Накопление, разрядка, течение и движение.
Биоэнергетика, как я уже подчеркивал, есть изучение человеческой личности с точки зрения энергетических процессов организма. Этот термин также используется в биохимии, чтобы определить область исследований, которая имеет дело с энергетическими процессами на молекулярном и субмолекулярном уровнях. Как подчеркивал Альберт Сцент-Гиорги /9/, требуется энергия, чтобы двигать машину жизни. На самом деле энергия участвует в движении всех вещей, как живых, так и неживых. В современном научном мышлении считается, что энергия имеет электрическую природу. Однако существуют и другие взгляды на ее природу, особенно, если это относится к живым организмам. Райх постулировал основную космическую энергию, которую он называл оргоном и которая не имела электрической природы. Китайские философы предлагают в качестве исходного положения два вида энергии, противоположные друг другу, инь и ян. Эти энергии являются основой китайской медицинской практики, называемой акупунктурой, некоторые результаты которой изумляли западных докторов.
Я не думаю, что для настоящего исследования важно определить, чем именно является жизненная энергия. В каждой точке зрения существует определенная ценность, и я не в состоянии согласовать различия между ними. Мы можем, однако, принять основное предположение, что энергия участвует во всех жизненных процессах — движении, ощущении, мышлении — и что эти процессы остановятся, если снабжение организма энергией будет серьезно прервано. Например, недостаток пищи истощит энергию организма так серьезно, что может наступить смерть; прекращение поступления кислорода при нарушениях дыхания также может привести к смерти, яды, блокирующие метаболическую активность организма и таким образом уменьшающие его энергию, также приводят к подобному исходу.
Считается общепринятым, что энергия в организме животных возникает от сгорания пищи. С другой стороны, растения получают и используют для своих жизненных процессов энергию солнца, связывая и превращая ее в ткани растений, что делает их приемлемой пищей для травоядных животных. Преобразование пищи обратно в свободную энергию, которую животные используют для своих жизненных потребностей, есть сложный химический процесс, который в конечном счете предполагает использование кислорода. Сгорание пищи мало чем отличается от горения костра, где также требуется кислород, чтобы поддерживать процесс. В обоих случаях время горения зависит от количества имеющегося кислорода.
Эта простая аналогия не объясняет сложный феномен жизни. Простой огонь горит сам по себе, пока не кончится запас топлива, к тому же он горит беспорядочно, не используя энергию, которая освобождается во время горения. И наоборот, живой организм является независимым, саморегулирующимся и самосохраняющимся огнем. Как удается поддерживать это чудо, т. е. гореть без сжигания и выгорания дотла, является большой тайной. Так как мы не можем разгадать эту загадку, то важно попытаться понять некоторые факторы, принимающие в этом участие, так как все мы хотим поддерживать пламя жизни горящим ярко и продолжительно.
Существует прямая связь между личностью и энергией. Энергетическое состояние индивидуума так или иначе отражается на его поведении. Например, импульсивный человек не может выдержать длительного возрастания уровня возбуждения, ему необходимо разрядиться как можно быстрее. Компульсивная личность использует свою энергию по-другому: она также должна разряжать свое возбуждение, но она делает это в жестко структурированных паттернах движения и поведения.
Отношение энергии и личности наиболее ясно проявляется при депрессии. Несмотря на то, что депрессивная реакция и депрессивная тенденция являются результатом взаимодействия сложных физиологических и физических факторов, одна вещь абсолютно ясна: личность в состоянии депрессии подавлена энергетически. Кинематические исследования показывают, что человек, находящийся в депрессии, совершает только около половины тех спонтанных движений, которые он производит в нормальном состоянии. В тяжелом случае человек может тихо сидеть, почти не двигаясь, как будто у него нет энергии двигаться активно. Его субъективное состояние часто соответствует этой объективной картине. Он чувствует, что у него не хватает энергии для движения. Он может жаловаться на слабость, не будучи усталым. Понижение его уровня энергии проявляется в спаде всех энергетических функций. Его дыхание ослаблено, аппетит подавлен и сексуальное влечение снижено. В этом состоянии он не может отвечать на наши увещевания, что он сам заинтересован в некоторых занятиях; у него буквально нет энергии развивать интерес.
Я лечил многих пациентов с депрессией, так как это является наиболее частой проблемой, которая приводит людей на терапию. После выслушивания рассказа человека, обзора его прошлого, оценки его состояния, я стараюсь помочь ему нарастить его энергию. Самый быстрый способ — это повысить уровень получаемого кислорода, т. е. заставить его дышат более глубоко и полно. Существует ряд способов, с помощью которых человеку можно помочь мобилизовать свое дыхание, их я опишу в последующих главах. Я начинаю с предположения, что он не может это сделать сам, иначе он не пришел бы ко мне за помощью. Это значит, что я должен использовать мою энергию, чтобы дело пошло. Я применяю методы, позволяющие медленно углублять его дыхание, и использую физическое надавливание и касание для стимуляции энергии. Важным является то, что, если дыхание становится более активным, то уровень энергии увеличивается. Когда человек заряжается энергией, в его ногах может появиться мелкое непроизвольное дрожание, или вибрация. Это интерпретируется как признак того, что появился некоторый поток энергии в теле, особенно в его нижней части. Голос может стать более звучным, так как больше воздуха попадает в глотку, и лицо может сиять. Потребуется не более 20 или 30 минут, чтобы завершился этот заряд и чтобы пациент почувствовал себя «приподнятым». Он временно будет выведен из депрессивного состояния.
Несмотря на то что эффект от более глубокого и полного дыхания очевиден и ощущаем немедленно, это не является лечением при депрессивном состоянии. Эффект не будет продолжительным, пока человек сам не сможет поддерживать этот же уровень более глубокого дыхания непроизвольно. Эта неспособность является сущностью проблемы депрессии, и она не может быть проработана другим способом, кроме как радикальным анализом всех факторов, которые принимали участие в том, чтобы сделать тело относительно нечувствительным, а личность депрессивной. Но анализ сам по себе не очень-то поможет, пока он не будет сопровождаться постоянным усилием, направленным на то, чтобы увеличить уровень энергии в человеке, заряжая его тело энергетически.
Концепция энергетического заряда также не может обсуждаться без учета энергетической разрядки. Живой организм функционирует, только если существует баланс между энергией заряда и разрядки, который поддерживает уровень энергии, согласующийся с нашими потребностями и возможностями. Растущий ребенок будет потреблять больше энергии, чем расходует, и использовать эту излишнюю энергию для роста. То же самое справедливо для выздоровления или даже для личностного роста. Рост требует энергии. Независимо от этого, в общем справедливо то, что количество энергии, потребляемой человеком, будет соответствовать количеству энергии, которая высвобождается во время активности.
Любая активность нуждается в энергии и использует ее: от биения сердца и перистальтики кишечника до ходьбы, речи, работы и секса. Однако ни один живой организм не является машиной. Его основная работа не производится механически, а есть выражение его сущности. Человек выражает себя в поступках и движениях, и когда его самовыражение свободно и соответствует реальности ситуации, он переживает чувство удовлетворения и удовольствия от разрядки энергии. Это удовольствие и удовлетворение в свою очередь стимулируют организм к увеличению метаболической активности, что немедленно выражается в более глубоком и полном дыхании. Ритмичная и непроизвольная жизнедеятельность функционирует на оптимальном уровне.
Удовольствие и удовлетворение, как я говорил, являются непосредственным переживанием самовыражающей деятельности. Ограничивая право человека на самовыражение, вы ограничиваете его возможности к удовольствию и созидательной жизни. Точно также, если возможность человека выражать себя, свои идеи и свои чувства ограничена внутренними силами (запретами или хроническим мышечным напряжением), его способность к удовольствию снижена. В этом случае индивидуум снизит свое потребление энергии (подсознательно, конечно) для поддержки энергетического баланса в организме.
Повышение уровня энергии в человеке не может быть достигнуто простой зарядкой его через дыхание. Путь самовыражения должен быть открыт через движение, голос и глаза, чтобы разрядка энергии была больше. Нередко это случается спонтанно в процессе зарядки. Дыхание человека может стать глубже спонтанно в результате лежания на «дыхательном табурете». Вдруг, без всякого сознательного намерения или осознания, он может начать плакать. Он может не знать в тот момент, почему плачет. Более глубокое дыхание открыло его горло, зарядило его тело и активизировало подавленные эмоции, результатом чего явился прорыв и выход чувства печали. Иногда наружу прорывается гнев. Однако во многих случаях ничего не происходит, потому что человек слишком боится открыться и дать волю своим чувствам. Но в этом случае он начинает осознавать свое «сдерживание» в виде мышечного напряжения в горле и груди, которое блокирует выражение чувств. Тогда, может быть, необходимо уменьшить сдерживание прямой физической работой над хроническим мышечным напряжением.
Так как зарядка и разрядка функционируют как единое целое, биоэнергетика работает с обеими сторонами одновременно, чтобы повысить энергетический уровень человека, открыть его самовыражение и возобновить поток чувств в его теле. Таким образом, акцент всегда ставится на дыхании, чувстве и движении совместно с попыткой соотнести энергетическое функционирование индивидуума на сегодняшний день с историей его жизни. Этот комбинированный подход постепенно вскрывает внутренние силы (конфликты), которые не дают человеку использовать его полный энергетический потенциал. Каждый раз, когда решается один из этих внутренних конфликтов, уровень энергии человека возрастает. Это значит, что он потребляет больше энергии и больше разряжает ее в творческой деятельности, которая приятна и удовлетворительна.
Я не хочу создавать впечатление, что биоэнергетика может решить все скрытые конфликты, удалить все хроническое напряжение и восстановить полный и свободный поток чувств в теле человека. Возможно, мы не полностью достигаем этой цели, но мы исследуем процесс роста, который ведет нас в этом направлении. Терапии мешает тот факт, что культура, в которой мы живем, не ориентирована на творческую деятельность и удовольствие. Как я указывал в другом месте /6/, она приспособлена не к ценностям и ритму живого организма, а больше к машинам и производству. Мы не можем избежать вывода, что силы, препятствующие самовыражению и таким образом снижающие нашу энергетическую деятельность, происходят из нашей культуры и являются ее частью. Каждый чувствительный человек знает, что требуется большая энергия, чтобы защитить себя от того, чтобы не быть пойманным в бешеный темп современной жизни с ее давлением и напряжением, с ее насилием и небезопасностью.
Концепция потока требует некоторого уточнения. Поток означает движение внутри организма, наилучшим образом сравнимое с течением крови. Когда кровь течет по сосудам, она несет продукты обмена и кислород к тканям, обеспечивая их энергией, и удаляет отработанные продукты окисления. Но она является чем-то большим, чем просто посредник; это энергетически заряженная жидкость организма. Ее поступление в любую точку организма добавляет жизнь, тепло и возбуждение в эту часть. Это представитель и посыльный Эроса /7/. Обсудим, что происходит в эрогенных зонах, таких как губы, соски грудей и гениталии. Когда они наполняются кровью (каждый из этих органов богато наделен сосудистой сетью), мы возбуждаемся, чувствуем тепло и любовь и ищем контакта с другим человеком. Сексуальное возбуждение происходит одновременно с возрастанием потока крови к периферическим частям тела, особенно к эрогенным зонам. То ли возбуждение приносит кровь, то ли кровь содержит в себе возбуждение — это не важно. Они всегда следуют вместе.
Кроме крови в организме существуют другие энергетически заряженные жидкости: лимфа, интерстициальная и межклеточная жидкости. Поток возбуждения не ограничен кровью, а путешествует по всем жидкостям тела. Энергетически все тело можно рассматривать как единую клетку с кожей вместо мембраны. Внутри этой клетки возбуждение может распространяться по всем направлениям или протекать в определенных направлениях, зависящих от природы нашего реагирования на раздражение. Этот взгляд на организм как на одну клетку, не отрицает тот факт, что внутри него находится очень много специализированных тканей, нервов, кровеносных сосудов, слизистых оболочек, мышц, желез и т. д., и все они взаимодействуют как части одного целого для обеспечения жизни всего организма.
Человек может ощущать поток возбуждения как чувство, или ощущение, которое часто игнорирует анатомические границы. Вы когда-нибудь переживали волну гнева в верхней части тела, наполняющую руки, лицо и глаза? Это может варьировать от ощущения ярости с чувством того, что «горячо под воротником», до апоплексического прилива крови к голове и шее. Когда человек так разъярен, что в глазах темно, это означает для меня, что сетчатка его глаз наполнена кровью. С другой стороны, возможно чувство гнева с бледным и уравновешенным внешним видом, благодаря периферическому сужению сосудов, что мешает крови достигать поверхности. Существует также черная ярость, при которой гнев скрыт темным облаком ненависти.
Направленный вверх поток крови и возбуждения может порождать другие эмоции, когда он следует по разным каналам и возбуждает разные органы. Поток возбуждения вдоль передней части тела от сердца ко рту, глазам и рукам даст подъем чувства сильного желания, выраженного в позе открытости и доступности. Поток гнева в основном идет вдоль задней части тела. Нисходящий поток крови и возбуждения вызовет некоторые интересные ощущения. Человек может испытывать их во время катания на американских горках или во время быстрого подъема или спуска на лифте. Дети часто добиваются таких ощущений во время качания на качелях. Они наиболее интенсивны и приятны, когда встречается ощущение таяния в животе, сопровождающееся сильной сексуальной зарядкой. Однако тот же самый поток может ассоциироваться с тревогой, когда он переживается как ощущение опускания в животе.
Если человек представит, что 97 % его тела состоит из воды, некоторая часть которой структурирована, но большая часть в жидком состоянии, мы можем описать ощущения, чувства и эмоции как потоки или волны в этом жидком организме. Ощущения, чувства и эмоции являются восприятием внутренних движений в относительно жидком теле. Нервы передают это восприятие и координируют ответы, но лежащие в основе импульсы и движения неотъемлемы от энергетического заряда тела по своим природным ритмам и пульсации. Эти внутренние движения представляют собой подвижность тела, отличающуюся от произвольных движений, которые являются предметом сознательного контроля. Они наиболее очевидны в очень раннем возрасте. Наблюдая за телом младенца, можно увидеть постоянную игру движений, как волны на озере, только эти движения вызваны внутренними силами. Когда люди взрослеют, их подвижность начинает уменьшаться. Они становятся более структурированными и жесткими до тех пор, пока, наконец, с наступлением смерти не прекращаются все движения.
Во всех наших произвольных движениях также присутствует непроизвольный компонент, представляющий неотъемлемую часть подвижности организма. Этот непроизвольный компонент, который согласуется с произвольными действиями, отвечает за жизненность или спонтанность наших действий и движений. Когда он отсутствует или снижен, у телесных движений появляется механическое, безжизненное качество. Чисто произвольные или сознательные движения приводят к несколько иным ощущениям, чем кинестетическое чувство перемещения в пространстве. Чувственный оттенок выразительного движения происходит из его непроизвольного компонента — компонента, не являющегося предметом сознательного контроля. Слияние сознательных и бессознательных элементов или произвольных и непроизвольных компонентов дает начало движениям, которые имеют эмоциональное звучание, хотя являются координированными и эффективными действиями.
Эмоциональная жизнь человека зависит от подвижности его тела, которая в свою очередь является функцией потока возбуждения, проходящего через него. При нарушениях этого потока появляются блоки, проявляющиеся в тех местах, где уменьшена подвижность тела. В этих областях легко можно прощупать или почувствовать пальцами напряженность в мускулатуре. Таким образом, термины «блок», «безжизненность» и «хроническое мышечное напряжение» относятся к одному и тому же явлению. В общем можно обнаружить блок, наблюдая за безжизненной областью и ощущая или пальпируя мышечное сокращение, которое поддерживает его.
Так как тело является энергетической системой, оно энергетически полностью взаимодействует с окружающей средой. Кроме энергии, получаемой при сгорании пищи, человек повышает свой энергетический тонус или аккумулирует энергию при контакте с позитивными силами. Солнечный ясный день, красивый пейзаж, счастливый человек обладают стимулирующим эффектом. Пасмурные и тяжелые дни, уродливые или подавленные люди негативно влияют на нашу энергетику, т. е. оказывают гнетущее воздействие. Мы все чувствительны к силам и энергиям, которые окружают нас, но их влияние не одинаково для всех людей. Сильнее заряженный человек более устойчив к негативным влияниям. В то же время он положительно действует на других, особенно когда поток возбуждения в организме свободный и полный. С такими людьми приятно находиться рядом, и все мы это интуитивно чувствуем.
Вы — это ваше тело.
Биоэнергетика опирается на простое предположение, что человек не может существовать отдельно от своего тела, в котором он живет и посредством которого выражает себя и вступает в контакт с окружающим миром. Для доказательства этого очевидного факта можно попросить человека назвать ту часть себя, которая не является частью его тела. Разум, дух и душа являются аспектами каждого живого организма. У мертвого тела нет разума, он потерял свой дух, и его душа отделилась.
Если вы — это ваше тело, а ваше тело — это вы, тогда оно выражает вашу суть. Это ваш способ существования в мире. Чем энергичнее ваше тело, тем значимее вы в этом мире. Когда ваше тело теряет часть своей живости, например когда вы истощены, вы стремитесь удалиться. Болезнь имеет тот же самый эффект, вызывая состояния отдаления. Вы даже можете ощущать мир как будто на расстоянии, или смотреть на него как сквозь туман. С другой стороны, существуют дни, когда вы жизнерадостны и мир вокруг кажется ярче, ближе, реальнее. Мы все хотели бы быть и чувствовать себя более живо, и биоэнергетика может помочь нам в достижении этой цели.
Так как ваше тело выражает то, кем вы являетесь, то оно дает впечатление того, как вы представлены в мире. Не случайно мы используем такие термины, как «никто», чтобы обозначить человека, которому не удается произвести на нас впечатление; или «кто-то», чтобы выразить сильное впечатление. Существует простой язык тела. Также и ваше состояние отдаления не является секретом. Люди чувствуют его, как они чувствуют ваше утомление или болезнь. Ваша усталость выражается во многих видимых и слышимых сигналах: в опущенных плечах, увядшей коже лица, недостатке блеска в глазах, замедленных и тяжелых движениях и в грустном или тихом голосе. Даже желание замаскировать свои отрицательные чувства не спасает положения.
То, что человек чувствует, также можно прочесть по положению тела. Эмоции являются телесными проявлениями; они — это движения или жесты внутри тела, обобщенным результатом которых является некое внешнее действие. Гнев порождает напряжение и, как мы уже видели, накопление энергии в верхней части тела, где находятся основные органы нападения: зубы и руки. Мы можем различить разгневанного человека по его красному лицу, сжатым кулакам и по злобно скривленному рту. У некоторых животных поднимается шерсть на спине и на загривке, что также свидетельствует об этой эмоции. Привязанность или любовь вызывает смягчение всех черт плюс наполнение теплотой кожи и глаз. Грусть имеет размягченный вид, как будто человек может расплакаться.
Однако более всего это проявляется через тело. Отношение человека к жизни или его личный стиль отражается в том, как он держит себя, в его осанке, и в том, как он двигается. Человека с так называемой благородной осанкой, или королевской манерой держаться, можно отличить от человека, чья согнутая спина, скругленные плечи и слегка наклоненная голова указывают на покорность бремени, тяжело висящему на нем. Некоторое время назад я лечил молодого человека, чье тело было большим, толстым и бесформенным. Он стыдился своего тела и отказывался появляться в плавках на пляже. Он также чувствовал сексуальную неполноценность. В течение нескольких лет он старался преодолеть свои телесные недостатки с помощью диеты и бега, но безуспешно. В процессе терапии он понял, что внешний вид его тела отражал ту сторону его личности, которую он был не способен принять ранее и которая была представлена большим, толстым разгильдяем, более ребенком, чем мужчиной.
Это также выражалось и в том, как он сидел, развалившись в кресле, и в неряшливости одежды. Затем он осознал, что существование большого, толстого и неряшливого ребенка было бессознательной позицией, которую он занял, чтобы противостоять постоянным требованиям своих родителей, чтобы он вырос, превратился в настоящего мужчину и стал знаменитым. Его истинные конфликты были глубже, чем показывало это утверждение, но все они были представлены в этом положении тела. На сознательном уровне, или уровне эго, он был согласен с требованиями своих родителей, но любые решительные попытки наталкивались на его бессознательное, или телесное, сопротивление. Человек не может добиться успеха в жизни, сражаясь с самим собой. Попытка победить свое тело обречена на провал.
Как сходство, так и различие между психическим и физическим процессами должны распознаваться. Мой пациент был не только большим, толстым, инфантильным разгильдяем. Он был также мужчиной, искренне пытающимся функционировать на этом уровне. Но он не был полностью мужчиной, так как и бессознательное и тело держали его зафиксированным на некоем детском уровне. Он был мужчиной, который пытался реализовать свой потенциал, но неудачно. Тело драматически показывало его обе стороны, поскольку оно было большим, как тело мужчины, но жировые припухлости делали его похожим на ребенка.
Подобным образом многие люди оказываются в затруднительном положении из-за бессознательного конфликта между различными аспектами личности. Наиболее часто встречается конфликт между несбывшимися желаниями и потребностями ребенка и побуждениями и стремлениями взрослого. Взрослый требует, чтобы человек был независимым (стоял на своих ногах) и брал на себя ответственность за исполнение своих желаний и решений. Но в человеке, у которого имеется подобный конфликт, попытки быть независимым и ответственным разрушаются бессознательным стремлением к поддержке и заботе. Результатом является картина, смешанная как психологически, так и физически. В своем поведении такой человек может демонстрировать преувеличенную независимость наряду со страхом остаться в одиночестве или с неспособностью принимать решения. Можно наблюдать подобную смешанную картину в теле человека. Инфантильные аспекты его личности могут быть выражены в маленьких ручках и ступнях, тонких, как веретено, ногах, которые кажутся неадекватной опорой, или в неразвитой мышечной системе, которая не имеет активного потенциала, чтобы получить то, что человек хочет, или в чем нуждается.
В других случаях имеет место конфликт между игривостью ребенка и реализмом взрослой части личности. Снаружи человек кажется серьезным, часто мрачным, жестким, напряженно работающим и моралистом. Затем, когда он пробует выкинуть это из головы и расслабиться, он становится ребячливым. Это особенно явно выражается, когда такой человек выпьет. Ребенок также проявляется через неуместные выходки и шутки. Лицо и тело такого человека имеют признаки натянутости, жесткости и перекошенности, что делает его старше. Однако на лице часто можно увидеть мальчишеское выражение, сопровождаемое улыбкой или усмешкой, которая выражает чувство незрелости.
Конфликт возникает, когда природная игривость ребенка не получает полного и свободного выражения. Подавление детского сексуального любопытства не уничтожает эти тенденции. Они похоронены и удалены из сознания, но остались жить в скрытых слоях личности, появляясь, когда человек забывается, как извращения естественных тенденций. Качества ребенка не были интегрированы в личность, а были отделены и инкапсулированы в эго как чужеродные тела.
Человек является целостной суммой своего жизненного опыта, каждая часть которого зарегистрирована в его личности и структурно отражена в его теле.
Так же как лесник может читать историю жизни дерева по распилу ствола, показывающего кольца годового роста, так же и биоэнергетический терапевт может читать историю жизни человека по его телу. Обе науки требуют знания и опыта, но они базируются на одинаковых принципах.
Когда человеческий организм растет, он добавляет к личности слои, каждый из которых остается действующим и функционирует во взрослом человеке. Когда они доступны индивидууму, они составляют целостную личность, свободную от конфликтов. Если любой слой или любое переживание подавлено и не имеет силы, человек находится в конфликте, и, следовательно, ограничен. Схематическая диаграмма слоев показана на рис. 1.
[Надписи (сверху — вниз): Взрослый, Юноша, Мальчик или девочка, Ребенок, Младенец.]
Рис. 1.
Качества, которые каждый слой добавляет к жизни, могут быть суммированы следующим образом:
Младенец = любовь и удовольствие;
Ребенок = творчество и воображение;
Мальчик или девочка = игривость и развлечение;
Юноша = романтика и приключение;
Взрослый = реальность и ответственность.
Возможно, говоря о качествах, лучше всего сказать, что рост, который мы рассматриваем, — есть развитие и расширение сознания. Тогда каждый слой представляет собой новое ощущение себя и своих возможностей, новое осознание себя и отношения к окружающему миру. Сознание, однако, не является отдельным или изолированным элементом личности. Это есть функция организма, аспект живого тела. Оно развивается в соответствии с физическим, эмоциональным и психологическим ростом тела. Оно зависит от опыта; оно набирает глубину с приобретением навыков; оно находит подтверждение в деятельности.
При сравнении слоев с качеством сознания я не имею в виду, что каждое новое измерение себя в определенный возрастной период возникает полностью сформированным. Игривость в действительности начинается в детстве, но достигает своего полного развития после того, как эта фаза проходит. Сознание игры и чувства радости, я думаю, является более характерным для молодых девушек и юношей, чем для детей. Более полное описание каждого слоя и его качеств покажет их соотношение.
Младенец характеризуется желанием близости, особенно с матерью. Он хочет, чтобы его держали на руках, заботились, приветствовали и принимали. Любовь, как я подчеркивал в своей более ранней книге, может определяться как желание интимной близости. Когда потребность в близости удовлетворяется, младенец находится в состоянии удовольствия. Лишение этой требуемой близости ведет к болезненному состоянию.
Чувство любви во взрослом человеке развивается из этого слоя. У взрослого и младенца оно различается незначительно, хотя формы его выражения могут варьировать. Желание интимной близости лежит в основе всех проявлений любви. Индивидуум, который находится в контакте с младенцем, которым он был и который все еще является его частью, знаком с чувством любви. Он также соприкасается со своим сердцем. Человек заблокирован от переживания полноты любви в той степени, в какой он разъединен со своим сердцем или своим младенчеством.
Детство добавляет новое измерение и новое качество жизни. Потребность в длительной близости переходит в новую потребность исследовать мир — потребности, связанной с увеличившейся моторной координацией ребенка. Через изучение людей, вещей, пространства и времени ребенок создает мир в своем воображении. Так как воображение не стеснено структурным чувством реальности, оно свободно. Во время этой фазы оно на сознательном уровне также создает свое ощущение себя, в процессе которого образно исследует возможность быть другим человеком, например своей матерью.
Мне кажется, можно сказать, что детство закончилось, когда человек создает связную картину своего личного мира и лично себя. Достигнув этой ступени, мальчик или девочка бросают вызов своему личному миру в игре. Возросшее искусство моторных навыков и игр с другими детьми составляет стиль игры, которая радостна, потому что она свободна и щедро вознаграждается. В игре мальчиков и девочек степень возбуждения выше, чем у младших детей, что тоже объясняет чувства радости, которые человек переживает во время этой фазы жизни. Также увеличивается чувство свободы, происходящее от независимости, не отягощенной ответственностью.
Юность отмечена дальнейшим увеличением уровня возбуждения, который проявляется в интересе к противоположному полу и в растущей интенсивности сексуального влечения. В идеале юность — это время романтики и приключений, сочетающих глубокое удовольствие от близости с другим человеком, воображение и умственное творчество ребенка и вызов и игривость подростка. Когда человек начинает осознавать реальность возможных последствий своих поступков и принимает на себя ответственность за них, наступает период взросления.
Взрослым является человек, который осознает последствия своего поведения и принимает ответственность на себя. Однако если он потеряет связь с чувствами любви и близости, которые он знал младенцем, с творческим воображением, игривостью и радостью своего детства и с духом приключения и чувством романтики, которыми была отмечена его юность, он будет бес цветным, ограниченным и негибким человеком. Здоровый взрослый человек — это младенец, ребенок, мальчик или девочка и юноша или девочка. Его чувство реальности и ответственности включает потребность и желание близости и любви, способность к творчеству, свободу радоваться, дух предприимчивости. Он является целостным и полностью сознательным человеческим существом.
Чтобы понять живой организм, мы должны отбросить механические концепции. Механизмы телесного функционирования важны, но они не объясняют это функционирование. Глаз, например, не является точным подобием видеокамеры; это чувствительный орган для восприятия и выразительный орган для реагирования. Сердце — это не просто насос; это орган для чувствования, чего не может делать насос. Мы являемся чувствующими существами, а это означает, что нам дана сила ощущать или воспринимать и переживать ощущение или чувство. Восприятие есть функция разума, но проявляющаяся в аспекте тела. Живое тело имеет разум, обладает духом и содержит душу. Как эти представления понимаются биоэнергетически?
Разум, дух и душа.
В настоящее время мы привыкли говорить, что разделение тела и разума есть продукт человеческой мысли, что разум и тело в действительности есть единое целое. Слишком долго мы рассматривали их как влияющие друг на друга, но не связанные друг с другом напрямую части. Это отношение практически не изменилось. Наш образовательный процесс все еще разделен на умственное и физическое, у которых нет ничего общего. Некоторые учителя физкультуры верят, что они могут повлиять на способность детей учиться, занимаясь с ними гимнастикой или атлетикой. Но на самом деле так случается редко. Однако если разум и тело составляют единое целое, правильное физическое воспитание может быть в то же время правильным духовным воспитанием, и наоборот.
Я думаю, что вся бела заключается в том, что мы просто болтаем о концепции единства, но не применяем ее в нашей повседневной жизни. Мы предполагаем, что можно воспитать разум ребенка, не обращая внимания на его тело. Под угрозой провала на экзамене или наказания мы можем впихнуть какую-то информацию в его голову. К несчастью, информация не переходит в знания, пока она не соприкасается с опытом. Мы постоянно недооцениваем тот факт, что опыт есть телесный феномен. Человек ощущает только то, что происходит в его теле. Степень живости тела определяется тем, насколько человек бодр или подавлен. Когда события, происходящие во внешнем мире, действуют на тело, человек переживает их, но то, что он действительно чувствует, является результатом их воздействия на его тело.
Недостаток психоаналитической техники заключается в том, что она игнорирует тело в его попытках помочь пациенту проработать эмоциональные конфликты. Так как она не в состоянии представить любой важный телесный опыт, то идеи, возникающие в курсе лечения, бессильны вызвать значительные изменения в личности. Слишком часто я встречал пациентов, которые за годы психоанализа собрали много информации и знаний о своем состоянии, но чьи основные проблемы остались незатронутыми. Знания становятся понятными, когда они соединяются с чувствами. Только глубокое понимание, заряженное сильными чувствами, способно изменить структурированные паттерны поведения.
В предыдущих книгах я глубоко изучал проблемы разума — тела. Здесь я хотел бы остановиться на определенных ментальных функциях, которые имеют важное отношение к биоэнергетике. Во-первых разум имеет направляющую функцию относительно тела. Посредством разума человек может направлять свое внимание на различные части тела и таким образом воспринимает их более отчетливо. Позвольте мне предложить простой эксперимент. Вытяните вашу руку прямо перед собой, сохраняя ее расслабленной, и сфокусируйте ваше внимание на руке Сосредоточьте внимание на руке примерно на минуту, в течение которой вы дышите легко и вы можете по-другому ощутить вашу руку. Вы можете почувствовать движение энергии в вашей руке которая сейчас ощущает нагрузку и покалывание. Она может начать вибрировать или немного дрожать. Если вы чувствуете это, вы можете представить себе что вы направили поток возбуждения или энергии в вашу руку.
На биоэнергетических семинарах я использую различные варианты этого эксперимента, чтобы сделать переживания более интенсивными.
Я прошу надавить растопыренными пальцами одной руки на пальцы другой, держа ладони и запястья по возможности дальше друг от друга. Теперь, продолжая держать руки вместе, поверните их вовнутрь таким образом, чтобы они указывали на грудь, и продвиньте кисти рук вперед не разнимая их (рис. 2).
Рис. 2.
Держите их в этом положении сверхрастяжения в течение минуты, легко дыша в это время. В конце минуты руки расслабляются и свободно разнимаются. Человек может снова пережить движение, нагрузку, покалывание и вибрацию. Если вы проделаете это телесно-ощущаемое упражнение, то вы сможете заметить, что ваше внимание сосредоточено на руках из-за увеличивающейся нагрузки на них. Ваши руки находятся в состоянии возрастающего напряжения или заряжения, что может быть объяснено так, что на них обращено все внимание. Если вы медленно будете подносить две руки навстречу друг к другу, пока ладони не будут на расстоянии двух или трех дюймов* друг от друга, полностью расслабленными, то пока они еще заряжены, вы можете почувствовать между ними заряд, как если бы у него было вещество или тело.
Разум может направлять внимание человека внутрь или наружу, внутрь тела или наружу к внешним объектам. По существу, человек направляет свою энергию или на себя, или на внешний мир. Здоровый человек может чередовать эти два направления легко и быстро таким образом, что почти одновременно он осознает и свое тело и окружающий мир. Такой человек внимателен к тому, что происходит с ним и с другими. Но не у каждого есть такая возможность. Некоторые люди становятся слишком внимательными к себе и развивают повышенное самосознание. Другие настолько внимательны к тому, что происходит вокруг них, что они теряют осознание себя. Такое часто встречается у людей с повышенной чувствительностью.
Забота о вашем теле есть один из принципов биоэнергетики, так как только этим способом вы можете узнать, кто вы есть, т. е. познать свой собственный разум. В этой связи разум функционирует как воспринимающий и реагирующий орган, ощущающий и определяющий настроение, чувства, желания и т. д. Познать свой разум — это в действительности узнать, что вы хотите или чувствуете. Если у вас нет чувств, вам не о чем беспокоиться (не на что обращать внимание), и, таким образом, у вас нет ума. Когда действия человека находятся под влиянием других людей, а не под влиянием собственных чувств, то у него нет своего ума.
Когда человек не может составить свое мнение, это означает, что он осознает два различных чувства, равнозначно сильных. В таких случаях принять решение практически невозможно, пока одно чувство не станет сильнее и не возобладает. Потерять разум, как в случае помешательства, это означает не знать, что вы чувствуете. Это случается, когда разум подавлен чувствами, которые он не может принять и не осмеливается сосредоточиться на них. В таком случае человек разъединен и разобщен, его сознание не воспринимает его тело. Он может лишиться индивидуальности или потерять над собой власть, оставив все попытки к самообладанию.
Если человек не заботится о своем теле, то это потому, что он боится осознавать или ощущать свои чувства. Когда чувства имеют угрожающий характер, они обычно подавляются. Это происходит посредством развития хронического мышечного напряжения, которое не дает любому потоку возбуждения или спонтанному движению развиться в соответствующих областях. Люди часто подавляют свой страх, так как он вызывает парализующий эффект, свою ярость, потому что она слишком опасна, и свое отчаяние, потому что оно слишком обескураживающе. Они будут также подавлять свое осознание боли, такое, как боль несбывшегося сильного желания, потому что не могут выдерживать эту боль. Подавление чувств уменьшает состояние возбуждения в теле и снижает возможность разума сосредоточиваться. Это — первичная причина потери силы разума. В большинстве случаев наш разум занят потребностью все контролировать в ущерб более живому восприятию жизни.
Разум и дух также взаимосвязаны. Духовное состояние человека определяет, насколько он энергичен и полон жизни, буквально говоря, сколько у него энергии. Связь между энергией и духом непосредственна. Когда человек становится возбужденным и его энергия увеличивается, его дух поднимается. В этом смысле мы говорим об энергичном человеке, или горячей лошади. Поэтому я хотел бы определить дух как жизненную силу внутри организма, проявляющуюся в самовыражении индивидуума. Сила духа человека характеризует его как личность, и когда она сильна, она выделяет человека из его окружения.
Жизненная сила, или дух организма, ассоциировалась с дыханием. В Библии сказано, что Бог вдохнул свой дух в кусок глины, давая ей жизнь. В теологии Дух Господний, или Святой Дух, называется пневма, что в словаре обозначается как «живая душа, или дух». Слово «пневма» пришло из Греции, где оно обозначает ветер, дыхание или дух и близко к греческому phein, что обозначает дуть, дышать. Многие восточные религии делают ударение на дыхании как средстве связи со Вселенной. Дыханию отводится важная роль в биоэнергетике, потому что только дыша глубоко и полно можно собрать энергию для более энергичной и одухотворенной жизни.
Душа — это более сложное понятие, чем разум или дух. Ее первичное значение — это «принцип жизни, ощущение, мысль и действие человека, рассматриваемые как определенная сущность отдельно от тела» /10/. Она ассоциируется с жизнью после смерти, с небесами и адом, идеями, которые отвергаются сейчас искушенными людьми. На самом деле само упоминание этого слова в такой книге, как эта, которая претендует на объективность, может оттолкнуть некоторых людей. Они не могут примирить идею существования чего-то отдельного от тела с концепцией единства, которую представляет биоэнергетика. Но я тоже не могу достичь такого примирения. К счастью, каждый рассматривает душу как субстанцию, существующую в теле до смерти. Что случается с ней в момент смерти и после, я не знаю. Этот вопрос не беспокоит меня, так как мой основной интерес связан с телом при жизни, или живым телом.
Есть ли у живого тела душа? Это зависит от того, как определять термин «душа». Словарь Random House дает четвертое определение этого слова: «эмоциональная часть природы человека; место эмоций или чувств». Его синонимы также дух, сердце. Это помогает не настолько, чтобы можно было разобраться в терминах. Это слово имеет совершенно иное значение для меня, оно помогает моему пониманию человека.
Я рассматриваю душу как чувство или ощущение человеком того, что он является частью чего-то большего или вселенной. Такое чувство должно возникать из некоторого действительного переживания принадлежности к чему-то или связанности с неким жизненным или духовным аспектом вселенной. Я использую слово «духовный» не в его абстрактном или мысленном дополнительном понимании, а как дух, пневма или энергия. Я верю, что энергия в наших телах находится в контакте и взаимодействует с энергией вокруг нас в мире и во вселенной. Мы не являемся изолированным феноменом. Однако не каждый чувствует эту связь или контакт. Мое впечатление от людей таково, что изолированный, отчужденный и не связанный ни с чем человек теряет качество душевной полноты, которое, я чувствую, присутствует в людях, ощущающих себя частью чего-то большего, чем есть сами.
Мы рождаемся соединенными, хотя эта наиболее видимая связь -пуповина — рвется при рождении. Пока функционировала эта связка, младенец чувствовал себя частью своей матери. Хотя он начинает вести полностью независимое существование после рождения, он все еще связан со своей матерью энергетически и эмоционально. Он реагирует на ее волнение и находится под влиянием ее настроения. Я не сомневаюсь, что младенец чувствует эту связь и принадлежность к своей матери. У него есть душа, а его глаза часто принимают то глубокое выражение, которые мы называем душевным.
Процесс роста растянут на много уровней. Устанавливаются и переживаются новые связи: первая — с другими членами семьи. При устанавливании такой связи образуется энергетический обмен между младенцем и каждым человеком в семье, плюс еще один — с семьей как с группой. Люди становятся частью его мира, так же как он становится их частью.
По мере роста сознания и увеличения контактов человек развивает расширяющиеся круги отношений. Существует мир растений и животных, который он принимает и с которым идентифицируется. Существует общество, в котором он живет, которое становится его обществом, так же как и он становится его членом. И так продолжается с увеличением возраста. Если человек не прерывает связь, он будет ощущать свою принадлежность к великому естественному порядку нашей земли. Так как он принадлежит ей, то она принадлежит ему. На следующем уровне осмысления маленькое общество становится расширенным и включает нацию и человечество. Дальше всего находятся звезды и вселенная. Глаза пожилых людей иногда имеют обращенный вдаль взгляд, как будто их взор сосредоточен на небесах. Кажется, что ближе к концу жизни душа устанавливает контакт со своим последним пристанищем.
В последующей диаграмме расширяющиеся отношения человека показаны как ряд сконцентрированных кругов (рис. 3).
[Надписи (сверху — вниз): Звезды и космос, Природа и земля, Животные и растения, Люди, Младенец — мать, Семья, Общество, Нация и мир, Вселенная.]
Рис. 3.
Диаграмма схожа с подобной в предыдущем разделе, которая в ином контексте иллюстрирует уровни развития сознания индивидуума. По мере расширения сознание включает все больше внешнего мира в психику и личность индивидуума. Как энергетически, так и физически новорожденный организм подобен цветку, который медленно раскрывается и открывается миру. В этом смысле душа представлена при рождении, но рудиментарно. Как аспект живого существа она также проходит естественный процесс роста и созревания, в конце которого она становится полностью отождествленной с космосом и теряет свое индивидуальное качество. Мы можем представить себе возможность того, что при смерти свободная энергия организма покидает тело, чтобы объединиться с всеобщей или космической энергией. Мы говорим, что душа уходит из тела во время смерти.
Жизнь приходит в мир как существование, но именно существование, кажется, уменьшает чувство наполненности. Один пациент прояснил это для меня, когда сказал: «Существования недостаточно. Я хочу участвовать в жизни, а я не чувствую, что делаю это». Расширение существования в мире через идентификацию и взаимоотношения дает начало чувству общности. Существование стремится к этому расширению, принадлежности к единому целому. Чувство стремления, одно из самых важных ощущений в организме, отражает потребность в контакте с окружающими средой и миром. Через связь с миром душа избегает узкой ограниченности себя без утраты чувства себя.