Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте.
Гуманистическая психология
Идеальная самость - это «то представление о себе, каким человек более всего хотел бы быть, которому он придает наибольшую ценность для себя». Как и самость, это подвижная, изменяющаяся структура, постоянно подверженная переопределению. То, в какой мере самость отличается от идеальной самости,— один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каков человек на самом деле, а не таким, каким он хотел бы быть,— признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, : сдача позиций — это способ быть ближе к реальности, — к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека,— одно из препятствий для развития человека.
Реальная самость - источник непосредственного интереса и прилива энергии, "источник усилия и внимания, из которого исходят приказы воли", способность желать и надеяться; это та наша часть, которая хочет расти, развиваться, осуществиться. Оно выдает "спонтанные реакции" на наши чувства или мысли, "приветствуя их или возражая им, одобряя или отказываясь от них, устремляясь к ним или от них, говоря им "да" или "нет"“.
Самоактуализация - стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Экзистенциональность - это когда человек почему-то вдруг начинает ощущать себя частичкой Мироздания, попадает в такой своеобразный поток своих чувств, когда он понимает бренность и временность своего нахождения в этом мире. Он как бы поднимается над собой, над суетой, видит себя со стороны. Он понимает, что может умереть, но не жалеет об этом. Все события вокруг себя он воспринимает с этой позиции, философски относится к любым коллизиям. Он как бы находится не на планете Земля, а в каком-то параллельном мире. Как правило, такое состояние возникает у человека в минуты смертельной опасности, т.е. практически перед лицом своей гибели. Эти чувства - кратковременны. Не каждый человек способен их испытывать. Хотя, может и каждый, но я думаю, что только тот, который способен глубоко абстрагироваться от реальности повседневной жизни.
Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте.
Карл Роджерс практиковал психодинамическую терапию в 30-х гг. Но скоро он начал сомневаться в ее ценности. Особенно не импонировало ему быть беспристрастным экспертом, который "понимает" пациента. Он убедился в том, что менее формальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую "недирективную терапию", то есть он позволял своим пациетам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны терапевта. Этот подход сейчас называют, как "Клиент центрированная терапия Роджерса", чтобы подчеркнуть роль клиента.
Карл Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, что человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. Реальность, окружающий мир существуют для Рождерса только как символы; главное же, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке.
Самость, для Роджерса - это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. "Самость - это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования". Идеальная самость - это представление о себе, как об идеале. Истиная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта.
Клиент центрированная терапия Роджерса, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы самости - прийти в равновесие и привести к выздоровлению.
Социальные отношения. Основное в учении Рождерса - это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я.
Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:
1) постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера;
2) выражение чувств - речь идет о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера;
3) неприятие специфических ролей - Роджерс учит супружескую пару "жить по собстенному выбору, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят нам навязать;
4) способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера -основана на способности понять и принять себя и своего партнера такими, каковы вы есть на самом деле.
Терапия, центрированная на клиенте. Основные положения нового подхода в клиент центрированной терапии Роджерса, сводятся к следующему.
1. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида.
4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.
Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями ("триада Рождерса"): безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.
Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы "плохим" или "странным" это не казалось. Терапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не дает советов. Совет, говорит Роджерс, несет скрытое сообщение о том, что клиент некомпетентен или неадекватен, - это делает его менее уверенным и более зависимым от помощи.
Эмпатия. Многие формы терапии предлагают взгляд на пациента со стороны. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиент-центрированный терапевт действует не как сторонний наблюдатель, каторый стремится наклеить диагностический ярлык на клинта, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения клиента.
Об эмпатии нельзя сообщить: "Я понимаю" или: "Я знаю, что вы сейчас чувствуете". Терапевт передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент-центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, оказывают другие знаки внимания. Используется также техника, называемая отражением (рефлексией). Отражение показывает, что терапевт активно слушает, а также помогает клиенту осознать те мысли и чувства, которые он переживает. Действительно, большинство клиентов реагируют на эмпатическое отражение пристальным вниманием к своим чувствам.
Конгруэнтность - это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.
Роджерс замечал, что в процессе клиент-центрированной терапии клиенты становятся не только более уверенными в себе, но они начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, становятся более продуктивными и спокойными.
В своей ранней книге "Консультации и психотерапия" К. Роджерс перечисляет характерные шаги процесса помощи:
1) клиент приходит за помощью;
2) определяется ситуация;
3) поощрение свободного выражения;
4) советующий принимает и проясняет;
5) постепенное выражение позитивных чувств;
6) обнаружение позитивных импульсов;
7) появление инсайта;
8) прояснение выбора;
9) позитивные действия;
10) возрастание инсайта;
11) растущая независимость;
12) уменьшающаяся потребность в помощи.
Этот предполагаемый ряд событий показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта.
Роль терапевта и пациента в процессе психотерапии. "Ключи к исцелению, - писал Рождерс, - находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи".
Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, психотерапевт должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.
Такое отношение (терапевт-клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.
Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.
Рождерс использует слово "клиент" вместо традиционного "пациент". Пациент - это тот, кто болен, нуждается в помощи, и обращается за ней к обученным профессионалам. Клиент - тот, кто нуждается в услуге и полагает, что он может сделать это сам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внутренне способный понимать собственную ситуацию. В представлении о клиенте содержится идея равенства, отсутствующая в отношении психотерапевта и пациента.