Несколько простых правил для родителей
• Хвалите каждый раз, когда ребенок заслужил, подчеркивайте его успехи.
• Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», говорите сдержанно, спокойно, мягко.
• Поощряйте все виды деятельности, требующие концентрации внимания: чтение, работа с кубиками, конструктором, раскрашивание.
• Следите за соблюдением четкого распорядка дня.
• Старайтесь избегать шумных игр, очень активных приятелей, посещения мест скопления большого количества людей.
• Оберегайте ребенка от переутомления.
• Учитывая необходимость расходовать избыточную энергию, гуляйте с ребенком на свежем воздухе, занимайтесь спортом.
Мы постарались осветить основные проблемы, стоящие перед родителями. Более конкретные и индивидуальные советы, возможно, вы получите у специалистов после обследования ребенка.
Заключение
Мы очень надеемся, что, прочитав эту книгу, вы получили полное представление о том, как можно помочь ребенку с СДВГ избавиться от своеобразных отклонений в поведении. Если вы мать или отец такого ребенка или связаны с ним профессионально, то следует предпринять следующий шаг: необходимо создать команду, которая поддержит его на пути к успеху в лечении.
Если вы чувствуете необходимость, используйте любую возможность помочь другим людям получить информацию о СДВГ.
Вам предстоит нелегкий путь в борьбе с СДВГ, и он начинается с изучения возможностей диагностики и лечения. Мы будем рады, если наша книга приблизит вас к успеху!
Лидия Горячева, Лев Кругляк
Приложения
Приложение 1. Тесты для родителей, позволяющие заподозрить синдром дефицита внимания и гиперактивности
Прежде чем прийти к мысли о необходимости обратиться к специалистам, попробуйте внимательно понаблюдать за своим ребенком. Внимательно изучите представленные тесты. Чем чаще вам придется ставить отметку «часто», тем больше оснований думать об этом заболевании. Но это ни в коем случае еще не диагноз. Вы не можете заменить этим тестом необходимые исследования, проводимые врачами для подтверждения диагноза. Соберите свои силы. Вам предстоит бой за здоровье ребенка и благополучие семьи.
В дошкольном возрасте
В школьном возрасте
Приложение 2. Стресс-барометр
Родителям, одноклассникам, учителям, сестрам и братьям не мешало бы знать, что приводит к стрессовым ситуациям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Стресс в школе
100% стресс
Я буду наказан, даже если в этот раз виновен не я.
Учитель и ученики болтают во время занятий в классе.
Учитель говорит обо мне плохо, а дети смеются надо мной.
Многие учителя постоянно разговаривают. Это все бесполезно. Лучше использовать на занятиях фольгу, диаскоп, видео и больше самим работать.
90% стресс
Учитель постоянно кричит.
У меня плохое место в классе, и я должен постоянно крутить головой, чтобы видеть доску. У меня вечно болит затылок.
80% стресс
У нашего учителя нет никакого плана. Скажет одно, а делает другое.
Моя учительница говорит так тихо и однотонно, что я вынужден себя щипать, чтобы не уснуть.
Наш учитель раздает копии листков, которые невозможно читать из-за нечеткости. Меня это раздражает.
Стресс дома
100% стресс
Моя мать читает мне мораль, не объясняя, чего она хочет.
Никогда у меня не получается все правильно. Все, что ни делаю, не так.
Мои родители не разговаривают со мной нормальным языком. Вечно они кричат на меня.
Ненавижу лежать в темной комнате, пока не засну.
Мои родители не понимают, что я лучше усну, когда немного почитаю.
90% стресс
Делать домашние задания с мамой.
Я постоянно слышу: «Бери пример с…».
80% стресс
Мой брат смеется над моими плохими оценками в школе.
Приложение 3. Рабочий план на неделю
Очень сложно от ребенка с СДВГ добиться четкого выполнения всех заданий. Для этого используют прилагаемый план на неделю, которого следует придерживаться во что бы то ни стало. Возможно, что для некоторых родителей самодисциплина – тоже дело необычное, поэтому придется подтянуться самим. Нельзя забывать, что незначительные задания по домашнему хозяйству способствуют самостоятельности и чувству ответственности. Придумайте специальные таблички, соответствующие предполагаемому занятию. Например, «Не мешать – идут занятия» или «Мы играем». Спросите у ребенка, пусть и он вносит свои предложения в организацию распорядка дня. Сразу пометьте себе – сроки четко определены, об этом нельзя забывать. План на неделю построен таким же образом, как и школьное расписание. В него нужно вносить все регулярные и важные виды деятельности: определенные сроки встреч (спортивные тренировки, уроки музыки, посещение врача), обязанности (выучить математику, убрать комнату, поиграть в определенную игру), напоминания (не забыть спортивный костюм, позвонить бабушке). Можно также вносить некоторые ритуалы (поиграть с папой в игру, послушать песню). Все это должно помочь ребенку организовать свое время.
Приложение 4. Поощрительный план
Хвалите и поощряйте ребенка за хорошее поведение. Это действует сильнее, чем наказание и ругательство. Каждый мелкий шаг вперед приближает вас к успеху. Можно использовать поощрительный план, предлагаемый вам авторами. Его можно повесить в кухне, чтобы все члены семьи могли видеть достижения ребенка и хвалить его за успехи. Каждый поступок, заслуживающий похвалы, записывается с соответствующим количеством пунктов и поощряется согласно заранее обговоренным вами с ребенком видом поощрения.
Краткий словарь терминов
Гипогликемия – снижение уровня сахара в крови.
Гипоксия – кислородное голодание.
ГКС – гиперкинетический синдром.
Глютамин (глиадилин, глютен) – белок, содержащийся в клейковине зерна.
Дизартрия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания.
Дизграфия – трудности в освоении письма, расстройство письма.
Дисбиоз (дисбактериоз) – нарушение нормальной флоры кишечника.
Дислексия – трудности в освоении чтения, расстройство чтения.
Диспраксия – задержка развития сложных двигательных актов, заученных движений.
ММД – синдром минимальной мозговой дисфункции.
Нейромедиаторы, нейротрансмиттеры (ацетилхолин, дофамин (допамин), норадреналин, серотонин) – вещества, осуществляющие поступление информации в мозг и передачу ее другим органам и тканям.
Нейротрансмиссионный дисбаланс – нарушение обмена нейротрансмиттеров.
НЖК – ненасыщенные жирные кислоты.
Сенсомоторный дефицит – незрелость чувствительных и двигательных структур мозга.
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Список литературы
Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003.
Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М, 2002.
Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986.
Войтинас З. Кто они, дети индиго? Вызовы нового времени. Кто они, откуда приходят, чего от нас требуют? / Пер. с нем. Калуга: «Духовное познание», 2003.
Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей (Calm Your Hyperactive Child: 52 Brilliant Ideas). М.: Центрполиграф, 2010.
Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: 2001.
Заваденко H. H., Петрухин А. С., Семенов П. А. и др . Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский медицинский журнал, 1998. С. 19-23.
Заваденко H. H., Петрухин А. С., Соловьев О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M., 1997.
Иванец И. И., Ингерлейб М. Б . Трудный ребенок. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М.: Леви-центр, 1996.
Ливерхуд Б. Фазы развития ребенка / Пер. с нем. Калуга, «Духовное познание», 1998.
Митч Р. Все дети талантливы / Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 1998.
Реценбринк У . Питание наших детей. Здоровый рост – Способность к концентрации – Социальное поведение – Разумная воля. В 2-х т., т. 1 / Пер. с нем. – Калуга: «Духовное познание», 2003.
Симонис В. К. Ребенок до семи лет / Пер. с нем. СПб.: «Деметра», 2002.
Скворцов И. А. и др . Врожденные и наследственные заболевания нервной системы у детей. М., 1999.
Скворцов И. А. и др . Нарушения психоневрологического развития и ненаследственного генеза. М., 1999. СПб.: Весь, 2004.
Твайман Д. Ф. Если ваш ребенок не такой, как все: О воспитании чувствительных детей / Пер. с англ. М.: ООО Издательский дом «София», 2006.
Терапия потенцированными органопрепаратами фирмы WALA: Из природы для человека / Пер. с англ. М.: ООО «Лекарственные средства ВАЛА-Р», 2002.
Титиева Н. М. Руководство по детским конституциональным типам и реперториум детских болезней. Новосибирск: ЦЭРИС, 2000.
Харланд С. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям.
Хольцапфель В . Дети, нуждающиеся в особом уходе: К лечебной педагогике Рудольфа Штайнера. Калуга: «Духовное познание», 1999.
Штайнер Р. Питание и сознание / Пер. с нем. Калуга, «Духовное познание», 2003.
Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Салит-Деан, 1999.
Ackermann-Stoletzky K. Das ADS-Handbuch: Therapiemöglichkeiten und Praxishilfen für Eltern und Pädagogen. Moers: Brendow, 2004.
All American ads. ed. by Jim Heimann. Köln; London; Los Angeles; Madrid; Paris; Tokyo: Taschen, 2001.
Amen D. G., Carmichael B. D. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9: 2: 81-86.
Aust-Claus E., Hammer P.-M . Das A-D-S-Buch: Aufmerksamkeits-Defizit- Syndrom; – Ratingen-Lintorf, 2000.
Barklei R., Benton C. M . Your defiant child: Eight steps to better behavior. New York: Guilford Press, 1998.
Barkley R. A. Das große ADHS – Handbuch für Eltern. Bern: Hans Huber, 2002.
Barry E. McNamara, Francine J. McNamara . Keys to parenting a child with learning disability. – Barron”s, NY, 1995.
Barry E. McNamara, Francine J. McNamara . Keys to parenting a child with attention deficit disorders. – Barron’s, NY, 2000.
Bernau S. Alles über ADS bei Erwachsenen. Freiburg/Br.; Basel; Wien: Herder, 2003.
Beyer W., Hunt R. D. Born to be wild: Attention deficit hyperactivity disorder, alcoholism, and addiction. Midlothian: Judy Wood, 1999.
Biederman J., Mick E., Faraone S. V. Normalized functioning in youths with persistent attention-deficit/hyperactivity disorder. J Pediatr 1998; 133: 4: 11: 544-551.
Brandau H., Pretis M., Kaschnitz W. W . ADHS bei Klein- und Vorschulkinder. München: Reinhardt, 2003.
DeGrandpre R . Die Ritalin-Gesellschaft: ADS: Eine Generation wird Krankgeschrieben. Weinheim: Beltz, 2002.
Di Scale С., Lescohier I., Barthel M., Li G . Ingures to children with ADHD. Pediatrics 1998; 102: 6: 141-1421.
Eichlseder W. Unkonzentriert Hemsbach: Muntzer, 2005.
Eckardt, Jo-Jacquelin-Das ADS-Elterntraining: ein 28-Tage-Programm. Berlin: Urania-Verl., 2002.
Faraone S. V., Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44: 10: 951-958.
Farnkopf R. ADS und Schule: Tipps für Unterricht und Hausaufgaben – Weinheim; Basel: Beltz, 2002.
Fitzner T., Stark W . ADS: verstehen – akzeptieren – helfen. Weinheim: Beltz, 2000.
Frankel F., Myatt R., Cantwell D. P . Parent-assisted transfer of childrens social skills training; effect on children with and without ADHD. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997; 36: 8: 1056-1064.
Holowenko H. Das Aufmerksamkeitsdefizit-Syndrom (ADS): wie Zappelkindern geholfen werden kann. Weinheim; Basel: Beltz, 1999.
Huss M . Medikamente und ADS: gezielt einsetzen – umfassend begleiten – planvoll absetzen. Berlin: Urania-Ravensburger, 2002.
H üther G. Neues vom Zappelphilipp: ADS/ADHS verstehen, vorbeugen und behandeln. Düsseldorf: Walter, 2002.
Kiphard E. J. Motopädagogik Dortmund,1987.
Krowatschek D. Alles über ADS: ein Ratgeber für Eltern und Lehrer. Düsseldorf; Zürich: Walter, 2001.
Mumbach B . ADS verstehen und ganzheitlich heilen: was Eltern tun können. Freiburg im Breisgau: Herder Freiburg, 2005.
Parker H. ADAPT: Attention deficit accommodation plan for teaching. Plantazion: Specialty Press: 1999.
Raschendorfer N . ADS – und wenn es das gar nicht gibt? Handlungsalternativen und Strategien für den Alltag. Mülheim an der Ruhr: Verlag an der Ruhr, 2003.
Pliska S. R . Comorbidity of ADHD with psychiatric disordes: an overwiev. J Clin Psychiatry 1998; 59: 7: 50-58.
Simchen H., Purvis K. L., Tannock R . Language abilities in children with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities, and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25: 2: 133-144.
Weinstein С. S., Apfel R. J., Weinstein S. R . Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry 1998; 61: 1: 12-19.
Weiss L. ADS im Job: wie Sie ADS für sich arbeiten lassen können / Lynn Weiss. Aus dem Amerikan. von Christian Rendel. Moers: Brendow, 2003.
Willens Т. Е., Biedermann J., Mick E. et al. Attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in associacion with early onset substance use disorder. J Nerv Ment Dis 1997; 185: 8: 475-482.
Wilens T. E. Straight talk about psychiatric medications for kids. New York: Guilford Press, 1998.
Wodrich D. What every parent wants to know. Baltimore: 2000.