Психологические теории мотивации
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого
тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию илиосуждению агрессивных действий.
Таким образом, сформированные в процессе жизни и1 деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т. е. характеризуют личность в целом.
Контрольные вопросы
1. Расскажите об основных формах направленности — влечениях, желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.
2. Объясните суть понятия «мотив*.
3. Что вы знаете о мотивации деятельности человека?
4. Объясните суть понятия «потребность».
5. Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.
6. Как проблема мотивации рассматривалась в работах древних философов?
7. Раскройте суть иррационализма и теории автомата.
8. Раскройте роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека.
9. Расскажите о теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла.
10. Что вы знаете о теории биологических потребностей человека?
11. Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.
12. Какие мотивационные концепции второй половины XX в. вы знаете?
13. Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.
14. Охарактеризуйте механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву.
15. Назовите основные этапы формирования мотивационной сферы удетей.
16. В чем заключается роль игры а формировании мотивационной сферы?
17. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность? Какие вы знаете основные мотивы поведения человека?
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психо логии. - М.: Наука, 1977.
2. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности Знание, 1977.
3. Гшпенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
5. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос, 1998.
6. Леонтьев А. Н, Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
8. Теплое Б. М. Набранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
Глава 23. Способности
Краткое содержание
Общая характеристикаспособностей человека.Понятие о способности. Определение способностей по Б. М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.
Уровни развития способностей и индивидуальные различия.Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность, Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.
Природа человеческихспособностей. Первые теории способностей. Френология. Концепции способностей Ф. Галлея и Ф. Гальтона. Близнецовый метод в исследовании способностей. Роль особенностей воспитания в развитии способностей. Концепция способностей К. А. Гельвеция, Биосоциальная природа способностей человека.
Развитиеспособностей. Основные этапы развития способностей. Роль игры в формировании способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия макросреды и развитие способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональной пригодности и классификация профессий по Е. А. Климову.