотел посмотреть их на фоне светлых стен лавры и снега. Вдруг сзади раздались восторженные возгласы курсантов. Оказалось, что когда я был в центре поляны, стали видны десять спутников в разных цветах. Потом мы уже каждого ставили в центр поляны и рассматривали его. Близость энергетически сильных мест, эмоциональный и духовный подъём от посещения Лавры делали человека похожим на бутон раскрывающегося цветка, сияющего всеми цветами радуги и её оттенками. Каждый светился по-своему и почти на всю поляну. Зрелище незабываемое! К сожалению, курсы закончились, и мне было нужно срочно возвращаться на Украину, и больше не удалось повторить такой же эксперимент.
Видят в основном женщины. Они более чувствительны и наблюдательны. Но мужчины если видят, то в более полной гамме цветов. Мужская энергетика более мощная. Внутренние органы в цвете мужчины видят гораздо чаще женщин. Каждый человек видит по-своему и заставлять его видеть так же, как и я — нецелесообразно. Потеряется творческий потенциал.
Я не учу видеть, не открываю зрение. Я просто передаю человеку способность это делать, а он уже видит так, как присуще только ему. И уже в дальнейшем сможет передавать эту способность своим детям и внукам.
ЦВЕТА ЭМОЦИЙ
Красный — озабоченность физическим здоровьем или наличие болезней;
Алый — грубое сексуальное, животное влечение, желание;
Малиновый, оранжево-красный — сексуальное влечение к конкретному лицу;
Оранжевый — творчество, физическое томление;
Жёлтый — желание благополучия;
Желто-оранжевый — желание иметь много денег;
Зелёный — цвет учителя, мамы, когда она учит ребёнка, дружеские отношения;
Голубой — цвет платонической, альтруистической любви, любовь к детям, людям вообще, без конкретной привязки;
Розовый — материнская, сестринская любовь;
Оранжево-голубой — творчество художников, писателей;
Синий — техническое творчество, забота о мире, на грани божественного, фантазии;
Тёмно-синий до чёрного — фанатизм, маниакальность, одержимость;
Фиолетовый — божественность;
Светло-серый — озабоченность;
Серый — нерешительность, раздвоенность;
Коричневый — пессимизм;
Чёрный, чёрно-красный — вампиризм.
Растения в системе спаса
В верованиях и в традиционной медицине племен, что испокон веков населяли территорию Украины, растениям отводилась чуть ли не главнейшая роль. Напечатанные в последнее время материалы о друидах, живших в древности на территории западной Европы и создавших свои системы взаимодействия человека и природы, человека и растительного мира, многим из нас кажутся такими привлекательными главным образом потому, что широкие массы совсем не знают о такой же системе, которая существовала у нас, славян. В объеме знаний, которыми владели запорожцы, сведения о растениях, их влиянии на человека не были тайными, а являлись азбучными, повседневными. Использование растений в народной медицине широко раскрыто в книгах народных целителей. Подход к растениям как к энергетическим объектам до последнего времени не был широко известен. И этот подход весьма интересен.
По сравнению с энергетикой человека или животного, энергетика растений значительно проще, но вместе с тем, информационно более стойкая. Аура растений, в особенности деревьев, является легким объектом для наблюдения даже для любителей, далеких от премудростей тайных наук. Просто и понятно, как в школьном наглядном пособии, выглядит энергетика отдельного дерева весной, в пору усиленной циркуляции соков и цветения.
Наблюдая энергетику отдельно стоящего дерева, можно легко увидеть несколько серебристых энергетических слоев, которые становятся все прозрачнее по мере отдаления от ствола и кроны. Зимой на дереве наблюдается лишь один прозрачный и бесцветный энергетический слой толщиной до 2,5 сантиметров, весной, с началом хода древесных соков, на протяжении трех-четырех дней свечение возрастает, и становятся видимыми еще два бледно-голубые пласта. При распускании почек свечение молодой листвы в основном имеет розово-малиново-бежевый цвет. При цветении доминирующий цвет — голубой. Крона дерева на расстояния 25-100 метров просматривается как окантовка шириной 2,5–3 метра. В особенности четко просматривается аура в сумерках, после захода солнца.
Растения, равно как и человек, все время изменяют цветовую гамму излучения. В обычном состоянии растения имеют энергетику голубого цвета различной степени насыщенности. Во время дождя или полива цвет излучения становиться желто-зеленым. Прослеживается аналогия с изменением цветовой гаммы организма человека, который тоже излучает желтый цвет во время принятия пищи. Когда же растения не политы, они излучают фиолетовый цвет, который доходит вплоть до «фиолетовой черноты».
Сорванные цветы и листва через десять-пятнадцать секунд начинают излучать густо фиолетовый цвет. За сутки интенсивность излучения цвета ослабевает, он становится голубым, затем бледно-голубым. Высохшие листья и цветы излучают тонкое серебристое свечение с черной окантовкой.
Если сорванные цветы поставить в воду, они еще некоторое время продолжают жить так, как и те, что остались в природе, процесс изменения цвета энергетики замедляется. Если сорванный цветок оставить на солнце, цвет излучения доходит до серебристого с черной окантовкой всего за один-два часа.
В пасмурную погоду или вечером интересно рассматривать луг, который излучает малиновый, фиолетовый, голубой, желтый и прочие цвета и оттенки. Эти цветовые различия поясняются тем, что луговые цветы имеют неодинаковый период вегетации: когда летние растения расцветают и излучают голубой цвет, весенние уже вянут и излучают фиолетовый цвет, а осенние еще только прорастают и в их цветовой гамме преобладают розово-малиновые оттенки. Некоторые растения находятся в состоянии набора влаги и излучают желто-зеленый цвет.
Все это создает удивительно красивое, необычное зрелище, при котором сочетание цвета растений и цвета их излучений создают картину, напоминающую полотна импрессионистов. Думаю, что эти художники фактически обладали прямым зрением, но вряд ли отдавали себе в этом отчет и писали свои полотна, основываясь на подсознательном восприятии.
Энергия цветов и растений очень приятная по своим качествам и легко усваивается организмом человека. Отсюда становится понятным желание людей иметь у себя дома живые цветы. Они не только радуют глаз, но и дают энергетическую подпитку организму, обладающую значительным оздоровительным эффектом. Особенно интенсивно растения выделяют энергию после дождя или поливки, поэтому находиться в этот период на природе не только приятно, а и очень полезно.
В детстве, не выпуская нас на улицу во время дождя, бабушка обычно говорила: «Когда человеку мешают есть и пить, он сердится и может даже ударить. Деревья и кусты тоже не любят, когда им мешают есть и пить. Могут также ударить».
Во время дождя растения набирают энергию из всего, что находится рядом, в том числе и из человека. Больным, ослабленным людям и маленьким детям, возможно, целесообразно удерживаться от прогулок под дождем. В целом организм человека хорошо защищен и приспособлен. Любое природное явление идет ему лишь на пользу.
В народной медицине растения были основным поставщиком лекарств. Поэтому отношение к ним особое. Траву, коренья брали после проведения определенных обрядов. Произносились специальные заговоры с просьбой взять траву. Особо сильными считались травы добытые, именно добытые, а не просто сорванные, на Ивана Купала. На Купальскую неделю всё живое входит в силу. Особенно травы лесные и полевые. Собранные в это время, они помогают не только от хворей, но и от сглаза, от порчи — столько силы в них. А есть такие травки, которые к лечению непригодны, да и вообще в остальное время пользы от них нет. Но на Купальскую неделю начинаются в них процессы особые, попадая в организм, они срабатывают вроде ключика: энергию, в клетке замкнутую, выпускают. Есть травы-обереги, как например, Плакун-трава, Одолень-трава. Со своими учениками уже более 15 лет мы проводим праздник Купалы. Так вот Плакун-трава добывается только на Купальскую ночь перед восходом солнца. Корень плакуна берется без применения железа, т. е. деревянными лопаточками (мы их сами изготавливаем, каждый для себя). Но этого мало: добытый корень необходимо заговорить в храме. Вот тогда это будет самый мощный оберег от злых людей и чар. В это же время берется корень Одолень-травы. Вот уж где необходимо потрудиться: она в реке растет, и корень может до метра уходить в ил. Да и сушить его необходимо практически на том же берегу, а это 4–5 дней. Зато энергия, вложенная в этот труд, слияние с природой, приносят огромную пользу людям, исцеляя от хворей и защищая от всевозможных напастей.
Полевые формы жизни
«Рядом с человеком живут собаки, кошки, коровы, голуби, воробьи и прочие живые существа: волки, хорьки, гадюки, лягушки, клопы, блохи.
Такие же добрые сущности, полезные для человека, а также всяческая нечисть, которую нельзя увидеть простым глазом, живут рядом с людьми. Видит их не только Спас, видят ведьмы, упыри и вурдалаки, и через эту нечисть наводят порчу на людей, цепляют на них всяческую болезнь», — говорила моя бабушка, при этом неоднократно вспоминалось явление, которое в народе имеет название «Смерть за плечами». Понятие «полевые формы жизни» стало обыденным уже в двадцатом веке, в украинской же мифологии издавна существовали большие и меньшие по влиянию божества, которые вредили или же помогали человеку: оберегали семью, дом, домашние сбережения, скотину, хозяйство.
Возило оберегал лошадей, а Воструха — коров от болезней и хищного зверя в пути. Дворовик охранял от мора, грабежа, пожара всю живность и все добро во дворе крестьянина. Домовой был «домашним» божеством, заботившимся обо всей семье, живущей вместе, под одной крышей. Конюшник оберегал конюшни и лошадей от всякой беды, болезней, пожара. Для него оставляли хозяева в яслях на ночь разные продукты. Куриный бог — камень, грубо обтесан в виде «молота Перуна» с дыркой посредине — вывешивался в курятниках как средство против заболевания домашней птицы. Пасечник заботился о пасеке и ульях так, что хозяину не было потребности лишний раз в них заглядывать. Сарайник охранял хозяйственные строения от огня, злодеев и дикого зверя, Стодольник — стодолу (т. е. амбар) с урожаем, помогал хозяину быть зажиточным. Табунщик жил в чащах возле выпасов, сторожил табуны лошадей, отводя от них дикого зверя. Хлебник оберегал зерно и муку в засеках от порчи и вредителей, способствовал хлебопечению, а Жировик хранил съестные припасы в погребах и на чердаках. Одним из наиболее популярных домашних богов у наших предков был Чур — хранитель домашнего очага, тепла, уюта, Бог достатка, добрый дух дома и защитник рода, представлялся в виде пылающего в ночи огня, таким его и изображали рукодельницы на рушниках. Обращение к богу «Чур меня» оберегало человека от зла. Люб — дух хранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом. Люба следовало ублажать, дабы он отгонял от спальни Нелюба. Жировик любит жить в тепле, незримо вертится возле хозяйки, занятой готовкой, любит лизнуть блины, оладьи «с пылу, жару».
Домовой
В течение тысячелетий жилище человека органически вписывалось в природную среду. Передвигаясь со скоростью 5–6 километров в час, наши прадеды видели то, что сегодня не улавливает наш глаз. Вот как рассказывал мой дед о поездке на базар в г. Николаев, это всего в 40 км.
«Якщо не було великої потреби, то їздили на недільний базар. Виїзджали в суботу по обіді, до смерку були уже в Гурьївці (это половина дороги), а зі сходом сонця їхали далі. А там уже і базар».
Бабушка в детстве не раз говорила мне:
«Если увидишь домового или его деток, не смотри на них, и тогда они исчезнут. Если же ты будешь смотреть, они начнут расти, будут становиться все большими и большими, и в конце концов, ты увидишь, как они плачут, потому что им очень больно, когда они вот так быстро растут. Они этого не хотят. Они хотят жить тихонько где-то там за печкой на чердаке или в погребе, хотят иметь свой маленький кусочек хлеба, немножечко молока, да щепотку табака на праздники, за это они следят за тем, чтобы в хозяйстве был порядок, а в семье — покой и согласие. Они тонко ощущают, когда хозяева добры, они хотят, чтобы их любили и не трогали. А если кто на домового накричит или как-нибудь по-иному обидит, он уйдет прочь к другому человеку, к умным людям, но перед тем такое сделает, что и крыша на доме дыбом станет. Это большое счастье, когда домовые приходят жить в хозяйство и огромная беда, когда их заставляют идти прочь».