Характеристика основных и вспомогательных методов
Рассмотрим основные методы психологии
Наблюдение - систематическое, целенаправленное изучение интересующих исследователя объектов. Требования, предъявляемые к научному наблюдению: цель, наличие плана (программы), фиксация и интерпретация результатов наблюдения, систематичность. Выделяют еще самонаблюдение как метод описания человеком протекания в самом себе тех или иных психических процессов и переживаний. Самонаблюдение может быть непосредственным, то есть происходить в режиме реального времени, или отсроченным (воспоминания, дневники, мемуары).
Для проведения научного наблюдения нужны гипотеза, план наблюдения и фиксирование полученных данных в специальной форме (протоколе или дневнике).
Для составления программы наблюдения необходимо ответить на следующие вопросы:
1. С какой целью наблюдать? (Определение цели и задач наблюдения.)
2. Что наблюдать? (Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.)
3. Как наблюдать? (Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации.)
4. Как регистрировать результаты? (Выбор способов регистрации наблюдаемых объектов.)
5. Как анализировать полученные результаты? (Обработка и интерпретация полученной информации.)
Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.
В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяется включенное и невключенное наблюдение. Включённое предполагает участие наблюдателя в деятельности группы, за которой ведётся наблюдение на правах её участника.
Невключенное (или внешнее) наблюдение проводится без контактов наблюдателя с объектами. Невключенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о проводимом наблюдении) и открытое наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности, поэтому его проводят в исключительных случаях.
В зависимости от того, когда происходит регистрация результатов, наблюдение может быть сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение характеризуется тем, что ход событий фиксируется постоянно.
Выборочное наблюдение выражается в том, что изучаемые процессы фиксируются в определённые промежутки времени.
Наблюдение также может быть констатирующим (когда происходит непосредственное описание происходящих событий) и оценивающим (в случае, если в процессе наблюдения к описанию добавляется оценка исследуемого явления по заранее заданной шкале).
Когда в ходе наблюдения чётко выделяются единицы наблюдаемого, и только они фиксируются, говорят о формализованном наблюдении. В обратном случае (если чёткие объекты фиксации не выделяются), речь идёт о неформализованномнаблюдении.
Главным методом психологического исследования является также и эксперимент. Эксперимент - метод сбора фактов в специальных условиях, которые обеспечивают активное проявление изучаемых психических явлений.
Основные достоинства метода эксперимента:
- исследователь не ждет случайного проявления интересных для него психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых людей;
- исследователь может целенаправленно изменять условия и протекание психических явлений;
-в эксперименте может принимать участие огромное количество испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических явлений;
-результаты эксперимента подвергаются количественной обработке.
В психологии выделяют 2 вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент — метод психологии, при помощи которого осуществляется сбор информации в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях и испытуемые не подозревают о том, что они выступают в качестве таковых.
В зависимости от степени вмешательства исследователя в просекание психических явлений эксперимент делится на: контрольный ,формирующий и констатирующий эксперименты.
При констатирующем эксперименте регистрируются изменения в изучаемом явлении, происходящие независимо от экспериментатора. Роль экспериментатора в данном случае сводится к выявлению воздействующих факторов и отслеживанию изменений.
Формирующий эксперимент характеризуется тем, что изменения в изучаемом явлении происходят под воздействием факторов, вводимых экспериментатором. Факторы, вносимые исследователем, изменяют изучаемое явление и называются независимыми переменными, а явление, которое подвергается изменению, называется зависимой переменной. Таким образом, в формирующем эксперименте закономерности развития исследуемых качеств, свойств, процессов выявляются путём активного их формирования.
Контрольный эксперимент, который позволяет в ходе сравнительного анализа выявить динамику изучаемого явления, а также эффективность формирующей экспериментальной методики.
Опросные методы основаны на получении словесной информации от испытуемых.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Анкетирование - это метод множественного собирания статистического материала путем письменного опроса.
Недостатком письменного опроса является то, что, применяя его, нельзя заранее учесть реакции отвечающего и, исходя из этого, изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.
Свободный опрос - это такая разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы. Стандартный опрос, при котором вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее, более экономичен.
Беседа - выяснение с помощью системы специально подобранных вопросов особенностей психических явлений или качеств. Использование беседы требует следующих условий: установление психологического контакта с испытуемым, протоколирование содержания беседы, наличие ранее полученной информации о психическом явлении.
Вопросы, используемые в группе опросных методов, могут быть открытыми (если ответ исследуемого не ограничивается, он имеет свободу в выборе того, что писать) и закрытыми (исследуемый должен выбрать тот или иной ответ из ряда предложенных исследователем).
Существуют правила составления вопросов, используемых в данной группе методов. Вот перечень некоторых из правил:
1. Каждый вопрос должен быть логически законченным.
2. В вопросе не должно быть сложных понятий, узкоспециализированных терминов, слов с двойным значением и т.д.
3. Вопросы должны быть максимально конкретными и короткими.
4. При сообщении в ходе опроса малознакомой информации она должна быть доступно разъяснена.
5. Формулировка вопросов должна быть такой, чтобы исследуемый не был склонен давать формальные, стереотипные ответы;
6. Вопрос не должен наталкивать исследуемого на тот или иной ответ.
Тесты -это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Анализ продуктов деятельности. Под продуктом деятельности в данном случае понимаются материализованные результаты активности человека (например, сочинения, рисунки, поделки и т.д.). При использовании данного метода первоначально определяются те характеристики продуктов деятельности, на основе которых будет проводиться анализ. Затем полученные показатели фиксируются, подсчитываются и даётся качественная интерпретация полученным результатам.В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку не всегда на его основе представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека.