Обсуждение домашнего задания

Попросите детей рассказать об основных правилах ра­боты на уроках.

В ходе обсуждения часто выясняется, что разные учите­ля требуют соблюдения разных правил. Например, на уро­ке математики на устном счете надо обязательно включать­ся в работу одновременно, а для урока русского языка нужно заранее, еще дома записать в тетради дату сле­дующего дня. Постарайтесь, чтобы дети поняли смысл соблюдения тех или иных правил.

О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачнике.

Притча о башмачнике

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером пе­ред сном он вырежетиз кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки — гномы, ко­торые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башма­ки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие твор­ческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

3. Игра «Идеальный ученик»

Каждый учащийся садится на специальный «стул идеаль­ного ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д.

Выпишите все предлагаемые детьми качества на доску.

4. Дискуссия на тему занятия

1. Как я отношусь к роли идеального ученика?

2. Какие есть преимущества в позиции идеального уче­ника?

3. Можно ли соответствовать всем перечисленным тре­бованиям к ученику?

4. Что может случиться, если человек сверхтребовате­лен к себе?

5. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несе­рьезно относится к требованиям школы и учителей?

6. Для чего учусь я?

Важно, чтобы к концу дискуссии дети поняли: идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать настоя­щим учеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой.

Прочитайте детям отрывок из повести М. Вильямс «Вель­ветовый кролик».

— Что значит быть настоящим? — спросил однажды Кролик. — Это когда внутри тебя звенят всякие штуки, а сбоку торчит ручка?

— То, из чего ты сделан, не имеет значения, — ответила Ко­жаная Лошадь. — С тобой что-то происходит... Ребенок любит тебя долго-долго, не просто играет с тобой, а по-настоящему любит тебя, вот тогда-то ты и становишься настоящим. Но помни, это не происходит сразу. На то, чтобы стать настоящим, уходит порой очень много времени... Но когда ты настоящий, ты не смо­жешь быть неприятным или неинтересным, разве только для лю­дей, которые вообще ничего не понимают.

5.Упражнение «Незнайка»

Ведущий. В жизни у всех нас бывают удач­ные дни и денечки "так себе". В некоторых ситуациях мы чувствуем себя уверенно, "на высоте", а в других — теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможе­те почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? "Незнайка" на все вопросы других детей должен отвечать: "Не знаю", подтвер­ждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».

Это одно из самых любимых упражнений детей. В не­которых группах желание играть в «Незнайку» возни­кает и на следующих занятиях. В этом случае, особен­но если в группе есть гиперответственные дети, игру можно несколько раз повторить.

6. Упражнение «Кляксы»

Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до како­го-либо образа. Затем участники меняются ролями.

Это упражнение способствует налаживанию взаимодей­ствия между детьми, кроме того, оно обладает неко­торой диагностической ценностью. Агрессивные и по­давленные дети часто выбирают краски темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). К агрессивному ребенку по­лезно посадить спокойного. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные, спокой­ные сюжеты.

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преиму­щественно черную или красную краску. Дети с пони­женным настроением предпочитают лиловые и сирене­вые тона. Серые и коричневые тона выбираются деть­ми напряженными, конфликтными. Однако нередко невозможно проследить четкую связь между выбранным цветом и психическим состоянием ребенка, поэтому на основе рисунков нельзя делать серьезных диагностичес­ких выводов, можно говорить лишь об общих тенден­циях, которые помогут выбрать верное направление работы при более глубокой диагностике.

Обсуждение итогов занятия

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем до­вольны, какие чувства испытывали.

8. Домашнее задание. Класс разбивается на группы и каждая группа получает задание: поговорить с учителем-предметником и записать по каким критериям он оценивает ответы ребят и домашние задания.

Ритуал прощания

Занятие № 7. Оценка. Как ее выставляют?

Цель: Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки

Задачи:

1.помочь детям осознать ценность оценки, как анализ результата деятельности ;

2.выработать общие критерии оценивания и познакомить с критериями оценивания учителей-предметников

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Хорошо - плохо»

Ведущий. Очень важно уметь смотреть на происходящие события с разных сторон. Это помогает нам быть более объективными, не упустить ничего из виду. Данное упражнение поможет вам выработать данную способность. Давайте посмотрим на ситуацию: «читать книги» - это хорошо или плохо? Первый вариант будет выдвигать аргументы с положительной стороны, а второй вариант - с отрицательной.

  1. Упражнение «Продолжи фразу»

Ведущий кидает мяч ученику и просит его продолжить фразу: «Сегодня понедельник и это хорошо, потому что ……» или «Сегодня понедельник и это плохо, потому что ……» («После обеда пойдет дождь, это хорошо, потому что …..» и «После обеда пойдет дождь, это плохо, потому что …»)

  1. Мозговой штурм.Ребятам предлагается обсудить следующие вопросы:

· Для чего нужна оценка?

· Получать оценки – это хорошо или плохо?

· Что будет, если не будет оценок на уроках?

· Вы хотели бы учиться в школе, где нет оценок и почему?

Важно подвести в ходе обсуждения ребят к выводу, что оценка является стимулом к развитию, это плата за труд, эквивалент результат труда и, благодаря оценке, можно определить уровень своих способностей и трудолюбия

  1. Работа в парах.Ребятам раздается текст. Их задача оценить каждый ответ на вопрос «От чего зависит смена времен года?», выставить оценку 2, 3 или 5 и объяснить почему?

Ответ1.

У нас есть 4 времени года: зима, весна, лето и осень. Времена года сменяют друг друга, так как Земля движется. Весной распускаются почки, прилетают перелетные птицы. Летом жарко, зреет урожай. Осенью опадают листья, дни становятся короче. Зимой холодно, природа засыпает.

Ответ 2.

Когда меняются времена года, о люди одеваются по-разному. Летом мы загораем, купаемся, носим футболки. А зимой я у бабушки в деревне люблю кататься с горки и на коньках. Речка там замерзает.

Ответ 3.

Смена времен года зависит от того, что Земля вращается вокруг Солнца. При этом земная ось наклонена к плоскости вращения вокруг Солнца. Поэтому угол падения солнечных лучей на Землю меняется, что приводит к смене времен года. Чем угол падения луча больше, тем жарче. Если угол падения луча меньше, тем холоднее.

Итог обсуждения критериев оценивания трех ответов – выработка критериев оценивания устного ответа, которые записываются на доске.

  1. Обсуждение домашнего задания.Ребята знакомят весь класс с результатами беседы с педагогами и список критериев дополняется по мере выступления каждой группы.
  2. Работа в парах.Ребятам предлагается составить два ответа на вопрос: «Значение птиц в нашей жизни». Один ответ должен быть на 2-ку, другой на «отлично». Когда ребята отвечают на данный вопрос, то весь класс должен будет определить, на какую отметку был дан ответ и почему?
  3. Упражнение «Продолжи фразу».Ученик говорит : «Я сегодня заслужил «пять», потому что …..», а остальные ученики, если согласны, то поднимают большой палец вверх, если не согласны, то опускают его вниз. Например: «Я сегодня заслужил «пять», потому что вчера без запинки выучил стихотворение» или «Я сегодня заслужил «пять», потому что утором сделал зарядку»
  4. Обсуждение итогов занятия

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем до­вольны, какие чувства испытывали.

  1. Домашнее задание. Написать эссе на тему: « Мне нравится учитель ( выбирается преподаватель любого предмета), потому что»
  2. Ритуал прощания

Занятие № 8. Наши учителя

Цель: расширение и обогащение навыков общения с учителями

Задачи:

1.расширение и обогащение навыков общения с учителями;

2.коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Наши рекомендации