Коммуникативные барьеры общения
Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер. Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек - ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют "барьер отражения". Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).
Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения. Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.
Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.
Выводы
Ø Общение - процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.
Ø Уменьшение барьеров общения приводит к улучшению понимания, т.е. к эффективности общения, что в свою очередь способствует продуктивности совместной деятельности.
Ø Восприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных и психологических барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Ø Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Также в качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.
Ø Коммуникативные барьеры общения имеют большой спектр разных причин, но все они приводят к искажению изложенной информации и самой сути передаваемой мысли.
Ø Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.
Заключение
Исследование, проведенное в данной курсовой работе является одной из многих попыток разобраться в некоторых аспектах общения. Мы постарались доказать наличие взаимосвязи между самооценкой, установками и психологическими барьерами общения.
В результате теоретического анализа литературы по интересующей нас теме, мы смогли отобрать и систематизировать необходимый материал, чтобы конкретизировать и уточнить те аспекты общения, на которые направлено настоящее исследование.
Сложный этап работы - подбор диагностического комплекса, так как тема общения сложна своей широтой, и при выборе методик необходимо четко придерживаться поставленной цели. Проведенное эмпирическое исследование не доказало выдвинутой нами гипотезы. Математическая обработка с помощью статистического критерия Пирсона показала отсутствие взаимосвязи между неадекватной самооценкой, негативными установками и возникающими психологическими барьерами общения. Возможно, это связано с недостаточным количеством выборки. Также считаем необходимым пересмотреть составляющие диагностического комплекса, возможно, он нуждается в коррекции.
В целом, данная работа является еще одним доказательством, что многие вопросы темы общения до сих пор остаются не изученными, а это важно, ведь общение - основная деятельность человека на протяжении всей жизни.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.- 5-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363 с.
2. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения.- М.: "Институт практической психологии".- Воронеж, 1996.-256 с.
4. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика.- Спб.: Речь, 2006.- 440 с.
5. Горянин В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов.- 5-е изд.- М.: издательский центр "Академия", 2008.- 416 с.
6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов.- М.: Юнити, 1997. - 295 с.
7. Коломинский Я.Л. Психология общения.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.- 544 с.
9. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов.- 5-е изд.,- М.: "Академия", 2008.- 368 с.
10. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. – 270 с.
11. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии.- СПб.: Питер,1998.- 342 с.
12. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии.- 5-е изд.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 687 с.
13. Общение и оптимизация совместной деятельности./ Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М.: МГУ, 1987.- 296 с.
14. Психология: словарь.- М.: Политиздат, 1990. – 145 с.