Глава 1. Как определить наш естественный рацион. «The Raw Secrets»: Raw Vegan; 2005
Фредерик Патенод
Секреты сыроедения
«The Raw Secrets»: Raw Vegan; 2005
ISBN 0-9730930-0-5
Аннотация
Эту книгу называют в США и Канаде одной из самых практичных и «приземлённых» по теме сыроедения. Она может помочь начинающим избежать довольно распространённых ошибок, а более опытным — развеять сомнения и излишние ожидания по многим насущным вопросам. Фредерик Патенод более 10 лет занимается активной просветительской деятельностью в сфере натурального питания, естественного оздоровления и самопознания.
Фредерик Патенод
Секреты сыроедения
Предисловие
Сыроедение без прикрас
Радикальные идеи имеют куда большую силу, нежели прописные истины. Но в их силе таится опасность. С радикальными идеями следует обращаться так же осторожно, как со взрывным устройством.
Именно такой «взрывной» идеей является сыроедение. Оно может спасти вам жизнь; помочь избавиться от «неизлечимых» болезней; дать вам неизменно отличное самочувствие; вернуть радость жизни; повернуть вашу жизнь в совершенно иную сторону… перевернуть ее.
Но применить эту идею на практике может оказаться очень трудной задачей. На этом пути нас ждет немало ловушек. Многие уже попались в эти ловушки — и многие другие еще попадутся, если не поймут, что это за ловушки, как их заметить и обойти.
Многие гробят неправильным сыроедением себе здоровье. В большинстве случаев это результат плохих или бестолковых советов. Моя книга — противоядие от той ложной информации, которая распространяется в среде сыроедов, нанося вред людям. Жаль, что никто не дал мне такой книги в 1997-ом году, когда я вступил на этот путь.
Побудительным мотивом к написанию этой книги послужили мои собственные мытарства, связанные с питанием. Несмотря на то, что я сразу же ощутил плюсы от питания сырой пищей, моя личная практика сыроеда отнюдь не была историей мгновенного успеха. Сыроедение стало одной из самых позитивных сторон в моей жизни, но еще это была и борьба. Поэтому прежде чем поделиться своими открытиями, я хочу рассказать вам свою историю.
Впервые я осознал связь между питанием и здоровьем в 16 лет, когда мама принесла в нашу семью вегетарианство. Она решила изменить кое-что в своем рационе, чтобы сбросить лишний вес. На нашем столе вдруг появились цельнозерновой хлеб, тофу, сейтан и другие странные вещи. Мясо постепенно исчезло.
Мамин интерес к питанию быстро передался мне — я начал читать книги, которые она покупала. Потихоньку я становился вегетарианцем, хотя еще и не называл себя таковым. Заключительный аккорд прозвучал через пару лет, когда я прочел «Диету для новой Америки» Джона Роббинса. Под влиянием этой книги я по-настоящему стал вегетарианцем — она полностью убедила меня в его пользе.
Вегетарианствовал я с радостью и интересом. Помню, с каким восторгом я открывал для себя все эти новые продукты, впервые делал покупки в магазинах здоровой еды, учился готовить новые блюда, пытался при всяком удобном случае переманить в свою новую веру друзей и родных. Это было здорово! Но не вегетарианство перевернуло мою жизнь — это сделало сыроедение.
Однажды я случайно наткнулся на маленькую книжку Герберта Шелтона «Пищевые сочетания в доступном изложении». Она произвела на меня сильное впечатление. Шелтон утверждал, что человек, подобно другим плодоядным животным, должен питаться только фруктами, овощами, орехами и семенами. Эта идея пробила широкую брешь в уютном, только что выстроенном мирке вегетарианца, который не мыслил жизни без зерновых продуктов. До сих пор я думал, что нашел идеальную диету, и вот приходит какой-то тип и говорит, что я должен отказаться не только от мяса и молока, но и от зерновых, бобовых, растительных масел, соли, приправ — а также от всего вареного и обработанного! Я чувствовал, будто мне бросили вызов. Надо бы разузнать обо всем этом поподробнее, подумал я. Не может же быть, что это правда!
На той же полке, где я нашел труды Шелтона, мне попались странные на вид книги на французском некоего Альбера Моссери, и я, в полном ошеломлении, обнаружил, что он говорит то же самое! Наш естественный рацион должен состоять из фруктов и овощей — плюс, возможно, небольшое количество орехов и семян. Кроме того, в этих книгах по натуральной гигиене говорилось, что каждый из нас на 100 % ответственен за собственное здоровье. Они утверждали, что все болезни, которыми мы страдаем, происходят от неправильного образа жизни — по большей части, от неправильного питания, и что, вернувшись к простой сырой диете из фруктов и овощей, при необходимости с голоданиями, можно не только исцелиться от всех этих болезней, но и снова обрести великолепное здоровье, которое есть не что иное, как наше изначальное, естественное состояние.
Итак, я принялся штудировать труды по натуральной гигиене. Помню, с каким чувством я глядел на обложку книги Моссери. Там были изображены ваза с фруктами, несколько каштанов и какая-то странная тыква. Оформление казалось таким простым, но вместе с тем завораживало. Помню, какая борьба происходила у меня в душе. «Я знаю, что это — ОНО, эти ребята говорят очень здравые вещи. Но чтобы осуществить все это, я должен полностью изменить свою жизнь, повернуть ее в совершенно другом направлении, отказаться от всех своих планов!» Вот какие мысли терзали двадцатилетнего канадского парня, живущего в Квебеке. И я думал, что я один такой.
Итак, я взялся за дело в одиночку… и без особого успеха. Я метался туда-сюда, в моем питании царил кавардак, и слишком многое внутри меня стронулось с места — я не знал, что с этим делать. Мне нужно было познакомиться с новыми людьми, вырваться из родного города, посмотреть, что творится за его пределами. Как-то раз в интернете я узнал про книгу Арлина, Дини и Вулфа «Первый закон природы — сыроедение».
Эта книга дала мне мощный толчок к стопроцентному сыроедению. Я связался с авторами в Сан-Диего и договорился о встрече. Шесть месяцев в Канаде я прожил на стопроцентном сыроедении, сделал сыроедами пару друзей и работал, чтобы скопить деньжат. А потом собрался в дорогу и сел на 72-часовой с шестью пересадками автобусный рейс до Калифорнии.
В Калифорнии сыроедение цвело пышным цветом, но я заметил в нем массу противоречий и неразберихи. Но меня внезапно захватило общим потоком, я почувствовал себя частью всего происходящего. По ходу дела я увлекся идеей о том, что сыроедение — это ответ на все вопросы. Я считал, что оно решит не только все мои проблемы, но — в конечном счете — и все проблемы человечества. Наверно, этот энтузиазм был необходим, чтобы побудить меня к решительным действиям (как это бывает, безусловно, со многими), однако он, без сомнения, завел меня на неверную дорогу…
Живя в Калифорнии, я старался производить впечатление уверенного в себе энтузиаста, а здоровье мое тем временем медленно, но верно расстраивалось. Для такого молодого парня это было слишком фигово! Я ощущал постоянную нехватку энергии. Часто меня одолевала мутная тяжесть в голове, неспособность сосредоточиться, не было сил даже на обычные, повседневные дела. Я считал, что переживаю детоксикацию, которая рано или поздно закончится, и я обрету «райское здоровье». К несчастью, этот день никак не наступал — «детоксикация» длилась без конца.
Исподволь в моем рационе все более доминировали семена и жиры. Бывало, я съедал в день по шесть штук авокадо, кучу орехов и семян. Чтобы укротить тягу к вареной еде, я начал употреблять растительные масла, соль, приправы, чеснок и другие продукты, которых раньше, в Канаде, избегал, следуя заветам натуральной гигиены. Поскольку меньше всего мне хотелось возвращаться к варенке, я изобретал всевозможные замены блюдам и продуктам, по которым тосковал, и очертя голову бросился в пучину сыроедных рецептов. Сырые пироги, сырой шоколад, сырая лазанья… всего не перечесть. Все сырое, все натуральное, все здоровое, но…
Через год я по-настоящему заболел — на целый месяц. Но никому ничего не говорил — ведь я тот самый великий сыроед и обязан быть здоров как бык. Подобные болезни не вязались с моим имиджем, поэтому я заперся дома и голодал, пока не почувствовал облегчение.
Этот случай многое для меня прояснил: я понял, что сыроедной диете нельзя следовать бессистемно. Однако я все еще не имел представления о том, что необходимо изменить. Исключение из рациона орехов на некоторое время после голодания реально помогло, но до «райского здоровья» было все еще далеко. Где же эта неисчерпаемая энергия, позволяющая танцевать всю ночь напролет? Куда делся огонь жизни?
Вдобавок ко всему я как раз работал на портале Nature's First Law— в «сердце мирового сыроедения». Там завел собственную новостную рассылку по сыроедению «Just Eat An Apple» (Просто съешь яблоко) и планировал начать работу над книгой рецептов (по ходу дела я стал неплохим сыроедным поваром).
В эти первые несколько лет в Калифорнии, в период строгого сыроедения, я не все время чувствовал себя совершенно обессиленным — я много размышлял, пытаясь понять, почему система не работает в моем случае так, как она должна бы работать, если верить книгам. И я не был одинок: мне встречалось много людей, переживающих то же самое. Но, ослепленные идеалом сыроедения, мы не могли признаться себе в том, что в действительности происходит.
Вернувшись в Канаду в 2000-ом году, я сошел с дистанции. Начал снова есть вареную еду и, как ни странно, почувствовал себя лучше. Улучшение было связано с тем, что я отступил от своей бескомпромиссной позиции строгого сыроеда и сумел увидеть сырую диету «как есть». Я увидел в ней инструмент, который можно использовать неумело, а можно — с толком. Теперь предстояло только узнать, как использовать его с толком.
Любитель бросаться в крайности, я заново открывал для себя вареную еду с той же основательностью и методичностью, с какой когда-то осваивал сыроедение. Неторопливо, тщательно я тестировал варенку на собственном организме. Попробовал хлеб, попробовал сыр… На свиданиях в ресторанах пил вино. Я ощутил, что значит заказать круассан в парижском кафе. Я осознал, что уже не могу питаться по-прежнему и при этом чувствовать себя «нормально», как все «нормальные» люди, — сыроедение слишком сильно изменило весь мой организм. Мое тело реагировало на традиционные продукты мощным отторжением. Нужно было найти какой-то выход, причем срочно, ибо я знал, что подобное питание — не для меня.
Возвращаясь к исходной точке, я заново открывал для себя натуральную гигиену. Внимательно перечитал Моссери и Шелтона, чьи книги штудировал до поездки в Калифорнию. Когда-то они перевернули мою жизнь и придали мне мужество для того, чтобы покинуть родной город на два с половиной года, имея на банковском счету всего 600 долларов.
Осмыслив весь свой опыт, на этот раз я сумел полностью постичь основополагающие принципы здоровья, постулированные Моссери. Я увидел их действие во всем, что произошло со мной и с другими. Я наконец-то понял, в чем ошибался и почему, и благодаря этому новому пониманию мог теперь реально испытать на себе преимущества, которые сулили мне родоначальники движения сыроедов.
Возвращаться к сырой пище я начал маленькими шажками. Во-первых, я понял, что самое важное — употреблять в основном те продукты, которые являются для человека характерными, видовыми: фрукты, овощи и — в небольшом количестве — орехи и семена, а зерновых, бобовых и приправ избегать. Особое внимание нужно было обращать на чувство голода, на сочетания продуктов и на количество жиров, орехов и семян в рационе. Кроме того, я обнаружил, что чувствую себя намного лучше после запеченных корнеплодов и пареных овощей, чем после большого количества орехов и семян или сложных сырых блюд.
Эта книга — обобщение секретов, которые я открыл о сыроедении. Каждая глава заключает в себе урок, послание самому себе, которое помогло мне снова увидеть целостную картину. Некоторые главы пронизаны воинственным, бойцовским духом — они отражают внутреннюю борьбу, через которую я прошел. Другие главы более позитивны по настрою — они отражают прозрения, которые снизошли на меня.
Я понял, что принципы сыроедения не так-то просто осуществить на практике. Сырой пищей очень легко нанести вред собственному здоровью, поначалу даже не сознавая этого. Если вы начинающий сыроед, можете считать, вам крупно повезло, что вы держите в руках эту книгу. В мире сыроедения циркулирует слишком много вредоносных советов, и я рад, что вам с самого начала попалось верное руководство.
Моей главной проблемой на протяжении многих лет была нехватка энергии. Я часто чувствовал себя выжатым как лимон, несмотря на то что питался лучшей пищей на свете. Мне потребовалось много времени, чтобы понять, в чем тут дело. К несчастью, от других сыроедов я слышал один-единственный совет: «Продолжай есть сырое, пока не пройдешь детоксикацию».
Какие только приверженцы сырой диеты не встречались мне на моем пути — и здравомыслящие люди, и фанатики, и всевозможные комбинации того и другого. Я узнал людей, которые как бы «сыроедили» много лет подряд, а потом вдруг опять принимались есть хлеб и мясо. Другие божились во имя Сыроедения, что никогда не вернутся к вареной еде, и вдруг ты заставал, как они, без тени стыда, уплетают горячие лепешки с начинкой из бобов. Как такое могло произойти?
Некоторые люди способны быстро разобраться во всем самостоятельно. Им хватает четырех дней, чтобы понять то, что другие — вроде меня — осознают только через четыре года. Рассудок и интуиция у них в полном порядке. Но людям мятущимся, склонным к крайностям (а таковы многие из нас) приходится нелегко, особенно если нашим единственным ориентиром служат несколько книг, нашпигованных неверными советами. К сожалению, это можно сказать про большинство книг по сыроедению. Предлагаю вам эту книгу в качестве толкового учебника по сыроедению.
Когда-то известная книга «Fit For Life» ввела людей в заблуждение, заставив поверить, будто они практикуют натуральную гигиену уже тем самым, что правильно сочетают хлеб или курятину с другими продуктами. А сегодня сыроедам внушают ложную мысль, будто они питаются здоровой сырой пищей потому лишь, что их продукты не подвергались нагреванию.
Мы слышим много слов и идей, но в них мало фактов и мало мудрости. Очевиден дефицит основополагающих принципов, ведущий к серьезной путанице. Люди, бывающие на сыроедных фестивалях и конференциях, возвращаются оттуда окрыленными… но подчас и совершенно сбитыми с толку. Почему? А потому, что хотя все ораторы пропагандируют сыроедение, между ними нет единства относительного того, чтo же подразумевает под собой сыроедение. Один говорит, что наилучшая пища — это фрукты, другой — что фрукты питают живущую внутри нас плесень. Один пропагандирует пищевые добавки — другой, напротив, заявляет, что они недопустимы. Один рекомендует голодание на воде — другой утверждает, что оно опасно, и вместо этого советует пить соки. И т. д. Вся эта разноголосица вызвана тем, что большинство сыроедов, как учителей, так и учеников, в равной степени не имеют понятия об основополагающих принципах здоровья. Дефицит основополагающих принципов в любой науке ведет к ее краху. Этот дефицит особенно очевиден в движении сыроедов, чьи вожди не могут прийти к согласию насчет того, чтo же должна включать в себя сырая диета. Между тем эти основополагающие принципы реально существуют. Они были открыты 170 лет назад приверженцами натуральной гигиены в Соединенных Штатах и участниками германского движения «Назад к природе». В этой книге вы познакомитесь с некоторыми основополагающими принципами натуральной гигиены и увидите, как применить их к сыроедению. Попутно мы развенчаем некоторые мифы, бытующие среди сыроедов. Для большинства из нас сыроедение — нечто новое и малознакомое, а потому нам не избежать ошибок и крайностей, иногда даже ужасных. Но в конце концов, после всех ошибок, приходит пора прибраться, привести все в порядок. А затеяв приборку, первым делом выносят мусор…
Для многих людей сыроедение превратилось в своеобразную религию, где вареная еда — зло, а сырая — спасение. Во многих книгах преимущества, которые дает сыроедение, преувеличиваются, практическое же его применение упускается из виду. Некоторые сыроеды даже считают, что любая сырая пища лучше любой вареной. Мол, все, что нужно, это есть сырое и любой ценой воздерживаться от вареного. Однако многие убедились на своем горьком опыте, что здоровье и естественное питание не сводятся к этой простой формуле.
Как говорит народная мудрость, лучшее — враг хорошего. В повседневной речи мы также часто употребляем выражение «за деревьями не видеть леса». Не стоит так уж сильно стремиться к безупречности, пытаться стать святее папы римского — а то можно и свихнуться. Многие сыроеды, и я в том числе, пропагандировали то, что мой друг д-р Дуг Грэм называет философией сырого / не сырого. Речь идет об упрощенном сведении всех принципов здоровья к одному вопросу: «Эта пища сырая?» Вместо того чтобы поинтересоваться: «Полезно ли это мне?» или «Какие ощущения данный продукт вызывает в моем организме?» — некоторые сыроеды желают знать только одно: сырое ли это. От веганов мы слышим примерно то же самое: веганская ли это еда?
Адепт философии сырого / не сырого шарахается, к примеру, от пареных овощей, при этом ничтоже сумняшеся уплетает за неделю или даже за день целую банку пасты из сырого миндаля. Он обходит стороной все вареное, никогда не задумываясь о том, что некоторые его привычки в питании сырой пищей могут нанести ему больший вред, чем определенные «не сыроедные» диеты. Убежденный веган отвергает все животные продукты, но в то же время зачастую употребляет соль, растительные масла, сахар, промышленно переработанную и синтетическую пищу — ведь все это «веганское»!
Естественное питание требует более четкого подхода. Сыроедение — это не религия! Наш стиль питания должен основываться не на упрощенном заклинании, а на рациональных законах физиологии. Сыроедение и веганство — обоснованные и эффективные системы, но только не в том виде, в каком их иногда практикуют, особенно в последние годы. Из этой книги вы узнаете, как сделать так, чтобы питание сырой пищей придавало вам силы и вдыхало в вас новую жизнь.
Глава 1. Как определить наш естественный рацион
Первый вопрос, на который мы должны ответить в самом начале, прежде чем говорить о еде сырой или еде вареной, звучит следующим образом: какая пища биологически соответствует человеческому организму? Или, перефразируя, в чем состоит наш — человека как вида — естественный рацион? Диетологи стремятся определить наш рацион путем различных тестов, химических анализов, лабораторных исследований и вычислить точное соотношение нужных нам питательных веществ. Конечным результатом этих стараний окажется формула, устанавливающая, сколько цинка требуется человеку в день, сколько кальция и т. д. В конечном счете человек, следующий подобному биохимическому подходу, будет вынужден питаться по таблицам. Это он ест ради кальция, то — ради железа и т. д., не считая длинного списка пищевых добавок, синтетических витаминов и прочих таблеток, которые он в обязательном порядке ежедневно принимает, чтобы обеспечить организм «всем необходимым». Как следствие рождается теория «сбалансированного питания» — теория, которая опровергается на примере любого дикого животного.
Вдобавок среди ученых нет единого мнения о том, какие именно количества питательных веществ нам требуются и где их взять. В конце концов проблема питания оказывается настолько запутанной, что у всякого невольно возникает вопрос: возможно ли вообще узнать, чем нам следует питаться? Складывается впечатление, будто еда — самая естественная вещь на свете — это штука настолько сложная, что поведать нам о том, как ею заниматься, может только специалист с ученой степенью после проведения лабораторных исследований.
Всякий раз когда мне говорят: «Питание — это так сложно…», я отвечаю: «Диким животным почему-то так не кажется». Я напоминаю, что дикие животные не видят в питании никаких сложностей — они просто едят ту сырую натуральную пищу, к которой биологически приспособлены.
Никакие тесты и анализы никогда не смогут точно установить, чтo мы должны есть, ибо такой подход к питанию бесконечно далек от природы. В качестве альтернативы пропагандисты натуральной гигиены используют другой подход — биологический. Согласно этому подходу необходимо определить место человека в природе с точки зрения характера питания. Мы должны выяснить, являемся ли мы хищниками, травоядными, всеядными или же просто плодоядными. Как только мы выясним, к какой категории животных человек относится по характеру питания, можно будет с легкостью определить, какие продукты лучше всего соответствуют нашим биологическим потребностям.
Рациональный подход к питанию, на который я опираюсь в этой книге, сводится к следующим правилам.
Во-первых, определите наш естественный рацион. Какие продукты предназначены нам в пищу природой?
Во-вторых, обратите внимание на все факторы, которые могут вступать в конфликт с этим оптимальным питанием. Не допускайте недосыпания, не забывайте о физических нагрузках, воздерживайтесь от вредных привычек (кофе, алкоголь, сигареты, медикаменты и т. д.).
В-третьих, ешьте как можно более натуральные продукты. Это означает: сырые, необработанные, цельные, не «улучшенные» приправами, солью и т. п.
Логический подход
Герберт Шелтон пишет о том, как один из его предшественников, д-р Денсмор, пытался определить наш естественный рацион: «Пытаясь разрешить вопрос о нормальном рационе человека, д-р Эммент Денсмор использовал ход рассуждений, который может сослужить нам хорошую службу. Прежде всего он заметил, что животные в их естественном состоянии питаются тем, что непосредственно произведено природой и не требует выращивания или разведения. Человек же, напротив, питается тем, что произвел путем выращивания или разведения. Не питаясь непосредственными дарами природы, человек сделал свою жизнь искусственной.
Далее Денсмору пришла в голову следующая мысль. Раз природа снабдила всех животных естественной для них пищей, то можно предположить, что то же самое она сделала и для человека — то есть произвела пищу, которая так же естественна для нас, как трава — для травоядных или мясо — для хищников. Нельзя не отметить логичности этой гипотезы, основанной на принципе единства природы. Она базируется на том факте, что человек, в той же мере, что и лев или олень, есть дитя природы, которая предусмотрела его естественные потребности. Итак, если человеку, как и всем остальным животным, предназначен определенный вид пищи, то что это за пища или какой это вид пищи? Другими словами, чтo есть собственно человеческая еда?
Ответ на этот вопрос Денсмор искал в нескольких направлениях. Ученые сходятся на том, что прародина человечества находится в регионах с теплым климатом — в тропиках или субтропиках. Лишенный орудий и огня, человек должен был проживать в той части света, где он мог бы добыть непосредственные дары природы при помощи единственных «орудий», которыми оснащен анатомически, причем такие дары природы, которые годятся в пищу без искусственного приготовления.
Если человек изначально жил в теплом климате, рассуждает Денсмор, и, подобно другим животным, питался тем, что непосредственно произвела природа, то эта пища должна была произрастать там в диких условиях и скорее всего распространена там и поныне. А южные леса, как известно, изобилуют сладкими фруктами и орехами. Совершенно очевидно, что подобный ход мыслей прямо ведет к выводу о том, что естественной пищей для человека являются древесные плоды».
Добавим только к этому увлекательному пассажу, что орехи в теплых странах доступны лишь в сезон и это орехи свежие, а не сушеные. А вот овощи и съедобная растительность в изобилии произрастают круглый год, и, судя по всему, человек употреблял их в пищу с самого момента своего возникновения.
Не будем забывать и о том, что с возникновением земледелия люди стали выращивать и потреблять продукты (особенно зерновые), которые едва ли предназначены нам в пищу. Сократив употребление плодов диких растений, когда-то составлявших основу нашего рациона, мы перестали участвовать в их распространении и размножении. По этой причине, если вам доведется побродить по тропическим джунглям, почти везде вы будете удивлены тем, насколько мало съедобного там можно найти.
Вместе с тем в некоторых местностях до сих пор произрастает бесчисленное множество видов восхитительных на вкус диких плодов. Речь идет о джунглях Юго-Восточной Азии, где обитают некоторые виды человекообразных обезьян. Поедая излюбленные плоды и любую другую природную пищу, животные переносят в себе проглоченные семена и затем извергают их с экскрементами в другом месте, распространяя тем самым данный вид растения. Таким образом, через сотни лет они создают вокруг себя наиболее подходящую пищевую среду. Поэтому съедобные дикие плоды в изобилии встречаются лишь в местах обитания этих животных.
Каково наше место в природе?
«Все анатомические, физиологические и эмбриологические особенности человека однозначно говорят о его принадлежности к классу плодоядных. Количество и строение зубов, длина и устройство ЖКТ, расположение глаз, характер ногтей, функции кожи, свойства слюны, относительные размеры печени, количество и расположение молочных желез, расположение и строение половых органов, особенности плаценты и многое другое свидетельствует о том, что человек по природе своей является плодоядным млекопитающим.
Поскольку чисто плодоядных животных не существует (все они с удовольствием поедают зеленую листву и другие части растений), человек тоже может, не преступая своего природного естества, употреблять в пищу зелень. Как отмечалось выше, зеленые части растений обладают определенными преимуществами перед плодами. Реальная практика показала, что добавление зеленых овощей улучшает фруктово-ореховую диету» (Г. Шелтон).
В природе царит строгий порядок. Глядя на различных животных в природе, мы видим, что каждое из них приспособлено к определенному типу пищу, который наилучшим образом обеспечивает все его потребности. Рацион животных, как правило, ограничивается всего лишь несколькими видами пищи, причем теми, которые наилучшим образом могут перерабатываться в организме данного животного.
Возьмем, к примеру, наши зубы. Среди биологов принято считать, что форма зубов чрезвычайно важна для классификации животных. Даже у приматов, чей рацион состоит в основном из фруктов и овощей и очень малого количества животной пищи, зубы более приспособлены для поедания мяса, чем у человека.
А теперь возьмите и откройте пасть у своей кошки или собаки, и вы увидите длинные клыки, заостренные, конической формы, смыкающиеся с обеих сторон. А теперь взгляните на свои собственные клыки — их остроты хватит лишь на то, чтобы кусать яблоко. Даже если вы попытаетесь прокусить такими клыками себе палец, можете быть уверены, у вас не получится поранить себя до крови. Но только не вздумайте повторить этот эксперимент со своим псом!
Наша челюсть может двигаться влево и вправо, что помогает при жевании фруктов и овощей. А вот у кошки челюсть не способна к боковым движениям — она отлично приспособлена лишь для того, чтобы вонзаться в плоть, разрывать ее и глотать цельными кусками. Наши же зубы по своему строению лучше всего подходят для пережевывания фруктов и овощей.
У хищников настолько кислотный желудочный сок, что они способны переваривать кости. Они проглатывают мясо, даже не пережевывая его, и при этом оно прекрасно переваривается. В сопоставлении с хищниками желудочный сок человека — очень слабый. Что будет, если вы не разжуете даже один-единственный крошечный миндальный орешек или семечко подсолнуха? Вы прекрасно знаете, чтo будет. Этот орешек или семечко выйдет наружу совершенно не переваренным.
Теперь посмотрите на свои руки. Они созданы для того, чтобы хватать и чистить плоды. Хищники и травоядные едят только при помощи зубов. Даже всеядные (к которым современные биологи стремятся причислить и человека), например свиньи, поедают плоды целиком — с кожурой и со всем остальным. Они не могут очистить апельсин — у них нет для этого рук. Но обратите внимание, как едят приматы — это поразительно, насколько они на нас похожи! У них тоже есть руки с пятью пальцами, которыми они хватают и чистят фрукты. Они совсем «по-человечески» счищают кожуру с бананов и апельсинов, а шимпанзе даже раскалывают орехи при помощи камня. Это лишь малая часть возможных наблюдений, которые можно сделать, пытаясь выстроить классификацию всех животных на земле и найти в ней место человека.
Современные биологи склонны считать, что люди, подобно свиньям, всеядны. Другими словами, якобы все годится нам в пищу: фрукты, овощи, мясо, рыба, семена, трава — все что угодно. Однако это противоречит тем открытиям, которые были сделаны великими физиологами прошлого столетия. Физиологи причислили человека к плодоядным. Плодоядные — значит животные, которые питаются преимущественно фруктами и овощами, как, например, приматы.
Рацион приматов
Давайте присмотримся к питанию приматов.
Гориллы. Горные гориллы едят в основном зеленую растительность (95 %) — отчасти потому, что в их естественной среде обитания им нелегко отыскать другую еду. В сезон они едят немного фруктов. Согласно выводам очень серьезных исследователей приматологов Джорджа Шалера и Диана Фосси, гориллы не употребляют никакой животной пищи. В ходе экспериментов, проведенных в зоопарке Сан-Диего, гориллам давали на выбор фрукты и зелень. Что любопытно, в конце концов гориллы все-таки отдавали предпочтение фруктам и на протяжении трех месяцев эксперимента питались только ими.
Шимпанзе. Едят в основном фрукты, немного зелени, орехов и иногда мяса. Животная пища составляет в их рационе менее 5 %. Орангутаны. Едят в основном фрукты, немного зелени и орехов. Когда фруктов мало или нет совсем, они налегают на зеленую листву, а также поедают некоторых насекомых. Орангутанам доступно широкое разнообразие сладких, вкусных фруктов — личи, дикий инжир, чемпедак. Особенно они любят дуриан.
Бонобо. Из всех животных бонобо ближе всего стоят к человеку. Они поразительно на нас похожи во многих отношениях. Ныне бонобо признаны отдельным видом, отличным от шимпанзе. В то время как шимпанзе могут проявлять агрессивнвость, бонобо спокойнее по характеру и улаживают конфликты иначе (а именно, с помощью секса!). Их рацион тоже близок к нашему идеальному рациону: это в основном фрукты и растение, напоминающее сахарный тростник, а также разная зелень, молодые побеги и почки. Орехов они, по-видимому, не едят вообще. Зато поедают некоторых насекомых, возможно — мелкую рыбешку и мелких животных, однако никто никогда не видел, чтобы они охотились, подобно шимпанзе. Животная пища составляет менее 1 % их рациона.
На основании рациона приматов нелегко было понять, какой должна быть идеальная пища человека: у разных видов приматов и даже в разных группах одного вида пищевые пристрастия и привычки сильно различаются. Тем не менее мы достоверно знаем, что основной их пищей (за исключением горилл) являются плоды. Кроме того, все приматы в значительных количествах употребляют зелень. Животная пища присутствует в очень малых количествах.
Поскольку мы имеем очевидное сходство с приматами, это сходство должно распространяться и на наше питание; но все-таки мы несколько отличаемся от приматов, поэтому и в наших рационах должны быть отличия. Заметьте, шимпанзе во время охоты убивают добычу голыми руками и сразу же после этого пожирают ее. Кто из читателей отважился бы последовать их примеру?
Чему нас учит пример животных?
Как нам определить идеальный рацион? Моссери цитирует Теофилио де ла Торре, автора по натуральной гигиене, жившего в XIX в.:
«За годы, проведенные в Центральной Америке и на Кубе, мне доводилось наблюдать, как реагируют обезьяны, когда им предлагают незнакомую еду. Чтобы убедиться, что еда неядовита, они инстинктивно прибегают к трем чувствам — зрению, обонянию и вкусу. Сперва они внимательно разглядывают новую еду. Если она проходит первоначальную проверку зрением, они продолжают исследовать ее с помощью своего тонкого обоняния — приближаются к новой еде вплотную и тщательно ее обнюхивают. Если оказывается, что она приятно пахнет, второй тест можно считать успешно пройденным. Наконец, лизнув еду, они пробуют маленький ее кусочек и, если вкус понравился, начинают осторожно есть.
В ходе всего этого процесса животные ведут себя в соответствии со Всемирным законом природной диетологии, то есть они убеждаются, что новая еда 1) приятна для глаз, 2) приятна для обоняния и 3) приятна на вкус. Согласно этому закону, пища употребляется: 1) в сыром виде, 2) без смешивания с другой пищей, 3) без добавок (приправ и т. д.). Все животные знают этот закон и исполняют его. Все кроме человека».
К этой цитате стоит добавить, что по мере развития цивилизации человечество в значительной степени утратило свои природные инстинкты. Мы не можем полностью полагаться на них (ошибка сторонников «инстинктивного питания»). У каждого из нас инстинкты в большей или меньшей мере атрофированы. По этой причине многие авторы обращались к наблюдению за детьми, надеясь получить у них ключ к секретам естественного питания.
Инстинкты детей
На чистоту детских инстинктов предлагал опираться Т. К. Фрай. Он говорил: представим стол, на котором полно всевозможной еды: фрукты, овощи, живой кролик, рыба, орехи, семена и т. д. Что из всего этого разнообразия выбрал бы ребенок? Таким образом, Фрай пришел к мысли о том, что естественной для нас является фруктовая диета, ведь ребенок из всех натуральных сырых продуктов выбрал бы в первую очередь фрукты.
Д-р Шелтон в цитированной выше статье рассказывает о том, как д-р Денсмор, ученый прошлого века, нашел новые доказательства того, что фрукты и орехи — самая естественная пища для человека:
«Далее он отметил, что эти продукты не требуют добавок, подсластителей, приправ и приготовления — они и без того привлекательны для обоняния и вкуса человека. Если, — писал он, — поставить рядом самые гурманские кушанья, приготовленные самыми искусными поварами по самым изысканным и изощренным рецептам — и сладкие фрукты и орехи в том виде, в каком их произвела природа, ничего к ним не добавляя и не изменяя, — то любой ребенок и большинство взрослых сочтут, что фрукты и орехи ничуть не уступают, а может быть, и превосходят большинство изысканных блюд по своей соблазнительности для вкуса».
Добавим также, что зеленые овощи занимают важное место в рационе и в своем натуральном виде тоже привлекательны для наших инстинктов, хотя и уступают в этом фруктам.
Определение естественного рациона с помощью этого метода — дело непростое. И тем не менее, опираясь на наши наблюдения в области биологии и на знания, накопленные гигиенистами за последние два столетия, мы можем утверждать, что наш идеальный, естественный рацион должен преимущественно, если не исключительно, состоять из сырых фруктов и овощей с добавлением небольшого количества орехов и семян. Вопрос о том, какое место должны занимать в рационе другие продукты, мы рассмотрим далее в этой книге.