Семейное дело видно и посторонним
Не только в семье ребенок выражает свои переживания по поводу расставания родителей. Внимательные педагоги и воспитатели всегда замечают неблагополучие в семье по поведению ребенка в школе или в детском саду — это могут быть непонятные на первый взгляд неожиданные слезы, агрессивность, конфликты, полная рассредоточенность внимания. Это и понятно — ребенок «прорабатывает» имеющимися у него психологическими средствами семейные стрессы. И поэтому неудивительно, что самая частая жалоба разводящихся родителей, обращающихся к детскому психологу, — «он плохо ведет себя в детском саду» или «у него сплошные двойки». За этими, на первый взгляд заурядными, жалобами всегда обнаруживаются глубокие внутрисемейные конфликты.
Можно прогнозировать, где же проявятся особенности поведения ребенка, переживающего семейный стресс. Дело в том, что повседневное поведение ребенка напоминает сообщающиеся сосуды «семья — школа (детский сад)»: он учится уклоняться от конфликтов там, где встречает наибольшее сопротивление, но при этом выражает агрессию в другой среде, где не опасается сильного наказания.
При наличии взаимного доверия в семье, отношений, построенных не только на родительской (иногда эгоистичной и недальновидной) любви, но и на уважении личности ребенка, обычно формы протеста на развод не принимают асоциальных или вредных для здоровья ребенка форм. Если же ребенок испытывает давление и в школе (детском саду), и дома, то это быстро приводит к истощению нервной системы. Как же можно изменить форму заботы о ребенке, чтобы этого не произошло?
Помогать учиться? Да!
Лавина дел и обязанностей, обрушившихся на разведенную женщину, подчас не дает ей возможности ощутить необходимость помогать ребенку в его школьных обязанностях. Тем более если раньше все было хорошо. И в полных-то семьях не все родители занимаются с детьми. Но семейные проблемы не замедлят сказаться на школьных успехах вашего ребенка. И, конечно же, после развода уставшая, вымотанная на работе мать сосредоточивает свои мысли на переживаниях недавнего развода и обращает внимание на проблемы в школе, только когда уже появляются двойки.
Пример из практики
К школьному психологу обратилась учительница 3-го класса с просьбой определить причины неуспеваемости Марины М. Девочка перешла в новую гимназию после развода родителей. В семье Марины есть еще один ребенок, двухлетний брат. При приеме в гимназию проводили строгий отбор, принимали на основании собеседования по всем предметам, и особенно по языку. Марина успешно прошла тестирование, так как и раньше училась в гимназии, и только на 4 и 5. В новой гимназии по результатам первой четверти появились тройки, а во второй и двойки по математике и русскому языку. Результаты беседы с психологом показали сильное отставание по основным предметам. Из беседы с мамой выяснилось, что с Мариной она не занимается, так как у нее хронически не хватает времени. Раньше с Мариной тоже мало занимались, но отец контролировал выполнение домашних заданий. И иногда что-то пояснял. Оставленная без привычного контроля и внимания дома, девочка то не сделает уроки вовсе, то перепутает задания, в результате чего постепенно и отстала в учебе. Тем более что у нее появилось значительно больше обязанностей, нужно помогать маме дома.
В данном случае отставание в учебе быстро преодолели благодаря внимательному отношению и помощи учителей, возобновленному контролю дома и хорошему общему развитию ребенка. Но не только двойки свидетельствуют о школьных проблемах ребенка. Преподаватели, сложные задания, товарищи, новая обстановка, — все может стать для ребенка источником дополнительного напряжения, если дома не все в порядке. Даже если ребенок пока ни на что не жалуется, стоит специально задуматься