Семантика пространства проективного рисунка

РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО

Методическое руководство

Методика «Рисунок несуществующего животного» была предложена М.З.Дукаревич. Методику рекомендуется применять вместе с другими и она, как и любая проективная методика, требует уточнения и проверки результатов. Ее можно использовать как вспомогательный диагностический прием в процессе групповой и индивидуальной психокоррекции, а также в клиническом обследовании. Рисунок может быть использован как материал для обсуждения в группе пациентов, либо в качестве эвристической опоры для направления беседы в ходе индивидуального консультирования.

Обследование

Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный. Ручкой или фломастером рисовать нельзя. Цвет не интерпретируется, поэтому желательно не пользоваться цветными карандашами. Лист бумаги формата А4, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Далее можно уточнить, что нежелательно брать кем-то придуманное животное (из книг или мультфильмов); вымершие животные тоже не подходят.

Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняется происхождение, пол, возраст, габариты, уточняется предназначение необычных органов, а также органов, носящих агрессивный характер. Выясняется способ добывания пищи (плотоядное или нет), взаимоотношения с сородичами и само наличие таковых, способ обзаведения потомством (брачные отношения), наличие врагов и друзей, характер поведения в опасных ситуациях, борьба с врагами или жертвами.

Если испытуемый не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать «один день из жизни животного», задавая по ходу нужные вопросы. Также обратите внимание на то, какой рукой испытуемый выполняет рисунок.

Общие положения интерпретации

Методика «Рисунок несуществующего животного» относится к разряду проективных. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования.

Исследования подтверждают, что в коммуникативной ситуации, характеризующейся неформальным контактом между испытуемым и экспериментатором и возникающей на основе открытого сотрудничества, порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта [1]. [2]. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам.

Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае - графической) коммуникации. Это подтверждается известной зависимостью достоверности и валидности получаемой посредством проективной техники информации от условий коммуникативной ситуации, в которой проекция проявляется.

В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Исходя из сказанного, «Рисунок несуществующего животного» следует отнести к разряду специфических методов, валидизация которых основана не столько на стандартизации, сколько на учете закономерностей функционирования канала невербальной коммуникации.

Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его тесная связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии. Психологу необходимо развить в себе способность вживаться в рисунок, входить с ним в эмоциональный контакт, развивать рефлексию вызванных им чувств.

Второй важной характеристикой является связь рисунка с метафорами речи. Одним из опорных положений при интерпретации является семантический параллелизм образно-графического и вербально-метафорического рядов [3]. В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения), буквально переносятся на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания. Суждение о личности, как правило, формируется в результате перевода с языка метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: шипы – «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии: большие уши – «человек с большими ушами» - повышенная заинтересованность в получении информации о себе.

Основная трудность при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Например, величина рисунка, в зависимости от характера контура, графики, эмоционального фона и т. д.. может говорить либо о тенденциях к самораспостранению о преобладании эгоцентрических установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимии (гипомании) и т. д. Кроме обязательного подчинения толкования отдельных деталей общему впечатлению, важным способом сузить значение символа является сознательный выбор надлежащего контекста интерпретации. Например, при наличии в рисунке панцыря, шипов, чешуи и т. п. при интерпретации на передний план выступает контекст самозащиты, задаваемый оппозицией «уязвимость – защищенность», а, например, не характер уровня притязаний, связанный с расположением на вертикали. Эвристической опорой в обоих примерах служит употребимость указанных аспектов рисунка в повседневной речевой метафорике (например, «высокая самооценка», «высокие цели» или «человек в панцире»).

Правильней выбор контекста является важным приемом в работе с рисунком, позволяющим расширить содержательно его интерпретацию. Количество возможных интерпретационных контекстов во многом зависит от фантазий и внутренней подвижности экспериментатора. Однако здесь же кроется и опасность обратной проекции собственных личностных черт на материал рисунка.

Методика «Рисунок несуществующего животного» сконструирована аналогично известным рисуночным методам «Рисунок человека», «Дом-Дерево-Человек» и т. п., проверенным многолетним опытом применения. Не все аспекты интерпретации в равной степени валидизированы, так как при обосновании преобладал поиск наиболее общего подхода к доказательству диагностической ценности методики, нежели скурпулезный перебор всех возможных сочетаний признаков. На сегодняшний день можно считать достаточно обоснованными положения о существовании разнообразных связей образов несуществующего животного с Я-образом испытуемого, опосредованности фантазии, опытом и о наличии разнообразных связей между уровнем притязаний (под уровнем притязаний здесь и далее понимается высота оценки качеств собственной личности, обладать которыми стремится испытуемый: идеальный Я-образ), самооценкой, установками реагирования конфликтных ситуациях и расположением рисунка на листе бумаги и его ориентацией.

Методика «Рисунок несуществующего животного» валидизировалась в основном на клиническом контингенте в ситуации достаточно неформального и заинтересованного отношения со стороны, испытуемых. Использование методики в ситуации принудительной экспертизы с целью отбора кадров значительно; снижает, а, в большинстве случаев, полностью не эффективна.

Общее впечатление

Существует разделяемое большинством специалистов по проективному рисунку мнение, что интерпретация должна начинаться, с осознания общего впечатления от рисунка: переживания эмоционального тона и целостности содержащегося в нем сообщения. Это интуитивный эмпатический процесс, приходящий только с опытом. Психотехника вживания в рисунок состоит в том, чтобы позволить свободно войти в создание первому впечатлению, не препятствуя ему какими-либо рациональными предпосылками со стороны интеллекта. Это первое впечатление позволяет получить первичное понимание индивидуальных эмоциональных реакций испытуемого, степени его эмоциональной зрелости, наличие или недостаток внутреннего баланса.

Первое впечатление является той целостностью, из которой эксперт исходит, приступая к интерпретации, и к которой обязан вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным впечатлением должны быть проанализированы, но приоритет всегда за первым впечатлением. Важным правилом интерпретации можно считать следующее положение: все приведенные в данном руководстве толкования частных признаков имеют ценность только как одна из более доступных форм осознания и конкретизации общего целостного впечатления, как форма его вербализации. Для использования общего впечатления также необходимо не только развитие чувствительности к нему, но и внимание к тому, как сам испытуемый относится к рисунку.

Устойчивость общего впечатления демонстрируется его константностью при рассмотрении «Рисунка человека» и «Рисунка несуществующего животного» одного и того же испытуемого.

Семантика пространства проективного рисунка

Как свидетельствует практика и экспериментальные исследования, пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом - настоящим, прошедшим и будущим, а также с действенным и идеальным. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и бездеятельностью (то есть отсутствием активной связи между замыслом, планированием и его осуществлением), а пространство впереди и справа - с периодом будущего и активностью. Лист бумаги является двумерной проекцией этого пространства.

На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенность, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантной правой руке) и верх с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активность, конкретностью действий.

В норме рисунок расположен на средней линии {или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, удовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензией на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях достижения ситуативных потребностей.

Положение в нижней части листа - обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Левая и правая полуплоскость листа имеют противоположную коннотацию по оппозициям «пассивность-деятельность», «внутреннее-внешнее», «прошлое-будущее». Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций.

Голова, повернутая вправо - устойчивая тенденция к действию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводиться до конца). Испытуемый настроен на реализацию своих установок и намерений.

Голова, повернутая влево - тенденция к рефлексии, к размышлению, «не человек действия». Лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко это также - нерешительность, страх перед активными действиями (отсутствие ли это тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно). Это также может быть связано с отсутствием притязаний на самоутверждение в сфере внешне-преобразовательной деятельности, отсутствием склонности к доминированию, с фиксацией на какой-либо ситуации в прошлом.

Голова, направленная на рисовавшего, может трактоваться как эгоцентризм. Такое положение часто бывает сходно по значению в отношении описанных параметров уровня притязаний с поворотом влево. Иногда оно трактуется как прямота, бескомпромисность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности.

Сдвиг рисунка вправо может свидетельствовать об акцентировании будущего, мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориентации на окружающих, экстраверсии. Сильный сдвиг вправо наблюдается достаточно редко и может быть связан с «бунтарством», неподчинением. Исследования выявили значимую связь между сдвигом вправо и рядом показателей фрустрационного теста Розенцвейга. Соответственно, повышался удельный вес экстрапунтивных реакций с целью эгозащиты, большое количество направленных вовне реакций и повышенный уровень агрессивности. Связь активного отстаивания собственной правоты со сдвигом вправо хорошо иллюстрирует связь рисунка с языковой метафорой.

Сдвиг рисунка влево имеет противоположное значение. Это акцентирование прошлого, нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия. Преобладают интропунтивные реакции, снижается уровень внешненаправленной агрессии и реактивности.

Животные с двумя (или более) головами и «тяни-толкай» рассматриваются как выражение противоречивых тенденций.

Необходимо также осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более двух третей площади листа бумаги, а также к рисункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться указанным семантическим закономерностям.

Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избеганию новых переживаний. Возможно выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом «Я»). Эти рисунки также могут не подчиняться общим семантическим закономерностям.

К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относятся обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например: шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.). Можно попытаться представить, куда двинется животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте. Попытаться определить, насколько однозначен или противоречив рисунок движения животного (например, одна часть фигуры движется в оном направлении, а другая -этому препятствует, либо движется в противоположном направлении.

В заключение этого раздела можно сказать, что проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть метафорически охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных ее аспектах (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, эмоциональном и т. д.). В плане интерпретации эти аспекты играют роль контекстных рамок, ограничивающих многозначность образа.

Наши рекомендации