Применение модели взаимосвязи типов личности и видов деятельности Дж. Л. Холланда в современных организациях.

В 1966 году Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на её основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом.

Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

По результатам диагностики выделяют три профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии. И, следовательно, составить альтернативные пути профессионального развития(4).

^ Рис.1. Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды.

Р — реалистический тип; И — интеллектуальный; С — социальный; К — конвенциальный; П — предпринимательский; Х — художественный

Связь типа личности и профессиональной среды (по Дж. Холланду)

^ Тип личности Тип профессиональной среды
Р И С К П Х
Реалистический (Р) + + + - - + - -
Интеллектуальный (И) + + + - - - - +
Социальный (С) - - - + + - + +
Конвенциональный (К) + - - + + + -
Предпринимательский (П) - - - + + + + -
Художественный (Х) - + + - - - + +

Примечание : в таблице приняты следующие обозначения:

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

+ тип личности хорошо приспособлен;

- тип личности недостаточно приспособлен;

- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

Таким образом, природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью.

27. Применение модели взаимосвязи типов личности и видов деятельности Дж. Л. Холланда в современных организациях.

ОП как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

Объектом ОП является организация, ее работники и их взаи­моотношения. В менеджменте под организацией понимается группа людей, которые регулярно взаимодействуют для достиже­ния общей цели и деятельность которых нуждается в координа­ции. При поведенческом подходе организация - это схема рас­пределения ролей, в рамках которой люди распределяются по задачам, способствующим достижению цели организации. Каждой организации присущи следующие общие признаки:

1. Организации создаются для достижения определенных це­лей, по степени достижения которых оценивается эффективность
организации.

2. Для достижения целей члены организации распределяются
по статусам и ролям, которые используются в соответствии с
нормами и ценностями, принятыми в ней.

3. В организациях присутствует специализация труда по
функциональному признаку, а это предполагает наличие различ­ных горизонтальных структур (отделов, служб).

4. Наличие иерархической структуры в организациях обеспе­чивает координацию деятельности разнонаправленных горизон­тальных структур и единство целей, устойчивость и эффективность.

5. Организации используют в управлении специфические
средства регулирования и контроля на основе институциональ­ных норм, которые поддерживаются ее властной структурой с по­мощью инструкций и санкций.

6. В организациях осуществляется замена персонала, смеще­ние неудовлетворительно работающих сотрудников и назначение на их место новых, а также перестановка персонала по горизон­тали и вертикали.

7. Организации обладают кооперативным и синергетическим
эффектом.

8. Организации бесконечно могут находиться в различных ситуациях и состояниях, поэтому в них отсутствует принципиальная возможность детерминированного управления поведением. Сек­рет их работы в самоорганизации

Предметом организационного поведения выступают поведе­ние работников и организации в целом, обусловленные их инди­видуальными и групповыми особенностями. Поведение работни­ков организационное поведение рассматривает с психологиче­ской и социологической точек зрения, а именно как присущее живым существам взаимодействие со средой, связанное с их внеш­ней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. При этом внешняя активность проявляется прежде всего в деятельно­сти человека по решению задач, стоящих перед обществом, со­циальной группой в данный период. Внутренняя активность вы­ражается в продуктивности психики, ее ориентации, управлении деятельностью субъекта.

То есть, человек совершает практический контакт с окружаю­щей средой посредством системы последовательно выполняемых действий.

В качестве актов поведения выступают:

1)внешние проявления физиологических процессов (поза, мимика, жесты);

2)действия, имеющие определенный смысл;

3)поступки, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т.д.

Поступки человека являются основным объектом при анализе поведения человека, так как именно в них формируются и выражаются позиции личности, ее моральные убеждения.

Поведение организации в целом представляет собой особен­ности и закономерности взаимодействия объединений людей со средой (Шорохов). При этом под средой подразумевается как внешняя, так и внутренняя среда организации [1, с. 29].

В общем смысле поведение организации характеризуется:

v отношением организации к потребителям;

v к поставщикам;

v к своему персоналу;

v к государству;

v к конкурентам;

v к собственникам организации;

v к нововведениям;

v к развитию;

v особенностями и закономерностями межличностных отно­шений в организации.

28. Природа ОП. Поведение и организационное поведение (ОП): понятие, свойства, уровни изучения, критерии.

Наши рекомендации