Описание процедуры и технологии ее применения
Организация рабочей группы.Первоначально создается рабочая группа (в другой терминологии- нормозадающая группа), которая, по мнениям консультанта и руководителя-клиента,
будет главным субъектом последующих действий (оптимальный состав ее 7-12 человек). Как правило, она формируется из заинтересованных и информированных сотрудников, обладающих наибольшими властными полномочиями. В зависимости от объекта исследования (фирма в целом, какой-то отдел или другое подразделение) это может быть высший уровень управленческой иерархии (включая «первое лицо»), начальники отделов и служб, ведущие специалисты и т.п.
Для последующей работы необходимо иметь помещение, для свободного размещения рабочей группы и консультанта, доску7 небольшие пустые карточки, ручки или карандаши (желательно что-то одно, чтобы анонимность процедуры была максимальной, раскрепощающей тем самым ее участников).
Этапы работы
1. Каждому участнику предлагается сформулировать по пять наиболее серьезных препятствий, мешающих ему и его подразделению работать с максимальной результативностью. Инструкция может формулироваться по-разному, в зависимости от качества установленного контакта. Примерный ее вариант: «Вспомните те проблемы, которые, на Ваш взгляд, наиболее значимы и остры в (организации, подразделении и т.п.) и которые мешают ей (ему) и Вам работать с максимальной эффективностью. На каждой из 5-ти карточек напишите по одной проблеме. Подписывать карточки не нужно».
2. Далее ведущий (консультант) собирает заполненные карточки и перемешивает их, чтобы создать дополнительные условия анонимности. Полученный массив карточек с проблемами ведущий называет «проблемным полем» (или иначе: см, [5, с.60]), которое предстоит структурировать силами самих участников данной процедуры.
Каждая карточка (листок) зачитывается ведущим вслух с рекомендацией разместить ее (карточку) на доске, т.е. «пространственно определить». Далее рабочей группе предлагается отнести по степени сходства каждую последующую карточку к той или иной из образующихся групп карточек (если карточка с проблемой подходит под общий смысл некоторой группы, то она присоединяется к ней, а если нет - то выделяется отдельно). При этом участникам не предлагается изначально как-то обозначить формирующиеся
блоки. Такое обозначение делается позже, когда примерно половина карточек вывешена на доску.
При этом, как правило, на доске уже сформировались устойчивые группы, проблемы в которых имеют некий общий смысл. Этот общий смысл ведущий предлагает вербализовать - дать название каждой группе. Если эта процедура вызывает бурные споры, то ведущий рекомендует остановиться на самом компромиссном варианте, даже если он и не очень точный, по мнению участников. Ведущий сознательно не настаивает в данный момент на том, чтобы дать точное название каждой группе проблем, так как имеется возможность вернуться к этому вопросу позже.
Для того, чтобы не возникало непродуктивных споров, в какую из образовавшихся групп стоит отнести ту или иную карточку с проблемой, используется прием «нормализации мнения меньшинства». Для этого карточка, вызвавшая разногласия, множится на то количество экземпляров, которое соответствует числу высказанных точек зрения, и относится к тем проблемным группам, куда ее хотели бы поместить участники дискуссии на эту тему. Таким
образом учитывается мнение каждого. \
3. Следующим этапом является получение «овеществленного» итога работы в виде сгруппированных проблем (ведущий предлагает каждую такую группу называть «проблемным узлом», что очень точно характеризует ее сущность); при этом каждая группа имеет свое название. Если что-то вызывает споры, то к этому \ можно вернуться еще раз. Но, как правило, участники, увлеченные происходящим, уже не включаются в острые дискуссии, а сами предлагают двигаться дальше
4. Следующий шаг заключается в том, что участникам предлагается своими силами установить наиболее значимые, явные связи между выделившимися проблемными узлами. Эти связи в виде стрелок рисуются на доске, соединяя узлы между собой. На этом этапе процедуры ведущий может предвосхитить наиболее часто встречающееся утверждение о взаимных связях всех узлов. В этом случае необходимо еще раз подчеркнуть наибольшую значимость, а, соответственно, и влияние одних узлов на другие.
5. Итогом данной групповой работы будет структурированное | проблемное поле, в котором все узлы будут находиться в определенной взаимосвязи. Необходимо сразу выделить два типа узлов. Первый тип - это узел, из которого стрелки выходят, но в который
ни одна не входит. Это «чистый генератор проблем». Второй тип -узел, в который стрелки входят, но ни одна не выходит. Его можно назвать псевдопроблемным, пояснив участникам, что, исходя из их же группового мнения, он ни на ничто влиять не может. Иногда это вызывает удивление участников, и они пытаются связать такой узел с каким-нибудь другим узлом.
6. Наконец, окончательным диагностическим этапом данной процедуры является обработка и анализ консультантом полученной схемы. Именно тут возникают наибольшие трудности, для успешного преодоления которых нами на основе теории графов и некоторой эмпирически подобранной модели разработан математический аппарат, помогающий наиболее обоснованно провести обработку выделенного проблемного поля организации или подразделения.
Использование математического аппарата. Для более корректного определения типов узлов и использования полученной информации в дальнейшей консультативной работе необходимо ввести математический критерий оценки «источников» проблем и «тупиков». С этой целью используются соотношения входящих-выходящих потоков около каждого узла в числовом эквиваленте, что, по сути, является выстраиванием графа (задача хорошо известная в логистике и программировании).
Для реализации этого подхода вводится математический показатель «интегральное соотношение входящих/выходящих потоков» - R. Этот показатель является составным и зависит от распределения потоков около каждого узла.
R = R, • К2 • R3, где
Потоки ] (+) Потоки г {+) Потоки з (+)
Потоки (-) Потоки 2 (-) Потоки з (-)
Дадим краткое описание значений, которые здесь используются. Сами термины и их описание - результат эмпирических наблюдений и последующих обобщений:
Потоки!. Распределение влияния узлов друг на друга по количеству «входящих» и «выходящих» стрелок: «+»- входящая; «-» - выходящая.
Потоки2 Влияния узлов друг на друга с учетом распределения общей мощности по «потокам-стрелкам»: «мощность стрелки = общая мощность узла, деленная на количество вытекающих стрелок». Далее идет сложение потоков-стрелок у каждого узла.
Потоки3. Влияние узлов друг на друга с учетом распределения мощности по схеме" «мощность каждой вытекающей стрелки = мощности самого узла» (Таблица 1). Далее производится сложение потоков-стрелок у каждого узла.
Мощность узла - наполненность узла проблемами (количество карточек с проблемами, которые относятся к данному узлу).
В качестве результатов предлагается шкала зависимости-влияния узлов относительно друг друга. Шкала состоит из 5 величин: от максимально влияющего (Источник 1) до максимально зависимого (Тупик 1).
Таблица 1. Пример распределения потоков-проблем около гипотетического узла
Название узла | Мощность | Потоки | | Потоки | Потоки | |||
+ | — | + | — | + | — | ||
Узел! | 12,5 | 5,0 |
Тупик 1.Первичный тупик- распределение потоков 1, 2, 3 одинаково: «входящие» потоки преобладают над «выходящими». Это максимально зависимый от других узел.
Тупик 2Вторичный тупик - «входящие» потоки преобладают над «выхо-дащими» только в двух (любых) случаях из трех. Эта зависимость слабее.
Источник 1. Первичный источник - распределение потоков 1, 2, 3 одинаково: «выходящие» потоки преобладают над «входящими». Это максимально влияющий узел, генерирующий проблемы.
Источник2. Вторичный источник- «выходящие» потоки преобладают над «входящими» только в двух (любых) случаях из трех. Это слабый источник.
ПУ - «проводящий узел»: узел, в котором отсутствует преобладание какой-либо тенденции (+ или -).
Таблица 2. Пример распределения значений R около гипотетического узла
Название узла | R | R2 | Rs | R |
Узел! | 1,5 | 2,5 | 7,5 |
Если R~], т.е. |R-1|;R<O,5
или R > R_nun [R_mm < 1] и R < R_max [R_max > 1],
где: R = {1,2,3},
R_mn - минимальное значение из R, Rmax - максимальное значение из R,
то этот узел считается «проводящим» (ПУ).
Если Rmax > R > Rnn [R_mn, Rtnax > 1],
то этот узел считается «Тупиком 2»
Если R_mn > R> R_max [R_m, R_max < 1],
то этот узел считается «Источником 2», Если R > R_max [R_max > 1], и R > R{ + Rt + R,
то этот узел считается «Тупиком t». Если R < R_mn lR_mn < l,
то этот узел считается «Источником 1».
Полученные данные свидетельствуют о том, что соотношение эмпирически описанных критериев на основании таблицы 1 и математических критериев из таблицы 2 приводит к одним и тем же выводам. Поэтому можно считать оба подхода равноправными. Но математический анализ дает не только качественную характеристику узлов, но и количественно ее описывает. И тогда можно сравнить результаты и отметить, насколько эти результаты отличаются или, наоборот, похожи.
Результаты применения процедуры и их интерпретация. По сути, полученное описание узлов, с точки зрения их влияния-зависимости, уже само по себе является интерпретирующим исходную схему проблемного поля. Важно отметить, что дальнейшие действия руководства будут зависеть от того, насколько оно заинтересовано в преобразованиях в своем коллективе. Очевидно, что начинать какие-либо преобразования необходимо с генераторов проблем (Источник 1, 2) и, наоборот, сравнительно минимизировать усилия по решению проблем в Тупиках 1 и 2.
Кроме подобного описания получаются данные о насыщенности того или иного узла проблемами. Это очень важно, так как в большинстве случаев самые нагруженные проблемами узлы отнюдь не являются их источниками. Но обычно их воспринимают как самые актуальные и злободневные И задача консультанта добиться ясности и понимания того, с чем все-таки необходимо работать в первую очередь. Здесь нередки личные открытия, находки, догадки, инсайты, которые приводят участников такой процедуры к переосмыслению собственных взглядов и представлений, изменению понимания привычных явлений, Участниками осознается, почему потраченные усилия и средства не приносят практической отдачи и т.п.
Ограничения использования процедуры. Как и любой другой метод, данный подход имеет свои рамки, ограничения и исходные запросы к проведению Во-первых, необходима начальная подготовка ведущего-консупьганта к такого рода процедурам, так как организация и проведение - очень ответственное дело, от которого в высшей степени зависит какие данные будут получены и будут ли получены вообще. Во-вторых, получаемая картина локальна во времени: через неделю, месяц мнения и оценки участников могут измениться, иногда очень значительно. В-третьих, самой диагностической процедуры чаще всего оказывается недостаточно, чтобы изменить ситуацию - тогда необходимо использовать переформулировку, трансформацию проблемных узлов в группы задач с последующим применением различных методов по их разрешению (например, метод «мозгового штурма»). Но это отдельная тема для анализа