Конфликты — источник социальной напряженности в компании
Конфликт— столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Классическая формула конфликта:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.
Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент — стечение обстоятельств, ставшее поводом для конфликта.
Виды конфликтов— варианты конфликтного взаимодействия. Конфликты различают:
• по природе возникновения: социальные, организационные, эмоциональные;
• по направленности воздействия: вертикальные и горизонтальные;
• по объекту: территориальные, иерархические, ресурсные, политические;
• по социальным последствиям: успешные, безуспешные, созидательные (конструктивные), разрушительные (деструктивные);
• по формам борьбы: мирные, немирные;
• по степени выраженности: открытые, скрытые и потенциальные;
• по субъекту: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, между группой и обществом, между социумами.
Конфликт — естественный фактор социального развития организации, призванный разрешать возникающие противоречия.
Причины конфликта в организации:
1. Распределение ресурсов.
2. Различия в целях
3. Взаимозависимость задач.
4. Различия в представлениях и ценностях.
5. Неудовлетворительная коммуникация.
6. Несбалансированность рабочих мест.
7. Неадекватный контроль.
8. Различия в манере поведения и жизненном опыте.
9. Авторитарный стиль руководства
Этапы развития конфликта:
1. Зарождение конфликта
2. Конфронтационная — военная фаза: стремление обеспечить удовлетворение своей потребности
3.Компромиссная — политическая фаза: стремление достигнуть интереса через переговоры
4.Коммуникативная — управленческая фаза: стремление к консенсусу, взаимодополнению интересов
Стратегии управления конфликтом:
1. Стратегия подавления конфликта(по отношению к конфликтам в деструктивной фазе и к беспредметным):
• целенаправленное и последовательное сокращение числа конфликтующих;
• разработку и применение системы правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными друг к другу людьми;
• создание и непрерывное поддержание условий, затрудняющих или препятствующих взаимодействию потенциально конфликтных друг к другу людей.
2. Стратегия отсрочки (ослабление конфликта до созревания условий его разрешения):
• изменить отношение одного конфликтующего к другому, изменив роль или место одного из конфликтующих в воображении другого;
• изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации;
• изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным.
3. Стратегия разрешения:
• прекращение конфликта самими участниками;
• внешнее воздействие на конфликт, основанное на устранении его причин и недопущении открытых столкновений сторон.
4. Стратегия урегулирования- недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей путем переговоров, посредничества, арбитража.
Позитивные последствия конфликтов:
• предотвращают окостенение системы, застой, открывают дорогу инновациям;
• служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях;
• отрицают старые, «отжившие» отношения, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
• «изживают» внутреннюю напряженность, «выплескивают» агрессивные чувства, «разряжают» фрустрации, неврозы;
• необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;
• создают необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;
• приводят к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.
Дисфункциональные (негативные) последствия
1. Повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе. Меньшая степень сотрудничества в будущем Препятствие осуществлению перемен и внедрению нового, ухудшение качества принимаемых решений
2. Неудовлетворенность, плохое состояние духа - рост текучести кадров и снижение производительности, потеря квалифицированных работников
3. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами (реорганизация рабочего места), увеличение враждебности.
4. Представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны — как об отрицательных
5. Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон и ведет к саботажу: нанесению ущерба репутации, намеренной порча оборудования, нарушению производственного процесса