Методика выполнения выпускной квалификационной работы
Студент факультета знакомится с темами выпускных квалификационных работ и выбирает одну из них (обязательно в соответствии с выбранной специализации), либо, если на это есть серьезные основания / давно интересуется, уже много читал и т.п./, предлагает на обсуждение с научным руководителем свой вариант темы. До уточнения и обсуждения темы работы на первой встрече с научным руководителем студент знакомится с краткими рекомендациями по теме и с предложенной по теме основной литературой. Затем начинается работа в непосредственном сотрудничестве с научным руководителем. Эта работа может проходить по следующим этапам:
Первая консультация. Во время первой консультации уточняется тема /именно для этого необходимо первичное самостоятельное ознакомление студента с основной литературой по теме/, которая затем утверждается научным руководителем и регистрируется в деканате факультета. Окончательно тема выпускной квалификационной работы утверждается на заседании кафедры психологии и в головном вузе.
Обсуждается план работы, решается вопрос о виде выпускной квалификационной работы - теоретическая, экспериментальная; намечается план выполнения работы.
Кроме этих организационных вопросов, на первой консультации идет работа и по содержанию темы: разбирается существо проблемы, возможные направления исследования, дается оценка современного состояния вопроса в науке, трудности и противоречия в данной проблеме и другие. Это помогает студенту определить собственное отношение к проблеме, легче войти в ее содержание.
Наиболее важным содержательным компонентом первой консультации является определение круга чтения студента по теме выпускной квалификационной работы, то есть подробного и полного списка литературы с указанием, что из него подлежит обязательному изучению.
Первым этапом самостоятельной работы студента по теме выпускной квалификационной работы является чтение и проработка рекомендованной литературы, подготовка на этой основе необходимых материалов / выписок, цитат, сносок и т.п./ для теоретического анализа по теме.
Вторая консультация. Обсуждение характера экспериментальной работы по теме, ее направлений, возможных методов исследования и т.п. вопросов, относящихся к опытно-экспериментальной работе по теме. Обсуждение плана и содержания теоретической части работы на основе прочитанной литературы по проблеме.
Вторым этапом самостоятельной работы студента является проведение намеченной экспериментальной работы, сбор необходимых материалов и работа над теоретической частью выпускной квалификационной работы. После этого необходима третья консультация.
Третья консультация. На ней обсуждается полученный экспериментальный материал, выбираются способы его обработки и анализа, направления использования этих данных.
На третьем этапе самостоятельной работы студент проводит обработку и анализ экспериментального материала, планирует возможное содержание практической части своей работы.
Четвертая консультация. Обсуждаются итоги экспериментальной работы, выводы на основании результатов исследования, обсуждается текст выпускной квалификационной работы в полном объеме.
На четвертом этапе работы слушатель осуществляет литературное оформление теоретической и экспериментальной частей работы, ее выводов и рекомендаций, списка использованной литературы /возможно в черновиках/, которые затем на последующих консультациях обсуждаются с научным руководителем, а на последующих этапах деятельности оформляются в окончательном варианте.
Работа сдается научному руководителю для рецензирования.
Таков примерный план выполнения выпускной квалификационной работы экспериментального характера. Выполнение теоретической работы также предполагает не менее 4 консультаций с научным руководителем.
Функции научного руководителя выпускной квалификационной работы заключаются:
1 - в оказании регулярной (не менее 4 консультаций за весь период выполнения работы) консультативной помощи студенту;
2 - в определении общего направления и характера исследования;
3 - в контролировании хода выполнения курсовой работы на каждом ее этапе;
4 - в оценке успешности деятельности студента по выполнению выпускной квалификационной работы.
Для решения вопросов оценки работы, руководитель привлекает рецензентов из числа других преподавателей института.
Итоговая оценка выставляется при защите выпускной квалификационной работы членами Государственной экзаменационной комиссии.