Психические свойства личности.
Содержание.
1. Познавательна сфера………………………………………………3
1.1 Ощущения……………………………………………………....3 – 4
1.2 Восприятие……………………………………………………...4 – 5
1.3 Память…………………………………………………………..5 – 6
1.4 Внимание……………………………………………………….6 – 7
1.5 Воображение……………………………………………………7 – 9
2. Эмоционально – волевая сфера……………………………………9
2.1 Эмоциональное состояние…………………………… ……..9 – 10
2.2 Волевая сфера……………………………………..…………..10 -11
3. Психическое состояние……………………………………….…..12
3.1 Стресс…………………………………………………………..….12
4. Психические свойства личности…………………………………..13
4.1 Темперамент………………………………………………….13 – 14
4.2 Характер……………………………………………………….14 -15
4.3 Способности…………………………………………..………15 -16
4.4 Направленность……………………………………..……….16 – 17
4.5 Мотивация…………………………………………………….17 - 18
1. Познавательная сфера:
Ощущения.
О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущением называется простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений.
Ощущения, возникающие у человека, можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы).
Проанализировав группы ощущений, вызываемые возбуждениями органов чувств относящиеся к группе экстероцепторов. У меня наиболее развитыми являются зрительные ощущения.
Существует такое понятие как зрительная память, по-другому ещё называют фотографической, так как она позволяет создать и сохранять образ увиденного объекта. К этому визуальному образу, как правило, могут добавляются ещё и дополнительные ощущения от других органов чувств. Примером, такого развитого ощущения является, когда куда - то едите на автобусе, в другую страну. С вами вместе – около сорока человек, которых в первый раз увидели во время посадки в транспортное средство. И вот, перед тем, как пересечь границу, автобус останавливается и все пассажиры, в том числе, я, из него выходят и смешиваются с пассажирами из других автобусов. Проходит минут 20. Человек с хорошо развитой зрительной памятью (в данном случае – памятью на лица) сможет без труда вычленить из толпы не только мужчину, который сидел рядом на протяжении последних двух часов, но и большую часть путешественников из своего автобуса. Человек же с плоховатой зрительной памятью вспомнит двух - трех, которые сидели в поле его зрения.
Восприятие.
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятия.Иощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
Разные люди по разному воспринимают информацию, и так же различно её передают т. е. восприятие является индивидуальной особенностью человека.
Я считаю, что у меня наиболее развито объективное восприятие. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.
Приведу два примера:
Первый. Человек с легкой простудой и болезненным состоянием пришел на день рождения к другу. Весь вечер он чувствовал усталость и легкое раздражение. На вопрос домашних «Как прошел праздник?» он ответил, что праздник был скучный, еда безвкусной, компания не интересная. Это субъективное восприятие.
Второй. Та же самая ситуация, что и в первом случае, но на вопрос «Как прошел праздник?» он ответил, что происходило то-то и то-то, на столах было то-то и то-то, но из-за того, что я испытывал недомогание и не чувствовал вкус блюд, я не смог получить настоящее удовольствие от этого вечера. Это объективное восприятие.
Объективное восприятие всегда учитывает обе стороны реальности: внутреннюю и внешнюю (состояние и состояние окружающего мира).
Память
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Существуют множество различных классификаций памяти, но каждый человек индивидуален. Я считаю, что у меня преобладает тип наглядно – образной памяти так как я множество раз замечала за собой, когда например. Слушая лекции в университете я на слух не запоминаю. А если показывают плакаты или рисуют на доске, я легко могу запомнить и воспроизвести в следующий раз эту информацию, т. е. можно сказать я применяю это, постоянно, в учебном процессе сама того не замечая
Например, если попробовать вспомнить последнюю вашу поездку в общественном транспорте. Может совершенно неожиданно для себя обнаружить, что точно знаете, сидевшая рядом с вами девушка была в синем пальто. При этом совершенно уверены, что специально внимания вы на это не обращали. Таким образом, работает образная память, и как я уже писала выше в пункте ощущения, зрительная память.
Внимание.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Я считаю, что очень сложно пронаблюдать какое именно внимание преобладает, даже на себе. Но могу сказать, что, замечая за собой у меня преобладает - преднамеренное (произвольное) внимание которое возникает при наличии цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать. Но противоположностью является то, что мы не всегда можем контролировать это - непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Воображение.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
В научной психологической литературе существуют различные классификации мышления в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. На основании этих критериев выделяют множество виды мышления.
Но по наблюдав за собой, я хочу остановить своё внимание на алгоритмическом мышлении.
Некоторые исследователи рассматривают этот тип мышления (наряду с логическим) как разновидность теоретического. Также существует точка зрения, что алгоритмическое мышление это специфический стиль мышления, характерный для определенного рода деятельности. При таком подходе под стилем мышления, в частности, понимается «открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей. В связи с этим, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, мышление характеризуется шестью качествами:
1. Самостоятельность – демонстрирует умение увидеть проблему, поставить вопрос и самостоятельно решить задачу.
2. Глубина мышления отражает способность проникать в сущность явлений, процессов.
3. Широта мышления – указывает на способность держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явлениями.
4. Гибкость мышления – умение изменить намеченный план действий, если он не удовлетворяет конкретным условиям.
5. Критичность мышления – способность правильно оценивать объективные условия и собственную деятельность.
6. Быстрота мышления – способность быстро находить правильное решение.
На основе этой характеристики, я хочу сделать вывод, что свои действия и поступки, к примеру (запланированные на завтрашний день) я обдумываю и выстраиваю в алгоритм последовательных действий.
Такой способ мышления помогает мне во многих жизненных и рабочих ситуациях, приводя меня к поставленной цели и достижению загаданной мечты.
2. Эмоционально – волевая сфера.
2.1 Эмоциональное состояние — это непосредственное переживание какого-либо чувства.
В зависимости от удовлетворения потребностей переживаемые человеком состояния могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными(двойственность переживаний). С учетом характера воздействия на деятельность человека эмоции бывают стеническими(побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы, например, вдохновение) и астеническими (расслабляют человека, парализуют его силы, например, паника). Некоторые эмоции могут быть и стеническими, и астеническими одновременно. Различное воздействие одного и того же чувства на деятельность разных людей обусловлено индивидуальными особенностями личности и ее волевыми качествами. Например, страх может дезорганизовать трусливого человека, но мобилизовать смелого.
По динамике протекания эмоциональные состояния бывают длительными и кратковременными, по интенсивности — интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости — устойчивыми и изменчивыми.
В зависимости от формы протекания эмоциональные состояния делятся на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.
На основе характеристики эмоционального состояния можно сказать, что простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон, т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон накапливает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности и позволяет принять быстрое решение о значении нового раздражителя (красивый пейзаж, неприятный собеседник). Эмоциональный тон обусловлен личностными особенностями человека, процессом протекания его деятельности и др. Целенаправленное использование эмоционального тона позволяет воздействовать на настроение коллектива или отдельно человека, продуктивность его деятельности.
Я считаю, что Я эмоционально устойчивый человек, что подразумевает умение сохранять оптимальное функционирование психики в изменяющихся обстоятельствах, в обстановке стресса. Это свойство личности не передается генетически, а развивается вместе с формированием личности, которое я выработала благодаря своей медицинской специальности, работая в детской областной больнице с врождёнными детскими патологиями.
Волевая сфера.
Волевыми считаются поступки и действия, которые совершаются по необходимости, связанные с преодолением трудностей и препятствий, а не совершаемые по желанию. Волевые качества зависят от психологического (морального) компонента, физиологического (волевое усилие) и типологических особенностей нервной системы.
К волевым качествам личности в основном относят настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержку, терпеливость, смелость, дисциплинированность др.
Характеристика волевых качеств присущих мне:
Я считаю себя настойчивым человеком т. е. способность добиваться намеченных целей, преодолевая различные препятствия и трудности. При неудачах я как правило не сдаюсь ,а проникаюсь большей решимостью для достижения желаемого, ища и находя новые возможности.
Цель при настойчивости носит положительный характер, что отличает ее от упрямства, где упрямый стремится к неразумной цели. И часто он осознает свою неправоту, бесполезность своих действий, но не может отказаться от ошибочного взгляда, желая все равно сделать по своему. Упрямство может быть следствием того, что человек видит в этом качестве проявление самостоятельности, твердости или быть реакцией на якобы несправедливое отношение.
Так же мне свойственна, ещё одна черта терпеливость. Которая проявляется в само - принуждении долгое время терпеть с помощью воли неблагоприятные состояния. Например, момент появления чувства утомления, при волевом удержании работоспособности на должном уровне, является точкой отсчета времени терпения, по которому можно судить о терпеливости человека.
Но есть ещё одна черта моего характера, как нерешительность так как, мне свойственно принятие необдуманных решений и поспешных поступков. В следствии принятого решения приходиться снова возвращаться к нему и всё пересматривать. Например, необдуманная покупка в магазине, что часто бывает.
Психическое состояние.
Стресс.
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.
Я считаю, что я стресссоустойчивый человек, потому как, выдерживаю стрессовые нагрузки без последствий. Сразу хочу сказать: что это не умение не реагировать на стресс, а именно выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий. То есть получается, что стрессоустойчивый человек – это человек, у которого стресс завершается естественным образом на своей третьей стадии восстановления внутренних резервов организма. Но стресс может случится с каждым человеком в зависимости от ситуации. И естественно, что каждый человек его преодолевает по-своему.
Я примеру, всегда стараюсь себя настроить только положительно в стрессовых ситуациях, если это конечно не касается чего- то глобального (смена работы, смерть родственника).
Для снятия стресса или напряжения после трудного дня я обычно перед тем, как лечь спать, принимаю теплую ванну, слушаю негромкую спокойную музыку. При стрессе на работе я равномерно и спокойно дышу.
Психические свойства личности.
Темперамент.
Темперамент – это определенный набор психики индивида, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основой в формировании личности, он обуславливает особенности динамики психологической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, амплитуду с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, её впечатлительность, лабильность, длительность, скорость возникновения чувств и их прекращение.
Сегодня наиболее распространены 4 вида темперамента, к одному из них точно подхожу Я, и постараюсь это описать:
Я считаю себя сангвиником, так как я энергичный, активный и жизнерадостный человек, обладаю легким и игристым нравом. Я с легкостью приспосабливаюсь к новой обстановке, проявляю активное внимание там, где мне интересно. Можно сказать, что способность быстро приспосабливаться к новому характеризуется гибкостью нервной системы. Это помогает мне избежать многих расстройств.
Я умею управлять своими эмоциями, охотно берусь за новые дела. Но у меня наблюдается перепад в настроении, однако доминирующей чертой для меня является состояние бодрости.
На самом деле у сангвиников есть определённые черты, присущие только им. Люди с таким типом темперамента имеют хорошую осанку, их походка уверенная, а движения легки и быстры. Их речь, как правило, громкая и выразительная, мимика лица разнообразная и естественная. Именно сангвиники являются душой компании, что часто говорят мне мои друзья. Такие люди имеют природную тягу к постоянному общению и всеобщему вниманию.
Так же сангвиники всегда добры, чутки, и не редко бывают трудоголиками. Сангвиники очень редко подвержены депрессиям. Но у всего есть обратная сторона медали, и сангвиники тоже имеют отрицательные качества. В основном это беззаботность, поверхностное выполнение какого-либо дела. Если во внешнем проявлении что-то долго не меняется, то сангвиник теряет интерес, становится вялым и равнодушным. Все сангвиники любят новизну. Именно новизна держит их в напряжении.
Характер.
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
Свои черты характера постараюсь описать по пунктам:
1. Собственно характер подразумевает под собой определенные черты личности. Прежде всего, описываем свое отношение к окружающим людям. Я человек, который чувствительно отношусь к происходящим вокруг меня событиям. В повседневной жизни люди плачут, смеются, проявляют нежность по отношению к окружающим, ссорятся, грустят, радуются и т.д. Выражение эмоций имеет как биологическое, так и социальное значение. Взаимоотношения людей и социальные связи во многом основаны на эмоциях. Каждому из нас в силу различных причин иногда приходится общаться с неприятными людьми - такое общение не приносит мне радости. Удовольствие доставляет только искреннее общение. На искренние отношения в большей степени способен именно чувствительный человек. С таким человеком всегда приятно общаться. Я думаю, что каждый к этому стремится.
2. Переходим к работе и труду. Я достаточно трудолюбивый человек так как, очень люблю свою работу и вообще чем я занимаюсь. Моя работа связано с медициной, где я думаю необходимо быть ответственной, усидчивой и исполнительной, так как без этих характеристик человеку не чего делать в этой сфере.
3. Далее описываем отношение к вещам. Моё отношение к вещам является весьма бережливым, так как я покупаю вещи не слишком часто, но отдаю своё предпочтение дорогим и качественным вещам. Поэтому стараюсь их беречь. Так же чутко отношусь к подаркам, которые делают мне родные и близкие.
4. Теперь переходим к описанию черт характера. Я думаю, что я добродушный человек так как, часто это ощущаю на работе, сострадание и милосердие к пациентам. Но имею склонность к злопамятству. При негативном отношении ко мне могу оскорбить человека и высказать всё, что думаю прямо в лицо.
Способности.
Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности.
Существуют специальные и общие способности.
Я считаю, что у меня преобладаю умственные способности которые относятся к общим способностям - это психологические качества, определяющие скорость восприятия, усваивания новой информации и навыков. Умение адаптироваться к разным ситуациям и использовать имеющиеся знания (навыки) на практике так же носят название умственных способностей, такие способности мне помогают в работе. Они включают в себя практически все познавательные способности человека, а именно: представление, ощущение, мышление, восприятие, воображение.
Безусловно, у всех разные умственные способности и если для кого-то на решение проблемы нужно несколько минут, то для других людей потребуются сутки для поиска ответа.
Например, из-за постоянной механической работы и действий, не требующих каких-либо размышлений и принятие решений, человек не развивается. Следствием подобной ситуации является остановка в развитии и не раскрытие своего потенциала до конца. Бывает и наоборот. Ничем не интересующийся человек, попадая в компанию творческих и целеустремленных личностей, подсознательно и сознательно стремится достичь их уровня. Восприятие информации и старание усвоить услышанную информацию, поиск интересующих и не до конца понятных фактов в научной литературе делает каждого из нас более образованным и развитым.
Так же у меня есть специальные способности - это предрасположенность к танцам. С детства я любила танцевать, чем в последующем и занималась, пойдя в школу. Но так случилось, что окончив школу, я больше не занимаюсь танцами, хотя ужасно хочу и это даже в некоторой степени является моей мечтой.
Направленность.
Направленности личности– система потребностей, мотивов интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность.
Направленность выступает как высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек.
Я считаю, что я направлена на взаимные действия – так как, мои поступки определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Проявляю интерес к совместной деятельности, хотя могу и не способствовать успешному выполнению задания, нередко мои действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и фактическая помощь может быть минимальной.
Моей главной и важной целью является получение знаний и успешное окончание университете, сам процесс познания является для меня в данный момент самым интересным. Что придает моей жизни осмысленность.
Главным идеальным образом для меня является человек разумный (Homo sapiens),это тот образ, к которому я стремлюсь. Мои убеждения то же исходят с этого образа, это его действия – к примеру, творить добро.
Мотивация.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Например, моя главная цель учиться, так как у меня в дальнейшем перспективные планы на будущее, благодаря моему будущему образованию. Но, чтобы достигнуть своей цели, нужна определенная мотивация. Т. е. успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.
Можно сказать, что моя мотивация тесно связана с моей направленностью.