Етоды сохранения и восстановления работоспособности» Семинар №1

Здоровье

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья — 10 октября.

Существуют различные понятия здоровья.

Здоровье – это:

· состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции, отсутствие недуга, болезни;

· нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству;

· динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой;

· участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций;

· отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений;

· способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология; биология; психология (психология здоровья, психология развития, клиническая психология, социальная психология); психофизиология; психиатрия; педиатрия и др.

«Здоровье» и «болезнь» - основные понятия медицины, решающей проблемы укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности, борьбы с заболеваниями, преждевременной смертью. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), координирующая и решающая проблемы по охране здоровья населения в различных государствах, рассматривает здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов». Это определение здоровья можно представить в виде равностороннего треугольника с тремя сторонами - физическим, нравственным и социальным здоровьем.

етоды сохранения и восстановления работоспособности» Семинар №1 - student2.ru

Рассмотреть каждый из компонентов здоровья отдельно очень трудно, так как они тесно взаимосвязаны. Если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично. Вот почему мы не можем ограничиться при характеристике здоровья только его физическим компонентом. Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.

Еще древние философы и врачи пытались изучить здоровье человека через его природу, поведение, образ жизни и образ мыслей. По меткому определению Гиппократа, какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни.

Убедительные доказательства о влиянии условий жизни на здоровье людей приводили русские медики — земские врачи. В конце прошлого века врачи-исследователи — С.П.Боткин и Ф.Ф.Эрисман доказали связь массовых заболеваний среди рабочих с неблагоприятными условиями труда и быта, показали, что постоянные материальные лишения, плохое питание, обитание в неустроенных жилищах изнуряют человека и физически, и психически.

Таким образом, когда мы говорим о социальном здоровье, мы имеем в виду благоприятные условия жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, учебы, воспитания. Социальное здоровье тесно связано и с нравственным здоровьем человека, его духовным миром, взглядами на нормы поведения, отношением к окружающим его людям, к негативным общественным явлениям, в частности к алкоголю, наркомании.

Конечно, не следует забывать о роли биологического фактора в формировании здоровья человека - его наследственности, во многом определяющей резервы здоровья, способности организма к адаптации, т.е. приспособлению к изменяющимся условиям среды.

Здоровье — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, как данных от рождения, так и приобретенных, а болезнь - нарушение этой гармонии.

Приведенное выше определение здоровья, данное Всемирной Организацией Здравоохранения, носит теоретический характер. На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить.

Для этого существуют нормативные данные, говорящие нам о состоянии систем организма — уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, нормальный пульс данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д. Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех заниматься учебой или трудом, можно утверждать, что человек здоров. Если же ребенок без видимых причин начинает плохо учиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.

К факторам, определяющим здоровье населения, относятся: величина реальной заработной платы, продолжительность рабочего дня, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональных вредностей, уровень и характер питания, жилищные условия, образ жизни, состояние здравоохранения и санитарного состояния страны.

Рассмотрим не которые факторы.

Наши рекомендации