Мальчик-змей и радужная фасолина
Шел один мальчик по дороге. Посвистывал, листву прутиком сбивал, по сторонам глазел. Шел-шел, и споткнулся о пенек. Остановился, глянул под ноги, а на пеньке фасолинка лежит, и такая красивая – вся светится и всеми цветами радуги переливается. Ахнул мальчик от удивления и сунул фасолину себе за пазуху. Она стала жечь ему грудь. Тогда он переложил ее в карман. Она стала жечь его и через карман. Зажал в кулаке – терпеть невозможно – так горяча фасолина. Что делать? А расстаться с ней уже нет сил – так хороша фасолина.
Осмотрелся мальчик кругом и нашел место приметное, возле большого круглого валуна, из-под которого пробился чистый маленький родник. Вырыл мальчик ямку под камнем и положил туда свою находку. Сияет она в ямке светом чистым переливчатым, аж дух захватывает. Полюбовался на нее и землей присыпал. Место приметил, чтобы сюда приходить, своим сокровищем непокорным любоваться. Крепко эта фасолина ему в сердце запала.
Так случилось, что не смог мальчик прийти в это место ни на следующий день, ни на второй, и только на третий день бегом прибежал он к заветному месту. И что же он видит? Из-под камня толстый и длинный стебель фасоли вырос под самое небо. Высоко-высоко виднелись крепкие и свежие листья фасоли и, самое главное, цветы, еще не совсем раскрывшиеся и поразительно прекрасные. Они, как и фасолина, светились и переливались всеми цветами радуги. Мальчик понял, что это проросла его фасолина. Он даже заплакал от огорчения. Потом ему захотелось достать один из этих прекрасных цветков. Но как же? Мальчик в отчаянии бросился на землю. Он больно ударился, и в глазах у него потемнело. Когда он пришел в себя, то почувствовал во всем теле необыкновенную легкость и гибкость. Его глаза, казалось, видели сразу во все стороны горизонта. Слух его чудесным образом обострился, он слышал, как высоко вверху тонко звенят тычинки и пестики цветов. Этот хрустальный звон зачаровал мальчика. Видно потому он не заметил маленькой серой птички, пролетевшей мимо и свистнувшей ему:
- Будь осторожен!
Он опустил глаза и увидел, что он уже не мальчик, а юный змей – сильный, гибкий, в сверкающей чешуе. Ему почему-то совсем не было страшно, будто так и должно быть. Теперь он мог все. Или почти все. Тогда юный змей в мгновение ока обвился вокруг стебля фасоли и стремительно взвился вверх, к радужным цветам. Скользить вверх по стеблю было так упоительно, что он даже закрыл на мгновение свои самые зоркие на свете глаза. Когда он был уже почти у цели и цветок еще ярче сиял совсем близко от него, солнце ударило его. Юный змей рухнул вниз.
У подножия стебля очнулся мальчик. У него болели голова и плечи. Он подумал, что ушибся, когда падал с высоты. Мальчик вернулся домой и был необычно тих и сосредоточен в тот день. Мама измерила ему температуру и уложила его в постель. Ночью ему приснилось, что он снова змей, а на плечах у него набухли почки.
На следующий день мальчик опять пошел к своей фасоли. Встав у подножия, он посмотрел вверх. Цветы сияли и переливались радугой. За ночь они еще больше раскрылись, и, казалось, освещали все вокруг. Он долго не мог оторвать от них свой взгляд. Потом почувствовал, что снова стал змеем, сильным, гибким и всемогущим. Или почти всемогущим. Он снова все видел и все слышал. Он услышал, как соки продвигаются вверх по стеблю фасоли. Мимо пролетела маленькая птичка и пропела ему прямо в ухо:
- Будь осторожен!
Но юный змей, опьяненный своей силой, тут же забыл про нее и ее слова, обвил кольцами своего тела стебель фасоли и сияющей лентой устремился ввысь, к радужным цветам. И когда цель была уже совсем близка, на него налетел орел и стал клевать его. Юный змей, закричав от неожиданности и боли, рухнул вниз.
Мальчик очнулся у подножия стебля. Сильно болели голова и плечи. Мальчик с трудом поднялся и побрел домой.
Мама накормила его, согрела воды помыться, уложила в постель.
Ночью ему приснилось, что он снова змей, а почки на его плечах лопнули, и из них показались не то листья, не то крылья. Это было очень больно. Мальчик ночью плакал, а мама смачивала в холодной воде полотенце и клала ему на лоб.
На третий день мальчик снова пошел к своей фасоли. Он долго стоял, глядя на радужные цветы, которые стали еще краше, полностью раскрывшись сегодня. Они тихонько звенели и словно звали его к себе. Соки с тихим журчанием поднимались вверх по стволу, корни слабо шуршали под землей, собирая влагу для цветов. Рядом пронеслась маленькая птичка и нежно и тревожно просвистела:
- Будь осторожен!
Он услышал птичку, но не мог оторвать глаз от цветов. Ветерок, который подняла маленькая птичка своими крыльями, охладил на мгновение его лоб.
Он снова был змеем. И за плечами у него было странное и непривычное ощущение. Он повел плечами – и крылья расправились. Змей почувствовал, что силы его чудесным образом возросли, и он взмыл вверх. Теперь ему уже не нужно было ползти по стволу. От счастья даже закружилась голова, а цветы чудесной фасоли были уже совсем близко. Бедный змей! Он не заметил, как быстро сгустились над его головой грозовые тучи. Молния ударила в тот момент, когда он уже потянулся за цветком. Сначала он увидел на месте цветка огромную и ослепительную радугу, потом ослеп и оглох.
Мальчик очнулся у подножия фасоли. Он не мог даже пошевелиться, мог только смотреть вверх. Цветов больше не было, а ствол фасоли стал коричневым и сухим. Соки больше не поднимались вверх по стволу и корни не искали живительной влаги.
Мама нашла его под каким-то сухим, очень высоким деревом. Вверх она не смотрела, потому что сквозь слезы старалась рассмотреть мальчика. Она позвала людей на помощь, и они принесли его домой. Девять дней и девять ночей он был между жизнью и смертью.
***
Юный змей летел свободно и бесстрашно прямо к сияющей радуге.
***
Мальчик медленно шел по радуге. Солнце сияло в безоблачном небе, орел парил в своей недосягаемой выси. Мальчик дошел до вершины сухого стебля фасоли и увидел на нем большой темный стручок. Мальчик дотронулся до него – и створки с тихим звоном распахнулись. Внутри сияли три прекрасные радужные фасолины. Мальчик взял одну из них, а две упали на землю.
***
Мальчик очнулся, открыл глаза. Было утро. За окном что-то свистнула птичка, было слышно, как мама хлопочет на кухне. Вкусно пахло кофе и свежими гренками. Мальчик улыбнулся.
- Спасибо, птичка! – прошептал он.
Он что-то сжимал в правой руке, что-то теплое и пульсирующее, и как будто подмигивающее изнутри невидимым лукавым глазком. Мальчик раскрыл ладонь – на ней лежала самая прекрасная в мире радужная фасолина.
***
Кабы не ты, матушка…
Глава семнадцатая