Самостоятельная работа студента
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бугурусланский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Т.В. Корниенкова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано к использованию в учебном процессе
Ученым советом Бугурусланского филиала ОГУ
Бугуруслан 2012
Рецензент - директор Бугурусланского филиала ОГУ, кандидат педагогических наук, доцент М.А. Андреева
Корниенкова, Т.В.
Деловое общение: учебно-методическое пособие / Т.В. Корниенкова; Бугурусланский филиал ОГУ. – Бугуруслан : БФ ОГУ, 2012. – 205 с.
В пособии рассмотрены общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические указания и краткий обзор по изучению разделов дисциплины, вопросы для зачета по курсу «Деловое общение», приводится список рекомендуемой литературы.
Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика, по профилям: «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
ã Корниенкова Т.В., 2012
ã БФ ОГУ, 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………. | ||
Самостоятельная работа студента……………………………………. | ||
1.1 | Формы самостоятельной работы……………………………………... | |
1.2 | Контроль самостоятельной работы студентов………………………. | |
Методические указания по изучению разделов дисциплины……… | ||
2.1 | Раздел 1 Введение: ключевые понятия делового общения………… | |
2.2 | Раздел 2 Законы общения. Коммуникативная ситуация…………… | |
2.3 | Раздел 3 Говорящий и слушающий в структуре делового общения. Понятие барьеров в общении: барьеры понимания, барьеры социально-культурных различий, барьеры отношений……………………………………………………………… | |
2.4 | Раздел 4 Вербальная коммуникация: искусство задавать вопросы, искусство комплимента. Невербальное общение…………………… | |
2.5 | Раздел 5 Этические нормы телефонного разговора. Электронная переписка……………………………………………………………… | |
2.6 | Раздел 6 Письменные коммуникации……………………………….. | |
2.7 | Раздел 7 Правила деловых бесед, переговоров, совещаний. Представительское общение………………………………………….. | |
2.8 | Раздел 8 Понятие этикета. Визитные карточки. Приветствие. Представление. Титулирование. Внешний облик делового человека………………………………………………………………... | |
2.9 | Раздел 9 Деловые приемы и особенности их проведения. Этикет застолья. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках……………………………………………………………….. | |
Общие рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям…………………………………..………….. | ||
3.1 | Рекомендации подготовки ответов к практическим (семинарским) занятиям……………………………………………………………….. | |
Планы практических (семинарских) занятий……………………….. | ||
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ………………………………………….. | ||
5.1 | Реферат, эссе, доклад, презентация, тесты………………………….. | |
5.2 | Темы рефератов……………………………………………………….. | |
5.3 | Темы эссе ……………………………………………………………… | |
5.4 | Вопросы к зачету……………………………………………………… | |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………… | ||
6.1 | Основная литература………………………………………………….. | |
6.2 | Дополнительная литература………………………………………….. | |
Список использованных источников………………………………… |
Введение
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и личный опыт, и природные способности, и образование. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек», а значит и тем сегодняшним студентам, которые завтра станут экономистами, менеджерами, руководителями различных организаций.
В последнее время в российских учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. Решение сложных, многопрофильных задач углубления профессиональной компетентности в коммуникативной деятельности человека прерогатива отдельной отрасли научного знания – делового общения. Для профессионалов деловое общение – не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их культуры, способной придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.
Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.
Таким образом, актуальность учебно-методического пособия направлена на развитие деловых умений, знаний, качеств в различных сферах деятельности.
Каждая тема пособия включает в себя минимальный теоретический материал, подробное рассмотрение которого предполагается на лекционных занятиях. Вопросы для самоконтроля помогут вспомнить ключевые положения лекций и подготовиться к семинарским занятиям.
Деловое общение требует постоянных тренировок, направленных на развитие этого мастерства. Поэтому основная задача пособия – дать материал для практических занятий, на которых будут развиться умения и приобретаться навыки эффективного общения. В представленном пособии излагаются основные концепции делового общения, раскрываются главные теоретические понятия, обобщены факторы, способствующие и препятствующие эффективному деловому общению.
Основными формами изучения данного курса являются лекции, практические занятия, решение тестов и контрольных заданий, специально разработанных тренингов, групповых дискуссий и деловых игр.
Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по различным специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основной задачей изучения данной дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины, демонстрация их значимости для решения прикладных практических задач в профессиональной деятельности специалиста.
Это пособие, разработанное в соответствии образовательным стандартом и с учетом типовой программы, не заменяет, а дополняет учебники.
Самостоятельная работа студента
Начало XXI века обусловлено существенными изменения во взглядах и действиях людей, широкомасштабными переменами в сфере российского образования. Ведущей целью российского образования является: формирование гармоничного человека, профессионала; воспитание и обучение всесторонне развитой, творческой и конкурентоспособной личности, способной к саморазвитию, самостоятельному восприятию и осмыслению. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент должен «перерасти» из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей и т.д.
Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.