Самостоятельная работа студента

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бугурусланский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Т.В. Корниенкова

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано к использованию в учебном процессе

Ученым советом Бугурусланского филиала ОГУ

Бугуруслан 2012

Рецензент - директор Бугурусланского филиала ОГУ, кандидат педагогических наук, доцент М.А. Андреева

Корниенкова, Т.В.

Деловое общение: учебно-методическое пособие / Т.В. Корниенкова; Бугурусланский филиал ОГУ. – Бугуруслан : БФ ОГУ, 2012. – 205 с.

В пособии рассмотрены общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические указания и краткий обзор по изучению разделов дисциплины, вопросы для зачета по курсу «Деловое общение», приводится список рекомендуемой литературы.

Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика, по профилям: «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

ã Корниенкова Т.В., 2012

ã БФ ОГУ, 2012

Содержание

  Введение……………………………………………………………….
Самостоятельная работа студента…………………………………….
1.1 Формы самостоятельной работы……………………………………...
1.2 Контроль самостоятельной работы студентов……………………….
Методические указания по изучению разделов дисциплины………
2.1 Раздел 1 Введение: ключевые понятия делового общения…………
2.2 Раздел 2 Законы общения. Коммуникативная ситуация……………
2.3 Раздел 3 Говорящий и слушающий в структуре делового общения. Понятие барьеров в общении: барьеры понимания, барьеры социально-культурных различий, барьеры отношений………………………………………………………………  
2.4 Раздел 4 Вербальная коммуникация: искусство задавать вопросы, искусство комплимента. Невербальное общение……………………  
2.5 Раздел 5 Этические нормы телефонного разговора. Электронная переписка………………………………………………………………  
2.6 Раздел 6 Письменные коммуникации………………………………..
2.7 Раздел 7 Правила деловых бесед, переговоров, совещаний. Представительское общение…………………………………………..  
2.8 Раздел 8 Понятие этикета. Визитные карточки. Приветствие. Представление. Титулирование. Внешний облик делового человека………………………………………………………………...    
2.9 Раздел 9 Деловые приемы и особенности их проведения. Этикет застолья. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках………………………………………………………………..    
Общие рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям…………………………………..…………..  
3.1 Рекомендации подготовки ответов к практическим (семинарским) занятиям………………………………………………………………..  
Планы практических (семинарских) занятий………………………..
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации …………………………………………..  
5.1 Реферат, эссе, доклад, презентация, тесты…………………………..
5.2 Темы рефератов………………………………………………………..
5.3 Темы эссе ………………………………………………………………
5.4 Вопросы к зачету………………………………………………………
Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………
6.1 Основная литература…………………………………………………..
6.2 Дополнительная литература…………………………………………..
  Список использованных источников…………………………………

Введение

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и личный опыт, и природные способности, и образование. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек», а значит и тем сегодняшним студентам, которые завтра станут экономистами, менеджерами, руководителями различных организаций.

В последнее время в российских учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. Решение сложных, многопрофильных задач углубления профессиональной компетентности в коммуникативной деятельности человека прерогатива отдельной отрасли научного знания – делового общения. Для профессионалов деловое общение – не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их культуры, способной придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.

Таким образом, актуальность учебно-методического пособия направлена на развитие деловых умений, знаний, качеств в различных сферах деятельности.

Каждая тема пособия включает в себя минимальный теоретический материал, подробное рассмотрение которого предполагается на лекционных занятиях. Вопросы для самоконтроля помогут вспомнить ключевые положения лекций и подготовиться к семинарским занятиям.

Деловое общение требует постоянных тренировок, направленных на развитие этого мастерства. Поэтому основная задача пособия – дать материал для практических занятий, на которых будут развиться умения и приобретаться навыки эффективного общения. В представленном пособии излагаются основные концепции делового общения, раскрываются главные теоретические понятия, обобщены факторы, способствующие и препятствующие эффективному деловому общению.

Основными формами изучения данного курса являются лекции, практические занятия, решение тестов и контрольных заданий, специально разработанных тренингов, групповых дискуссий и деловых игр.

Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по различным специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основной задачей изучения данной дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины, демонстрация их значимости для решения прикладных практических задач в профессиональной деятельности специалиста.

Это пособие, разработанное в соответствии образовательным стандартом и с учетом типовой программы, не заменяет, а дополняет учебники.

Самостоятельная работа студента

Начало XXI века обусловлено существенными изменения во взглядах и действиях людей, широкомасштабными переменами в сфере российского образования. Ведущей целью российского образования является: формирование гармоничного человека, профессионала; воспитание и обучение всесторонне развитой, творческой и конкурентоспособной личности, способной к саморазвитию, самостоятельному восприятию и осмыслению. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент должен «перерасти» из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей и т.д.

Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Наши рекомендации